Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Муниципальная программа
"Развитие культуры в городе Казани на 2025-2029 годы"
(утв. постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 20 ноября 2024 г. N 4739)
I. Паспорт программы
Наименование Программы |
Муниципальная программа "Развитие культуры в городе Казани на 2025-2029 годы" (далее - Программа) |
|||||||
Муниципальный заказчик |
Муниципальное казенное учреждение "Управление культуры Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - Управление культуры) |
|||||||
Основной разработчик Программы |
Управление культуры |
|||||||
Исполнители Программы |
Управление культуры, бюджетные и автономные учреждения г. Казани, подведомственные Управлению культуры, Муниципальное казенное учреждение "Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", Муниципальное казенное учреждение "Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", Муниципальное казенное учреждение "Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", Муниципальное казенное учреждение "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" |
|||||||
Цель Программы |
Комплексное развитие современной городской культурной среды, сформированной на опыте лучших мировых практик и отвечающей запросам горожан |
|||||||
Задачи Программы |
Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры. Создание условий для реализации творческого потенциала горожан. Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры |
|||||||
Сроки и этапы реализации Программы |
2025-2029 годы |
|||||||
Перечень подпрограмм |
1. "Развитие музейного дела" (приложение N 3 к Программе). 2. "Развитие библиотечного дела" (приложение N 4 к Программе). 3. "Развитие культурно-досуговых учреждений и концертных организаций" (приложение N 5 к Программе). 4. "Развитие системы учреждений дополнительного образования, реализующих образовательные программы в области искусств" (приложение N 6 к Программе). 5. "Другие вопросы в сфере культуры" (приложение N 7 к Программе) |
|||||||
Объемы финансирования Программы с разбивкой по годам и источникам |
Общий объем финансирования Программы составляет 11682357,0 тыс. рублей, из них за счет средств бюджета муниципального образования г. Казани - 9677107,0 тыс. рублей, за счет внебюджетных средств - 2005250,0 тыс. рублей, софинансирование из бюджета Республики Татарстан - 0,0 тыс. рублей. |
|||||||
Год |
Объем средств, тыс. рублей |
|||||||
Бюджет муниципального образования г. Казани |
Внебюджетные средства |
Софинансирование из бюджета Республики Татарстан |
Всего |
|||||
Всего |
в том числе расходы на содержание Аппарата |
Всего |
в том числе расходы на содержание Аппарата |
|||||
Всего |
в том числе уплата налога на имущество организаций и земельного налога |
|||||||
2025 |
1924854,6 |
12015,2 |
664,7 |
401050,0 |
0,0 |
0,0 |
2325904,6 |
|
2026 |
1938063,1 |
12412,3 |
664,7 |
401050,0 |
0,0 |
0,0 |
2339113,1 |
|
2027 |
1938063,1 |
12412,3 |
664,7 |
401050,0 |
0,0 |
0,0 |
2339113,1 |
|
2028 |
1938063,1 |
12412,3 |
664,7 |
401050,0 |
0,0 |
0,0 |
2339113,1 |
|
2029 |
1938063,1 |
12412,3 |
664,7 |
401050,0 |
0,0 |
0,0 |
2339113,1 |
|
Итого |
9677107,0 |
61664,4 |
3323,5 |
2005250,0 |
0,0 |
0,0 |
11682357,0 |
|
Примечание: объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при формировании проекта бюджета муниципального образования г. Казани на соответствующий финансовый год и плановый период | ||||||||
Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач Программы (индикаторы оценки результатов) и показатели бюджетной эффективности Программы |
Реализация целей и задач Программы позволит достичь следующих результатов: - увеличение в 2029 году числа посещений культурных мероприятий в 1,6 раза по сравнению с показателем 2024 года; - увеличение в 2029 году числа обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры в 4 раза (по сравнению с уровнем 2024 года) |
II. Характеристика сферы реализации Программы, приоритетные направления и основные проблемы в сфере культуры г. Казани и пути их решения
Настоящая Программа разработана в соответствии Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.09.2024 N 2501-р, Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 08.08.2014 N 4720 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ г. Казани", Стратегией социально-экономического развития муниципального образования г. Казани до 2030 года, утвержденной решением Казанской городской Думы от 14.12.2016 N 2-12.
Культурный потенциал города включает целый конгломерат организаций - муниципальных, государственных, частных:
- 478 юридических лиц (государственные, муниципальные учреждения культуры и иные);
- 810 предпринимателей работают в сфере культуры города.
Муниципальная сеть в настоящее время представлена 51 юридическим лицом (107 объектов):
- Музейный комплекс г. Казани (6 музеев);
- Централизованная библиотечная система (2 центральные библиотеки, 47 филиалов и 3 библиотечных пункта);
- 19 культурно-досуговых учреждений;
- 3 концертные организации (Центр современной музыки С. Губайдулиной, Казанский камерный оркестр La Primavera, Казанская городская филармония);
- Казанский зооботанический сад;
- Дирекция парков и скверов г. Казани;
- 10 детских музыкальных школ, 8 детских школ искусств и 7 детских художественных школ.
В муниципальных учреждениях культуры города Казани работают 2518 работников, из них 70% с высшим образованием (1762 специалиста) и 20% со средним специальным образованием (503 специалиста). 145 работников учреждений культуры г. Казани прошли повышение квалификации в Институте дополнительного профессионального образования как специалисты социокультурной сферы и искусства. В настоящее время в учреждениях культуры г. Казани трудоустроено 900 специалистов в возрасте до 40 лет. В 2023 году число вновь принятых специалистов составило 459 человек.
Казань - это город, где искусство и культура занимают особое место. Столица Республики Татарстан ежегодно становится центром культурных событий мирового масштаба, таких как Международный оперный фестиваль им. Ф.И. Шаляпина, Международный фестиваль классического балета им. Рудольфа Нуриева, Международный фестиваль им. Сергея Рахманинова "Белая сирень" и Казанский международный фестиваль мусульманского кино.
Музеи Казани реализуют совместные проекты с крупными музеями страны - с Государственным Эрмитажем, Государственной Третьяковской галереей, Государственным Русским музеем. При поддержке Мэрии г. Казани успешно реализованы проекты частно-государственного партнерства в музейной сфере: создание дома-музея Василия Аксенова, музея социалистического быта и музея Константина Васильева.
Развивается сегмент негосударственных театров. Обрел свой дом в центре города казанский камерный театр SDVIG. Проект "Иммерсивное шоу "Анна Каренина" возродил в новом качестве здание бывшего центрального ЗАГСа. Театральная площадка MON открылась в новом здании Национальной библиотеки Республики Татарстан.
Появились негосударственные выставочные экспозиционные проекты: Казанская панорама, галерея "Бизон" и "Дом ART". На территории выставочного центра "Казанская ярмарка" открылся мультимедийный исторический парк "Россия - моя история".
Востребованной альтернативой классической школе стала Академия популярной музыки Игоря Крутого. Как самостоятельное учреждение начала работать Школа рока. Муниципальное бюджетное финансирование получила театральная студия К.Ю. Хабенского "Оперение".
В Казани открылся Культурный центр имени Пушкина. Самой крупной в Казани выставочной площадкой, специализирующейся на современном искусстве, стала Галерея современного искусства. Татарский ТЮЗ имени Кариева обрел новый театр-дом, а бывший театр Алафузова стал арт-резиденцией для Созвездия-Йолдызлык. Проведена масштабная реконструкция Казанского цирка. Заработала новая территория Казанского зооботсада.
На сегодня полностью отремонтированы все муниципальные дворцы культуры Казани. В программу комплексного обновления вошли шесть самых крупных учреждений. Среди них - три объекта культурного наследия, в которых по просьбам жителей прилегающих районов воссозданы кинотеатры. Это Культурно-досуговый комплекс имени Ленина, Дворец культуры имени С. Саид-Галиева и Дворец культуры железнодорожников. Радикальному изменению и переосмыслению внутреннего пространства подверглись культурные центры "Московский" и "Сайдаш", в 2020 году был отремонтирован Культурный центр "Залесный". Завершающим объектом комплексной программы стал Культурный центр "Чулпан", ставший основной концертной и репетиционной площадкой Ансамбля танца "Казань" и Казанской городской филармонии.
Продолжилось строительство новых домов культуры по республиканской программе "Сельские клубы". В городе построены 8 учреждений - в жилых массивах Кадышево, Вознесенское, Северный, Красная Горка, Мирный, Нагорный, Отары, Константиновка.
За время модернизации городских культурных центров количество кружков и коллективов увеличилось в два раза. В целях поддержки социокультурных инициатив и любительского творчества различных групп населения в 2023 году в г. Казани осуществляли свою деятельность 737 клубных формирований, в которых участвуют 14304 человека. Из общего числа формирований 476 являются формированиями самодеятельного народного творчества, в том числе 316 - для детей до 14 лет с участием в них 5860 человек.
В 2023 году силами учреждений культурно-досугового типа г. Казани проведено 6396 мероприятий (из общего числа культурно-досуговых мероприятий 2463 проведено для детей до 14 лет включительно).
В рамках программы "Развитие культуры города Казани" было организовано более 130 программных мероприятий. Наиболее крупными из них стали: мероприятия, посвященные Дню Победы, Дню России, Сабантуй, Масленица, Навруз, День Республики Татарстан, Книга-фест, новогодние праздничные мероприятия и т.д. За пять лет зрительская аудитория общегородских мероприятий составила более 3 миллионов человек, что сравнимо по посещаемости с футбольными матчами.
В рамках исполнения поручений Раиса Республики Татарстан в 2023 году продолжилась программа капитального ремонта детских школ искусств и библиотек города. Открылась обновленная библиотека N 27, получившая название "Гаилэ", и Детская школа искусств N 2. Кроме того, Управлением культуры Исполнительного комитета г. Казани реализован комплексный план подготовки и проведения Года национальных культур и традиций, объявленного в Республике Татарстан. Силами муниципальных учреждений культуры организовано 1300 мероприятий.
В 2023 году состав муниципальных учреждений культуры увеличился с созданием МБУК г. Казани "Детская татарская театральная студия "Апуш".
Управление культуры координирует работу 25 детских школ искусств (10 музыкальных, 8 школ искусств, 7 художественных), в которых в настоящее время на бесплатной основе обучается 8423 юных казанца. Успешную гастрольную деятельность ведет Молодежный симфонический оркестр при поддержке маэстро Александра Сладковского.
За последние пять лет 75 одаренных воспитанников детских музыкальных и художественных школ города стали стипендиатами Мэра г. Казани. Детская музыкальная школа N 1 имени Чайковского вошла в топ-лист лучших школ России по версии Министерства культуры Российской Федерации.
Важной составляющей культурного образа Казани являются муниципальные концертные учреждения.
Оркестр La Primavera хорошо известен своими масштабными фестивалями и уникальными проектами. Выступление камерного оркестра Ля Примавера вошло в проект ЮНЕСКО "Культура против COVID-19" и было размещено на сайте творческих городов ЮНЕСКО.
Центр современной музыки имени Софии Губайдуллиной является креативной площадкой, где проходят концерты и фестивали с участием камерного оркестра центра и приглашением ведущих российских музыкантов и композиторов. В 2020 году стартовал новый проект "Международный конкурс молодых композиторов", который реализуется под эгидой ЮНЕСКО. В нем приняли участие представители 14 стран и 32 регионов России.
Деятельность Казанской городской филармонии направлена на сохранение и развитие национальной татарской культуры, создание нового культурного наследия, нацеленного в будущее. Ежегодно творческими коллективами Казанской городской филармонии проводится более 20 концертов с охватом зрителей около 10 тысяч человек.
Значительные капитальные вложения требуют особой отдачи и качественных результатов развития отрасли культуры Казани в будущем. Сегодня на первый взгляд сложилась благоприятная картина культурного развития Казани, и есть примеры успешной деятельности муниципальных учреждений культуры после модернизации материально-технической базы.
Присутствие культуры в общественных пространствах - одна из главных черт качественной городской среды. Один из международных форматов стимулирования культурной активности - создание инфраструктуры для выступления уличных музыкантов. Маркирование пространств на улице и согласование выступлений позволяет избежать какофонии и создать для музыкантов комфортные условия для организации своей работы. Казань, как город музыки ЮНЕСКО, обретет свое лицо и звучание.
В конце 2019-первой половине 2020 года был проведен "Аудит культурной жизни Казани". В рамках исследования была подробно изучена деятельность 38 государственных и муниципальных учреждений культуры и некоторых негосударственных институций. Общегородской опрос показал, что по состоянию накануне пандемии спрос на культурную инфраструктуру Казани был в целом невысокий. Основной спрос казанцы предъявляют на обновленные парки, скверы и набережные, а учреждения культуры привлекательны лишь для 30% жителей.
Особую тревогу вызывает низкий интерес к учреждениям культуры со стороны молодежи. Только 17% казанцев от 18 до 25 лет посещают театры, музеи, выставки или концерты. Молодые казанцы предпочитают проводить свободное время дома.
45% казанцев не посетили ни одного учреждения культуры, у них нулевая культурная активность. Для сравнения: среди москвичей нулевой уровень культурной активности у 31% горожан. В Казани среди мужчин в полтора раза больше людей с нулевым уровнем культурной активности, чем среди женщин (55% против 37%). Лишь 12% казанцев посещают хотя бы раз за полгода три или более разных типов учреждений культуры.
По результатам проведенного исследования городу необходима ориентация на повышение общего культурного уровня и стимулирование интеллектуального досуга.
Ближайшим вызовом, безусловно, станет цифровизация услуг, которая в условиях пандемии показала свою востребованность.
В целях активного привлечения детей и молодежи в возрасте от 14 до 22 лет к изучению художественной культуры и искусства, мотивации к освоению ценностей отечественной и мировой культуры, повышения культурного уровня подрастающего поколения в стране реализуется проект "Пушкинская карта". Для проведения мероприятий в рамках данного проекта руководители учреждений активно начали пользоваться сервисом "PRO.Культура.РФ" и продавать билеты на мероприятия онлайн.
В настоящее время есть возможность онлайн-оплаты кружков и других услуг дворцов культуры. Все совокупное культурное предложение муниципальных учреждений культуры в перспективе будет доступно через единый портал и приложение для телефона.
Исходя из изложенного можно выделить следующие приоритеты развития сферы культуры г. Казани:
- повышение привлекательности муниципальных музеев и внедрение новых интерактивных практик в их работу;
- модернизация муниципальных дворцов культуры и качественное изменение принципов функционирования городских домов культуры;
- трансформационные процессы в работе библиотек, создание из них новых общественных мест для населения города и эффективной сети;
- развитие взрослого образования на базе сети муниципальных школ искусств при сохранении системы академического начального образования в сфере искусств;
- создание комфортных условий для жизни, работы и отдыха в городе, развитие инфраструктуры для проведения фестивалей и мероприятий в открытых пространствах города.
III. Цель и задачи Программы с указанием сроков реализации, перечень и краткое описание подпрограмм
Цель Программы - комплексное развитие современной городской культурной среды, сформированной на опыте лучших мировых практик и отвечающей запросам горожан.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач, носящих системный характер:
1) обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры;
2) создание условий для реализации творческого потенциала горожан;
3) цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры.
В целях решения данных задач, а также с учетом разнообразия учреждений культуры выделены следующие подпрограммы:
1. Развитие музейного дела.
2. Развитие библиотечного дела.
3. Развитие культурно-досуговых учреждений и концертных организаций.
4. Развитие системы учреждений дополнительного образования, реализующих образовательные программы в области искусств.
5. Другие вопросы в сфере культуры.
Перечень индикаторов оценки результатов Программы в разрезе задач приведен в приложении N 1 к Программе.
Срок реализации Программы - 2025-2029 годы.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансовое обеспечение реализации Программы предполагает использование средств бюджета муниципального образования г. Казани, бюджета Республики Татарстан и привлечение внебюджетных средств.
Общий объем финансирования Программы составляет 11682357,0 тыс. рублей, из них за счет средств бюджета муниципального образования г. Казани - 9677107,0 тыс. рублей, за счет внебюджетных средств - 2005250,0 тыс. рублей, софинансирование из бюджета Республики Татарстан будет уточняться ежегодно.
Внебюджетные средства поступают путем перечисления на лицевые счета муниципальных учреждений культуры, открытые в территориальном органе Департамента казначейства Республики Татарстан на основании разрешения на открытие казначейских счетов по учету средств, полученных от предпринимательской деятельности, предусмотренные для зачисления и расходования средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Органом, осуществляющим контроль за расходованием внебюджетных средств муниципальных учреждений культуры, является Управление культуры, финансовые органы, территориальный орган Департамента казначейства Республики Татарстан. Отчет об использовании внебюджетных средств формируется по следующим формам в программном комплексе "Барс Web-своды":
- 155 - "Отчет о кассовом поступлении и выбытии средств бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций";
- 19 - "Сведения по поступлениям доходов от оказания платных услуг".
В случае поступления финансовой поддержки в виде спонсорской или благотворительной помощи от юридических и физических лиц средства учитываются на счете "Гранты, премии, добровольные пожертвования" и отражаются в отчетах формы 155.
Финансовое обеспечение Программы в разрезе реализуемых подпрограмм представлено в приложении N 2 к Программе.
Ресурсное обеспечение реализации Программы носит прогнозный характер и подлежит ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета муниципального образования г. Казани.
V. Механизм реализации Программы
В ходе реализации мероприятий Программы муниципальный заказчик обеспечивает взаимодействие основных исполнителей, осуществляет контроль за ходом реализации мероприятий и эффективным использованием средств непосредственными исполнителями. Реализация мероприятий Программы осуществляется на основе м
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.