Принят Государственной Думой 19 ноября 2024 года
Одобрен Советом Федерации 27 ноября 2024 года
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 169; N 28, ст. 2884; 2007, N 46, ст. 5554; 2008, N 30, ст. 3597, 3616; 2009, N 1, ст. 21; 2011, N 30, ст. 4590, 4596; 2014, N 49, ст. 6928; 2015, N 1, ст. 56; 2016, N 15, ст. 2066; 2018, N 32, ст. 5105, 5135; 2019, N 30, ст. 4135; 2021, N 24, ст. 4188; 2022, N 12, ст. 1783) следующие изменения:
1) в пункте 1 статьи 2:
абзац десятый после слов "имеющие инфраструктуру" дополнить словами ", в том числе инфраструктуру высокоскоростного железнодорожного транспорта,";
абзац тринадцатый дополнить словами ", государственному или муниципальному имуществу, а также жизни или здоровью животных и растений";
дополнить абзацами девятнадцатым - двадцать первым следующего содержания:
"высокоскоростной железнодорожный транспорт - производственно-технологический комплекс, относящийся к железнодорожному транспорту общего пользования, включающий в себя инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта, высокоскоростной железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом со скоростью более 200 километров в час на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками;
инфраструктура высокоскоростного железнодорожного транспорта - транспортная инфраструктура, являющаяся частью инфраструктуры, включающая в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы автоматики и телемеханики, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта здания, строения, сооружения, устройства и оборудование, предназначенные для эксплуатации высокоскоростного железнодорожного подвижного состава;
высокоскоростной железнодорожный подвижной состав - железнодорожный подвижной состав, предназначенный для перевозки пассажиров и (или) багажа, почтовых отправлений со скоростью более 200 километров в час.";
2) абзац пятнадцатый пункта 2 статьи 4 после слов "владельцев инфраструктур," дополнить словами "в том числе инфраструктур высокоскоростного железнодорожного транспорта,";
3) пункт 1 статьи 6 дополнить абзацем третьим следующего содержания:
"Обязательные требования к высокоскоростному железнодорожному подвижному составу и его составным частям, объектам инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта, применяемые при их проектировании (включая изыскания), производстве, строительстве, монтаже, наладке и эксплуатации в части приемки и ввода в эксплуатацию, а также правила идентификации продукции, требования к маркировке продукции и правила ее нанесения, формы, схемы и процедуры оценки соответствия устанавливаются и применяются в соответствии с правом Евразийского экономического союза (техническими регламентами Евразийского экономического союза) и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в части, не противоречащей праву Евразийского экономического союза.";
4) в абзаце первом пункта 2 статьи 9 слова "и других объектов железнодорожного транспорта" заменить словами ", других объектов железнодорожного транспорта и инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта", после слов "скоростных поездов" дополнить словами "и высокоскоростного железнодорожного подвижного состава";
5) абзац третий пункта 1 статьи 11 после слов "владеть инфраструктурой," дополнить словами "в том числе инфраструктурой высокоскоростного железнодорожного транспорта,";
6) в пункте 1 статьи 12:
а) абзац первый изложить в следующей редакции:
"1. Перевозчик, в том числе осуществляющий перевозки высокоскоростным железнодорожным подвижным составом, обязан:";
б) абзац пятый дополнить словами ", за исключением случаев перевозки высокоскоростным железнодорожным подвижным составом";
в) абзац седьмой после слов "собственных локомотивов" дополнить словами ", за исключением случаев перевозки высокоскоростным железнодорожным подвижным составом,";
7) абзац первый пункта 1 статьи 15 после слов "Железнодорожные пути общего пользования" дополнить словами ", в том числе предназначенные для движения высокоскоростного железнодорожного подвижного состава,";
8) статью 17 дополнить пунктом 1.2 следующего содержания:
"1.2. Предназначенный для перевозки пассажиров и (или) багажа, почтовых отправлений по железнодорожным путям общего пользования высокоскоростной железнодорожный подвижной состав независимо от его принадлежности должен удовлетворять обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям Правил технической эксплуатации высокоскоростного железнодорожного транспорта, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.";
9) абзац второй пункта 1 статьи 20 изложить в следующей редакции:
"правовое и техническое регулирование в области безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, в том числе высокоскоростного железнодорожного транспорта, и иных связанных с перевозочным процессом на железнодорожном транспорте технических средств, включая установление классификации, порядка служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, в том числе высокоскоростного железнодорожного транспорта;";
10) подпункт 2 пункта 2 статьи 20.1 дополнить абзацами седьмым и восьмым следующего содержания:
"деятельность по эксплуатации, обслуживанию и ремонту инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта и составных частей подсистем и элементов составных частей подсистем инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта;
деятельность по эксплуатации, обслуживанию и ремонту высокоскоростного железнодорожного подвижного состава и его составных частей;";
11) пункт 1 статьи 21 изложить в следующей редакции:
"1. Железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности и при необходимости могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур (владельцев железнодорожных путей необщего пользования).
Железнодорожные пути общего пользования, предназначенные для движения высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, являются зонами повышенной опасности и должны быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур.
Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути утверждаются в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Лица, нарушающие указанные правила, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.";
12) в статье 25.1:
а) в наименовании слова "и специальным самоходным подвижным составом" заменить словами ", специальным самоходным подвижным составом и высокоскоростным железнодорожным подвижным составом";
б) в пункте 1:
слова "и (или) специальным самоходным подвижным составом" заменить словами ", специальным самоходным подвижным составом и (или) высокоскоростным железнодорожным подвижным составом";
дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Перечень высокоскоростного железнодорожного подвижного состава определяется Правилами технической эксплуатации высокоскоростного железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.".
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170; 2007, N 46, ст. 5554; 2012, N 25, ст. 3268; 2015, N 1, ст. 56; 2016, N 27, ст. 4160; 2018, N 31, ст. 4842; N 32, ст. 5105; 2020, N 48, ст. 7631) следующие изменения:
1) в статье 2:
а) абзац четвертый после слов "имеющие инфраструктуру" дополнить словами ", в том числе инфраструктуру высокоскоростного железнодорожного транспорта,";
б) дополнить абзацами тридцать четвертым и тридцать пятым следующего содержания:
"инфраструктура высокоскоростного железнодорожного транспорта - транспортная инфраструктура, являющаяся частью инфраструктуры, включающая в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы автоматики и телемеханики, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта здания, строения, сооружения, устройства и оборудование, предназначенные для эксплуатации высокоскоростного железнодорожного подвижного состава;
высокоскоростные пассажирские поезда - пассажирские поезда, состоящие из пассажирских вагонов, относящихся к высокоскоростному железнодорожному подвижному составу, предназначенные для перевозки пассажиров и (или) багажа, почтовых отправлений со скоростью более 200 километров в час.";
2) в статье 81:
а) абзац второй части первой изложить в следующей редакции:
"высокоскоростные, скоростные, скорые и пассажирские в зависимости от скорости их движения;";
б) часть вторую дополнить предложением следующего содержания: "Указанные в настоящей части критерии не утверждаются в отношении высокоскоростных пассажирских поездов.".
Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года.
Президент Российской Федерации | В. Путин |
Москва, Кремль
30 ноября 2024 года
№ 448-ФЗ
Урегулированы отношения, связанные с эксплуатацией и функционированием высокоскоростного ж/д транспорта после этапа строительства и ввода в постоянную эксплуатацию объектов его инфраструктуры.
Высокоскоростной ж/д транспорт является производственно-технологическим комплексом, относящимся к ж/д транспорту общего пользования и включающим в себя соответствующую инфраструктуру, высокоскоростной ж/д подвижной состав и другое имущество. Он предназначен для обеспечения потребностей граждан, организаций и государства в ж/д перевозках со скоростью более 200 км/ч. Закреплены понятия "инфраструктура высокоскоростного железнодорожного транспорта" и "высокоскоростной железнодорожный подвижной состав".
Требования к высокоскоростному ж/д подвижному составу и его составным частям, объектам инфраструктуры высокоскоростного ж/д транспорта, а также правила идентификации продукции и требования к ее маркировке устанавливаются и применяются в соответствии с правом ЕАЭС (техрегламентами ЕАЭС) и законодательством России о техрегулировании в части, не противоречащей праву ЕАЭС.
Закон вступает в силу с 1 сентября 2025 г.