Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Муниципальная программа
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Темниковского муниципального района Республики Мордовия"
г. Темников 2024 г.
Паспорт
муниципальной программы Темниковского муниципального района Республики Мордовия "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Темниковского муниципального района Республики Мордовия"
Наименование муниципальной программы |
Муниципальная программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Темниковского муниципального района Республики Мордовия" (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке муниципальной программы, дата утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) |
Постановление администрации Темниковского муниципального района Республики Мордовия от 02.08.2023 г. N 271 "Об утверждении Перечня муниципальных программ, предлагаемых к реализации с 2024 года на территории Темниковского муниципального района". |
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Администрация Темниковского муниципального района Республики Мордовия |
Соисполнители муниципальной программы |
Управление по экономике Администрации Темниковского муниципального района; Управление по вопросам строительства и ЖКХ Администрации Темниковского муниципального района; Управление по социальной работе Администрации Темниковского муниципального района; Финансовое управление Администрации Темниковского муниципального района. |
Участники муниципальной программы |
1. Администрации Темниковского городского и сельских поселений Темниковского муниципального района. 2. Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия (по согласованию) 3. Муниципальные учреждения социальной сферы района. 5. МУП "Темниковэлектротеплосеть" (по согласованию) 6. МУП "Андреевское ЖКХ". 7. МУП "КХ "Темников". 8. ООО "Коммунальник" (по согласованию). 9. ПАО "МРСК-Волги"- "Мордовэнерго" Краснослободское ПО Темниковский РЭС (по согласованию) |
Подпрограммы муниципальной программы |
отсутствуют |
Цели муниципальной программы |
1. Повышение доли объема энергетических ресурсов, расчеты за которую осуществляются по приборам учета в общем объеме потребляемых энергоресурсов на территории муниципального района. 2. Увеличение доли финансирования мероприятий по энергосбережению за счет внебюджетных источников. 3. Снижение удельных расходов потребления энергоресурсов в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях 4. Снижение потерь при производстве, передаче и потребления тепловой и электрической энергии путем модернизации объектов с переходом к применению инновационных технологий и оборудования. |
Задачи муниципальной программы |
1. Выполнение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и бюджетной сфере. 2. Проведение энергоаудита, энергетических обследований, ведение энергетических паспортов в учреждениях бюджетной сферы. 3. Обеспечение выполнение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности за счет внебюджетных источников в бюджетной сфере. 4. Контроль перехода на расчеты по приборам учета в сфере ЖКХ. 5. Организация ведения топливно-энергетических балансов. 6. Нормирование и установление обоснованных лимитов потребления энергетических ресурсов. |
Целевые показатели (индикаторы) эффективности реализации муниципальной программы |
Основными группами показателей являются: 1. Показатели эффективности потребления энергетических ресурсов в бюджетной и коммунальной сфере. 2. Показатели энергетической эффективности производства и передачи энергетических ресурсов и воды Полный перечень целевых показателей представлен в приложении N 1 к настоящей программе. |
Этапы и сроки реализации муниципальной программы |
2024 - 2030 годы |
Ресурсное обеспечение муниципальной программы |
Общий объем финансирования Программы в 2024 - 2030 гг. составит 12 305,0 тыс. руб., а) в том числе по источникам финансирования: - местный бюджет - 1 665,0 тыс. руб.; - внебюджетные средства - 10 640,0 тыс. руб., б) в том числе по годам и источникам финансирования: - 2024 г. - 2 920,0 тыс. руб.: - местный бюджет - 1 400,0 тыс. руб.; - внебюджетные средства - 1 520,0 тыс. руб. - 2025 г. - 1 558,0 тыс. руб.: - местный бюджет -38,0 тыс. руб.; - внебюджетные средства - 1 520,0 тыс. руб. - 2026 г. - 1 563,0 тыс. руб.: - местный бюджет - 43,0 тыс. руб.; - внебюджетные средства - 1 520,0 тыс. руб. - 2027 г. - 1 566,0 тыс. руб.: - местный бюджет - 46,0 тыс. руб.; - внебюджетные средства - 1 520,0 тыс. руб. - 2028 г. - 1 566,0 тыс. руб.: - местный бюджет - 46,0 тыс. руб.; - внебюджетные средства - 1 520,0 тыс. руб. - 2029 г. - 1 566,0 тыс. руб.: - местный бюджет - 46,0 тыс. руб.; - внебюджетные средства - 1 520,0 тыс. руб. - 2030 г. - 1 566,0 тыс. руб.: - местный бюджет - 46,0 тыс. руб.; - внебюджетные средства - 1 520,0 тыс. руб. Предложения по финансированию Программы за счет средств бюджетов всех уровней носят прогнозный характер и ежегодно подлежат уточнению в установленном порядке при формировании бюджетов на очередной год и плановый период. |
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы |
Реализация мероприятий Программы в 2024 - 2030 годах позволит достигнуть следующих результатов: 1. Снизить объем потребления энергетических ресурсов муниципальными бюджетными учреждениями, в том числе: 2.1. В части электрической энергии на 3,6% 2.2. В части тепловой энергии на 6% 2.3. В части природного газа на 1,3% 2.3. В части холодной воды на 7,2% 2. Снизить удельную величину потребления энергетических ресурсов в многоквартирных домах, в том числе: 3.1. В части электрической энергии на 8,20% 3.2. В части тепловой энергии на 4,76% 3.3. В части холодной воды на 9,3% 3.4. В части природного газа на 10,71% |
Система организации управления и контроль за исполнением муниципальной программы |
Контроль практической реализации мероприятий Программы осуществляет Администрация Темниковского муниципального района |
1. Характеристика текущего состояния сферы
В настоящее время экономика и бюджетная сфера Темниковского муниципального района Республики Мордовия характеризуется повышенной энергоемкостью по сравнению со средними показателями Российской Федерации.
Энергосбережение в жилищно-коммунальном и бюджетном секторе муниципального района является актуальным и необходимым условием нормального функционирования, так как повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), при непрерывном росте цен на топливо и соответственно росте стоимости электрической и тепловой энергии позволяет добиться существенной экономии как топливно-энергетических ресурсов, так и финансовых ресурсов.
Программа энергосбережения должна обеспечить снижение потребление ТЭР и воды за счет внедрения предлагаемых данной Программой решений и мероприятий, и соответственно, перехода на экономичное и рациональное расходование ТЭР, при полном удовлетворении потребностей в количестве и качестве, превратить энергосбережение в решающий фактор функционирования муниципального района.
В условиях роста тарифов на энергоресурсы одной из основных угроз социально-экономическому развитию Темниковского муниципального района Республики Мордовия становится снижение конкурентоспособности предприятий, отраслей экономики муниципального района, эффективности муниципального управления, вызванное ростом затрат на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, опережающих темпы экономического развития.
Рост стоимости топливно-энергетических и коммунальных ресурсов приведет к следующим негативным последствиям:
- росту затрат предприятий, расположенных на территории муниципального образования, на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, приводящему к снижению конкурентоспособности и рентабельности их деятельности;
- росту стоимости жилищно-коммунальных услуг при ограниченных возможностях населения самостоятельно регулировать объем их потребления и снижению качества жизни населения;
- снижению эффективности бюджетных расходов, вызванному ростом доли затрат на оплату коммунальных услуг в общих затратах на муниципальное управление;
- опережающему росту затрат на оплату коммунальных ресурсов в расходах на содержание муниципальных бюджетных организаций образования, культуры и т.п., и вызванному этим снижению эффективности оказания услуг.
Одной из приоритетных задач в области энергосбережения является проведение мероприятий, обеспечивающих снижение энергопотребления и уменьшение бюджетных средств, направляемых на оплату энергоресурсов.
Высокая энергоемкость предприятий в этих условиях может стать причиной снижения темпов роста экономики муниципального района и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Для решения проблемы необходимо осуществление комплекса мер по интенсификации энергосбережения, которые заключаются в разработке, принятии и реализации срочных согласованных действий по повышению энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергии и ресурсов других видов на территории муниципального района и, прежде всего в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, муниципальных унитарных предприятиях.
В социальной сфере Темниковского муниципального района Республики Мордовия действует 8 учреждений образования, 20 домов культуры и клубов, 22 библиотеки, физкультурно-оздоровительный комплекс.
В состав организаций коммунального комплекса Темниковского муниципального района Республики Мордовия (далее - ОКК) входят МУП "Андреевское ЖКХ", ООО "Коммунальник", МУП "Темниковэлектротеплосеть", МУП "КХ "Темников", занимающиеся производством, передачей и сбытом тепловой энергии, водоснабжением и водоотведением.
Коммунальный комплекс является важнейшей инфраструктурной отраслью муниципального района, определяющей показатели и условия энергообеспечения его экономики, социальной сферы и населения.
В настоящее время возникла объективная необходимость более рационального энергоиспользования путем повсеместного внедрения энергоэффективных технологий, учета фактически потребляемых тепловой энергии, холодной, газа, электроэнергии. Отсутствие должного приборного учета приводит к колоссальным потерям тепловой энергии и теплоносителя в протяженных и сильно разветвленных городских тепловых сетях, а также низкую надежность централизованных теплоснабжающих систем. По экспертным оценкам, в настоящее время утечки теплоносителя из сетей достигают 20% транспортируемого расхода, тепловые потери в сетях доходят до 30% отпущенной энергии.
Кроме того, конструкции отопительных установок жилых зданий существующей застройки не позволяют регулировать теплоотдачу отопительных приборов. Как правило, отсутствует регулирование отопительной нагрузки на тепловых пунктах, что приводит к перерасходу тепловой энергии в домах.
Для реализации комплекса энергоресурсосберегающих мероприятий в административном хозяйстве муниципального образования, необходимо организовать работу по:
- внедрению энергосберегающих светильников, в т.ч. на базе светодиодов;
- регулировке систем отопления, холодного и горячего водоснабжения;
- утеплению чердачных перекрытий и подвалов;
- утеплению входных дверей и окон;
- переводу отопления на дежурный режим во внерабочее время;
- регулировке систем отопления;
- промывке систем центрального отопления;
- автоматической регулировке прямой и обратной систем отопления;
- утеплению фасадов,
- установка приборов учета.
Механизм реализации данной подпрограммы предусматривает осуществление программных мероприятий с использованием существующей схемы отраслевого управления, дополненной системой мониторинга и оценки достигнутых промежуточных и итоговых результатов.
В предстоящий период на территории муниципального образования должны быть выполнены установленные Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" требования в части управления процессом энергосбережения, в том числе:
- применение энергосберегающих технологий при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства;
- проведение энергетических обследований;
- учет энергетических ресурсов;
- ведение энергетических паспортов;
- ведение топливно-энергетических балансов;
- нормирование потребления энергетических ресурсов.
Необходимость решения проблемы энергосбережения программно-целевым методом обусловлена следующими причинами:
1. Невозможностью комплексного решения проблемы в требуемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма;
2. Комплексным характером проблемы и необходимостью координации действий по ее решению.
Повышение эффективности использования энергии и других видов ресурсов требует координации действий поставщиков и потребителей ресурсов, выработки общей технической политики, согласования договорных условий, сохранения баланса и устойчивости работы технических систем и т.п. Интересы участников рыночных отношений при этом не совпадают, а часто прямо противоположны, что требует участия в процессе третьей стороны в лице органов государственной власти и органов местного самоуправления, имеющих полномочия в сфере регулирования электроэнергетики и коммунальных услуг.
В силу преимущественно монопольного характера рынка энергии и других коммунальных ресурсов без участия органов государственной власти и органов местного самоуправления баланс в отношениях поставщиков и потребителей ресурсов будет смещен в пользу поставщиков.
Отдельной проблемой является снижение издержек на получение информации, сравнение эффективности различных энергосберегающих мероприятий и выбор из них наиболее оптимальных для применения.
3. Недостатком средств местного бюджета для финансирования всего комплекса мероприятий по энергосбережению и необходимостью координации действий и ресурсов органов местного самоуправления с мероприятиями комплексной целевой программы в Республике Мордовия.
В предстоящий период решение этих вопросов без применения программно-целевого метода не представляется возможным.
2. Цели и задачи
2.1. Основными целями Программы являются:
повышение доли объема энергетических ресурсов, расчеты за которую осуществляются по приборам учета в общем объеме потребляемых энергоресурсов на территории муниципального района;
увеличение доли финансирования мероприятий по энергосбережению за счет внебюджетных источников;
снижение удельных расходов потребления энергоресурсов в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях;
снижение потерь при производстве, передаче и потребления тепловой и электрической энергии путем модернизации объектов с переходом к применению инновационных технологий и оборудования.
2.2. Основными задачами Программы являются:
выполнение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и бюджетной сфере;
проведение энергоаудита, энергетических обследований, ведение энергетических паспортов в учреждениях бюджетной сферы;
обеспечение выполнение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности за счет внебюджетных источников в бюджетной сфере;
организация ведения топливно-энергетических балансов;
нормирование и установление обоснованных лимитов потребления энергетических ресурсов.
3. Прогноз конечных результатов
Программа энергосбережения обеспечит перевод на энергоэффективный путь развития. В бюджетной сфере - минимальные затраты на ТЭР. Программа предусматривает организацию энергетических обследований для выявления нерационального использования энергоресурсов; разработку и реализацию энергосберегающих мероприятий. Программа обеспечит наличие актов энергетических обследований, энергетических паспортов.
Учет топливно-энергетических ресурсов, их экономия, нормирование и лимитирование, оптимизация топливно-энергетического баланса позволяет снизить удельные показатели расхода энергоносителей, кризис неплатежей, уменьшить бюджетные затраты на приобретение ТЭР.
1. Снизить объем потребления энергетических ресурсов муниципальными бюджетными учреждениями, в том числе:
2.1. В части электрической энергии на 3,6%
2.2. В части тепловой энергии на 6%
2.3. В части природного газа на 1,3%
2.3. В части холодной воды на 7,2%
2. Снизить удельную величину потребления энергетических ресурсов в многоквартирных домах, в том числе:
3.1. В части электрической энергии на 8,20%
3.2. В части тепловой энергии на 4,76%
3.3. В части холодной воды на 9,3%
3.4. В части природного газа на 10,71%
4. Сроки реализации
Программа рассчитана на 2024 - 2030 годы.
5. Основные мероприятия
В ходе реализации Программы планируется достичь следующих результатов:
- наличия в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, муниципальных унитарных предприятиях:
энергетических паспортов;
топливно-энергетических балансов;
актов энергетических обследований;
- снижения относительных затрат местного бюджета на оплату коммунальных ресурсов.
Реализация программных мероприятий даст дополнительные эффекты в виде:
- формирования действующего механизма управления потреблением топливно-энергетических ресурсов муниципальными бюджетными организациями всех уровней и сокращение бюджетных затрат на оплату коммунальных ресурсов;
- снижения затрат на энергопотребление организаций бюджетной сферы, населения и предприятий муниципального образования в результате реализации энергосберегающих мероприятий;
- подготовки специалистов по внедрению и эксплуатации энергосберегающих систем и энергоэффективного оборудования.
Повышение эффективности использования энергоресурсов, развитие всех отраслей экономики по энергосберегающему пути будет происходить в том случае, если в каждой организации и каждом домохозяйстве будут проводиться мероприятия по энергосбережению.
Для исключения негативных последствий реализации таких мероприятий все организационные, правовые и технические решения в этом направлении должны обеспечивать комфортные условия жизнедеятельности человека, повышение качества и уровня жизни населения, развитие экономики и социальной сферы на территории муниципального образования.
Основные направления реализации Программы представлены в приложении 2. Программы.
6. Целевые показатели (индикаторы) эффективности
Перечень целевых показателей (индикаторов) эффективности представлены в приложении 1 Программы.
7. Ресурсное обеспечение
Расходы Программы формируются за счет средств местного бюджета и средств внебюджетных источников.
Общий объем финансирования Программы в 2024 - 2030 гг. составит 12 305,0 тыс. руб.,
а) в том числе по источникам финансирования:
- местный бюджет - 1 665,0 тыс. руб.;
- внебюджетные средства - 10 640,0 тыс. руб.,
б) в том числе по годам и источникам финансирования:
- 2024 г. - 2 920,0 тыс. руб.:
- местный бюджет - 1 400,0 тыс. руб.;
- внебюджетные средства - 1 520,0 тыс. руб.
- 2025 г. - 1 558,0 тыс. руб.:
- местный бюджет -38,0 тыс. руб.;
- внебюджетные средства - 1 520,0 тыс. руб.
- 2026 г. - 1 563,0 тыс. руб.:
- местный бюджет - 43,0 тыс. руб.;
- внебюджетные средства - 1 520,0 тыс. руб.
- 2027 г. - 1 566,0 тыс. руб.:
- местный бюджет - 46,0 тыс. руб.;
- внебюджетные средства - 1 520,0 тыс. руб.
- 2028 г. - 1 566,0 тыс. руб.:
- местный бюджет - 46,0 тыс. руб.;
- внебюджетные средства - 1 520,0 тыс. руб.
- 2029 г. - 1 566,0 тыс. руб.:
- местный бюджет - 46,0 тыс. руб.;
- внебюджетные средства - 1 520,0 тыс. руб.
- 2030 г. - 1 566,0 тыс. руб.:
- местный бюджет - 46,0 тыс. руб.;
- внебюджетные средства - 1 520,0 тыс. руб.
Предложения по финансированию Программы за счет средств бюджетов всех уровней носят прогнозный характер и ежегодно подлежат уточнению в установленном порядке при формировании бюджетов на очередной год и плановый период.
8. Меры муниципального регулирования и управления рисками
Финансовые риски связаны с ограниченностью бюджетных ресурсов на цели реализации Программы, а также с возможностью нецелевого и (или) неэффективного использования бюджетных средств в ходе реализации мероприятий Программы.
9. Методика оценки эффективности
Приоритетными направлениями совершенствования нормативной правовой и методической базы энергосбережения и энергоэффективности являются:
- совершенствование полномочий органов исполнительной власти в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- разработка нормативной правовой и методической базы информационного обеспечения мероприятий по энергетической эффективности и энергосбережению;
Эффективность выполнения Программы оценивается в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Темниковского муниципального района Республики Мордовия, утвержденным Постановлением администрации Темниковского муниципального района Республики Мордовия от 26 ноября 2015 г. N 637.
Оценка эффективности выполнения Программы проводится для оценки вклада Программы в экономическое и социальное развитие Темниковского муниципального района Республики Мордовия.
10. Механизм реализации и порядок контроля за ходом реализации Программы
Реализация Программы обеспечивается за счет проведения программных мероприятий на следующих уровнях:
- предприятия и организации;
- органы местного самоуправления.
При реализации программных мероприятий на предприятии (в организации) руководитель, с учетом содержащихся в настоящем разделе рекомендаций и специфики деятельности предприятия (организации), организует работу по управлению энергосбережением, определяет основные направления, плановые показатели деятельности в этой сфере и несет ответственность за эффективность использования энергии и ресурсов на предприятии (в организации).
Обязанности по выполнению энергосберегающих мероприятий, учету, контролю за их реализацией и результатами в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях и предприятиях должны быть установлены в должностных регламентах (инструкциях, трудовых контрактах) в течение трех месяцев с момента начала реализации Программы.
Финансирование программных мероприятий осуществляется непосредственно муниципальными заказчиками из средств, предусмотренных на реализацию программных мероприятий по энергосбережению.
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд производится с обязательным учетом требований действующего законодательства и принятых органами государственной власти и местного самоуправления рекомендаций по обеспечению энергосберегающих характеристик закупаемой продукции.
Ежеквартально, до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в администрации района рассматривается ход реализации программных мероприятий.
Периодичность рассмотрения вопросов о выполнении программных мероприятий в муниципальных учреждениях - один раз в квартал. По итогам работы в срок до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в администрацию района направляется отчет установленной формы.
Администрация Темниковского муниципального района ежеквартально на своих заседаниях рассматривает вопрос о состоянии энергосбережения в отраслях социальной сферы и экономики муниципального образования.
Финансирование энергосберегающих мероприятий за счет средств местного бюджета осуществляется в соответствии с решением Совета депутатов Темниковского муниципального района о бюджете на соответствующий финансовый год.
Объем и структура бюджетного финансирования Программы согласовываются с муниципальным заказчиком Программы и подлежат ежегодному уточнению в соответствии с возможностями бюджета и с учетом фактического выполнения программных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.