02 июля 2014 г. |
Дело N А56-12581/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Кадулина А.В., Рудницкого Г.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Алеховщина" Ким А.Ю. (доверенность от 21.06.2013), Козьякова А.С. (доверенность от 03.06.2014), от Федерального агентства лесного хозяйства Корчагиной С.С. (доверенность от 16.06.2014), от Комитета по природным ресурсам Ленинградской области Степановой С.Н. (доверенность от 14.01.2013), от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области Мушниковой Е.А. (доверенность от 10.07.2013), от администрации муниципального образования "Лодейнопольский муниципальный район" Ленинградской области Зинковой С.В. (доверенность от 10.01.2014), от открытого акционерного общества "Ленинградская ГАЭС" Чекасина Д.В. (доверенность от 20.01.2014), Мамонтовой Н.А. (доверенность от 09.01.2014), от общества с ограниченной ответственностью "Крона" Штольц Л.М. (доверенность от 02.09.2013), от общества с ограниченной ответственностью "Свирьлес" генерального директора Андрющенко С.К. (решение единственного участника от 26.03.2012 N 18), Новоселова А.А. (доверенность от 20.05.2014), от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Лобецкого Д.О. (доверенность от 04.06.2012),
рассмотрев 25.06.2014 в открытом судебном заседании кассационные жалобы открытого акционерного общества "Ленинградская ГАЭС", Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, общества с ограниченной ответственностью "Свирьлес", общества с ограниченной ответственностью "Крона" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2013 (судья Балакир М.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2014 (судьи Аносова Н.В., Зайцева Е.К., Масенкова И.В.) по делу N А56-12581/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Алеховщина", место нахождения: 187719, Ленинградская обл., Лодейнопольский район, с. Алеховщина, Алеховщинская ул., д. 3, ОГРН 1024701532833 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Департаменту лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, место нахождения: 193311, Санкт-Петербург, Институтский пр., д. 21б, ОГРН 1077847120944 (далее - Департамент), Комитету по природным ресурсам Ленинградской области, место нахождения: 197342, Санкт-Петербург, Торжковская ул., д. 4, ОГРН 1077847192609 (далее - Комитет), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области, место нахождения: 109012, Москва, Никольский пер., д. 9, ОГРН 1087746829994 (далее - ТУ ФАУГИ), федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757 (далее - Кадастровая палата), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, место нахождения: 109830, Москва, Воронцово поле, д. 4а, ОГРН 1047796940465 (далее - Управление Росреестра), о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью 3 995 900 000 кв. м с условным номером 47-78-01/022/2009-464 и кадастровым номером 47:06:0000000:125 и исключении записи регистрации от 29.12.2008 N 47-78-01/022/2008-464 из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), о признании незаконной постановки названного земельного участка на кадастровый учет.
Иск принят к производству суда, делу присвоен номер А56-12581/2013.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Администрация муниципального образования "Лодейнопольский муниципальный район" Ленинградской области, место нахождения: 187700, Ленинградская обл., г. Лодейное Поле, пр. Ленина, д. 20, ОГРН 1054700399368 (далее - Администрация).
Уточняя заявленное требование в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), истец просил:
- признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 3 995 900 000 кв. м с условным номером 47-78-01/022/2009-464 и кадастровым номером 47:06:0000000:125 и исключить из ЕГРП запись регистрации от 29.12.2008 N 47-78-01/022/2008-464;
- признать незаконными действия уполномоченного органа по формированию и постановке на кадастровый учет названного земельного участка, расположенного по адресу: Ленинградская область, Лодейнопольский район, Лодейнопольское лесничество, участковые лесничества: Лодейнопольское (кв. 1-96), Кондушское (кв. 1-120), Свирское (кв. 1-220), Люговское (кв. 1-89), Мандрогское (кв. 1-187), Доможировское (кв. 1-115), Тененское (кв. 1-98), Шапшинское (кв. 1-153), Шоткусское (кв. 1-62), Алеховщинское (кв. 1-124). Приозерское (кв. 1-136), Яровщинское (кв. 1-142), Ребовское (кв. 1-204), Свирское сельское (кв. 1-75, 101-126, 201-332), Алеховщинское сельское (кв. 1-167), Тервеничское (кв. 1-244);
- обязать устранить допущенные нарушения прав Общества путем исключения из Государственного кадастра недвижимости сведений об этом земельном участке.
Определением от 17.07.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены открытое акционерное общество "Ленинградская ГАЭС" (далее - ОАО "Ленинградская ГАЭС"), Ленинградское областное государственное предприятие "Лодейнопольское дорожное ремонтно-строительное управление", общество с ограниченной ответственностью "Тимбер-Холдинг", общество с ограниченной ответственностью "Стройнет", открытое акционерное общество "Доможировский леспромхоз", закрытое акционерное общество "Оятский леспромхоз", общество с ограниченной ответственностью "Алтын", общество с ограниченной ответственностью "Крона" (далее - ООО "Крона"), общество с ограниченной ответственностью "Свирьлес" (далее - ООО "Свирьлес").
Комитет обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными:
- постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 47:06:0000000:65, расположенного по адресу: Ленинградская область, Лодейнопольский район Алеховщинская волость, Алеховщинское лесничество (кв. 1-167), ЛОГУ "Ленообллесхоз" (земли сельскохозяйственного назначения);
- решения Кадастровой палаты о постановке на кадастровый учет названного земельного участка и обязании ее снять участок с кадастрового учета.
Иск принят к производству суда, арбитражному делу присвоен номер А56-35216/2013.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Общество, ТУ ФАУГИ, Администрация, Департамент, Управление Росреестра.
Производство по делам N А56-12581/2013 и А56-35216/2013 объединено в одно с присвоением номера А56-12581/2013.
Решением от 09.10.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.02.2014, требования Общества удовлетворены, в удовлетворении заявления Комитета отказано.
В кассационных жалобах ОАО "Ленинградская ГАЭС", Департамент, Комитет, ООО "Свирьлес", ООО "Крона", ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просят решение от 09.10.2013 и постановление 13.02.2014 отменить, принять новый судебный акт или направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению ОАО "Ленинградская ГАЭС", товариществу с ограниченной ответственностью "Алеховщина" (далее - ТОО "Алеховщина") в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством были предоставлены колхозные леса, входящие в государственный лесной фонд и не подлежащие приватизации; план лесного участка с кадастровым номером 47:06:0000000:125, на основании которого произошла регистрация права собственности Российской Федерации, выполнен по материалам лесоустройства и соответствует законодательству; орган кадастрового учета провел процедуру по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости на основании сведений ЕГРП в порядке статей 45, 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ); иск о признании права отсутствующим является ненадлежащим способом защиты права; выводы судов о пропуске Комитетом срока, установленного статьей 198 АПК РФ, необоснованны.
В своей кассационной жалобе Департамент сослался на то, что ТОО "Алеховщина" выделялся участок, относящийся к землям лесного фонда, оснований для изменения его на категорию "земли сельскохозяйственного назначения" не имелось; перевод спорных земель из земель лесного фонда не проводился; формирование земельного участка с кадастровым номером 47:06:0000000:65 произведено с нарушением закона в связи с неверным указанием категории земель; судами неправильно истолкована правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенная в постановлении от 22.05.2012 N 16576/11; предоставление земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования не исключает отнесение его к землям лесного фонда и не может являться основанием для изменения категории земель; лесоустроительные планшеты, изготовленные на основе топографических карт, составлены в соответствии с действовавшим законодательством и являются надлежащими доказательствами по делу; принятое судами решение нарушает право Российской Федерации и принципы Лесного законодательства Российской Федерации; поскольку правопредшественник Общества имел организационно-правовую форму "совхоз", участок лесного фонда не мог быть передан ему в бессрочное пользование; Общество реализовало право на предоставление участка в пользование, заключив 09.11.2004 с федеральным государственным учреждением "Ленинградское управление сельскими лесами" договор безвозмездного пользования; из состава государственной собственности спорный участок не выбывал, сохранение записи о праве собственности Российской Федерации на участок с кадастровым номером 47:06:0000000:125 не нарушает прав Общества; в ходе рассмотрения дела судами были нарушены права Департамента, предусмотренные частью 2 статьи 8 АПК РФ; Обществом избран ненадлежащий способ защиты права; удовлетворение иска о признании права Российской Федерации отсутствующим повлечет за собой ликвидацию лесничества.
Как указывает в кассационной жалобе Комитет, колхозные леса являлись частью государственного лесного фонда, поэтому Обществу в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с действовавшим в тот период законодательством были предоставлены колхозные леса, входящие в государственный лесной фонд и являющиеся собственностью государства; орган кадастрового учета выполнил процедуру по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости на основании сведений ЕГРП в порядке статей 45, 47 Закона N 221-ФЗ; право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда возникло в силу закона; план лесного участка, на основании которого произошла регистрация права Российской Федерации на участок с кадастровым номером 47:06:0000000:125, выполнен на основании материалов лесоустройства; доказательства объединения земельных участков с кадастровыми номерами 47:06:0000000:125 и 47:06:0000000:65 в материалах дела отсутствуют; судами признано отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 47:06:0000000:125, при этом не оспорены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации прав; право Общества на земельный участок с кадастровым номером 47:06:0000000:65 не зарегистрировано.
По мнению ООО "Свирьлес", судами нарушены статьи 4, 170 АПК РФ и не применены законы, подлежащие применению, в частности части 2 и 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" статьи 7, 8, 12, 91, 130 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 45, 47 Закона N 221-ФЗ.
Как указывает ООО "Крона", спорные участки являются землями лесного фонда; постановление мэра Лодейнопольского района Ленинградской области от 06.01.1994 N 3 и выданный на его основании акт на право пользования землей изданы с превышением полномочий; кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 47:06:0000000:65 был проведен с существенным нарушением норм законодательства; истечение срока исковой давности в отношении требований Общества является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В отзыве на кассационные жалобы Общество просит оставить принятые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители ОАО "Ленинградская ГАЭС", Департамента, Комитета, ООО "Свирьлес", ООО "Крона", Администрации, Кадастровой палаты поддержали доводы кассационных жалоб, а представители Общества против их удовлетворения возражали.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, совхозу "Алеховщина" Лодейнопольского района Ленинградской области 04.07.1990 выдан Государственный акт на право пользования землей серии А-I N 011614 о закреплении за ним в бессрочное и бесплатное пользование 28 700 га земли в границах согласно плану землепользования для сельскохозяйственных целей.
Постановлением мэра Лодейнопольского района Ленинградской области от 06.01.1994 "О перерегистрации права на землепользование товариществу с ограниченной ответственностью "Алеховщина" товариществу с ограниченной ответственностью "Алеховщина" (далее - ТОО "Алеховщина") предоставлено в бессрочное (постоянное) пользование 23 637 га земель, в том числе 21 945 га лесных площадей, 20.04.1994 выдано свидетельство о праве собственности на землю.
Впоследствии ТОО "Алеховщина" было реорганизовано в Общество.
На основании статьи 36 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 года) и распоряжения правительства Ленинградской области от 11.10.2004 N 446-р "О предоставлении в безвозмездное пользование участков лесного фонда на территории Лодейнопольского района" федеральным государственным учреждением "Ленинградское управление сельскими лесами" и Обществом заключен договор безвозмездного пользования участками лесного фонда от 09.11.2004, предметом которого явилась в том числе передача Обществу в безвозмездное пользование участков лесного фонда общей площадью 21 942 га, расположенных в границах кварталов 1-167 Алеховщинского лесничества Лодейнопольского сельского лесхоза Лодейнопольского района Ленинградской области, сроком на десять лет для осуществления побочного пользования.
Из письма Кадастровой палаты от 21.06.2012 N 318 следует, что в 2006 году из земельного участка площадью 23 637 га образованы два земельных участка: площадью 21 942 га с кадастровым номером 47:06:0000000:65 для ведения лесного хозяйства (включает кварталы N 1-167 Алеховщинского лесничества) и площадью 16 950 га с кадастровым номером 47:06:0000000:70 для сельскохозяйственного производства. Данные земельные участки отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Из кадастрового плана земельного участка с кадастровым номером 47:06:0000000:65 (прежний номер 47:06:00-00-000-0039), выданного Территориальным отделом Управления Роснедвижимости по Ленинградской области по Лодейнопольскому району 26.03.2007 N 41/07-1-419 усматривается, что на эту дату осуществлен учет участка площадью 21 942 га, категория земель - сельскохозяйственное назначение, разрешенное использование - для ведения лесного хозяйства, местоположение: Алеховщинское лесничество, ТОО "Алеховщина" (1-167 кварталы), ЛОГУ "Ленобллесхоз". Сведения о правах отсутствуют.
Распоряжением правительства Ленинградской области от 10.12.2008 N 622-р "О передаче лесов, ранее числившихся сельскохозяйственными лесами, для обеспечения государственной регистрации права собственности Российской Федерации" леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций с разграничением по лесничествам, переданы в ТУ ФАУГИ.
Свидетельством о государственной регистрации права собственности от 29.12.2008 подтверждается, что за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на лесной участок Лодейнопольского лесничества общей площадью 3 103 560 000 кв. м, расположенный по адресу: Ленинградская область, Лодейнопольский район, Лодейнопольское лесничество, участковые лесничества: Лодейнопольское (кв. 1-96), Кондушское (кв. 1-120), Свирское (кв. 1-220), Люговское (кв. 1-89), Мандрогское (кв. 1-187), Доможировское (кв. 1-115), Тененское (кв. 1-98), Шапшинское (кв. 1-153), Шоткусское (кв. 1-62), Алеховщинское (кв. 1-124), Пирозерское (кв. 1-136), Яровщинское (кв. 1-142), Ребовское (кв. 1-204), категория земель: земли лесного фонда.
В указание местоположения названного земельного участка 12.04.2011 добавлены Свирское сельское (кв. 1-75, 101-126, 201-332), Алеховщинское сельское (кв. 1-167), Тервеничское (кв. 1-244) участковые лесничества.
В качестве основания для внесения изменений послужил приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 14.11.2007 N 452 "Об определении количества лесничеств на территории Ленинградской области и установлении их границ", в приложении к которому Алеховщинское лесничество указано как часть Лодейнопольского лесничества. Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 17.10.2008 N 319 утверждены приложение в новой редакции с указанием количества лесничеств на территории Ленинградской области и их границ, а также план лесного участка, удостоверенный Комитетом 01.04.2011.
Кадастровой выпиской о земельном участке от 30.07.2010 N 47/201/10-0006 Управления Росреестра подтверждается кадастровый учет земельного участка площадью 3 995 900 000 кв. м с кадастровым номером 47:06:0000000:125 (предыдущий номер 47-78-01/022/2008-464, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 29.12.2008), расположенного по адресу: Ленинградская область, Лодейнопольский район, Лодейнопольское лесничество, в который включено Алеховщинское сельское участковое лесничество (кв. 1-167), категория земель - земли лесного фонда. Отмечена регистрация в отношении участка права Федеральной собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права от 16.03.2009 N 78-АГ 768489. В выписке содержится отметка, что границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
С учетом изложенного суды посчитали установленным, что в постоянное (бессрочное) пользование ТОО "Алеховщина" для сельскохозяйственного производства предоставлен земельный участок площадью 23 637 га, разделенный в последующем на два земельных участка; факт наложения границ земельного участка с кадастровым номером 47:06:0000000:125 на территорию земельного участка с кадастровым номером 47:06:00000000:65 со ссылкой на заключение специалиста - кадастрового инженера общества с ограниченной ответственностью "Кордан" Данилова В.И. от 20.09.2013 N 01/09В и заключение эксперта общества с ограниченной ответственностью "Тайвола-холдинг"; объединение земельных участков произведено с нарушением положений статьи 11.6 Земельного кодекса Российской Федерации. Суды сослались на отсутствие доказательств прекращения права постоянного (бессрочного) пользования Общества на спорный участок и его перевода в земли лесного фонда, указали на то, что представленные в материалы дела планы лесного участка, копии материалов лесоустройства 1994 года, выдержки из таксационных книг не являются надлежащими доказательствами принадлежности земельного участка с кадастровым номером 47:06:0000000:65 к землям лесного фонда по ссылкой на правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2012 N 16576/11. Суды пришли к выводу, что сохранение существующей записи о праве Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 47:06:00000000:125 делает невозможным реализацию правомочий Общества на распоряжение земельным участком, в отношении которого ему было предоставлено право постоянного (бессрочного) пользования, что постановка на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 3 995 900 000 кв. м с кадастровым номером 47:06:00000000:125 незаконна, и удовлетворили требования Общества, отказав в удовлетворении заявления Комитета. При отказе в удовлетворении требований Комитета суды также приняли во внимание пропуск Комитетом срока, предусмотренного статьей 198 АПК РФ.
Между тем при вынесении судебных актов суды не учли следующее.
Существенным для настоящего спора является вопрос, относится ли земельный участок с кадастровым номером 47:06:0000000:65 к категории земель лесного фонда. При разрешении этого вопроса суды исходили из сведений государственного кадастра недвижимости, отклонив в качестве надлежащих доказательств планы лесного участка, материалы лесоустройства 1994 года, выдержки из таксационных книг.
Вместе с тем судами не принято во внимание то обстоятельство, что правопредшественнику Общества в составе 23 637 га земель в постоянное (бессрочное) пользование предоставлено 21 945 га лесных площадей, расположенных в границах кварталов 1-167 Алеховщинского лесничества Лодейнопольского сельского лесхоза Лодейнопольского района Ленинградской области.
В соответствии со статьей 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 N 4613-1 во владении колхозов, совхозов находились леса, ранее переданные колхозам в бессрочное пользование, а также леса, закрепленные за совхозами.
Лесным кодексом Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ было установлено, что леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций (далее - сельские леса), входят в границы лесного фонда и предоставляются сельскохозяйственным организациям на праве безвозмездного пользования (статьи 36, 130).
Согласно статье 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Таким образом, ТОО "Алеховщина" в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с действовавшим в тот период законодательством были предоставлены колхозные леса, входящие в государственный лесной фонд и являющиеся собственностью государства, не подлежащие приватизации.
Суды не приняли во внимание, что впоследствии земельный участок (21 942 га лесных площадей) на основании статьи 36 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 года) передан Обществу по договору безвозмездного пользования участками лесного фонда от 09.11.2004, в течение 10 лет Общество владело участком на обязательственном праве и его не оспаривало. Суды, сделав вывод о том, что заключение договора безвозмездного пользования спорным земельным участком не прекращает ранее предоставленное Обществу право постоянного (бессрочного) пользования этим участком, допустили одновременно наличие у Общества обязательственного и вещного права на названный земельный участок.
Кассационная инстанция также обращает внимание на то, что иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных гражданским законодательством. Как разъяснено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2012 N 10288/12, целью иска о признании права отсутствующим является оспаривание зарегистрированного права или обременения другого лица, поэтому при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество.
Таким образом, предъявление Обществом иска о признании отсутствующим права Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 47:06:0000000:125 обусловило разрешение спора о праве на этот земельный участок.
Кассационная инстанция также отмечает, что соотношение правомочий собственника и обладателя ограниченного вещного права определяется правилами Гражданского кодекса Российской Федерации о соответствующем вещном праве. Из материалов дела не следует, что Общество представило доказательства наличия "конфликта" между указанными правами (правом собственности Российской Федерации и своим ограниченным вещным правом) и нарушения в связи с этим его прав и законных интересов. Иск Общества направлен на защиту права постоянного (бессрочного) пользования, которое является производным от права собственности. Вместе с тем, удовлетворяя требование Общества о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 47:06:0000000:125, суды не определили собственника этого земельного участка, не отнесли его и к землям, собственность на которые не разграничена.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 198 АПК РФ, а также в соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный акт государственного органа может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Согласно частям 2, 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным Законом недвижимом имуществе, а также иных предусмотренных названным Законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных указанным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу части 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых, указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 данного Закона, сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно указанным нормам права кадастровый учет земельного участка подтверждает лишь факт индивидуализации объекта гражданских прав в гражданском обороте. Кадастровый учет земельного участка не порождает в отношении него прав и обязанностей.
Из разъяснений, содержащихся в пунктах 52, 53, 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что требование, направленное на оспаривание правомерности кадастрового учета смежного (пересекающегося) участка, должно рассматриваться в исковом порядке.
Таким образом, удовлетворение судами заявления Общества о признании незаконными действий уполномоченного органа по учету земельного участка с кадастровым номером 47:06:0000000:125, по существу направленных на изменение границ данного участка, в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основании выводов о том, что зарегистрированный без определения границ земельный участок налагается на другой участок, что фактически произошло объединение земельных участков в порядке статьи 11.6 ЗК РФ, повлекшее образование нового земельного участка с кадастровым номером 47:06:0000000:125 и нарушение положений статей 11.2, 11.6 ЗК РФ, статей 22, 27 Закона N 221-ФЗ, а также прав Общества, и как следствие признание отсутствующим права собственности Российской Федерации на названный земельный участок, неправомерно.
При указанных обстоятельствах оспариваемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2014 по делу N А56-12581/2013 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
Т.С. Гафиатуллина |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из разъяснений, содержащихся в пунктах 52, 53, 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что требование, направленное на оспаривание правомерности кадастрового учета смежного (пересекающегося) участка, должно рассматриваться в исковом порядке.
Таким образом, удовлетворение судами заявления Общества о признании незаконными действий уполномоченного органа по учету земельного участка с кадастровым номером 47:06:0000000:125, по существу направленных на изменение границ данного участка, в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основании выводов о том, что зарегистрированный без определения границ земельный участок налагается на другой участок, что фактически произошло объединение земельных участков в порядке статьи 11.6 ЗК РФ, повлекшее образование нового земельного участка с кадастровым номером 47:06:0000000:125 и нарушение положений статей 11.2, 11.6 ЗК РФ, статей 22, 27 Закона N 221-ФЗ, а также прав Общества, и как следствие признание отсутствующим права собственности Российской Федерации на названный земельный участок, неправомерно."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 июля 2014 г. N Ф07-2656/14 по делу N А56-12581/2013
Хронология рассмотрения дела:
02.07.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2656/14
13.02.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-25208/13
09.10.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-12581/13
04.09.2013 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-12581/13