Решение Верховного Суда Российской Федерации от 29 октября 2024 г. N АКПИ24-650
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Кириллова B.C.,
Кузьмичева С.И.
при секретаре Елшиной Е.А.
с участием прокурора Слободина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Беловодской Олеси Владимировны о признании недействующим абзаца третьего пункта 4 Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г. N 1507,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г. N 1507 (далее также - Постановление N 1507) утверждены Правила государственной регистрации самоходных машин и других видов техники (далее также - Правила).
Правила определяют порядок государственной регистрации самоходных машин и других видов техники исполнительными органами субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники (далее - органы гостехнадзора), в целях государственного учета техники и допуска ее к эксплуатации (пункты 1-3).
В соответствии с абзацем первым пункта 4 Правил государственной регистрации в органах гостехнадзора подлежит техника (самоходные машины и прицепы к ним), а также техника, которая в целом или в качестве основных компонентов в виде кузова, рамы или шасси используется для создания другой техники, перегоняется к конечным производителям или вывозится из Российской Федерации, и техника, являющаяся опытными (испытательными) образцами (за исключением случая, предусмотренного абзацем шестым данного пункта).
В абзацах третьем - шестом пункта 4 Правил приведен перечень транспортных средств и техники, которые не регистрируются в органах гостехнадзора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 г. N 917 (далее также - Постановление N 917) утверждены изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г. N 1507 (далее также - Изменения).
Подпунктом "в" пункта 3 Изменений абзац третий пункта 4 Правил изложен в новой редакции, согласно которой в органах гостехнадзора не регистрируются транспортные средства и техника, собранные индивидуально из запасных частей и номерных компонентов в виде двигателя, кузова, рамы, коробки передач, основного ведущего моста, в том числе из бывших в употреблении, а также серийно выпускаемые транспортные средства и техника, собранные из бывших в употреблении запасных частей и номерных компонентов.
Беловодская О.В. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими абзаца третьего пункта 4 Правил, подпункта "в" пункта 3 Изменений, ссылаясь на их несоответствие части 1 статьи 6 Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 297-ФЗ "О самоходных машинах и других видах техники" (далее - Закон о самоходных машинах), пункту 10 технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), принятого решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877 (далее - ТР ТС 018/2011), пункту 2 статьи 52, пункту 2 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.).
В обоснование заявленных требований Беловодская О.В. указала, что на основании заключенного с изготовителем договора купли-продажи является собственником снегоболотохода, имеющего сертификат соответствия и электронный паспорт. В государственной регистрации снегоболотохода органом гостехнадзора отказано со ссылкой на абзац третий пункта 4 Правил, так как установлено, что транспортное средство собрано из бывших в употреблении частей и компонентов (двигатель и раздаточная коробка). Оспариваемые нормативные положения препятствуют проведению регистрационных действий в отношении принадлежащей ей самоходной машины, что влечет невозможность ее эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования и ограничение участия в гражданском обороте.
Административный ответчик - Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству сельского хозяйства Российской Федерации (поручение от 6 сентября 2024 г. N ДП-П11-29388), в письменных возражениях на административный иск указавшему, что постановления N 917, 1507 изданы полномочным органом, Правила и Изменения в оспариваемой части соответствуют актам большей юридической силы и прав административного истца не нарушают.
Представитель Беловодской О.В. Сайтов К.Ф. в судебном заседании уточнил заявленные требования, указав, что оспаривает абзац третий пункта 4 Правил в редакции Изменений, внесенных Постановлением N 917.
Представитель Правительства Российской Федерации Олесько Б.В. в судебном заседании поддержал изложенную в письменных возражениях правовую позицию и просил отказать в удовлетворении административного иска.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Нефедова О.Н., изучив доводы представителей сторон, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Согласно статье 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение (часть 1). Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (часть 2).
На момент утверждения Правил аналогичные полномочия Правительства Российской Федерации были предусмотрены статьей 23 ранее действовавшего Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Согласно положениям пункта 5 статьи 3, части 4 статьи 6 Закона о самоходных машинах, статьи 28 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" государственная регистрация самоходных машин и других видов техники осуществляется в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
Реализуя предоставленные федеральными законами полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением N 1507 утвердило Правила государственной регистрации самоходных машин и других видов техники (пункт 1). Нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 28 сентября 2020 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 5 октября 2020 г., N 40, ст. 6253.
Постановление N 917, утвердившее Изменения, размещено на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 23 мая 2022 г., опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации 30 мая 2022 г., N 22, ст. 3664.
Процедура издания, введения в действие и опубликования нормативных правовых актов соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
Таким образом, нормативные правовые акты приняты уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения в действие, что не оспаривается административным истцом.
Доводы административного истца о несоответствии оспариваемых положений приведенным в административном иске нормативным правовым актам основаны на ошибочном толковании норм материального права и подлежат отклонению.
Закон о самоходных машинах устанавливает правовые и организационные основы деятельности в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, в том числе деятельности, связанной с допуском к эксплуатации самоходных машин и других видов техники, запрещением эксплуатации такой техники, государственной регистрацией и государственным учетом самоходных машин и других видов техники, техническим осмотром такой техники и региональным государственным контролем (надзором) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники (преамбула).
Исходя из приведенных в статье 1 названного закона понятий под самоходными машинами понимаются тракторы, самоходные дорожно-строительные машины, коммунальные, сельскохозяйственные машины, внедорожные автомототранспортные средства и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 кубических сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт, на которые оформляются паспорта самоходных машин и других видов техники (электронные паспорта самоходных машин и других видов техники) (подпункт 1); государственная регистрация самоходных машин и других видов техники определена как совокупность действий, связанных с учетом и допуском к эксплуатации, а также с внесением в федеральную государственную информационную систему учета и регистрации тракторов, самоходных машин и прицепов к ним (далее - ФГИС УСМТ) регистрационных данных и изменением таких данных (подпункт 7).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о самоходных машинах государственная регистрация самоходных машин и других видов техники осуществляется в целях их государственного учета и допуска их к эксплуатации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации путем внесения или направления сведений о самоходных машинах и других видах техники в ФГИС УСМТ. В части 2 статьи 7 указанного закона приводится перечень самоходных машин и других видов техники, подлежащих государственному учету в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, к ним отнесены: самоходные машины и другие виды техники, на которые оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники (электронные паспорта самоходной машины и других видов техники); самоходные машины и другие виды техники, на которые оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники (электронные паспорта самоходной машины и других видов техники) и которые в целом или в качестве основных компонентов в виде кузова, рамы или шасси используются для создания другой машины, перегоняются, перевозятся к конечным производителям или вывозятся из Российской Федерации; самоходные машины и другие виды техники, являющиеся опытными (испытательными) образцами, предназначенными для прохождения испытаний, связанных с движением по автомобильным дорогам общего пользования.
Оспариваемые в части Правила определяют порядок государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, осуществляемой в целях государственного учета техники и допуска ее к эксплуатации (пункты 1, 2), с приведением в пункте 4 подлежащей государственной регистрации в органах гостехнадзора техники (абзац первый) и перечня транспортных средств и техники, которые не регистрируются в органах гостехнадзора (абзацы третий - шестой).
В соответствии с абзацем третьим пункта 4 Правил в органах гостехнадзора не регистрируются транспортные средства и техника, собранные индивидуально из запасных частей и номерных компонентов в виде двигателя, кузова, рамы, коробки передач, основного ведущего моста, в том числе из бывших в употреблении, а также серийно выпускаемые транспортные средства и техника, собранные из бывших в употреблении запасных частей и номерных компонентов, что не противоречит приведенным положениям Закона о самоходных машинах.
Оспариваемые нормативные положения также не противоречат пункту 2 статьи 52, пункту 2 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе и пункту 10 ТР ТС 018/2011.
В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Договора о Евразийском экономическом союзе технические регламенты Евразийского экономического союза (далее также - Союз) имеют прямое действие на территории Союза. Порядок введения в действие принятого технического регламента Союза и переходные положения определяются техническим регламентом Союза и (или) актом Евразийской экономической комиссии.
Согласно положениям абзацев первого, второго пункта 2 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент Союза (технические регламенты Союза), выпускается в обращение на территории Союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом Союза (техническими регламентами Союза). Государства - члены Союза обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технического регламента Союза (технических регламентов Союза), на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Союза (технических регламентах Союза) требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия.
Из статьи 1 технического регламента Таможенного союза "О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним" (ТР ТС 031/2012), принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 г. N 60 (далее - ТР ТС 031/2012), следует, что данный технический регламент распространяется на вновь изготавливаемые и ввозимые колесные и гусеничные сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы (далее - тракторы) и прицепы к ним (далее - прицепы), выпускаемые в обращение на таможенной территории Союза, независимо от страны происхождения, а также на вновь изготавливаемые и ввозимые компоненты тракторов и прицепов (далее - компоненты), влияющие на их безопасность, и выпускаемые в обращение на таможенной территории Союза отдельно от тракторов и прицепов, независимо от страны происхождения. Перечень компонентов, на которые распространяются требования данного технического регламента, приведен в приложении 1 к нему (пункт 1). Данный технический регламент не распространяется в числе прочего на тракторы, прицепы и компоненты, выпущенные в обращение на таможенной территории Союза до вступления в силу этого технического регламента и бывшие в употреблении на таможенной территории Союза (пункт 2).
Пунктом 1 статьи 3 ТР ТС 031/2012 предусмотрено, что тракторы, прицепы и компоненты выпускаются в обращение на рынке при их соответствии данному техническому регламенту, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на них распространяется, при условии, что они прошли подтверждение соответствия согласно статье 6 этого технического регламента, а также согласно другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на них распространяется.
Из указанных положений следует, что тракторы, изготовленные из бывших в употреблении компонентов, не подлежат подтверждению соответствия требованиям ТР ТС 031/2012.
Из абзаца третьего статьи 7 технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011), принятого решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 823 (далее - ТР ТС 010/2011), следует, что машины и (или) оборудование, бывшие в эксплуатации или изготовленные для собственных нужд их изготовителей, а также комплектующие изделия и запасные части к машинам, используемые для ремонта (технического обслуживания) машин и (или) оборудования, не подлежат подтверждению соответствия требованиям данного технического регламента.
Использование для изготовления восстановленной техники бывших в употреблении или отремонтированных компонентов не позволяет обеспечить стабильность показателей и характеристик выпускаемой техники, проверка которой является неотъемлемой составляющей процедуры подтверждения соответствия продукции требованиям ТР ТС 010/2011 и ТР ТС 031/2012.
В силу того, что приведенными техническими регламентами определено, что техника (машины, в том числе тракторы), изготовленная из бывших в употреблении компонентов, не подлежит подтверждению соответствия требованиям таких технических регламентов, отсутствуют основания для ее последующей государственной регистрации и учета.
Поскольку изготовленная из бывших в употреблении компонентов техника не входит в предмет регулирования названных технических регламентов, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе правила и порядок обеспечения безопасности и обращения продукции, требования к которой не установлены техническими регламентами Союза, определяются международным договором в рамках Союза.
Таким договором является Соглашение о порядке обращения в рамках Евразийского экономического союза продукции, требования к которой не установлены техническими регламентами Евразийского экономического союза, и правилах обеспечения безопасности такой продукции (заключено в г. Москве 3 февраля 2020 г.) (далее - Соглашение), определяющее в соответствии с его пунктом 1 статьи 1 порядок обращения в рамках Союза продукции, не включенной в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Союза (далее - единый перечень), а также продукции, включенной в единый перечень, но в отношении которой не приняты или не вступили в силу технические регламенты Союза, за исключением продукции, указанной в пункте 2 данной статьи, и правила обеспечения безопасности такой продукции.
При этом в подпункте "б" пункта 2 статьи 1 Соглашения установлено, что его положения не применяются в отношении продукции, бывшей в употреблении.
Таким образом, не подпадая под действие приведенных технических регламентов, а также Соглашения, но подпадая под вид продукции, включенной в единый перечень, самоходные машины, изготовленные из бывших в употреблении запасных частей, вопреки доводам административного истца выходят за рамки регулирования абзаца второго пункта 2 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе, предусматривающего, что государства-члены обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технического регламента Союза (технических регламентов Союза), на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Союза (технических регламентах Союза) требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия ввиду невозможности предъявления к ним каких-либо требований Союза.
Согласно пункту 10 ТР ТС 018/2011 (устанавливает требования к колесным транспортным средствам), на который ссылается административный истец, запрещается изготовление транспортных средств из бывших в употреблении компонентов, за исключением транспортных средств, изготавливаемых для личного пользования.
В соответствии с пунктом 2 перечня отдельных видов авто- и мототранспортных средств и прицепов к авто- и мототранспортным средствам, являющихся транспортными средствами для личного пользования, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30 июня 2017 г. N 74 "Об отдельных вопросах, связанных с транспортными средствами для личного пользования", снегоболотоходы, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования, отнесены к транспортным средствам для личного пользования.
Перечисленные в абзаце третьем пункта 4 Правил транспортные средства и техника, не подлежащие регистрации в органах гостехнадзора, приведены с учетом положений установленных указанными выше техническими регламентами требований.
При этом Правилами в оспариваемой части не установлены запрет и ограничение на создание (изготовление) транспортных средств и техники, собранных из бывших в употреблении компонентов, для личного пользования, а лишь предусмотрено, что такие транспортные средства и техника не подлежат государственной регистрации и учету в органах гостехнадзора.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемые нормативные положения соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают и не ограничивают прав административного истца в упоминаемых ею аспектах.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Беловодской Олеси Владимировны о признании недействующими абзаца третьего пункта 4 Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г. N 1507, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья Верховного Суда Российской Федерации Судьи Верховного Суда Российской Федерации |
О.Н. Нефедов |
|
B.C. Кириллов |
|
С.И. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Российской Федерации от 29 октября 2024 г. N АКПИ24-650
Опубликование:
-