Постановление Правительства Республики Марий Эл от 27 ноября 2024 г. N 431
"Об утверждении основных направлений государственной долговой политики Республики Марий Эл на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Утвердить прилагаемые основные направления государственной долговой политики Республики Марий Эл на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.
2. Признать утратившими силу постановления Правительства Республики Марий Эл по перечню согласно приложению.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2025 г.
Председатель Правительства |
Ю. Зайцев |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Республики Марий Эл
от 27 ноября 2024 г. N 431
Основные направления
государственной долговой политики Республики Марий Эл на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов
1. Общие положения
Основные направления государственной долговой политики Республики Марий Эл на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов (далее - долговая политика) разработаны в целях обеспечения эффективного управления государственным долгом Республики Марий Эл (далее - государственный долг).
Формирование долговой политики будет осуществляться в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 7 сентября 2022 г. N 382 "О плане мероприятий по консолидации бюджетных средств в целях оздоровления государственных финансов Республики Марий Эл и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Марий Эл", постановлением Правительства Республики Марий Эл от 20 ноября 2012 г. N 429 "Об утверждении государственной программы Республики Марий Эл "Управление государственными финансами и государственным долгом Республики Марий Эл на 2014 - 2030 годы", соглашением о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Республики Марий Эл, соглашениями о предоставлении бюджету Республики Марий Эл из федерального бюджета бюджетных кредитов, заключенными с Министерством финансов Российской Федерации.
2. Итоги реализации долговой политики в 2023 - 2024 годах
Основными целями долговой политики в 2023 году являлось поддержание объема государственного долга и уровня долговой нагрузки на республиканский бюджет Республики Марий Эл на экономически безопасном уровне, своевременное исполнение долговых обязательств Республики Марий Эл.
По состоянию на 1 января 2024 г. объем государственного долга составил 12 350,0 млн. рублей. По сравнению с началом 2023 года объем государственного долга увеличился на 2 262,6 млн. рублей. Такое увеличение долга носило временный характер и было связано с предоставлением Республике Марий Эл бюджетного кредита из федерального бюджета на опережающее финансирование расходных обязательств Республики Марий Эл, который был погашен уже в первом полугодии 2024 г.
В структуре государственного долга на 1 января 2024 г. доля бюджетных кредитов из федерального бюджета составила 96,0 процента, доля долговых обязательств по кредитам кредитных организаций и государственным ценным бумагам Республики Марий Эл (далее - рыночные долговые обязательства, рыночные заимствования) - 4,0 процента.
Долговая нагрузка (отношение объема государственного долга к объему налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл) на 1 января 2024 г. составила 40,1 процента (по состоянию на 1 января 2023 г. долговая нагрузка составляла 37,4 процента). Начиная с 2022 года долговая нагрузка поддерживается на экономически безопасном уровне.
Рыночная долговая нагрузка (отношение объема рыночных долговых обязательств к объему налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл) на 1 января 2024 г. составила 1,6 процента (по состоянию на 1 января 2023 г. рыночная долговая нагрузка составляла 3,7 процента).
В 2023 году в республиканский бюджет Республики Марий Эл привлечено 3 902,8 млн. рублей заемных средств. На погашение заимствований направлено 1 640,2 млн. рублей.
Государственные внутренние заимствования Республики Марий Эл в 2023 году осуществлялись в виде бюджетных кредитов, в том числе:
в сумме 699,7 млн. рублей на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов Республики Марий Эл, таких как строительство бульвара 75-летия Победы в пгт Медведево, строительство рекреационной зоны по ул. Чернякова между пгт Медведево и г. Йошкар-Олой, а также проектирование и строительство пассажирского терминала в аэропорту г. Йошкар-Олы. Срок пользования данным кредитом составит 15 лет с платой за пользование кредитными средствами по ставке 3 процента годовых;
в сумме 300,0 млн. рублей - специальный казначейский кредит, который направлен на приобретение сорока автобусов среднего класса для осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам. Срок пользования данным кредитом также составит 15 лет с платой за пользование кредитными средствами по ставке 3 процента годовых;
в сумме 2 903,1 млн. рублей на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в целях опережающего финансирования расходных обязательств Республики Марий Эл. Кредит предоставлен при условии возврата не позднее 30 апреля 2024 г. по ставке ОД процента годовых.
Кредиты кредитных организаций в течение 2023 года не привлекались.
С целью неувеличения объема государственного долга государственные гарантии Республики Марий Эл не предоставлялись.
Расходы на обслуживание государственного долга в 2023 году составили 128,7 млн. рублей. По сравнению с уровнем 2022 года расходы сократились на 141,7 млн. рублей, или на 52,4 процента. Снижение расходов обусловлено замещением в 2021 - 2022 годах коммерческих кредитов бюджетными кредитами, предоставленными на эти цели из федерального бюджета.
Погашение и обслуживание долговых обязательств Республики Марий Эл осуществлялись в установленные сроки и в полном объеме.
По итогам 2023 года Республикой Марий Эл соблюдены ограничения по уровню дефицита республиканского бюджета Республики Марий Эл и объему государственного долга, закрепленные в соглашениях о реструктуризации бюджетных кредитов, заключенных между Республикой Марий Эл и Министерством финансов Российской Федерации.
Требования бюджетного законодательства Российской Федерации по размеру дефицита республиканского бюджета Республики Марий Эл, объему государственного долга, предельному объему заимствований, расходам на обслуживание государственного долга по итогам 2023 года также соблюдены.
В 2024 году в Республике Марий Эл продолжает проводиться ответственная долговая политика.
В 2024 году Республика Марий Эл получила инфраструктурный бюджетный кредит в сумме 200,3 млн. рублей, который направлен на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов Республики Марий Эл, таких как строительство рекреационной зоны по ул. Чернякова между пгт Медведево и г. Йошкар-Олой, а также приобретение троллейбусов для г. Йошкар-Олы. Срок пользования данным кредитом составит 15 лет с платой за пользование кредитными средствами по ставке 3 процента годовых.
Кредиты кредитных организаций в течение 2024 года не привлекались и привлекаться не будут.
В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 г., федеральным законом о федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов в 2024 году не подлежит погашению две трети задолженности субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам, за исключением задолженности по инфраструктурным бюджетным кредитам, специальным казначейским кредитам и кредитам на пополнение остатка средств на едином счете бюджета. Для Республики Марий Эл сумма сэкономленных средств составит 760,1 млн. рублей, которые должны быть целевым образом направлены на поддержку инвестиций и инфраструктурные проекты.
В августе 2024 г. Республика Марий Эл осуществила погашение государственных облигаций Республики Марий Эл, которые находились в обращении с 2017 года. Погашение обеспечено за счет собственных доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл.
По итогам 2024 года структура государственного долга будет на 100 процентов состоять из бюджетных кредитов. Впервые с 2000 года Республика Марий Эл не имеет обязательств по рыночным заимствованиям.
Долговая нагрузка на республиканский бюджет Республики Марий Эл к концу 2024 года прогнозируется на уровне не выше 28,7 процента, по рыночным долговым обязательствам будет отсутствовать.
В абсолютном выражении объем государственного долга к концу 2024 года прогнозируется на уровне 8 721,1 млн. рублей, со снижением относительно начала года на 3 628,9 млн. рублей, или на 29,4 процента. Такое снижение долга обеспечено за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, направленных на погашение бюджетного кредита на опережающее финансирование расходных обязательств Республики Марий Эл, а также за счет собственных доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл, направленных на погашение долговых обязательств.
Ожидаемый по итогам 2024 года объем государственного долга соответствует целевым показателям, установленным соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов, соглашениями о предоставлении Республике Марий Эл бюджетных кредитов, и не превышает предельных значений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.
По результатам оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации, проведенной Министерством финансов Российской Федерации в 2024 году в соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Республика Марий Эл отнесена к группе субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости.
Российское рейтинговое агентство "Эксперт РА" подтвердило в 2024 году рейтинг кредитоспособности Республики Марий Эл по национальной рейтинговой шкале на уровне "гиВВВ+" со стабильным прогнозом.
В целях обеспечения открытости данных информация о величине и структуре государственного долга и о сроках его погашения ежемесячно размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Министерства финансов Республики Марий Эл.
Динамика основных показателей, характеризующих государственный долг, за 2022 - 2024 годы приведена в таблице:
Наименование показателя |
Значение показателя |
||
2022 год |
2023 год |
2024 год (оценка) |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Дефицит республиканского бюджета Республики Марий Эл, млн. рублей |
профицит |
1 027,9 |
1 647,8 |
Отношение дефицита республиканского бюджета Республики Марий Эл к объему налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл, процентов |
- |
3,3 |
5,1 |
Государственный долг на конец года, млн. рублей в том числе: |
10 087,4 |
12 350,0 |
8 721,1 |
бюджетные кредиты |
9 087,4 |
11 850,0 |
8 721,1 |
кредиты кредитных организаций |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
государственные ценные бумаги |
1 000,0 |
500,0 |
0,0 |
государственные гарантии |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Отношение объема государственного долга к объему налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл, процентов |
37,4 |
40,1 |
27,2 |
Расходы на обслуживание государственного долга, млн. рублей |
270,4 |
128,7 |
93,8 |
Доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов республиканского бюджета Республики Марий Эл, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, процентов |
0,5 |
0,2 |
од |
3. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики
Долговая политика определяется текущими особенностями развития экономики Республики Марий Эл и экономики Российской Федерации в целом, а также требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.
В планируемом периоде одновременно несколько факторов будут определять характер и направления долговой политики:
соблюдение условий, установленных соглашением о предоставлении республиканскому бюджету Республики Марий Эл из федерального бюджета бюджетного кредита для погашения рыночных долговых обязательств Республики Марий Эл и муниципальных образований, заключенным с Министерством финансов Российской Федерации в 2021 году. Указанное соглашение предусматривает обязательство Республики Марий Эл обеспечить неувеличение на 1 января 2026 г., на 1 января 2027 г. и на 1 января 2028 г. доли общего объема рыночных долговых обязательств Республики Марий Эл и рыночных долговых обязательств муниципальных образований в Республике Марий Эл более 25 процентов объема доходов консолидированного бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений за 2025 - 2027 годы соответственно;
списание двух третей задолженности регионов по бюджетным кредитам, за исключением задолженности по инфраструктурным бюджетным кредитам, специальным казначейским кредитам и кредитам на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, при условии целевого направления высвобождаемых средств на поддержку инвестиций и на инфраструктурные проекты, анонсированное Президентом Российской Федерации Путиным В.В. 29 февраля 2024 г. в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации;
проводимая Центральным банком Российской Федерации денежно-кредитная политика, принимаемые решения по уровню ключевой ставки.
4. Цели и задачи долговой политики
Долговая политика как составная часть бюджетной политики Республики Марий Эл призвана обеспечить последовательность реализации целей и решения задач предыдущего периода 2023 - 2024 годов.
В связи с этим основной целью долговой политики продолжает оставаться поддержание объема и структуры государственного долга на уровне, позволяющем обеспечить исполнение расходных обязательств республиканского бюджета Республики Марий Эл и долговых обязательств Республики Марий Эл и при этом решать поставленные социально-экономические задачи.
Основными задачами в сфере долговой политики являются:
обеспечение исполнения государственных долговых обязательств Республики Марий Эл в полном объеме и в установленные сроки;
дальнейшее снижение уровня долговой нагрузки на республиканский бюджет Республики Марий Эл в среднесрочной перспективе;
формирование структуры государственного долга с приоритетом среднесрочных и долгосрочных заимствований в целях обеспечения равномерной нагрузки и снижения риска рефинансирования;
обеспечение минимально возможной стоимости обслуживания государственного долга с учетом ситуации на финансовом рынке;
продолжение использования практики присвоения Республике Марий Эл кредитного рейтинга в целях расширения круга потенциальных инвесторов и кредиторов, формирования благоприятной репутации региона в инвестиционном и банковском сообществе, создания его положительной кредитной истории, оценки способности региона своевременно и в полном объеме выполнять свои финансовые обязательства;
установление моратория на предоставление государственных гарантий Республики Марий Эл;
информационная открытость в вопросах долговой политики;
эффективное управление текущей ликвидностью республиканского бюджета Республики Марий Эл для покрытия временных кассовых разрывов за счет использования:
краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете республиканского бюджета Республики Марий Эл;
механизма привлечения временно свободных остатков средств на счетах государственных автономных и бюджетных учреждений Республики Марий Эл.
Выполнению поставленных задач будет способствовать дальнейшая реализация плана мероприятий по консолидации бюджетных средств в целях оздоровления государственных финансов Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 7 сентября 2022 г. N 382 "О плане мероприятий по консолидации бюджетных средств в целях оздоровления государственных финансов Республики Марий Эл и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Марий Эл".
5. Инструменты реализации долговой политики
Реализация долговой политики будет осуществляться с использованием следующих инструментов:
инфраструктурные бюджетные кредиты из федерального бюджета. Указанный инструмент позволяет привлекать заемные средства для финансового обеспечения реализации инфраструктурных проектов в пределах лимитов, распределенных на федеральном уровне. Инфраструктурные бюджетные кредиты привлекаются на срок до 15 лет по ставке 3 процента годовых с ежегодным погашением равными долями начиная с третьего года предоставления инфраструктурного бюджетного кредита;
краткосрочные бюджетные кредиты на пополнение остатка средств на едином счете республиканского бюджета Республики Марий Эл, предоставляемые Управлением Федерального казначейства по Республике Марий Эл. Использование данного инструмента под 0,1 процента годовых при условии его возврата не позднее последнего рабочего дня текущего финансового года является оптимальной альтернативой поддержания текущей ликвидности республиканского бюджета Республики Марий Эл в случае возникновения временных кассовых разрывов в течение финансового года;
привлечение временно свободных остатков средств на счетах государственных автономных и бюджетных учреждений Республики Марий Эл для покрытия временных кассовых разрывов в течение финансового года;
кредиты кредитных организаций. Этот инструмент реализации долговой политики позволяет привлекать заемные средства на рефинансирование долговых обязательств на среднесрочный период и досрочно возвращать их при наличии возможности без излишних финансовых потерь. При применении этого инструмента используется конкурентный способ определения исполнителей в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Реализация долговой политики требует взвешенного сочетания и применения указанных выше инструментов.
6. Анализ рисков для республиканского бюджета Республики Марий Эл, возникающих в процессе управления государственным долгом
При реализации долговой политики наиболее существенными являются следующие риски:
процентный риск - риск увеличения объема расходов на обслуживание государственного долга, связанный с ростом процентных ставок на финансовом рынке;
риск рефинансирования - риск потерь вследствие чрезвычайно невыгодных условий привлечения заимствований на рефинансирование действующих долговых обязательств;
риск ликвидности - риск, связанный с отсутствием в республиканском бюджете Республики Марий Эл средств, необходимых для полного и своевременного исполнения долговых обязательств.
Целями управления рисками, связанными с управлением государственным долгом Республики Марий Эл, являются:
мониторинг конъюнктуры финансовых рынков с целью анализа перспективы рефинансирования имеющихся долговых обязательств;
учет прогнозов изменения процентных ставок на финансовом рынке (в том числе ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации) при планировании расходов на обслуживание государственного долга;
снижение рисков неисполнения республиканского бюджета Республики Марий Эл за счет использования бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете республиканского бюджета Республики Марий Эл, а также привлечения временно свободных остатков средств на счетах государственных автономных и бюджетных учреждений Республики Марий Эл;
равномерное распределение объемов платежей по погашению долговых обязательств по годам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 27 ноября 2024 г. N 431 "Об утверждении основных направлений государственной долговой политики Республики Марий Эл на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
Вступает в силу с 1 января 2025 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал Республики Марий Эл (марийэл.рф) 27 ноября 2024 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 29 ноября 2024 г. N 1200202411290001