Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к приказу Минтранса России
от 18 октября 2024 г. N 367
Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим техническое обслуживание подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ, и правила технического обслуживания
I. Общие положения
1. Выполнение технического обслуживания подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ (далее соответственно - ТО, ВС), осуществляется в соответствии:
1) с настоящими требованиями и правилами;
2) с эксплуатационной документацией;
3) с документами, утвержденными эксплуатантом ВС и содержащими описание конкретных плановых работ по ТО и периодичность их выполнения (регламентом ТО), а также связанных с ними процедур, программы надежности, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации воздушных судов, в отношении которых они утверждены (далее - программа по ТО) 1;
4) с документацией, предназначенной для регистрации технического состояния, учета наработки (ресурса) ВС, двигателя и (или) компонента (в том числе формуляр, паспорт, этикетка) эксплуатантом, которая действительна только для конкретного экземпляра ВС, двигателя и (или) компонента (далее - пономерная документация);
5) с руководством по деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющих ТО (далее - организация по ТО), содержащим информацию об организации по ТО и перечне работ по ТО, установленном в соответствии с приложением N 1 к настоящему приказу, которые планирует выполнять организация по ТО (далее - Сфера деятельности), процедуры ТО, необходимые для соблюдения требований настоящего приказа, а также информацию, необходимую для выполнения работниками организации по ТО своих обязанностей (далее соответственно - Руководство, персонал организации по ТО);
6) с документами, которыми введены ограничения эксплуатации ВС или его эксплуатация остановлена 2.
2. Организация по ТО, выполняющая ТО ВС эксплуатанта, осуществляющего коммерческие воздушные перевозки, должна соблюдать применимые к ней положения руководства по организации ТО эксплуатанта 3.
3. При обеспечении ТО организацией по ТО выполняется:
1) открытие, закрытие, демонтаж, монтаж лючков и панелей доступа (за исключением капотов двигателей, ВСУ и створок реверса);
2) замена оборудования пассажирской кабины (бытовое и аварийно-спасательное оборудование салонов, за исключением средств аварийного покидания ВС), компонентов систем водоснабжения, освещения и индикации, компонентов системы развлечения, кресел пассажиров и бортпроводников, багажных полок, элементов отделки салона, гардеробов, кухонь, туалетов;
3) замена компонентов туалетной системы, за исключением выпускных клапанов;
4) замена внутренних ламп освещения, исключая аварийное освещение;
5) замена компонентов развлекательной системы, за исключением громкой связи;
6) работы по смазке;
7) стандартные технологические операции, определенные в эксплуатационной документации, в том числе чистка, клепка, покраска ВС, двигателей, ВСУ и компонентов.
4. Организация по ТО должна установить процедуру контроля работ по ТО, выполнение которых с нарушениями может повлечь возникновение угрозы безопасности полета (далее - особо ответственные работы), включающих в том числе:
монтаж двигателя;
монтаж компонентов топливной, гидравлической, масляной систем на двигатели;
монтаж компонентов автоматической системы пилотирования;
контроль отсутствия посторонних предметов внутри топливного бака перед его закрытием;
работы, необходимые для выполнения полетов по маршрутам с увеличенной дальностью;
монтаж рулевых поверхностей;
монтаж элементов механизации крыла;
монтаж элементов трансмиссии, тросовой проводки (при наличии), винтовых механизмов систем в системах управления ВС и механизации крыла;
монтаж стоек шасси.
5. Организация по ТО при условии выполнения требований настоящего приказа может выполнять:
1) работы по ТО, выполняемые для подготовки ВС к полету, в том числе поиск и устранение отказов и неисправностей, замена компонентов, двигателей, ВСУ и воздушных винтов, плановые работы по ТО (визуальные осмотры конструкции ВС, работы по ее обслуживанию либо его систем и силовой установки с доступом через панели и люки), а также ремонт и модификации, которые не требуют существенной разборки и могут быть выполнены с применением простейшего оборудования и инструмента (далее - оперативное ТО) ВС, и (или) восстановление исправности ВС, указанных в приложении к сертификату организации по ТО, без ограничения по месту выполнения работ;
2) работы по ТО, которые не относятся к оперативному ТО (далее - периодическое ТО) двигателей, воздушных винтов, ВСУ или компонентов, указанных в Сфере деятельности организации по ТО, а также практическое осуществление изменений их типовых конструкций в местах, указанных в Руководстве.
6. Допускается перемещение работников организации по ТО, оборудования, инструментов и материалов между местами выполнения работ, указанными в Руководстве.
7. Допускается выполнение периодического ТО с временным перемещением материалов, оборудования и персонала в места, расположенные вне основного места производственной деятельности организации по ТО, в случае, если выполнение таких работ предусмотрено в Руководстве или по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации) (далее - уполномоченный орган).
8. В случае регулярного выполнения оперативного технического обслуживания в одном месте организация по ТО может организовать в таком месте линейную станцию 4, при условии проведения внутренней проверки организации по ТО с заключением о готовности выполнять работы по ТО в указанном месте.
II. Требования по обеспеченности помещениями организации по ТО, требования к таким помещениям и рабочей среде
9. Организация по ТО должна иметь на праве собственности или ином законном основании помещения с защитой от атмосферных воздействий, необходимые для выполнения видов работ по ТО, указанных в Сфере деятельности, организации рабочих мест, размещения оборудования, инструментов и материалов, в том числе:
1) производственные цеха (мастерские, лаборатории) с площадью, достаточной для выполнения ТО двигателей и (или) компонентов;
2) складские, инструментальные, служебные помещения с площадью, достаточной для организации хранения, распределения и управления авиационно-техническим имуществом организации по ТО, оборудованием и инструментами в объеме, необходимом для ТО ВС, двигателей и компонентов в соответствии со Сферой деятельности организации по ТО и планом загрузки базы, предусмотренным пунктом 80 настоящих требований и правил;
3) административные помещения, в том числе помещения для оформления производственно-технической документации, самостоятельного изучения нормативной и эксплуатационной документации авиационным персоналом.
10. При наличии требований в эксплуатационной документации ВС о проведении периодического ТО 5 в авиационном ангаре организация по ТО должна иметь на праве собственности или ином законном основании авиационные ангары, площади которых позволяют размещать и выполнять ТО указанных ВС.
11. Организация по ТО должна разделить помещения и авиационные ангары, указанные в пунктах 9 и 10 настоящих требований и правил, для исключения неблагоприятного влияния на выполнение других работ по ТО.
12. Производственные цеха (мастерские) для ТО двигателей и (или) компонентов, офисные, складские помещения, ангары для ВС должны соответствовать требованиям эксплуатационной документации, в том числе в части освещения, температуры, загрязненности воздуха, шума.
13. В случае определения потребности работников в средствах индивидуальной защиты 6 организация по ТО должна обеспечить персонал средствами индивидуальной защиты.
14. Помещения для выполнения работ, требующих в соответствии с эксплуатационной документацией принятия мер по предотвращению неблагоприятного влияния на выполнение других работ по ТО и на окружающую среду или неблагоприятного влияния окружающей среды на выполнение работ (в том числе покраска, очистка, мойка, сварка, механическая обработка), должны быть изолированы и оборудованы принудительной вентиляцией.
15. Организация по ТО должна обеспечить при хранении на складах или обслуживании в производственных цехах (мастерских, лабораториях) компонентов, материалов, требующих в соответствии с эксплуатационной документацией особых условий по температуре, влажности или защиты от электростатического воздействия, соблюдение указанных условий, а также организовать контроль параметров температуры и влажности в соответствии с требованиями эксплуатационной и (или) пономерной документации компонентов, материалов.
16. Организация по ТО должна вести журнал, содержащий показания температуры и влажности в помещениях, указанных в пункте 15 настоящих требований и правил.
III. Виды оборудования, инструментов и материалов, получаемых и используемых организацией по ТО, а также требования к ним
17. Организация по ТО должна использовать оборудование, инструменты и материалы, принадлежащие ей на праве собственности и (или) условиях аренды и необходимые для выполнения заявленного вида и объема работ по ТО.
18. Оборудование и инструменты организации по ТО должны быть доступны на постоянной основе для персонала организации по ТО, за исключением случаев, когда инструмент или оборудование должны использоваться с перерывами более 3 месяцев. В случае использования инструмента или оборудования с перерывами более 3 месяцев допускается использовать арендованный инструмент и (или) оборудование.
19. Организация по ТО для выполнения работ по ТО должна использовать исправные инструменты и оборудование, указанные в эксплуатационной документации и прошедшие обслуживание, поверку, калибровку в соответствии с требованиями их разработчика и (или) изготовителя.
20. Средства измерений, используемые при ТО, должны соответствовать требованиям Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".
21. В случае невозможности приобретения или использования инструментов и оборудования, указанных в пункте 19 настоящих требований и правил, или наличия у организации инструментов и (или) оборудования, превосходящих их по характеристикам, допускается использовать инструмент и оборудование, характеристики которых эквивалентны или превосходят характеристики инструментов и оборудования, указанных в пункте 19 настоящих требований и правил (далее - альтернативный инструмент и оборудование).
22. Организация по ТО должна вести перечни инструментов и оборудования, содержащие в том числе сведения:
1) о местонахождении инструментов и оборудования;
2) о персонале организации по ТО, ответственном за хранение инструментов и оборудования;
3) о датах проведенной и очередной проверки состояния инструментов и оборудования, в сроки, установленные документацией на инструменты и оборудование, либо в сроки, установленные организацией по ТО самостоятельно, но не реже срока, предусмотренного документацией на инструменты и оборудование;
4) о датах проведенной и очередной поверки или калибровки 7 инструментов и оборудования.
23. В организации по ТО устанавливается система маркировки инструмента и оборудования, включая маркировку личных инструментов и оборудования.
24. Организация по ТО должна хранить исправные инструменты и оборудование отдельно от неисправного инструмента и оборудования.
25. Организация по ТО должна помещать неисправные инструменты и оборудование в контролируемое помещение для хранения неисправных компонентов ВС, оборудования и инструментов, материалов и оборудования, а также авиационных материалов с истекшим сроком хранения (далее - изолятор брака).
IV. Требования к использованию компонентов при выполнении ТО
26. К установке на ВС, двигатели, в том числе вспомогательные силовые установки (далее - ВСУ), воздушные винты допускаются компоненты, указанные в применимой эксплуатационной документации и (или) одобренные к установке авиационными властями государства - разработчика типа ВС, двигателя, ВСУ, воздушного винта и обеспеченные талоном годности компонента ВС или одним из следующих его эквивалентов (в том числе формуляром, паспортом, этикеткой или талоном летной годности):
1) сертификат соответствия, выданный в соответствии с правилами Европейского агентства безопасности полетов, Федерального Авиационного Агентства США, Директората Гражданской Авиации Канады, Национального агентства гражданской авиации Бразилии;
2) документ, выданный до 2016 года включительно в соответствии с Соглашением о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства от 21 декабря 1991 г. 8.
27. К использованию при ТО и (или) установке на ВС, авиационные двигатели, ВСУ, воздушные винты, компоненты допускаются материалы и стандартные изделия, указанные в эксплуатационной документации разработчика авиационной техники 9 (далее - АТ) или разработчика модификации АТ.
28. Организация по ТО должна использовать материалы и (или) стандартные изделия, имеющие документацию на единицу или партию материала и (или) стандартного изделия соответственно, содержащую информацию о соответствии материалов и (или) стандартных изделий техническим условиям и стандартам, определенным эксплуатационной документацией, а также информацию о производителе и поставщике материалов и (или) стандартных изделий.
29. Материалы, стандартные изделия, используемые организацией по ТО, и (или) их упаковка должны содержать информацию о наименовании материала и (или) стандартного изделия, стандарте или спецификации, в соответствии с которыми они изготовлены, и номере партии материалов и (или) стандартных изделий (при наличии).
30. При поступлении в организацию по ТО компонентов, материалов и стандартных изделий для выполнения ТО организация по ТО должна провести входной контроль указанных компонентов материалов и стандартных изделий.
31. Организация по ТО должна хранить компоненты в заводской упаковке либо в упаковке, обеспечивающей защиту компонентов от повреждений, коррозии и электростатического воздействия (для компонентов, требующих такой защиты) во время их хранения (при невозможности сохранения целостности заводской упаковки).
32. В случае невозможности подтверждения исправного или неисправного состояния компонента, в том числе при отсутствии одного из документов, указанных в пункте 26 настоящих требований и правил (далее - неподтвержденные компоненты), организация по ТО должна поместить такой компонент в обособленную зону в ангаре для ВС, производственном цехе (мастерской) для ТО двигателей и (или) компонентов, складском помещении, предназначенную для временного хранения указанных компонентов (далее - карантинная зона).
V. Требования к документации
33. Организация по ТО должна использовать актуальную эксплуатационную документацию на ВС, двигатели, компоненты, полученную от разработчика и (или) разработчика модификации ВС, двигателя, ВСУ, воздушного винта, компонента (далее - разработчик) и (или) заказчика на проведение ТО и необходимую для выполнения заявленного вида работ по ТО. В случае представления эксплуатационной документации заказчиком на проведение ТО ее актуальность обеспечивается заказчиком на проведение ТО.
34. Организация по ТО должна вести учет эксплуатационной документации, хранить и поддерживать ее в актуальном состоянии в соответствии с Руководством.
35. В случае если эксплуатационная документация представляется, хранится, используется и ведется в электронном виде, организация по ТО должна установить в Руководстве порядок хранения, использования и ведения эксплуатационной документации в электронном виде.
36. В случае использования эксплуатационной документации в электронном виде, организация по ТО должна обеспечить:
1) наличие не менее одной резервной копии данных, обновляемой в течение 24 часов после каждой новой записи и находящейся в ином помещении от носителей исходных данных;
2) защиту от изменения данных неавторизованными пользователями.
37. Документация, содержащая порядок выполнения работ по ТО и определяющая персонал организации по ТО, выполнивший работы по ТО, а также персонал организации по ТО, выполнивший контроль выполнения работ по ТО, с указанием их фамилий, имен, отчеств (при наличии) и их подписи (далее - производственно-техническая документация), разрабатывается организацией по ТО на основе эксплуатационной документации разработчика на языке, на котором разработана и утверждена эксплуатационная документация разработчика.
38. Организация по ТО должна разработать производственно-техническую документацию для выполнения ТО с описанием работ по ТО и (или) со ссылками на номера работ по ТО и технологических операций в эксплуатационной документации.
39. Допускается использование производственно-технической документации, предоставляемой заказчиком ТО и (или) эксплуатантом ВС при согласовании организацией по ТО с заказчиком ТО и (или) эксплуатантом ВС правил и процедур оформления производственно-технической документации.
40. В случае создания, хранения и оформления производственно-технической документации и документации, подтверждающей выполнение ТО в соответствии с главой XIII настоящих требований и правил, в электронном виде организация по ТО должна:
1) обеспечить соответствие производственно-технической документации требованиям, установленным пунктом 36 настоящих требований и правил;
2) обеспечить защиту оформленной производственно-технической документации от последующего изменения;
3) обеспечить возможность использования пользователями такой документации электронной подписи в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи";
4) установить процедуру создания, хранения и оформления производственно-технической документации в электронном виде в Руководстве.
41. В случае выявления ошибок (в том числе опечаток, неточностей) в эксплуатационной документации при разработке производственно-технической документации допускается корректировать и (или) исправлять такие ошибки с информированием об этом разработчика и направлением (для сведения) внесенных изменений федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по федеральному государственному контролю (надзору) в области гражданской авиации 10 (далее - уполномоченный орган по надзору), в течение 90 календарных дней со дня внесения таких изменений (почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо по адресу электронной почты разработчика, по адресу электронной почты уполномоченного органа по надзору, размещенному на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").
42. Организация по ТО должна хранить копии всей документации о выполненном ТО, в том числе документы организации, привлекаемой в соответствии с главой XV настоящих требований и правил (при наличии) в течение срока, установленного в Руководстве:
1) по оперативному ТО;
2) по периодическому ТО;
3) по ТО двигателей, воздушных винтов;
4) по ТО компонентов.
43. Если организация по ТО прекращает свою деятельность, документация о проведенном ТО должна быть передана в течение 10 рабочих дней со дня прекращения ее деятельности эксплуатанту (владельцу) ВС, двигателя, компонента, а в случае его отсутствия - в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации) 11 (далее - уполномоченный орган), выдавший сертификат.
44. Организация по ТО должна организовать систему учета и актуализации документации, а также хранить в течение срока, установленного в Руководстве:
1) документацию о проведенных внутренних;
2) руководства, политики;
3) документацию о подготовке и квалификации работников организации по ТО.
45. Организация по ТО должна организовать доступ используемой документации персоналу организации по ТО, в том числе эксплуатационной документации персоналу организации по ТО, участвующему в выполнении, организации или контроле работ по ТО.
VI. Требования к руководящему персоналу организации по ТО
46. Организация по ТО, являющая юридическим лицом, должна назначить работника из числа руководителей, обладающего полномочиями, позволяющими (далее - ответственный руководитель):
1) обеспечивать финансовыми и материальными ресурсами выполнение ТО в соответствии с настоящими требованиями и правилами;
2) заключать трудовые договоры от имени организации по ТО с работниками, указанными в пунктах 47 и 51 настоящих требований и правил, специалистами авиационного персонала гражданской авиации, работниками, обеспечивающими и контролирующими выполнение ТО, а также договоры с поставщиками компонентов, материалов, инструментов и оборудования;
3) внедрять и контролировать систему управления безопасностью полетов ВС 12 (далее - СУБП).
47. В организации по ТО, являющейся индивидуальным предпринимателем, полномочия, указанные в пункте 46 настоящих требований и правил, осуществляются индивидуальным предпринимателем самостоятельно.
48. Организация по ТО должна назначить работников (для юридического лица из числа руководителей) (далее - руководящий персонал), ответственный за:
1) планирование и организацию ТО;
2) функционирование системы обеспечения качества ТО, реализацию мероприятий по обеспечению качества ТО и информирование ответственного руководителя о проблемах обеспечения качества ТО;
3) управление, разработку и реализацию СУБП.
49. Руководящий персонал, указанный в пункте 47 настоящих требований и правил, должен подчиняться ответственному руководителю организации по ТО и соблюдать требования, установленные в Руководстве.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо пункта 47 имеется в виду пункт 48
50. Руководящий персонал, указанный в подпунктах 1 и 2 пункта 47 настоящих требований и правил, должен иметь практический опыт работы по организации выполнения ТО или контроля за выполнением работ по ТО не менее пяти лет.
51. Исходя из объема планируемых работ по ТО и разрешенных категорий и видов работ организация по ТО должна иметь в дополнение к указанному в пункте 47 настоящих требований и правил следующий руководящий персонал:
1) руководитель по периодическому ТО;
2) руководитель по оперативному ТО;
3) руководители цехов и (или) мастерских по ремонту двигателей, воздушных винтов, ВСУ и компонентов;
4) руководитель технического отдела, ответственного за обеспечение процессов ТО эксплуатационной документацией, разработку производственно-технической документации;
5) руководитель производственно-диспетчерского отдела, ответственного за планирование производства, выдачу, учет и хранение производственно-технической документации;
6) руководитель направления по обеспечению процессов ТО оборудованием, инструментами, материалами и компонентами.
52. Руководящий персонал обязан:
1) продемонстрировать знания, квалификацию и опыт в области ТО ВС или его компонентов по процедуре и в объеме, установленным в Руководстве;
2) пройти подготовку для руководящего персонала и ознакомиться в производственных условиях с методами, технологиями, оборудованием, материалами и инструментами, используемыми для выполнения работ по ТО в Сфере деятельности организации по ТО;
3) продемонстрировать умение читать и понимать эксплуатационную и иную документацию, определяющую порядок технического обслуживания на языке, на котором она изложена.
53. Запрещается совмещать осуществление функций ответственного руководителя и руководящего персонала одному лицу, за исключением организаций по ТО, в Сферу деятельности которых включены только работы по ТО категорий "А2", "А4", "А5", "В4" или "С".
Для организаций по ТО, в Сферу деятельности которых включены только работы по ТО категорий "А2", "А4", "А5", "В4" или "С", запрещается совмещать осуществление функций ответственного руководителя и функции по обеспечению качества ТО одним лицом.
Организация по ТО, в Сферу деятельности которой включены работы по ТО категорий "А2", "А4", "А5", "В4" или "С" (и не содержатся иные категории, подкатегории) и в которой функции ответственного руководителя и функции руководящего персонала осуществляются одним лицом, должна возложить на указанное лицо функции по поддержанию соответствия организации по ТО настоящим требованиям и правилам.
VII. Требования к персоналу организации по ТО, выполняющему ТО ВС, и его подготовке
54. Организация по ТО должна допускать к выполнению ТО ВС персонал, соответствующий следующим требованиям:
1) персонал имеет в свидетельстве специалиста авиационного персонала по ТО квалификационную отметку, позволяющую выполнять работы по ТО на обслуживаемом типе ВС 13, при этом для персонала организации по ТО, осуществляющего деятельность на территории иностранного государства допускается обладать свидетельством специалиста по ТО или разрешением на оформление свидетельства о выполнении ТО ВС, выданным в соответствии с законодательством иностранного государства и приложением 1 к Конвенции;
2) персонал понимает эксплуатационную документацию обслуживаемых ВС, их компонентов на языке, на котором ее утвердил разработчик, и умеет использовать ее в работе;
3) персонал прошел первоначальную подготовку и подтвердил знание внутренних процедур и локальных нормативных актов организации по ТО по разработанной организацией по ТО и утвержденной уполномоченным органом программе подготовки в порядке, установленном главой XI настоящих требований и правил.
55. Организация по ТО должна организовать и по своему выбору самостоятельно или в организациях, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала 14, проводить периодическую подготовку (авиационно-техническую подготовку) персонала организации по ТО, выполняющего ТО ВС, по разработанной организацией по ТО и утвержденной уполномоченным органом в порядке, установленном главой XI настоящих требований и правил, программе подготовки, направленной на получение знаний по следующим направлениям:
1) изменения в процедурах организации по ТО и внутренних локальных нормативных актах;
2) изменения в воздушном законодательстве Российской Федерации, в СУБП;
3) выявленные за прошедший период со дня проведения предыдущей подготовки персонала организации по ТО нарушения по результатам внутренних проверок организации по ТО и контроля выполнения ТО, корректирующие и превентивные мероприятия, направленные на их устранение, вновь выявленные риски и факторы опасности, включая результаты контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых уполномоченным органом по надзору, проблемы, связанные с человеческим фактором, неточности технической документации;
4) изменения эксплуатационной документации, включая особенности выполнения ТО, в том числе особенности выполнения работ по ТО в весенне-летний и осенне-зимний периоды, повторные отказы и отказы, метод устранения которых не указан в эксплуатационной документации, для обслуживаемых организацией по ТО типов ВС, а также применимые директивы летной годности 15.
56. Персонал организации по ТО, выполняющий ТО ВС, должен проходить подготовку, указанную в пункте 55 настоящих требований и правил, не реже двух раз в год по программе подготовке, разработанной организацией по ТО и утвержденной уполномоченным органом в порядке, установленном главой XI настоящих требований и правил, и подтверждать знания не реже одного раза в два года.
57. С целью подтверждения фактического опыта выполнения работ по ТО ВС персонал организации по ТО, выполняющий ТО ВС, должен подтвердить не менее 180 дней фактического суммарного опыта выполнения работ по ТО всех типов ВС, указанных в свидетельстве специалиста авиационного персонала по ТО, с подтверждением опыта по каждому типу ВС не менее 20 дней посредством оформления документа, подтверждающего фактический опыт выполнения работ по ТО ВС работника организации по ТО (далее - персональный журнал), записи в котором о выполненных работах по ТО должны подтверждаться подписью ответственного лица, назначенного организацией по ТО.
58. Записи в персональном журнале о выполненных работах по ТО с целью подтверждения фактического опыта выполнения работ по ТО должны включать в себя все виды работ по ТО, определенные квалификационной отметкой в свидетельстве специалиста по ТО, и (или) виды работ по ТО, выполнение которых возложено организацией по ТО на работника организации по ТО.
59. В случае неподтверждения 20 дней фактического опыта выполнения работ по ТО, указанных в пункте 57 настоящих требований и правил, на конкретном типе ВС персоналом, выполняющим ТО ВС, организация по ТО должна организовать повторную практическую подготовку (стажировку) на неподтвержденный тип ВС в объеме программы подготовки для получения квалификационной отметки на тип ВС. В случае неподтверждения 180 дней фактического опыта по ТО ВС персоналом, выполняющим ТО ВС, организация по ТО должна организовать повторную практическую подготовку (стажировку) в объеме программы подготовки для получения квалификационной отметки на все типы ВС, указанные в свидетельстве специалиста по ТО.
VIII. Требования к персоналу, выполняющему ТО двигателей, ВСУ, воздушных винтов и компонентов, не установленных на ВС, и его подготовке
60. Организация по ТО должна допускать к выполнению ТО двигателей, ВСУ, воздушных винтов, компонентов, не установленных на ВС, персонал, соответствующий следующим требованиям:
1) персонал понимает эксплуатационную документацию обслуживаемых двигателей, ВСУ, воздушных винтов, компонентов на языке, на котором ее утвердил разработчик;
2) персонал прошел первоначальную подготовку и подтвердил знание внутренних процедур и локальных нормативных актов организации по ТО по разработанной организацией по ТО и утвержденной организацией по ТО программе подготовки;
3) персонал прошел подготовку по выполнению работ по ТО двигателя, ВСУ, воздушного винта или компонента в одной из следующих организаций, в соответствии с процедурами, описанными в Руководстве:
в организации по ТО - по программе по обслуживанию двигателя, ВСУ, воздушного винта, компонента, утвержденной организацией по ТО;
в организации по ТО, имеющей разрешение на ТО, - в соответствии с настоящим приказом или в соответствии с требованиями авиационных правил страны - члена Международной организации гражданской авиации - по программе по обслуживанию двигателей, ВСУ, воздушных винтов, компонентов, утвержденной этой организацией по ТО;
у производителя двигателя, ВСУ, воздушного винта, компонента - по программе обслуживания двигателя, ВСУ, воздушного винта или компонента, утвержденной их производителем;
в организации, одобренной производителем двигателя, ВСУ, воздушного винта или компонента, - по программе по обслуживанию авиационного двигателя, ВСУ, воздушного винта, компонента, утвержденной одобренной производителем организации;
в организации дополнительного профессионального образования, осуществляющей обучение специалистов по ТО авиационного двигателя, ВСУ, воздушного винта или компонента.
61. Организация по ТО должна организовать и проводить самостоятельно либо в организациях, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, либо в организации по ТО, имеющей в приложении к сертификату разрешение на обслуживание определенных компонентов, либо в организации, являющейся изготовителем обслуживаемых компонентов, периодическую подготовку (авиационно-техническую подготовку) персонала, выполняющего ТО компонентов, снятых с ВС, не реже одного раза в два года по программе подготовки, утвержденной организацией по ТО, и направленной на получение знаний по следующим направлениям:
1) изменения в процедурах организации по ТО и внутренних локальных нормативных актах;
2) изменения в воздушном законодательстве Российской Федерации, СУБП;
3) выявленные нарушения и корректирующие и превентивные мероприятия, вновь выявленные риски и факторы опасности, включая результаты контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых уполномоченным органом по надзору;
4) изменения эксплуатационной документации, включая особенности выполнения ТО, характерные неисправности и методы их устранения для обслуживаемых организацией по ТО двигателя, ВСУ, воздушного винта, компонента ВС, а также применимые директивы летной годности;
5) рассмотрение и изучение выявленных за прошедший период со дня проведения предыдущей подготовки проблем, связанных с человеческим фактором, с нарушением установленных правил и процедур, неточностей технической документации.
IX. Требования к персоналу, выполняющему работы по обеспечению ТО, специальные работы, и его подготовке организацией по ТО
62. Персонал (в том числе не имеющий свидетельства специалиста авиационного персонала) должен допускаться к выполнению работ по обеспечению ТО и специальных работ, включая неразрушающий контроль элементов конструкции ВС, двигателей, воздушных винтов, ВСУ, компонентов, сварку, при соответствии следующим требованиям:
1) персонал понимает эксплуатационную документацию обслуживаемых ВС, двигателей, ВСУ, воздушных винтов, компонентов на языке, на котором ее утвердил разработчик;
2) персонал соответствует требованиям, установленным в эксплуатационной документации и предъявляемым к такому персоналу (при наличии);
3) персонал прошел первоначальную подготовку и подтвердил знание внутренних процедур и локальных нормативных актов организации по ТО по утвержденной организацией по ТО программе подготовки;
4) персонал прошел подготовку по утвержденной организацией по ТО программе подготовки, включающую теоретические и практические занятия по выполнению конкретных работ (для персонала, выполняющего работы по обеспечению ТО).
63. Организация по ТО должна организовать и самостоятельно проводить не реже одного раза в два года периодическую подготовку персонала, выполняющего работы по обеспечению ТО и специальные работы, по утвержденной в организации по ТО программе подготовки, и направленной на получение знаний по следующим направлениям:
1) изменения в Руководстве организации по ТО;
2) изменения в воздушном законодательстве Российской Федерации, СУБП;
3) выявленные нарушения и корректирующие мероприятия, включая результаты контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых уполномоченным органом по надзору;
4) изменения эксплуатационной документации, особенности выполнения ТО, в том числе характерные отказы и неисправности ВС, обслуживаемых двигателей, ВСУ, воздушных винтов, компонентов, использования оборудования и инструментов;
5) рассмотрение и изучение выявленных за прошедший период со дня проведения предыдущей подготовки проблем, связанных с человеческим фактором, с нарушением установленных правил и процедур, неточностей технической документации.
X. Требования к подтверждающему персоналу и его учету организацией по ТО
64. Организация по ТО должна допускать к выполнению функций работников по ТО, подтверждающих выполнение ТО в соответствии с главой XIII настоящих требований и правил, посредством выдачи документа (в том числе сертификата, удостоверения, вкладыша в свидетельство специалиста по ТО), подтверждающего допуск таких работников к работе, (далее - подтверждающий персонал).
65. Подтверждающий персонал организации по ТО, оформляющий свидетельство о выполнении ТО ВС, должен соответствовать требованиям главы VII настоящих требований и правил.
66. Подтверждающий персонал, оформляющий талон годности компонента, должен соответствовать требованиям главы VIII настоящих требований и правил и иметь опыт работы не менее одного года по ТО компонентов ВС или не менее трех лет по ТО ВС.
67. Подтверждающий персонал, выполняющий специальные виды работ по неразрушающему контролю и оформляющий талон годности компонента, должен соответствовать требованиям главы IX настоящих требований и правил.
68. Выдачу допусков, указанных в пункте 64 настоящих требований и правил, должен осуществлять работник организации по ТО, ответственный за функционирование системы обеспечения качества ТО в соответствии с подпунктом 2 пункта 47 настоящих требований и правил.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "подпунктом 2 пункта 47" имеется в виду "подпунктом 2 пункта 48"
69. Организация по ТО должна вести учет подтверждающего персонала посредством оформления перечня подтверждающего персонала, содержащего следующие сведения о подтверждающем персонале (далее - перечень):
фамилия, имя, отчество (при наличии);
перечень полномочий в организации по ТО;
дата наделения полномочиями по выполнению работы;
дата окончания срока действия полномочий;
номер и дата выдачи свидетельства специалиста по ТО ВС (при наличии).
70. Организация по ТО должна вносить изменения в перечень подтверждающего персонала в течение пяти рабочих дней со дня прекращения трудового договора с работником организации по ТО, его назначения на другую должность, изменения его обязанностей, заключения трудовых договоров с новыми работниками организации по ТО, а также изменения срока действия свидетельства специалиста по ТО (при наличии).
71. Организация по ТО, имеющая разрешение подкатегории "D2" должна допускать к выполнению работ по ТО и оформлению акта оценки соответствия ВС применимым требованиям летной годности и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации подтверждающий персонал, соответствующий следующим требованиям:
1) обладает действующим допуском, указанным в пункте 64 настоящих требований и правил, со сроком не менее 5 лет;
2) имеет практический опыт работы в области поддержания летной годности ВС;
3) прошел первоначальную подготовку в области оценки соответствия экземпляра ВС применимым требованиям к летной годности ВС и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации и подтвердил знание внутренних процедур и локальных нормативных актов организации по ТО по программе подготовки, утвержденной организацией по ТО.
XI. Порядок утверждения уполномоченным органом программ подготовки персонала организации по ТО
72. Проект программы подготовки, указанной в пункте 56 настоящих требований и правил, с сопроводительным письмом и прилагаемыми документами направляются организацией по ТО на утверждение в уполномоченный орган:
1) в форме электронного документа и (или) электронного образа документа посредством ЕПГУ или по адресу электронной почты, размещенному на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) в форме документа на бумажном носителе при личном обращении, посредством заказного почтового отправления с уведомлением о вручении.
73. В срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня приема документов, указанных в пункте 72 настоящих требований и правил, уполномоченный орган должен провести проверку представленных документов.
74. В случае выявления по результатам проверки, предусмотренной пунктом 73 настоящих требований и правил, несоответствий требованиям пункта 55 настоящих требований и правил представленных документов, уполномоченный орган в течение 2 рабочих дней со дня окончания срока проведения проверки должен направить организации по ТО по адресу электронной почты (при наличии), либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, либо в личный кабинет организации по ТО в ЕПГУ (в случае направления программы подготовки посредством ЕПГУ) уведомление о необходимости устранения выявленных в представленных документах несоответствий.
75. Организация по ТО должна устранить выявленные несоответствия и проинформировать об их устранении уполномоченный орган посредством направления информации об устранении несоответствий способом, указанным в пункте 72 настоящих требований и правил, в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения организацией по ТО уведомления, предусмотренного пунктом 74 настоящих требований и правил. Информация об устранении несоответствий должна содержать сведения, подтверждающие устранение выявленных несоответствий.
76. В срок, не превышающий 2 рабочих дней со дня поступления информации об устранении несоответствий, уполномоченный орган должен провести проверку поступившей информации об устранении несоответствий.
77. В случае непоступления информации об устранении несоответствий от заявителя в срок, предусмотренный пунктом 75 настоящих требований и правил, или в случае неустранения выявленных несоответствий документы, указанные в пункте 72 настоящих требований и правил, должны быть возвращены организации по ТО в течение 2 рабочих дней со дня истечения срока, указанного в пункте 75 настоящих требований и правил, посредством их направления по адресу электронной почты организации по ТО (при наличии), либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, либо в личный кабинет заявителя в ЕПГУ (в случае направления документов посредством ЕПГУ).
78. Уполномоченный орган утверждает программу подготовки персонала, предусмотренную пунктом 55 настоящих требований и правил, и уведомляет об этом организацию по ТО в сроки, указанные в следующих случаях:
при поступлении документов, предусмотренных пунктом 72 настоящих требований и правил, оформленных в соответствии с настоящими требованиями и правилами - в течение 2 рабочих дней со дня окончания срока, указанного в пункте 73 настоящих требований и правил;
в случае устранения несоответствий - в течение 2 рабочих дней со дня окончания срока, указанного в пункте 76 настоящих требований и правил.
79. В течение 3 рабочих дней со дня направления уведомления, предусмотренного пунктом 78 настоящих требований и правил, уполномоченный орган должен вручить подлинный экземпляр программы подготовки персонала организации по ТО лично или направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
XII. Требования к системе планирования, количеству персонала и привлечению персонала сторонней организации
80. Организация по ТО должна разработать и вести систему планирования работ по ТО с указанием человеко-часов в том числе работы по поиску и устранению неисправностей (далее - план загрузки).
81. Организация по ТО должна иметь персонал в количестве, достаточном для выполнения плана загрузки, в том числе посредством привлечения работников иных организаций, соответствующих требованиям настоящего приказа (далее - привлекаемый персонал, сторонняя организация соответственно).
82. Количество привлекаемого персонала не должно превышать 50% от общего количества персонала, выполняющего ТО в организации по ТО.
83. Организация по ТО, передающая персонал, должна исключить его из списка подтверждающего персонала на время привлечения в иную организацию по ТО.
XIII. Подтверждение выполнения ТО
84. Выполнение оперативного технического обслуживания подтверждается отметкой в бортовом журнале ВС после завершения ТО ВС, проверки и подтверждения выполнения всех заказанных эксплуатантом (заказчиком) работ лицом из числа подтверждающего персонала.
85. Свидетельство о выполненном периодическом ТО ВС должно быть оформлено и утверждено организацией по ТО по форме, приведенной в приложении N 1 к настоящим требованиям и правилам, после завершения ТО ВС, проверки и подтверждения выполнения всех заказанных эксплуатантом (заказчиком) работ лицом из числа подтверждающего персонала.
86. Талон годности компонента ВС должен быть оформлен и утвержден организацией по ТО по форме, приведенной в приложении N 2 к настоящим требованиям и правилами, после завершения ТО двигателя, ВСУ, воздушного винта, компонента, не установленного на ВС, двигателя, ВСУ, воздушного винта, и подтверждения выполнения всех заказанных эксплуатантом (заказчиком) работ лицом из числа подтверждающего персонала.
87. В случае наличия не устраненных при ТО дефектов организация по ТО должна до выдачи свидетельства о выполнении ТО согласовать с эксплуатантом ВС перенос срока устранения дефектов (при наличии условий переноса их выполнения в эксплуатационной документации).
88. Организация по ТО должна предоставлять заказчику (эксплуатанту) оригиналы свидетельства о выполненном ТО ВС и оформленной производственно-технической документации о выполненном ТО, а также эксплуатационную документацию, выпущенную разработчиком ВС, его компонента, для выполнения ремонта или изменения конструкции ВС заказчика (эксплуатанта)
89. Организация по ТО должна предоставлять оригинал талона годности компонента и оформленной производственно-технической документации (при наличии) о выполненном ТО заказчику (эксплуатанту).
XIV. Производственное планирование
90. Организация по ТО должна контролировать распределение, достаточность ресурсов и обеспеченность выполняемых ею объемов работ, исходя из особенностей человеческого организма, влияния человеческого фактора и связанных с этим ограничений, в том числе работы в ночное время, организацию передачи, контроля и планирования незавершенных работ, передаваемых между сменами, персоналом посредством внедрения системы планирования персонала, инструментов, оборудования и материалов (далее - ресурсы), исходя из численности персонала организации по ТО, объемам и сложности выполняемых организацией по ТО работ по ТО.
91. Организация по ТО должна выполнять:
1) перспективное планирование ресурсов организации по ТО для работ по ТО на период, установленный в Руководстве, для обеспечения работ по ТО ресурсами в предстоящем плановом периоде и исключения их неблагоприятного влияния друг на друга;
2) текущее (оперативное) планирование ресурсов организации по ТО, необходимых для выполнения ведущихся работ по ТО, выполняемое уже в процессе выполнения работ в рабочей смене, включающее возникающие в процессе выполнения работ изменения, связанные с объективными условиями текущей деятельности - человеческого фактора, использования инструментов, оборудования, материалов.
92. Период, на который организация по ТО выполняет перспективное планирование, выбирается в зависимости от представляемых заказчиком (эксплуатантом) планов по выполнению ТО ВС, двигателей, ВСУ или компонентов (далее - план по ТО). В случае отсутствия в организации по ТО планов по ТО перспективное планирование выполняется на основе пропускной способности подразделения организации по ТО по ТО ВС, двигателей, ВСУ или компонентов.
93. При разработке системы планирования ресурсов организация должна осуществлять определение необходимой потребности и оценку:
1) оборудования, инструментов и материалов;
2) офисных, производственных и ангарных площадей;
3) трудоемкости планируемых работ относительно доступного рабочего времени персонала, исходя из уровня его подготовки и полномочий, а также потери рабочего времени в связи с подготовкой выполнения таких работ по ТО, работой с документацией и оформлением результатов работ по ТО, выполнением заключительных работ, административной потери рабочего времени исходя из специфики деятельности организации по ТО и внешних условий (освещенность, оснащенность, погодные условия).
XV. Привлечение организаций
94. Допускается привлечение организацией по ТО иных организаций, имеющих сертификат (далее - привлекаемая организация), для выполнения части работ по ТО с проведением проверки деятельности привлекаемой организации в сроки, согласованные с привлекаемой организацией.
95. Допускается передача обязанностей организации по ТО по выполнению отдельных видов работ, требующих использования специальных технологических процессов, предусмотренных эксплуатационной документацией, в том числе работ по нанесению гальванических, лакокрасочных, других защитных и упрочняющих покрытий, термической обработке, механической обработке, обработке давлением, работ по пайке, сварке, очистке поверхностей, привлекаемой организации, не имеющей сертификата 16, с проведением проверки деятельности привлекаемой организации, и в сроки, согласованные с привлекаемой организацией, и при соблюдении следующих условий:
1) привлекаемая организация выполняет работы в соответствии с эксплуатационной документацией разработчика ВС, ВСУ, воздушного винта, двигателя, компонента, соблюдает требования Руководства и настоящие требования и правила, применимые к выполняемым видам работ;
2) организация по ТО должна подтвердить соответствие выполненных привлекаемой организацией работ по ТО требованиям эксплуатационной документации и настоящим требованиям и правилам посредством проведения инспекций и (или) проверок в порядке, установленном в Руководстве, и в сроки, согласованные организацией по ТО с привлекаемой организацией;
3) организация, передающая выполнение работ, должна подтверждать выполнение ТО в соответствии с главой XIII настоящих требований и правил.
XVI. Организация СУБП и системы обеспечения качества ТО
96. Организация по ТО должна определить политику 17 в области управления безопасностью полетами и обеспечения качества ТО организации по ТО, содержащую:
1) обязательство организации по ТО по обеспечению безопасности полетов 18;
2) заявление о предоставлении ресурсов, необходимых для реализации политики в области безопасности полетов;
3) обязательства по отчетности в области безопасности полетов;
4) виды поведения при выполнении ТО, которые являются недо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.