24 июля 2014 г. |
Дело N А21-7479/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Любченко И.С., Савицкой И.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "АвтоЛит" Кушнарева М.И. (доверенность от 17.03.2014), от Калининградской областной таможни Шпаковой Н.Э. (доверенность от 17.12.2013 N 05-35/31417) и Волкова Д.А. (доверенность от 17.12.2013 N 05-35/31425),
рассмотрев 16.07.2014 и 23.07.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АвтоЛит" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.12.2013 (судья Генина С.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 (судьи Есипова О.И., Семенова А.Б., Шульга Л.А.) по делу N А21-7479/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АвтоЛит", место нахождения: Калининградская область, город Калининград, улица Степана Разина, дом 20; основной государственный регистрационный номер 1113926004500 (далее - Общество, ООО "АвтоЛит"), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными решения Калининградской областной таможни, место нахождения: Калининградская область, город Калининград, Гвардейский проспект, дом 30; основной государственный регистрационный номер 1083925999992 (далее - Таможня), от 24.06.2013 N 10226000/400/240613/Т0056/1 об отказе в предоставлении полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов и требования Калининградского акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица), место нахождения: Калининградская область, Багратионовский район, город Багратионовск, улица Дружбы, дом 16-Б; основной государственный регистрационный номер 1103925001740 (далее - таможенный пост), об уплате таможенных платежей от 22.08.2013 N 10009200/26.
Решением суда первой инстанции от 05.12.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.03.2014, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано полностью.
В кассационной жалобе ООО "АвтоЛит", ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить решение от 05.12.2013 и постановление от 19.03.2014 и принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает, что осуществленные им перевозки как с территории Калининградской области в Санкт-Петербург, так и обратно (с погрузкой товара в Республике Беларусь и доставкой в Калининградскую область) соответствуют условиям, содержащимся в части 1 статьи 12.2 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в связи с чем основания для завершения таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отношении перемещаемых транспортных средств отсутствовали.
В отзыве на кассационную жалобу Таможня, ссылаясь на несостоятельность доводов Общества, просит оставить жалобу без удовлетворения. Таможенный орган считает необоснованным довод подателя жалобы о правовой неопределенности спорных правоотношений и указывает на то, что факт совершения Обществом перевозки товаров по маршруту "Беларусь - Калининградская область" влечет за собой наступление для заявителя обязанности по завершению процедуры свободной таможенной зоны.
В отзыве на кассационную жалобу таможенный пост считает вынесенные судебные акты законными и обоснованными и просит оставить их без изменения. Кроме того, таможенный пост просил рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Таможни просил отказать в ее удовлетворении, ссылаясь на приведенные в отзыве доводы.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по делу объявлен перерыв в судебном заседании с 16.07.2014 по 23.07.2014.
После перерыва 23.07.2014 рассмотрение жалобы продолжено тем же составом суда, представитель Таможни поддержал свою правовую позицию по делу.
Таможенный пост о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, с 24.04.2013 по 24.06.2014 Таможня провела камеральную таможенную проверку соблюдения Обществом условий и ограничений применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отношении транспортных средств за период с 01.07.2012 по 31.12.2012.
В ходе проверки Таможня установила, что Общество (перевозчик) при помощи транспортных средств (тягач седельный N Р075АК39, полуприцеп АМ273539), зарегистрированных на территории Калининградской области и помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, осуществило вывоз транспортных средств с территории Калининградской области для осуществления международной перевозки груза в Санкт-Петербург (Россия). На обратном пути следования из Санкт-Петербурга в Калининградскую область на указанные транспортные средства на территории Республики Беларусь (Могилевская область, пгт. Елизово) был погружен товар "банка стеклянная", который Общество ввезло по транзитной декларации N 11219404/110812/0120091 от 11.08.2012 в Калининградскую область (грузополучатель - ООО "Агропродукт").
При этом, как установлено таможенным органом, паспорт транспортного средства и свидетельство о регистрации на седельный тягач марки "DAF" (N Р075АК39) содержат информацию о таможенных ограничениях: "помещение под т/р СТЗ в Калининградской области. Использование в Российской Федерации вне Калининградской области при перевозке из/в Калининградскую область с разрешения таможенного органа"; на полуприцеп бортовой с платформой "KRONE SDP27" (N АМ273539) - "ввоз на остальную часть таможенной территории Российской Федерации и Таможенного союза разрешается при условии уплаты ввозных таможенных пошлин и других платежей".
По результатам таможенной проверки Таможней был составлен акт от 24.06.2013 N 10226000/400/240613/Т0056/1, в котором Таможня пришла к выводу об осуществлении Обществом перевозки груза по транзитной декларации от 11.08.2012 N 11219404/110812/0120091 между территорией Республики Беларусь и территорией Калининградской области Российской Федерации с использованием транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. При этом действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны не было завершено, а процедура таможенного транзита завершена 12.08.2012.
На основании статьи 80 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) и Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан "По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны" от 18.06.2010 (далее - Соглашение о СЭЗ), а также положений Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 16-ФЗ), 24.06.2013 Таможня вынесла решение N 10226000/400/240613/Т0056/1, согласно которому отказала Обществу в предоставлении полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств (тягач седельный N Р075АК39 и полуприцеп N АМ273539), помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны по декларациям N 110009200/010312/0005027 и 10009200/270411/0007344 в связи с несоблюдением условий помещения транспортных средств под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
На основании указанного решения Таможни, 22.08.2013 таможенным постом вынесено требование N 10009200/26 об уплате таможенных платежей на общую сумму 1 737 536 руб. 10 коп.
Не согласившись с решением Таможни и требованием таможенного поста, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив фактические обстоятельства дела и проанализировав нормы таможенного законодательства, отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 80 ТК ТС таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, если в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств - членов Таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.
Согласно пункту 4 статьи 80 ТК ТС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает и прекращается при установлении таможенных процедур в соответствии с пунктом 2 статьи 202 ТК ТС (применительно к рассматриваемому случаю относительно свободной таможенной зоны) - в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
На момент совершения грузовой перевозки по транзитной декларации от 11.08.2012 N 11219404/110812/0120091 между государством, являющимся членом Таможенного союза - Республикой Беларусь и Калининградской областью - содержание таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой в Калининградской области, и условия помещения товаров под эту таможенную процедуру определялись Законом N 16-ФЗ и Соглашением о СЭЗ.
Пунктами 1 и 15 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ определено, что содержание таможенной процедуры свободной таможенной зоны и условия помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны определяются Соглашением о СЭЗ. Завершение действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны осуществляется в соответствии с Соглашением о СЭЗ.
Согласно пункту 2 статьи 202 ТК ТС таможенная процедура свободной таможенной зоны устанавливается международным договором государств - членов Таможенного союза (Соглашение о СЭЗ).
Согласно пункту 1 статьи 10 Соглашения о СЭЗ свободная таможенная зона - таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза.
В силу пункта 2 статьи 10 Соглашения о СЭЗ иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус иностранных товаров, а товары Таможенного союза, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус товаров Таможенного союза.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 16-ФЗ на территории Особой экономической зоны применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны. Содержание этой процедуры определяется Соглашением о СЭЗ.
При этом в силу пункта 2 статьи 2 Закона N 16-ФЗ "для целей глав 3 и 3.1 названного Федерального закона используются понятия, определенные Таможенным кодексом Таможенного союза и Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года".
Пунктом 1 статьи 24 Соглашения о СЭЗ предусмотрено, что порядок функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области и применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны в той части, на которую действие названного Соглашения не распространяется, определяется в соответствии с Законом N 16-ФЗ.
Таким образом, Закон N 16-ФЗ относительно применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны действует только в той части, на которую действие названного Соглашения о СЭЗ не распространяется.
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона N 16-ФЗ действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны, завершается в соответствии со статьями 15 и 24 Соглашения о СЭЗ.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 15 Соглашения о СЭЗ действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны должно быть завершено для вывоза товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и/или уплаты таможенных пошлин, налогов, без применения запретов и ограничений и без помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Согласно пункту 3 статьи 24 Соглашения о СЭЗ "Российская Федерация гарантирует, что иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в ОЭЗ в Калининградской области, и товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в ОЭЗ в Калининградской области, не могут быть вывезены с территории Калининградской области Российской Федерации на остальную часть таможенной территории таможенного союза без завершения таможенной процедуры свободной таможенной зоны, за исключением транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в ОЭЗ в Калининградской области и совершающих международные перевозки товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью Российской Федерации и государствами, не являющимися членами таможенного союза, и перевозки товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью Российской Федерации и остальной частью Российской Федерации, а также товаров, вывозимых физическими лицами в качестве товаров для личного пользования в пределах норм беспошлинного ввоза, установленных международным соглашением, регулирующим порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском".
Частью 1 статьи 12.2 Закона N 16-ФЗ установлено, что транспортные средства для перевозки грузов, тягачи, прицепы, полуприцепы, тракторы, автобусы, воздушные суда, водные суда, железнодорожный подвижной состав (включая порожние транспортные средства), помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны, рассматриваются для таможенных целей как транспортные средства международной перевозки при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств и перевозок товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью и остальной частью территории Российской Федерации через территорию иностранного государства, в том числе через территорию государства - члена Таможенного союза, при соблюдении следующих условий:
1) транспортное средство зарегистрировано на территории Калининградской области;
2) транспортное средство принадлежит юридическому лицу, государственная регистрация которого осуществлена в Калининградской области.
Согласно пункту 3 статьи 12.2 Закона N 16-ФЗ товары, указанные в частях 1 и 2 названной статьи, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, являются условно выпущенными до приобретения ими статуса товаров Таможенного союза, фактического уничтожения либо отказа в пользу государства.
Согласно статьи 4 ТК ТС для таможенных целей к иностранным государствам относятся государства, не являющиеся членами Таможенного союза.
В силу статьи 200 ТК ТС условно выпущенные товары, по которым предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот. Они имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем. Статус товаров Таможенного союза они приобретают после прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, из системного анализа указанных норм следует, что пункты начала и/или завершения международных перевозок грузов транспортными средствами, помещенными под процедуру свободной таможенной зоны, должны находиться на территории Калининградской области, территории иностранных государств, остальной части территории Российской Федерации.
Подпунктом 5 статьи 188 ТК ТС предусмотрена обязанность декларанта соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре. В силу статьи 79 ТК ТС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант и иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств - членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Несоблюдение условий и ограничений применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны, выразившееся в осуществлении перевозки груза и транспортных средств, помещенных под процедуру свободной таможенной зоны (седельный тягач марки "DAF" N Р075АК39 и полуприцеп бортовой с платформой "KRONE SDP27" N АМ273539) между территорией Республики Беларусь и территорией Калининградской области Российской Федерации без завершения таможенной процедуры свободной таможенной зоны влечет для перевозчика обязанность по уплате таможенных платежей.
Как обоснованно установили судебные инстанции, при следовании по заданному в путевом листе маршруту в очередной пункт загрузки товаров (пгт.Елизарово, Республика Беларусь) транспортные средства утратили статус транспортных средств международной перевозки в значении, определенном пунктом 3 статьи 24 Соглашения о СЭЗ и части 1 статьи 12.2 Закона N 16-ФЗ.
Пунктом 50 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки, утвержденной Приказом ФТС России от 06.07.2012 N 1373, предусмотрено, что в случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов принимается решение в области таможенного дела.
Таким образом, Таможня обоснованно доначислила таможенные пошлины и налоги, которые подлежили бы уплате, если бы транспортные средства были заявлены к выпуску для свободного обращения, в том числе таможенная пошлина составила 1 293 587 руб. 78 коп. и налог на добавленную стоимость - 416 206 руб. 90 коп. и соотвествующие им пени. На основании решения Таможни от 24.06.2013, таможенный пост правомерно выставил требование от 22.08.2013 об уплате платежей.
Обоснованно отклонена судами и ссылка заявителя на положения статьи 344 ТК ТС, предусматривающую возможность осуществления внутренней перевозки спорных транспортных средств по таможенной территории Таможенного союза. Данная норма регламентирует порядок совершения операций с временно ввезенными транспортными средствами международной перевозки, а не помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
Факт совершения перевозки по вышеназванному участку пути влечет за собой наступление для заявителя обязанности по завершению процедуры свободной таможенной зоны в отношении иностранных товаров, то есть уплаты таможенных пошлин, налогов, и, соответственно, срока их уплаты, поскольку транспортные средства, осуществившие международную перевозку товаров между Республикой Беларусь и Калининградской областью не могут рассматриваться для таможенных целей как транспортные средства международной перевозки.
Ссылка заявителя на положения части 2 статьи 13 Закона N 16-ФЗ о том, что при вывозе с территории Особой экономической зоны транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в случаях, указанных в частях 1 и 2 статьи 12.2 названного Федерального закона, завершение действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отношении таких транспортных средств не требуется, в данном случае ошибочна, поскольку не учитывает как фактический маршрут следования перевозчика, закупившего в Республике Беларусь по пути следования новый товар: Калининградская область - Санкт-Петербург, Республика Беларусь (Могилевская область, пгт. Елизово) - Калининградская область, так и понятие международной перевозки, определенном пунктом 3 статьи 24 Соглашения о СЭЗ и части 1 статьи 12.2 Закона N 16-ФЗ.
Учитывая изложенное, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о соответствии решения таможни от 24.06.2013 N 10226000/400/240613/Т0056/1 об отказе в предоставлении полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов и требования таможенного поста от 22.08.2013 N 10009200/26 действующему законодательству, в связи с чем правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Оснований для отмены или изменения обжалуемыйх судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.12.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 по делу N А21-7479/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АвтоЛит" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
И.С. Любченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.