Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к муниципальной программе "Развитие культуры
в городе Казани на 2025-2029 годы"
Подпрограмма-2
"Развитие библиотечного дела"
I. Паспорт Подпрограммы-2
Наименование подпрограммы |
"Развитие библиотечного дела" (далее - Подпрограмма-2) |
||
Муниципальный заказчик |
Муниципальное казенное учреждение "Управление культуры Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - Управление культуры) |
||
Основной разработчик Подпрограммы-2 |
Управление культуры |
||
Исполнители Подпрограммы-2 |
Управление культуры, бюджетные и автономные учреждения г. Казани, подведомственные Управлению культуры |
||
Цель Подпрограммы-2 |
Создание современного узнаваемого образа муниципальных библиотек г. Казани, обеспечивающего свободный доступ всех слоев населения к информации |
||
Задачи Подпрограммы-2 |
Повышение общественно значимого статуса библиотек посредством реализации новых информационно - библиотечных практик по привлечению к чтению, актуализация фондов библиотек для обеспечения социальных гарантий доступа населения к информации, а также организация новых сервисных информационно-библиотечных услуг |
||
Сроки реализации Подпрограммы-2 |
2025-2029 годы |
||
Объемы финансирования Подпрограммы-2 с разбивкой по годам и источникам |
Общий объем финансирования Подпрограммы-2 составляет 910033,5 тыс. рублей, из них за счет средств бюджета муниципального образования г. Казани - 909033,5 тыс. рублей, за счет внебюджетных средств - 1000,0 тыс. рублей. |
||
Год |
Объем средств, тыс. рублей |
||
Бюджет муниципального образования г. Казани |
Внебюджетные средства |
||
2025 |
181806,7 |
200,0 |
|
2026 |
181806,7 |
200,0 |
|
2027 |
181806,7 |
200,0 |
|
2028 |
181806,7 |
200,0 |
|
2029 |
181806,7 |
200,0 |
|
Итого |
909033,5 |
1000,0 |
|
Примечание: объемы финансирования Подпрограммы-2 носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета муниципального образования г. Казани | |||
Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач Подпрограммы-2 (индикаторы оценки результатов) и показатели бюджетной эффективности Подпрограммы-2 |
Реализация мероприятий Подпрограммы-2 позволит достичь следующих результатов: - увеличение в 2029 году числа посещений библиотек в 1,6 раза по сравнению с показателем 2024 года; - ежегодная стабильная обновляемость библиотечных фондов; - увеличение количества людей, принимающих участие в мероприятиях, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства, до 1500 человек; - ежегодная поддержка одной творческой инициативы и проекта в сфере интеллектуального досуга; - рост числа участников культурно-просветительских программ для школьников до 850 человек в 2029 году |
II. Характеристика сферы реализации Подпрограммы-2, в том числе перечень проблем, на решение которых направлена Подпрограмма-2
Политика Правительства Республики Татарстан в области развития библиотечного дела и библиотечно-информационного обслуживания населения определена в Законе Республики Татарстан от 06.08.2019 N 65-ЗРТ "О библиотеках и библиотечном деле", программе "Развитие культуры Республики Татарстан", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.12.2013 N 997, в Законе Республики Татарстан от 17.06.2015 N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года".
В век стремительного мирового развития информации усиливается значение общедоступных библиотек и на передний план выходит задача формирования информационной среды общедоступной библиотеки, имеющей не только определенный массив информации, но и владеющей современными информационными технологиями его передачи, новейшими практиками поддержки чтения современного читателя, привлечения к чтению жителей мегаполиса - г. Казани.
Библиотека - это единственный социальный институт, который мог бы взять на себя значительную долю ответственности за информационное обеспечение всех сфер жизнедеятельности города.
Современная библиотечная политика влечет за собой необходимость функционально-содержательной реконструкции деятельности библиотек, направленной на переход от своего "затратного" статуса к статусу важнейшего ресурса муниципального образования.
Программа модернизации библиотек предполагает интеграцию библиотечной политики в систему задач Стратегии социально-экономического развития муниципального образования г. Казани до 2030 года, основной целью которой является внимание к человеческому капиталу; определяет основные приоритеты эффективного, целенаправленного, динамичного развития муниципальных библиотек.
Библиотечное обслуживание жителей г. Казани обеспечивает Централизованная библиотечная система. В МБУК "Централизованная библиотечная система г. Казани" входит 54 муниципальные библиотеки, включая библиотечные пункты, в которых во внестационарном режиме предоставляет информационно-библиотечные услуги мобильный библиотечный комплекс "Библиобус".
За отчетный 2023 год в МБУК "Централизованная библиотечная система г. Казани" было проведено 11088 мероприятий; в Центральной библиотеке проведено 1050 мероприятий; в Центральной детской библиотеке - 2268 мероприятий.
Количество пользователей 2023 году составило 197181 человек, количество книговыдач в 2023 году - 4582206 экземпляров, библиотечный фонд на 2023 год составил 2544215 экземпляров.
Более 300 книг были переданы в библиотеки подшефных Татарстану городов Лисичанск и Рубежное в качестве доставки гуманитарных грузов. Потребность в библиотечных услугах приводит в библиотеки разнообразные группы населения. Новизна и разнообразие информационных потребностей современного читателя определяют значение информационной функции библиотеки, и векторы ее развития должны отвечать социально-культурным ожиданиям. В данном контексте библиотека должна стать информационным центром всей социально-культурной инфраструктуры города.
Приоритетными направлениями становятся:
- расширение разнообразных форм поддержки чтения, развитие ее методического и методологического сопровождения;
- формирование доступной современной информационной среды общедоступной библиотеки, активное внедрение в практику работы новых средств отображения информации;
- усиление нестационарных форм информационно-библиотечного обслуживания;
- актуализация библиотечного фонда, оцифровка документных печатных источников;
- введение стратегического управления, создание Центра развития библиотек.
За последний период библиотеками успешно реализуются проекты, направленные на работу на открытых площадках городского пространства, - "Литературные дворики", книжные фестивали. По-настоящему востребованной стала реализация проекта по нестационарному обслуживанию населения в городских поселках, социальных учреждениях, городских мероприятиях - "Библиобус - мобильная библиотека".
Востребованной стала организация литературных кафе, позволяющих читателям знакомиться с авторами новых литературных произведений. В контексте модернизации библиотечной деятельности успешная методология в организации информационно-библиотечного обслуживания жителей столицы будет развиваться в рамках проектно-целевого управления новациями.
На повышение компьютерной грамотности, освоение современных средств коммуникации ориентирован проект "Мобильный ликбез" в рамках городского проекта "Жизнелюб" для пожилых жителей города.
Социально-культурный проект "КаЛитКа" (Казанское литературное кафе) предполагает формирование литературного контента, охватывающего яркие события литературной жизни, и должен стать "точкой роста" для читающего человека.
Ежегодно для жителей и гостей столицы организуются книжные фестивали "Книга-фест", Библионочи и Библиосумерки, где книга представлена как особое культурологическое явление с филологической и книговедческой, нравственно-гражданской, полиграфической и эстетической точек зрения.
Муниципальная библиотека предполагает современную инфраструктуру. Эволюция форм и функций библиотек приводит к необходимости эстетического и функционального обновления информационного пространства, кардинально меняющего представление о библиотечных учреждениях как о маловыразительных и однотипных. Архитектура библиотечного пространства должна предусмотреть возможность поддержки различных форм интеллектуального досуга, в том числе индивидуальной (работа с печатными и оцифрованными текстами, медиаресурсами), формы клубных занятий по читательским интересам, дискуссионных и творческих площадок.
Стремительное проникновение высоких технологий во все без исключения сферы человеческой деятельности требует кардинального реформирования библиотек на новейшем технологическом фундаменте.
Ключевой задачей является создание открытой информационной среды, включая обеспечение информационной прозрачности, в рамках проекта "Цифровая библиотека".
Организация модернизации сети библиотек, основной целью деятельности которой является формирование позитивного имиджа муниципальных библиотек, создание новой архитектуры библиотечного пространства (ребрендирование) предусматривает:
- внедрение информационно-библиотечных практик в открытое общественное пространство (парки, скверы, жилые городские массивы), активное продвижение имиджевой политики общедоступных библиотек;
- реализацию социокультурных практик, направленных на максимальную доступность информационно-библиотечных услуг, внутренний и внешний маркетинг;
- адресное сопровождение городских социокультурных мероприятий;
- вывод новых информационно-библиотечных услуг на рынок современной социокультурной сферы.
III. Цели и задачи Подпрограммы-2 с указанием сроков реализации
Целью Подпрограммы-2 является создание современного узнаваемого образа муниципальных библиотек г. Казани, обеспечивающего свободный доступ всех слоев населения к информации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующей задачи - повышение общественно значимого статуса библиотек посредством реализации новых информационно-библиотечных практик по привлечению к чтению, актуализация фондов библиотек для обеспечения социальных гарантий населения на доступ к информации, а также организация новых сервисных информационно-библиотечных услуг.
Решение данной задачи предполагает создание модели библиотечных фондов, отвечающей запросам современных пользователей, формирование мотивационного чтения, повышение читательской культуры, ведение Сводного электронного каталога, отображающего информационные ресурсы муниципальных библиотек, обеспечение максимальной доступности информационно-библиотечных ресурсов муниципальных библиотек для населения города путем организаци
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.