Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
УТВЕРЖДЕНА
приказом министерства
труда и социального развития
Краснодарского края
от 28.11.2024 N 1980
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) министерством труда и социального развития Краснодарского края на 2025 год
1. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного контроля (надзора), описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
1.1. Общие положения
Настоящая программа профилактики предусматривает порядок проведения профилактических мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении министерством труда и социального развития Краснодарского края (далее - министерство):
регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты;
регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;
регионального государственного контроля (надзора) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории Краснодарского края.
1.2. Региональный государственный контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты
Региональный государственный контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты осуществляется министерством в соответствии с Федеральным законом от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ), постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 декабря 2015 г. N 1240 "О министерстве труда и социального развития Краснодарского края" (далее - постановление от 21 декабря 2015 г. N 1240), постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 сентября 2021 г. N 697 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты".
Задачами регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, численность работников которых составляет не менее 35 человек, обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Краснодарского края, в области квотирования рабочих мест для инвалидов.
Предметом регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов является соблюдение работодателями обязательных требований в области квотирования рабочих мест, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Краснодарского края.
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками.
Контролируемыми лицами при осуществлении регионального государственного контроля в области квотирования рабочих мест, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Краснодарского края, являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, численность которых составляет не менее 35 человек (далее - контролируемые лица).
Объектами регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты является деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие).
Министерство при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
высокий риск;
средний риск;
умеренный риск;
низкий риск.
Количество работодателей Краснодарского края, на которых распространяется законодательство о квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов - 3661.
По категориям риска:
высокий риск - 17;
средний риск - 0;
умеренный риск - 3644.
Объект контроля относится к категории высокого риска при наличии одного из следующих критериев:
в течение трех лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска, имеется вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания в отношении должностного лица контролируемого лица за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ);
в течение трех лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска, имеется вступившее в законную силу постановление о прекращении производства по делу об административного правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.42 КоАП РФ, в отношении должностного лица контролируемого лица на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ или пункта 2 части 1 1 статьи 29.9 КоАП РФ;
в течение трех лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска, имеется вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания в отношении контролируемого лица или его должностного лица за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Объект контроля относится к категории среднего риска при наличии одного из следующих критериев:
в течение трех лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категориям риска, контролируемому лицу министерством при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) выдавалось предписание об устранении нарушений обязательных требований либо предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований;
в течение трех лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска, имеется вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания в отношении контролируемого лица или его должностного лица за административные правонарушения, предусмотренные статьей 4.1.3 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 г. N 608-КЗ (далее - Закон N 608-КЗ);
в течение трех лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска, имеется вступившее в законную силу постановление о прекращении производства по делу об административных правонарушениях за административные правонарушения, предусмотренные статьей 4.1.3 Закона N 608-КЗ, в отношении контролируемого лица или его должностного лица на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ или пункта 2 части 1 1 статьи 29.9 КоАП РФ.
Объект контроля относится к категории умеренного риска, если контролируемое лицо имеет среднесписочную численность работников не менее 35 человек и в отношении него контрольные (надзорные) мероприятия не проводились.
Объект контроля относится к категории низкого риска, если среднесписочная численность контролируемого лица в течение года, предшествующего проведению контрольного (надзорного) мероприятия, составила менее 35 человек.
В отношении объектов контроля, которым присвоена категория высокого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся с периодичностью один раз в три года.
В отношении объектов контроля, которым присвоена категория среднего риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся с периодичностью один раз в четыре года.
В отношении объектов контроля, которым присвоена категория умеренного риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся с периодичностью один раз в пять лет.
В отношении объектов контроля, которым присвоена категория низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
Обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Краснодарского края и обязательны для исполнения.
Согласно статье 38 Федерального закона от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ:
устанавливается квота для приема на работу инвалидов работодателям, численность работников которых превышает 35 человек, в размере от 2 до 4% от среднесписочной численности работников;
численность работников для целей исчисления квоты для приема на работу инвалидов определяется исходя из среднесписочной численности работников за предыдущий квартал без учета работников представительств и филиалов работодателя, расположенных в других субъектах Российской Федерации.
Работодатели обязаны создавать инвалидам, принятым на работу, необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.
В соответствии со статьей 53 Федерального закона от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ работодатели обязаны информировать государственную службу занятости о свободных рабочих местах и вакантных должностях, в том числе о потребности в их замещении и о выполнении квоты для приема на работу инвалидов посредством размещения информации на единой цифровой платформе или на иных информационных ресурсах, на которых может размещаться такая информация в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Российской Федерации.
О выполнении квоты для приема на работу инвалидов работодатель обязан информировать государственную службу занятости ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным.
При отсутствии свободных рабочих мест и вакантных должностей информация об этом в государственную службу занятости не предоставляется.
Размещаемая работодателем информация должна быть полной, достоверной и актуальной.
Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрена обязанность работодателей в обеспечении занятости инвалидов в соответствии с требованиями законодательства о занятости населения, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Правила выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов, а также Правила заключения соглашения о трудоустройстве инвалидов, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2024 г. N 709 "О порядке выполнения работодателями квоты для приема на работу инвалидов" (вступили в силу с 1 сентября 2024 г.).
При расчете численности работников для приема на работу инвалидов округление дробного числа производится в сторону уменьшения до целого значения. В случае если размер рассчитанной квоты менее единицы, значение квоты принимается равным единице.
Выполнение работодателем установленной квоты обеспечивается в случаях наличия:
заключенного трудового договора с инвалидом на рабочее место непосредственно у работодателя. При трудоустройстве одного инвалида I группы исполнение квоты считается кратным 2 рабочим местам для трудоустройства инвалидов;
заключенного трудового договора между инвалидом и иной организацией, включая общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов (далее - иная организация), заключившей соглашение о трудоустройстве инвалида с работодателем, которому установлена квота;
заключенного трудового договора между инвалидом и индивидуальным предпринимателем, заключившим соглашение;
договора возмездного оказания услуг или иного договора с организацией, обеспечивающей для группы организаций выполнение квоты посредством заключения соглашения с иной организацией или индивидуальным предпринимателем, заключенного трудового договора между инвалидом и иной организацией, индивидуальным предпринимателем.
Работодатель освобождается от выполнения установленной квоты:
в случае если работодатели являются общественными объединениями инвалидов и образованными ими организациями, в том числе хозяйственными товариществами и обществами, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов;
при признании работодателя несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства;
при уменьшении численности работников до числа работников, при котором квота не устанавливается;
при отсутствии на учете в государственных учреждениях службы занятости безработных инвалидов, инвалидов, зарегистрированных в качестве ищущих работу соответствующих профессионально-квалификационным требованиям к вакансиям, заявленным работодателем, либо при отсутствии в субъекте Российской Федерации, где находится работодатель, иных организаций или индивидуальных предпринимателей, готовых заключить соглашение.
Работодатели в целях выполнения установленной квоты вправе обратиться в государственные учреждения службы занятости за содействием в подборе работников из числа инвалидов на вакантные рабочие места, в расчете квоты и установлении численности фактически трудоустроенных инвалидов.
Государственные учреждения службы занятости по запросам работодателей предоставляют информацию об организациях и индивидуальных предпринимателях, согласных на трудоустройство инвалидов в соответствии с соглашением.
Работодатель вправе заключить соглашение с иной организацией, индивидуальным предпринимателем (далее - исполнитель) и в рамках соглашения возмещать исполнителю расходы на заработную плату инвалидов, трудоустроенных в счет квоты, затраты на оборудование (оснащение) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а также компенсировать иные затраты, предусмотренные соглашением.
Работодатель, которому установлена квота, самостоятельно или при содействии государственных учреждений службы занятости осуществляет подбор исполнителя.
В случае заключения соглашения исполнитель принимает на работу инвалидов или выделяет (организует) рабочие места для трудоустройства инвалидов в счет установленной заказчику квоты, оборудует (оснащает) рабочие места и (или) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов (при необходимости).
Рабочие места, на которые трудоустроены инвалиды, должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида, с учетом положений статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ.
В соглашении определяются численность инвалидов, которые могут быть приняты на работу к исполнителю, условия финансирования расходов на оплату труда инвалидов, условия оборудования рабочего места инвалида и (или) условия финансирования расходов исполнителя на оборудование (оснащение) таких рабочих мест, сроки действия соглашения, права, обязанности сторон соглашения, условия его расторжения и иные условия.
Размер финансирования расходов на оплату труда инвалида, трудоустроенного в рамках соглашения, не может быть ниже величины минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (с 1 января 2024 г. составляет 19242 рубля в месяц), увеличенного на сумму страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, если инвалид отработал месячную норму рабочего времени и выполнил месячную норму труда.
В соглашении определяется способ и сроки финансирования расходов на оплату труда инвалидов, а также иных расходов, предусмотренных соглашением.
Трудоустройство инвалидов в соответствии с соглашением осуществляется на территории субъекта Российской Федерации, законодательством которого установлена квота по месту нахождения заказчика (его представительства, филиала).
При заключении соглашения бюджетными, автономными, казенными учреждениями условия возмещения затрат на заработную плату и оборудование (оснащение) рабочих мест и (или) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соглашение могут не включаться.
Правовое регулирование квотирования рабочих мест в Краснодарском крае установлено Законом Краснодарского края от 8 февраля 2000 г. N 231-КЗ "О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае" (далее - Закон Краснодарского края от 8 февраля 2000 г. N 231-КЗ). Размер квот для работодателей, численность работников которых не менее чем 35 человек, составляет 3% среднесписочной численности работников для приема на работу инвалидов.
Индикаторами риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) являются:
наличие (на основании сведений Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России", а также сведений государственных казенных учреждений Краснодарского края - центров занятости населения (далее - ЦЗН) о выданных направлениях на работу) у работодателя свободного рабочего места (более года), созданного или выделенного им в счет квоты для трудоустройства инвалидов, при условии неоднократного (не менее трех раз в течение года) направления ЦЗН на эту вакансию инвалида с целью трудоустройства;
наличие свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных (выделенных) для приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты, более одного года и отсутствие соглашения о трудоустройстве инвалида с иной организацией;
наличие в течение шести месяцев свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных (выделенных) для приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты, которые составляют более 30% от общего числа квотированных рабочих мест, созданных (выделенных) для приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты.
Наиболее значимыми рисками в деятельности контролируемых лиц являются:
неисполнение работодателем обязанности по созданию (выделению) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов;
отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты;
несвоевременное представление информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов;
не оформление в установленном порядке работодателем трудовых отношений с инвалидами в рамках исполнения обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой;
отсутствие соглашений с иными организациями о трудоустройстве инвалидов.
Согласно части 3 статьи 46 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ с целью информирования контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований на официальном сайте министерства (https://szn.krasnodar.ru, региональный государственный контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты) размещены:
перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий при осуществлении регионального государственного контроля (надзора);
обзор практики осуществления министерством регионального государственного контроля (надзора);
план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий;
доклад об осуществлении регионального государственного контроля (надзора);
форма проверочного листа, используемого при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты;
реестр обязательных требований в сфере трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты;
перечень объектов регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, отнесенных к определенной категории риска;
перечень нормативных правовых актов по контролю.
В 2024 году министерством плановые контрольные надзорные мероприятий не проводились. Вместе с тем, в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты проведено 2 внеплановые проверки, выдано 2 предписания об устранении выявленных нарушений.
В целях профилактики нарушений обязательных требований министерством в области квотирования рабочих мест для инвалидов по состоянию на 1 ноября 2024 г. проведены следующие профилактические мероприятия:
82 профилактических визита, 8 юридических лиц отказались от проведения профилактического визита;
объявлено 465 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;
196 мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом;
проведено информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения 21 материала на официальном сайте министерства в сети "Интернет".
Типичными нарушениями обязательных требований законодательства в области квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов являются:
отсутствие в организации квотируемых рабочих мест для приема на работу инвалидов;
условия труда на рабочем месте не соответствуют условиям, указанным в индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалидов;
квотируемые рабочие места заняты работниками, не имеющими инвалидность;
невыполнение квоты;
непредставление сведений и информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов, посредством их размещения на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России".
Повышение эффективности профилактической работы должно способствовать сокращению количества контролируемых лиц в Краснодарском крае, не выделяющих квотированные рабочие места для трудоустройства инвалидов.
1.3. Региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания
Региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания осуществляется министерством в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ), Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ, Законом Краснодарского края от 5 ноября 2014 г. N 3051-КЗ "О социальном обслуживании населения на территории Краснодарского края", постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 декабря 2015 г. N 1240, постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 8 ноября 2021 г. N 777 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания" (далее - Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания).
Задачами регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений контролируемыми лицами, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в социальном обслуживании, на территории Краснодарского края, обязательных требований, установленных действующим законодательством в сфере социального обслуживания граждан.
Предметом регионального государственного контроля (надзора) является соблюдение поставщиками социальных услуг из числа негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Краснодарского края, регулирующих правоотношения в сфере социального обслуживания.
Посредством осуществления регионального государственного контроля (надзора) министерством осуществляется оценка соблюдения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также к оказанию им при этом необходимой помощи, установленных законодательством Российской Федерации и Краснодарского края.
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками.
Контролируемыми лицами при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания являются негосударственные организации социального обслуживания и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание (далее - контролируемые лица).
Объектами регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания являются:
деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования;
здания, помещения, сооружения, территории, включая земельные участки, оборудование, другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования.
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания объекты контроля относятся к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба):
значительный риск;
средний риск;
умеренный риск;
низкий риск.
Количество работодателей Краснодарского края на которых распространяется законодательство в сфере социального обслуживания - 52.
По категориям риска:
значительный риск - 1;
средний риск - 0;
умеренный риск - 20;
низкий риск - 31.
К категории значительного риска относятся объекты контроля в случае, если:
контролируемое лицо предоставляет услуги по двум и более формам социального обслуживания;
контролируемое лицо предоставляет социальные услуги в стационарной форме и в отношении такого контролируемого лица в течение трех лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска, установлен один из следующих фактов:
нарушение обязательных требований в результате проведенного контрольного (надзорного) мероприятия;
наличие вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания в отношении контролируемого лица или его должностного лица за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
К категории среднего риска относятся объекты контроля в случае, если контролируемое лицо предоставляет социальные услуги в стационарной форме и в отношении такого контролируемого лица не было выявлено фактов, указанных в абзацах четвертом и пятом пункта 2.4 Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания, в течение трех лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска.
Объект контроля относится к категории умеренного риска, если контролируемое лицо предоставляет социальные услуги в форме социального обслуживания в полустационарной форме или на дому.
К категории низкого риска относятся объекты контроля, в отношении которых не принято решение об отнесении их к определенной категории риска.
В отношении объектов контроля, которым присвоена категория значительного риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся с периодичностью один раз в три года.
В отношении объектов контроля, которым присвоена категория среднего риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся с периодичностью один раз в четыре года.
В отношении объектов контроля, которым присвоена категория умеренного риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся с периодичностью один раз в пять лет.
В отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
Индикаторами риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) являются:
размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", социальных сетях и средствах массовой информации трех и более отрицательных отзывов о ненадлежащем предоставлении социальных услуг контролируемым лицом в течение года;
размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", социальных сетях и средствах массовой информации трех и более отрицательных отзывов в течение года об условиях доступности для инвалидов объекта, где предоставляются социальные услуги контролируемым лицом;
размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", социальных сетях и средствах массовой информации трех и более отзывов в течение года о неудовлетворенности предоставленными услугами социального обслуживания получателями социальных услуг.
Наиболее значимыми рисками в деятельности контролируемых лиц являются:
наличие обращений от граждан и организаций о нарушении контролируемым лицом обязательных требований;
наличие информации о начале предоставления контролируемым лицом социальных услуг в стационарной форме;
отсутствие информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте организации, необходимой к размещению в соответствии с действующим законодательством;
отсутствие у контролируемого лица официального сайта.
Кроме того, на официальном сайте министерства (https://szn.krasnodar.ru, региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания) размещены:
перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий при осуществлении регионального государственного контроля (надзора);
обзор практики осуществления министерством регионального государственного контроля (надзора);
доклад об осуществлении регионального государственного контроля (надзора);
форма проверочного листа, используемого при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;
реестр обязательных требований в сфере социального обслуживания;
перечень объектов регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, отнесенных к определенной категории риска;
перечень нормативных правовых актов по контролю.
В 2024 году контрольные (надзорные) мероприятия в сфере социального обслуживания не проводились в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
В целях профилактики нарушений обязательных требований министерством в сфере социального обслуживания по состоянию на 1 ноября 2024 г. проведены следующие профилактические мероприятия:
объявлено 3 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований по результатам рассмотрения обращений граждан;
19 профилактических визитов, 16 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей отказались от проведения профилактического визита;
1 мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом;
проведено информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения 7 материалов на официальном сайте министерства в сети "Интернет".
Повышение эффективности профилактической работы должно способствовать сокращению количества контролируемых лиц в Краснодарском крае, не соблюдающих обязательные требования.
1.4. Региональный государственный контроль (надзор) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории Краснодарского края
Региональный государственный контроль (надзор) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории Краснодарского края осуществляется министерством в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ, Законом Краснодарского края от 29 марта 2005 г. N 849-КЗ "Об обеспечении прав детей на отдых и оздоровление в Краснодарском крае", постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 декабря 2015 г. N 1240, постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 8 ноября 2021 г. N 778 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории Краснодарского края".
Порядок формирования и ведения реестра организаций отдыха детей и их оздоровления утвержден приказом министерства от 20 марта 2020 г. N 356 "Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра организаций отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории Краснодарского края".
Структура и состав сведений, включаемых в реестр, формируется с учетом типового реестра организаций отдыха детей и их оздоровления, разработанный в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 октября 2019 г. N 570 "Об утверждении общих принципов формирования и ведения реестров организаций отдыха детей и их оздоровления, а также типового реестра организаций отдыха детей и их оздоровления".
Общими принципами формирования и ведения реестра являются:
информационная открытость и общедоступность сведений о деятельности организаций для потребителей услуг по отдыху и оздоровлению детей и организаторов отдыха и оздоровления детей;
актуальность сведений об организациях, содержащихся в реестре;
полнота и достоверность сведений об организациях, содержащихся в реестре;
единство требований, предъявляемых к организациям при их включении в реестр.
Решения о включении организации в реестр, отказе во включении, а также об исключении организации из реестра оформляются приказом министерства.
Задачами регионального государственного контроля являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений контролируемыми лицами, осуществляющими деятельность в сфере организации отдыха детей и их оздоровления, обязательных требований.
Предметом регионального государственного контроля (надзора) является соблюдение организациями отдыха детей и их оздоровления требований к достоверности, актуальности и полноте сведений о них, представляемых в министерство для включения в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории Краснодарского края.
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками.
Контролируемыми лицами при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории Краснодарского края, являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере организации отдыха детей и их оздоровления, расположенные на территории Краснодарского края (далее - контролируемые лица).
Объектами регионального государственного контроля (надзора) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории Краснодарского края являются деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие).
Министерство при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории Краснодарского края, относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
высокий риск;
значительный риск;
средний риск;
умеренный риск;
низкий риск.
Количество работодателей Краснодарского края на которых распространяется законодательство по контролю за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории Краснодарского края - 1218.
По категориям риска:
высокий риск - 0;
значительный риск - 0;
средний риск - 4;
умеренный риск - 78;
низкий риск - 1136.
Объект контроля относится к категории высокого риска при наличии факта его исключения из реестра в связи с выявлением недостоверных сведений об указанном объекте контроля, представленных для включения в указанный реестр, свидетельствующих об отсутствии необходимых условий для осуществления деятельности в сфере организации отдыха и оздоровления детей, в течение трех лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска.
Объект контроля относится к категории значительного риска при наличии неисполненных предписаний об устранении нарушений, выявленных министерством при проведении регионального государственного контроля (надзора) в течение трех лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска.
Объект контроля относится к категории среднего риска, если объект контроля два и более раза нарушал сроки уведомления министерства об изменении сведений о данном объекте контроля, внесенных в реестр, в течение трех лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска.
Объект контроля относится к категории умеренного риска, если в отношении него контрольные (надзорные) мероприятия в соответствии с Положением о региональном государственном контроле (надзоре) не проводились.
К категории низкого риска относятся объекты контроля, которые не отнесены министерством к определенной категории риска.
В отношении объектов контроля, которым присвоена категория высокого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся с периодичностью один раз в два года.
В отношении объектов контроля, которым присвоена категория значительного риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся с периодичностью один раз в три года.
В отношении объектов контроля, которым присвоена категория среднего риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся с периодичностью один раз в четыре года.
В отношении объектов контроля, которым присвоена категория умеренного риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся с периодичностью один раз в пять лет.
В отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
Индикаторами риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) являются:
непредставление в министерство организацией отдыха детей и их оздоровления в течение года уведомления об изменении сведений об организации, внесенных в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории Краснодарского края;
установление факта оказания контролируемым лицом услуг по организации отдыха детей и их оздоровления в период проведения смены, не соответствующий датам проведения смены, указанным в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления;
установление факта оказания услуг по организации отдыха и оздоровления детей в период истечения срока действия санитарно-эпидемиологического заключения в соответствии с реестром организаций отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории Краснодарского края.
Наиболее значимыми рисками в деятельности контролируемых лиц являются:
предоставление контролируемым лицом недостоверных сведений об организации отдыха детей и их оздоровления для включения в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления;
предоставление контролируемым лицом неактуальных сведений об организации отдыха детей и их оздоровления для включения в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления;
предоставление контролируемым лицом неполных сведений об организации отдыха детей и их оздоровления для включения в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления;
непредоставление в уполномоченный орган исполнительной власти об изменениях сведений об организации, внесенных в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, в течение 10 рабочих дней со дня возникновения таких изменений.
Кроме того, на официальном сайте министерства (https://szn.krasnodar.ru, региональный государственный контроль (надзор) за достоверностью сведений об организации оздоровления детей) размещены:
перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий при осуществлении регионального государственного контроля (надзора);
обзор практики осуществления министерством регионального государственного контроля (надзора);
доклад об осуществлении регионального государственного контроля (надзора);
форма проверочного листа, используемого при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории Краснодарского края;
реестр обязательных требований за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории Краснодарского края;
перечень объектов регионального государственного контроля (надзора) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории Краснодарского края, отнесенных к определенной категории риска;
перечень нормативных правовых актов по контролю.
В 2024 году контрольные (надзорные) мероприятия за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории Краснодарского края, не проводились в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
В целях профилактики нарушений обязательных требований за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории Краснодарского края, министерством по состоянию на 1 ноября 2024 г. проведены следующие профилактические мероприятия:
14 профилактических визитов;
объявлено 2 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
проведено информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения 7 материалов на официальном сайте министерства в сети "Интернет".
Повышение эффективности профилактической работы должно способствовать сокращению контролируемых лиц в Краснодарском крае, не соблюдающих обязательные требования за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории Краснодарского края.
2. Цели и задачи реализации программы профилактики
Целями проведения профилактических мероприятий являются:
повышение эффективности осуществления контрольно-надзорной деятельности;
предотвращение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, предупреждение нарушений обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований) при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, регионального государственного контроля (надзора) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории Краснодарского края, в сфере социального обслуживания (далее - региональный государственный контроль (надзор);
повышение прозрачности деятельности министерства труда и социального развития Краснодарского края (далее - министерство) при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью контролируемых лиц;
снижение при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) административной нагрузки на контролируемых лиц;
предупреждение нарушения контролируемыми лицами обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Краснодарского края, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
разъяснение контролируемым лицам обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора);
стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований в области квотирования рабочих мест, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (далее - обязательные требования), всеми контролируемыми лицами;
создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
Проведение министерством профилактических мероприятий направлено на решение следующих задач:
установление и оценка зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей объектов контроля, проведение профилактических мероприятий с учетом данных факторов;
повышение квалификации должностных лиц министерства;
использование современных информационно-телекоммуникационных технологий при проведении профилактических мероприятий;
осуществление планирования проведения профилактических мероприятий на основе принципов их понятности, информационной открытости, полноты охвата ими максимального количества контролируемых лиц;
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Краснодарского края, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований;
повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению;
определение перечня видов и сбор статистических данных, необходимых для организации профилактической работы;
формирование одинакового понимания обязательных требований у всех участников контрольно-надзорной деятельности, осуществляемой министерством, на территории Краснодарского края.
3. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
Министерством проводятся следующие профилактические мероприятия:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения;
консультирование;
профилактический визит.
Информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется в соответствии со статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
Министерство размещает и поддерживает в актуальном состоянии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" следующую информацию:
тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора);
сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление регионального государственного контроля (надзора), о сроках и порядке их вступления в силу;
перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
руководства по соблюдению обязательных требований;
перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
программу профилактики рисков причинения вреда;
план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий министерства;
исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться министерством у контролируемого лица;
сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
сведения о порядке досудебного обжалования решений министерства, действий (бездействия) его должностных лиц;
доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа;
доклады о государственном контроле (надзоре);
реестры обязательных требований;
формы проверочных листов.
Срок (периодичность) проведения данного мероприятия: постоянно.
Обобщение правоприменительной практики осуществляется в соответствии со статьей 47 Федерального закона N 248-ФЗ.
Министерство ежегодно по итогам обобщения правоприменительной практики подготавливает доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики министерства. Доклад готовится ежегодно, до 15 марта года, следующего за отчетным, утверждается приказом министерства и размещается на официальном сайте министерства в сети "Интернет" в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным.
Объявление предостережения осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона N 248-ФЗ.
Министерство осуществляет учет объявленных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
Срок (периодичность) проведения данного мероприятия: постоянно.
Консультирование осуществляется в соответствии со статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ в письменной форме при их письменном обращении, в устной форме по телефону, посредством видео-конференц-связи или на личном приеме, или в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
Консультирование проводится по следующим вопросам:
профилактика рисков нарушения обязательных требований;
соблюдение обязательных требований;
порядок осуществления регионального государственного контроля (надзора);
порядок обжалования решений министерства, принятых в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора).
Профилактический визит осуществляется в соответствии со статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ.
Профилактический визит проводится в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в определенной сфере, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска.
Профилактический визит проводится с предварительным уведомлением контролируемого лица не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения. Срок его проведения не может превышать один рабочий день.
Министерство обязано предложить проведение профилактического визита контролируемым лицам, приступающим к осуществлению деятельности в определенной сфере, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, при этом оно должно уведомить об этом министерство не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
4. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
Эффективность реализации программы профилактики оценивается;
повышением эффективности системы профилактики нарушений обязательных требований;
повышением уровня правовой грамотности контролируемых лиц в вопросах исполнения обязательных требований, степенью их информативности об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения проверок, правах контролируемых лиц в ходе проверки;
снижением количества правонарушений при осуществлении контролируемыми лицами своей деятельности;
понятностью обязательных требований, обеспечивающей их однозначное толкование контролируемых лиц и министерства;
вовлечением контролируемых лиц в регулярное взаимодействие с министерством.
Основными механизмами оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий являются анализ статистических показателей контрольной (надзорной) деятельности и оценка удовлетворенности контролируемых лиц качеством мероприятий, которые осуществляются, в том числе методами социологических исследований.
Ключевыми направлениями социологических исследований являются:
информированность контролируемых лиц об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения контрольных (надзорных) мероприятий, правах контролируемых лиц в ходе проверки;
понятность обязательных требований, обеспечивающая их однозначное толкование контролируемых лиц и министерства;
вовлечение контролируемых лиц в регулярное взаимодействие с министерством.
Показатели результативности и эффективности программы профилактики (приложение).
Начальник отдела |
А.В. Шелухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.