Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение N 2. Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим техническое обслуживание подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ, и правила технического обслуживания

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к приказу Минтранса России
от 18 октября 2024 г. N 367

 

Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим техническое обслуживание подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ, и правила технического обслуживания

 

I. Общие положения

 

1. Выполнение технического обслуживания подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ (далее соответственно - ТО, ВС), осуществляется в соответствии:

1) с настоящими требованиями и правилами;

2) с эксплуатационной документацией;

3) с документами, утвержденными эксплуатантом ВС и содержащими описание конкретных плановых работ по ТО и периодичность их выполнения (регламентом ТО), а также связанных с ними процедур, программы надежности, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации воздушных судов, в отношении которых они утверждены (далее - программа по ТО) 1;

4) с документацией, предназначенной для регистрации технического состояния, учета наработки (ресурса) ВС, двигателя и (или) компонента (в том числе формуляр, паспорт, этикетка) эксплуатантом, которая действительна только для конкретного экземпляра ВС, двигателя и (или) компонента (далее - пономерная документация);

5) с руководством по деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющих ТО (далее - организация по ТО), содержащим информацию об организации по ТО и перечне работ по ТО, установленном в соответствии с приложением N 1 к настоящему приказу, которые планирует выполнять организация по ТО (далее - Сфера деятельности), процедуры ТО, необходимые для соблюдения требований настоящего приказа, а также информацию, необходимую для выполнения работниками организации по ТО своих обязанностей (далее соответственно - Руководство, персонал организации по ТО);

6) с документами, которыми введены ограничения эксплуатации ВС или его эксплуатация остановлена 2.

2. Организация по ТО, выполняющая ТО ВС эксплуатанта, осуществляющего коммерческие воздушные перевозки, должна соблюдать применимые к ней положения руководства по организации ТО эксплуатанта 3.

3. При обеспечении ТО организацией по ТО выполняется:

1) открытие, закрытие, демонтаж, монтаж лючков и панелей доступа (за исключением капотов двигателей, ВСУ и створок реверса);

2) замена оборудования пассажирской кабины (бытовое и аварийно-спасательное оборудование салонов, за исключением средств аварийного покидания ВС), компонентов систем водоснабжения, освещения и индикации, компонентов системы развлечения, кресел пассажиров и бортпроводников, багажных полок, элементов отделки салона, гардеробов, кухонь, туалетов;

3) замена компонентов туалетной системы, за исключением выпускных клапанов;

4) замена внутренних ламп освещения, исключая аварийное освещение;

5) замена компонентов развлекательной системы, за исключением громкой связи;

6) работы по смазке;

7) стандартные технологические операции, определенные в эксплуатационной документации, в том числе чистка, клепка, покраска ВС, двигателей, ВСУ и компонентов.

4. Организация по ТО должна установить процедуру контроля работ по ТО, выполнение которых с нарушениями может повлечь возникновение угрозы безопасности полета (далее - особо ответственные работы), включающих в том числе:

монтаж двигателя;

монтаж компонентов топливной, гидравлической, масляной систем на двигатели;

монтаж компонентов автоматической системы пилотирования;

контроль отсутствия посторонних предметов внутри топливного бака перед его закрытием;

работы, необходимые для выполнения полетов по маршрутам с увеличенной дальностью;

монтаж рулевых поверхностей;

монтаж элементов механизации крыла;

монтаж элементов трансмиссии, тросовой проводки (при наличии), винтовых механизмов систем в системах управления ВС и механизации крыла;

монтаж стоек шасси.

5. Организация по ТО при условии выполнения требований настоящего приказа может выполнять:

1) работы по ТО, выполняемые для подготовки ВС к полету, в том числе поиск и устранение отказов и неисправностей, замена компонентов, двигателей, ВСУ и воздушных винтов, плановые работы по ТО (визуальные осмотры конструкции ВС, работы по ее обслуживанию либо его систем и силовой установки с доступом через панели и люки), а также ремонт и модификации, которые не требуют существенной разборки и могут быть выполнены с применением простейшего оборудования и инструмента (далее - оперативное ТО) ВС, и (или) восстановление исправности ВС, указанных в приложении к сертификату организации по ТО, без ограничения по месту выполнения работ;

2) работы по ТО, которые не относятся к оперативному ТО (далее - периодическое ТО) двигателей, воздушных винтов, ВСУ или компонентов, указанных в Сфере деятельности организации по ТО, а также практическое осуществление изменений их типовых конструкций в местах, указанных в Руководстве.

6. Допускается перемещение работников организации по ТО, оборудования, инструментов и материалов между местами выполнения работ, указанными в Руководстве.

7. Допускается выполнение периодического ТО с временным перемещением материалов, оборудования и персонала в места, расположенные вне основного места производственной деятельности организации по ТО, в случае, если выполнение таких работ предусмотрено в Руководстве или по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации) (далее - уполномоченный орган).

8. В случае регулярного выполнения оперативного технического обслуживания в одном месте организация по ТО может организовать в таком месте линейную станцию 4, при условии проведения внутренней проверки организации по ТО с заключением о готовности выполнять работы по ТО в указанном месте.

 

II. Требования по обеспеченности помещениями организации по ТО, требования к таким помещениям и рабочей среде

 

9. Организация по ТО должна иметь на праве собственности или ином законном основании помещения с защитой от атмосферных воздействий, необходимые для выполнения видов работ по ТО, указанных в Сфере деятельности, организации рабочих мест, размещения оборудования, инструментов и материалов, в том числе:

1) производственные цеха (мастерские, лаборатории) с площадью, достаточной для выполнения ТО двигателей и (или) компонентов;

2) складские, инструментальные, служебные помещения с площадью, достаточной для организации хранения, распределения и управления авиационно-техническим имуществом организации по ТО, оборудованием и инструментами в объеме, необходимом для ТО ВС, двигателей и компонентов в соответствии со Сферой деятельности организации по ТО и планом загрузки базы, предусмотренным пунктом 80 настоящих требований и правил;

3) административные помещения, в том числе помещения для оформления производственно-технической документации, самостоятельного изучения нормативной и эксплуатационной документации авиационным персоналом.

10. При наличии требований в эксплуатационной документации ВС о проведении периодического ТО 5 в авиационном ангаре организация по ТО должна иметь на праве собственности или ином законном основании авиационные ангары, площади которых позволяют размещать и выполнять ТО указанных ВС.

11. Организация по ТО должна разделить помещения и авиационные ангары, указанные в пунктах 9 и 10 настоящих требований и правил, для исключения неблагоприятного влияния на выполнение других работ по ТО.

12. Производственные цеха (мастерские) для ТО двигателей и (или) компонентов, офисные, складские помещения, ангары для ВС должны соответствовать требованиям эксплуатационной документации, в том числе в части освещения, температуры, загрязненности воздуха, шума.

13. В случае определения потребности работников в средствах индивидуальной защиты 6 организация по ТО должна обеспечить персонал средствами индивидуальной защиты.

14. Помещения для выполнения работ, требующих в соответствии с эксплуатационной документацией принятия мер по предотвращению неблагоприятного влияния на выполнение других работ по ТО и на окружающую среду или неблагоприятного влияния окружающей среды на выполнение работ (в том числе покраска, очистка, мойка, сварка, механическая обработка), должны быть изолированы и оборудованы принудительной вентиляцией.

15. Организация по ТО должна обеспечить при хранении на складах или обслуживании в производственных цехах (мастерских, лабораториях) компонентов, материалов, требующих в соответствии с эксплуатационной документацией особых условий по температуре, влажности или защиты от электростатического воздействия, соблюдение указанных условий, а также организовать контроль параметров температуры и влажности в соответствии с требованиями эксплуатационной и (или) пономерной документации компонентов, материалов.

16. Организация по ТО должна вести журнал, содержащий показания температуры и влажности в помещениях, указанных в пункте 15 настоящих требований и правил.

 

III. Виды оборудования, инструментов и материалов, получаемых и используемых организацией по ТО, а также требования к ним

 

17. Организация по ТО должна использовать оборудование, инструменты и материалы, принадлежащие ей на праве собственности и (или) условиях аренды и необходимые для выполнения заявленного вида и объема работ по ТО.

18. Оборудование и инструменты организации по ТО должны быть доступны на постоянной основе для персонала организации по ТО, за исключением случаев, когда инструмент или оборудование должны использоваться с перерывами более 3 месяцев. В случае использования инструмента или оборудования с перерывами более 3 месяцев допускается использовать арендованный инструмент и (или) оборудование.

19. Организация по ТО для выполнения работ по ТО должна использовать исправные инструменты и оборудование, указанные в эксплуатационной документации и прошедшие обслуживание, поверку, калибровку в соответствии с требованиями их разработчика и (или) изготовителя.

20. Средства измерений, используемые при ТО, должны соответствовать требованиям Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".

21. В случае невозможности приобретения или использования инструментов и оборудования, указанных в пункте 19 настоящих требований и правил, или наличия у организации инструментов и (или) оборудования, превосходящих их по характеристикам, допускается использовать инструмент и оборудование, характеристики которых эквивалентны или превосходят характеристики инструментов и оборудования, указанных в пункте 19 настоящих требований и правил (далее - альтернативный инструмент и оборудование).

22. Организация по ТО должна вести перечни инструментов и оборудования, содержащие в том числе сведения:

1) о местонахождении инструментов и оборудования;

2) о персонале организации по ТО, ответственном за хранение инструментов и оборудования;

3) о датах проведенной и очередной проверки состояния инструментов и оборудования, в сроки, установленные документацией на инструменты и оборудование, либо в сроки, установленные организацией по ТО самостоятельно, но не реже срока, предусмотренного документацией на инструменты и оборудование;

4) о датах проведенной и очередной поверки или калибровки 7 инструментов и оборудования.

23. В организации по ТО устанавливается система маркировки инструмента и оборудования, включая маркировку личных инструментов и оборудования.

24. Организация по ТО должна хранить исправные инструменты и оборудование отдельно от неисправного инструмента и оборудования.

25. Организация по ТО должна помещать неисправные инструменты и оборудование в контролируемое помещение для хранения неисправных компонентов ВС, оборудования и инструментов, материалов и оборудования, а также авиационных материалов с истекшим сроком хранения (далее - изолятор брака).

 

IV. Требования к использованию компонентов при выполнении ТО

 

26. К установке на ВС, двигатели, в том числе вспомогательные силовые установки (далее - ВСУ), воздушные винты допускаются компоненты, указанные в применимой эксплуатационной документации и (или) одобренные к установке авиационными властями государства - разработчика типа ВС, двигателя, ВСУ, воздушного винта и обеспеченные талоном годности компонента ВС или одним из следующих его эквивалентов (в том числе формуляром, паспортом, этикеткой или талоном летной годности):

1) сертификат соответствия, выданный в соответствии с правилами Европейского агентства безопасности полетов, Федерального Авиационного Агентства США, Директората Гражданской Авиации Канады, Национального агентства гражданской авиации Бразилии;

2) документ, выданный до 2016 года включительно в соответствии с Соглашением о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства от 21 декабря 1991 г. 8.

27. К использованию при ТО и (или) установке на ВС, авиационные двигатели, ВСУ, воздушные винты, компоненты допускаются материалы и стандартные изделия, указанные в эксплуатационной документации разработчика авиационной техники 9 (далее - АТ) или разработчика модификации АТ.

28. Организация по ТО должна использовать материалы и (или) стандартные изделия, имеющие документацию на единицу или партию материала и (или) стандартного изделия соответственно, содержащую информацию о соответствии материалов и (или) стандартных изделий техническим условиям и стандартам, определенным эксплуатационной документацией, а также информацию о производителе и поставщике материалов и (или) стандартных изделий.

29. Материалы, стандартные изделия, используемые организацией по ТО, и (или) их упаковка должны содержать информацию о наименовании материала и (или) стандартного изделия, стандарте или спецификации, в соответствии с которыми они изготовлены, и номере партии материалов и (или) стандартных изделий (при наличии).

30. При поступлении в организацию по ТО компонентов, материалов и стандартных изделий для выполнения ТО организация по ТО должна провести входной контроль указанных компонентов материалов и стандартных изделий.

31. Организация по ТО должна хранить компоненты в заводской упаковке либо в упаковке, обеспечивающей защиту компонентов от повреждений, коррозии и электростатического воздействия (для компонентов, требующих такой защиты) во время их хранения (при невозможности сохранения целостности заводской упаковки).

32. В случае невозможности подтверждения исправного или неисправного состояния компонента, в том числе при отсутствии одного из документов, указанных в пункте 26 настоящих требований и правил (далее - неподтвержденные компоненты), организация по ТО должна поместить такой компонент в обособленную зону в ангаре для ВС, производственном цехе (мастерской) для ТО двигателей и (или) компонентов, складском помещении, предназначенную для временного хранения указанных компонентов (далее - карантинная зона).

 

V. Требования к документации

 

33. Организация по ТО должна использовать актуальную эксплуатационную документацию на ВС, двигатели, компоненты, полученную от разработчика и (или) разработчика модификации ВС, двигателя, ВСУ, воздушного винта, компонента (далее - разработчик) и (или) заказчика на проведение ТО и необходимую для выполнения заявленного вида работ по ТО. В случае представления эксплуатационной документации заказчиком на проведение ТО ее актуальность обеспечивается заказчиком на проведение ТО.

34. Организация по ТО должна вести учет эксплуатационной документации, хранить и поддерживать ее в актуальном состоянии в соответствии с Руководством.

35. В случае если эксплуатационная документация представляется, хранится, используется и ведется в электронном виде, организация по ТО должна установить в Руководстве порядок хранения, использования и ведения эксплуатационной документации в электронном виде.

36. В случае использования эксплуатационной документации в электронном виде, организация по ТО должна обеспечить:

1) наличие не менее одной резервной копии данных, обновляемой в течение 24 часов после каждой новой записи и находящейся в ином помещении от носителей исходных данных;

2) защиту от изменения данных неавторизованными пользователями.

37. Документация, содержащая порядок выполнения работ по ТО и определяющая персонал организации по ТО, выполнивший работы по ТО, а также персонал организации по ТО, выполнивший контроль выполнения работ по ТО, с указанием их фамилий, имен, отчеств (при наличии) и их подписи (далее - производственно-техническая документация), разрабатывается организацией по ТО на основе эксплуатационной документации разработчика на языке, на котором разработана и утверждена эксплуатационная документация разработчика.

38. Организация по ТО должна разработать производственно-техническую документацию для выполнения ТО с описанием работ по ТО и (или) со ссылками на номера работ по ТО и технологических операций в эксплуатационной документации.

39. Допускается использование производственно-технической документации, предоставляемой заказчиком ТО и (или) эксплуатантом ВС при согласовании организацией по ТО с заказчиком ТО и (или) эксплуатантом ВС правил и процедур оформления производственно-технической документации.

40. В случае создания, хранения и оформления производственно-технической документации и документации, подтверждающей выполнение ТО в соответствии с главой XIII настоящих требований и правил, в электронном виде организация по ТО должна:

1) обеспечить соответствие производственно-технической документации требованиям, установленным пунктом 36 настоящих требований и правил;

2) обеспечить защиту оформленной производственно-технической документации от последующего изменения;

3) обеспечить возможность использования пользователями такой документации электронной подписи в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи";

4) установить процедуру создания, хранения и оформления производственно-технической документации в электронном виде в Руководстве.

41. В случае выявления ошибок (в том числе опечаток, неточностей) в эксплуатационной документации при разработке производственно-технической документации допускается корректировать и (или) исправлять такие ошибки с информированием об этом разработчика и направлением (для сведения) внесенных изменений федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по федеральному государственному контролю (надзору) в области гражданской авиации 10 (далее - уполномоченный орган по надзору), в течение 90 календарных дней со дня внесения таких изменений (почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо по адресу электронной почты разработчика, по адресу электронной почты уполномоченного органа по надзору, размещенному на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").

42. Организация по ТО должна хранить копии всей документации о выполненном ТО, в том числе документы организации, привлекаемой в соответствии с главой XV настоящих требований и правил (при наличии) в течение срока, установленного в Руководстве:

1) по оперативному ТО;

2) по периодическому ТО;

3) по ТО двигателей, воздушных винтов;

4) по ТО компонентов.

43. Если организация по ТО прекращает свою деятельность, документация о проведенном ТО должна быть передана в течение 10 рабочих дней со дня прекращения ее деятельности эксплуатанту (владельцу) ВС, двигателя, компонента, а в случае его отсутствия - в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации) 11 (далее - уполномоченный орган), выдавший сертификат.

44. Организация по ТО должна организовать систему учета и актуализации документации, а также хранить в течение срока, установленного в Руководстве:

1) документацию о проведенных внутренних;

2) руководства, политики;

3) документацию о подготовке и квалификации работников организации по ТО.

45. Организация по ТО должна организовать доступ используемой документации персоналу организации по ТО, в том числе эксплуатационной документации персоналу организации по ТО, участвующему в выполнении, организации или контроле работ по ТО.

 

VI. Требования к руководящему персоналу организации по ТО

 

46. Организация по ТО, являющая юридическим лицом, должна назначить работника из числа руководителей, обладающего полномочиями, позволяющими (далее - ответственный руководитель):

1) обеспечивать финансовыми и материальными ресурсами выполнение ТО в соответствии с настоящими требованиями и правилами;

2) заключать трудовые договоры от имени организации по ТО с работниками, указанными в пунктах 47 и 51 настоящих требований и правил, специалистами авиационного персонала гражданской авиации, работниками, обеспечивающими и контролирующими выполнение ТО, а также договоры с поставщиками компонентов, материалов, инструментов и оборудования;

3) внедрять и контролировать систему управления безопасностью полетов ВС 12 (далее - СУБП).

47. В организации по ТО, являющейся индивидуальным предпринимателем, полномочия, указанные в пункте 46 настоящих требований и правил, осуществляются индивидуальным предпринимателем самостоятельно.

48. Организация по ТО должна назначить работников (для юридического лица из числа руководителей) (далее - руководящий персонал), ответственный за:

1) планирование и организацию ТО;

2) функционирование системы обеспечения качества ТО, реализацию мероприятий по обеспечению качества ТО и информирование ответственного руководителя о проблемах обеспечения качества ТО;

3) управление, разработку и реализацию СУБП.

49. Руководящий персонал, указанный в пункте 47 настоящих требований и правил, должен подчиняться ответственному руководителю организации по ТО и соблюдать требования, установленные в Руководстве.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо пункта 47 имеется в виду пункт 48

50. Руководящий персонал, указанный в подпунктах 1 и 2 пункта 47 настоящих требований и правил, должен иметь практический опыт работы по организации выполнения ТО или контроля за выполнением работ по ТО не менее пяти лет.

51. Исходя из объема планируемых работ по ТО и разрешенных категорий и видов работ организация по ТО должна иметь в дополнение к указанному в пункте 47 настоящих требований и правил следующий руководящий персонал:

1) руководитель по периодическому ТО;

2) руководитель по оперативному ТО;

3) руководители цехов и (или) мастерских по ремонту двигателей, воздушных винтов, ВСУ и компонентов;

4) руководитель технического отдела, ответственного за обеспечение процессов ТО эксплуатационной документацией, разработку производственно-технической документации;

5) руководитель производственно-диспетчерского отдела, ответственного за планирование производства, выдачу, учет и хранение производственно-технической документации;

6) руководитель направления по обеспечению процессов ТО оборудованием, инструментами, материалами и компонентами.

52. Руководящий персонал обязан:

1) продемонстрировать знания, квалификацию и опыт в области ТО ВС или его компонентов по процедуре и в объеме, установленным в Руководстве;

2) пройти подготовку для руководящего персонала и ознакомиться в производственных условиях с методами, технологиями, оборудованием, материалами и инструментами, используемыми для выполнения работ по ТО в Сфере деятельности организации по ТО;

3) продемонстрировать умение читать и понимать эксплуатационную и иную документацию, определяющую порядок технического обслуживания на языке, на котором она изложена.

53. Запрещается совмещать осуществление функций ответственного руководителя и руководящего персонала одному лицу, за исключением организаций по ТО, в Сферу деятельности которых включены только работы по ТО категорий "А2", "А4", "А5", "В4" или "С".

Для организаций по ТО, в Сферу деятельности которых включены только работы по ТО категорий "А2", "А4", "А5", "В4" или "С", запрещается совмещать осуществление функций ответственного руководителя и функции по обеспечению качества ТО одним лицом.

Организация по ТО, в Сферу деятельности которой включены работы по ТО категорий "А2", "А4", "А5", "В4" или "С" (и не содержатся иные категории, подкатегории) и в которой функции ответственного руководителя и функции руководящего персонала осуществляются одним лицом, должна возложить на указанное лицо функции по поддержанию соответствия организации по ТО настоящим требованиям и правилам.

 

VII. Требования к персоналу организации по ТО, выполняющему ТО ВС, и его подготовке

 

54. Организация по ТО должна допускать к выполнению ТО ВС персонал, соответствующий следующим требованиям:

1) персонал имеет в свидетельстве специалиста авиационного персонала по ТО квалификационную отметку, позволяющую выполнять работы по ТО на обслуживаемом типе ВС 13, при этом для персонала организации по ТО, осуществляющего деятельность на территории иностранного государства допускается обладать свидетельством специалиста по ТО или разрешением на оформление свидетельства о выполнении ТО ВС, выданным в соответствии с законодательством иностранного государства и приложением 1 к Конвенции;

2) персонал понимает эксплуатационную документацию обслуживаемых ВС, их компонентов на языке, на котором ее утвердил разработчик, и умеет использовать ее в работе;

3) персонал прошел первоначальную подготовку и подтвердил знание внутренних процедур и локальных нормативных актов организации по ТО по разработанной организацией по ТО и утвержденной уполномоченным органом программе подготовки в порядке, установленном главой XI настоящих требований и правил.

55. Организация по ТО должна организовать и по своему выбору самостоятельно или в организациях, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала 14, проводить периодическую подготовку (авиационно-техническую подготовку) персонала организации по ТО, выполняющего ТО ВС, по разработанной организацией по ТО и утвержденной уполномоченным органом в порядке, установленном главой XI настоящих требований и правил, программе подготовки, направленной на получение знаний по следующим направлениям:

1) изменения в процедурах организации по ТО и внутренних локальных нормативных актах;

2) изменения в воздушном законодательстве Российской Федерации, в СУБП;

3) выявленные за прошедший период со дня проведения предыдущей подготовки персонала организации по ТО нарушения по результатам внутренних проверок организации по ТО и контроля выполнения ТО, корректирующие и превентивные мероприятия, направленные на их устранение, вновь выявленные риски и факторы опасности, включая результаты контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых уполномоченным органом по надзору, проблемы, связанные с человеческим фактором, неточности технической документации;

4) изменения эксплуатационной документации, включая особенности выполнения ТО, в том числе особенности выполнения работ по ТО в весенне-летний и осенне-зимний периоды, повторные отказы и отказы, метод устранения которых не указан в эксплуатационной документации, для обслуживаемых организацией по ТО типов ВС, а также применимые директивы летной годности 15.

56. Персонал организации по ТО, выполняющий ТО ВС, должен проходить подготовку, указанную в пункте 55 настоящих требований и правил, не реже двух раз в год по программе подготовке, разработанной организацией по ТО и утвержденной уполномоченным органом в порядке, установленном главой XI настоящих требований и правил, и подтверждать знания не реже одного раза в два года.

57. С целью подтверждения фактического опыта выполнения работ по ТО ВС персонал организации по ТО, выполняющий ТО ВС, должен подтвердить не менее 180 дней фактического суммарного опыта выполнения работ по ТО всех типов ВС, указанных в свидетельстве специалиста авиационного персонала по ТО, с подтверждением опыта по каждому типу ВС не менее 20 дней посредством оформления документа, подтверждающего фактический опыт выполнения работ по ТО ВС работника организации по ТО (далее - персональный журнал), записи в котором о выполненных работах по ТО должны подтверждаться подписью ответственного лица, назначенного организацией по ТО.

58. Записи в персональном журнале о выполненных работах по ТО с целью подтверждения фактического опыта выполнения работ по ТО должны включать в себя все виды работ по ТО, определенные квалификационной отметкой в свидетельстве специалиста по ТО, и (или) виды работ по ТО, выполнение которых возложено организацией по ТО на работника организации по ТО.

59. В случае неподтверждения 20 дней фактического опыта выполнения работ по ТО, указанных в пункте 57 настоящих требований и правил, на конкретном типе ВС персоналом, выполняющим ТО ВС, организация по ТО должна организовать повторную практическую подготовку (стажировку) на неподтвержденный тип ВС в объеме программы подготовки для получения квалификационной отметки на тип ВС. В случае неподтверждения 180 дней фактического опыта по ТО ВС персоналом, выполняющим ТО ВС, организация по ТО должна организовать повторную практическую подготовку (стажировку) в объеме программы подготовки для получения квалификационной отметки на все типы ВС, указанные в свидетельстве специалиста по ТО.

 

VIII. Требования к персоналу, выполняющему ТО двигателей, ВСУ, воздушных винтов и компонентов, не установленных на ВС, и его подготовке

 

60. Организация по ТО должна допускать к выполнению ТО двигателей, ВСУ, воздушных винтов, компонентов, не установленных на ВС, персонал, соответствующий следующим требованиям:

1) персонал понимает эксплуатационную документацию обслуживаемых двигателей, ВСУ, воздушных винтов, компонентов на языке, на котором ее утвердил разработчик;

2) персонал прошел первоначальную подготовку и подтвердил знание внутренних процедур и локальных нормативных актов организации по ТО по разработанной организацией по ТО и утвержденной организацией по ТО программе подготовки;

3) персонал прошел подготовку по выполнению работ по ТО двигателя, ВСУ, воздушного винта или компонента в одной из следующих организаций, в соответствии с процедурами, описанными в Руководстве:

в организации по ТО - по программе по обслуживанию двигателя, ВСУ, воздушного винта, компонента, утвержденной организацией по ТО;

в организации по ТО, имеющей разрешение на ТО, - в соответствии с настоящим приказом или в соответствии с требованиями авиационных правил страны - члена Международной организации гражданской авиации - по программе по обслуживанию двигателей, ВСУ, воздушных винтов, компонентов, утвержденной этой организацией по ТО;

у производителя двигателя, ВСУ, воздушного винта, компонента - по программе обслуживания двигателя, ВСУ, воздушного винта или компонента, утвержденной их производителем;

в организации, одобренной производителем двигателя, ВСУ, воздушного винта или компонента, - по программе по обслуживанию авиационного двигателя, ВСУ, воздушного винта, компонента, утвержденной одобренной производителем организации;

в организации дополнительного профессионального образования, осуществляющей обучение специалистов по ТО авиационного двигателя, ВСУ, воздушного винта или компонента.

61. Организация по ТО должна организовать и проводить самостоятельно либо в организациях, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, либо в организации по ТО, имеющей в приложении к сертификату разрешение на обслуживание определенных компонентов, либо в организации, являющейся изготовителем обслуживаемых компонентов, периодическую подготовку (авиационно-техническую подготовку) персонала, выполняющего ТО компонентов, снятых с ВС, не реже одного раза в два года по программе подготовки, утвержденной организацией по ТО, и направленной на получение знаний по следующим направлениям:

1) изменения в процедурах организации по ТО и внутренних локальных нормативных актах;

2) изменения в воздушном законодательстве Российской Федерации, СУБП;

3) выявленные нарушения и корректирующие и превентивные мероприятия, вновь выявленные риски и факторы опасности, включая результаты контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых уполномоченным органом по надзору;

4) изменения эксплуатационной документации, включая особенности выполнения ТО, характерные неисправности и методы их устранения для обслуживаемых организацией по ТО двигателя, ВСУ, воздушного винта, компонента ВС, а также применимые директивы летной годности;

5) рассмотрение и изучение выявленных за прошедший период со дня проведения предыдущей подготовки проблем, связанных с человеческим фактором, с нарушением установленных правил и процедур, неточностей технической документации.

 

IX. Требования к персоналу, выполняющему работы по обеспечению ТО, специальные работы, и его подготовке организацией по ТО

 

62. Персонал (в том числе не имеющий свидетельства специалиста авиационного персонала) должен допускаться к выполнению работ по обеспечению ТО и специальных работ, включая неразрушающий контроль элементов конструкции ВС, двигателей, воздушных винтов, ВСУ, компонентов, сварку, при соответствии следующим требованиям:

1) персонал понимает эксплуатационную документацию обслуживаемых ВС, двигателей, ВСУ, воздушных винтов, компонентов на языке, на котором ее утвердил разработчик;

2) персонал соответствует требованиям, установленным в эксплуатационной документации и предъявляемым к такому персоналу (при наличии);

3) персонал прошел первоначальную подготовку и подтвердил знание внутренних процедур и локальных нормативных актов организации по ТО по утвержденной организацией по ТО программе подготовки;

4) персонал прошел подготовку по утвержденной организацией по ТО программе подготовки, включающую теоретические и практические занятия по выполнению конкретных работ (для персонала, выполняющего работы по обеспечению ТО).

63. Организация по ТО должна организовать и самостоятельно проводить не реже одного раза в два года периодическую подготовку персонала, выполняющего работы по обеспечению ТО и специальные работы, по утвержденной в организации по ТО программе подготовки, и направленной на получение знаний по следующим направлениям:

1) изменения в Руководстве организации по ТО;

2) изменения в воздушном законодательстве Российской Федерации, СУБП;

3) выявленные нарушения и корректирующие мероприятия, включая результаты контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых уполномоченным органом по надзору;

4) изменения эксплуатационной документации, особенности выполнения ТО, в том числе характерные отказы и неисправности ВС, обслуживаемых двигателей, ВСУ, воздушных винтов, компонентов, использования оборудования и инструментов;

5) рассмотрение и изучение выявленных за прошедший период со дня проведения предыдущей подготовки проблем, связанных с человеческим фактором, с нарушением установленных правил и процедур, неточностей технической документации.

 

X. Требования к подтверждающему персоналу и его учету организацией по ТО

 

64. Организация по ТО должна допускать к выполнению функций работников по ТО, подтверждающих выполнение ТО в соответствии с главой XIII настоящих требований и правил, посредством выдачи документа (в том числе сертификата, удостоверения, вкладыша в свидетельство специалиста по ТО), подтверждающего допуск таких работников к работе, (далее - подтверждающий персонал).

65. Подтверждающий персонал организации по ТО, оформляющий свидетельство о выполнении ТО ВС, должен соответствовать требованиям главы VII настоящих требований и правил.

66. Подтверждающий персонал, оформляющий талон годности компонента, должен соответствовать требованиям главы VIII настоящих требований и правил и иметь опыт работы не менее одного года по ТО компонентов ВС или не менее трех лет по ТО ВС.

67. Подтверждающий персонал, выполняющий специальные виды работ по неразрушающему контролю и оформляющий талон годности компонента, должен соответствовать требованиям главы IX настоящих требований и правил.

68. Выдачу допусков, указанных в пункте 64 настоящих требований и правил, должен осуществлять работник организации по ТО, ответственный за функционирование системы обеспечения качества ТО в соответствии с подпунктом 2 пункта 47 настоящих требований и правил.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "подпунктом 2 пункта 47" имеется в виду "подпунктом 2 пункта 48"

69. Организация по ТО должна вести учет подтверждающего персонала посредством оформления перечня подтверждающего персонала, содержащего следующие сведения о подтверждающем персонале (далее - перечень):

фамилия, имя, отчество (при наличии);

перечень полномочий в организации по ТО;

дата наделения полномочиями по выполнению работы;

дата окончания срока действия полномочий;

номер и дата выдачи свидетельства специалиста по ТО ВС (при наличии).

70. Организация по ТО должна вносить изменения в перечень подтверждающего персонала в течение пяти рабочих дней со дня прекращения трудового договора с работником организации по ТО, его назначения на другую должность, изменения его обязанностей, заключения трудовых договоров с новыми работниками организации по ТО, а также изменения срока действия свидетельства специалиста по ТО (при наличии).

71. Организация по ТО, имеющая разрешение подкатегории "D2" должна допускать к выполнению работ по ТО и оформлению акта оценки соответствия ВС применимым требованиям летной годности и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации подтверждающий персонал, соответствующий следующим требованиям:

1) обладает действующим допуском, указанным в пункте 64 настоящих требований и правил, со сроком не менее 5 лет;

2) имеет практический опыт работы в области поддержания летной годности ВС;

3) прошел первоначальную подготовку в области оценки соответствия экземпляра ВС применимым требованиям к летной годности ВС и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации и подтвердил знание внутренних процедур и локальных нормативных актов организации по ТО по программе подготовки, утвержденной организацией по ТО.

 

XI. Порядок утверждения уполномоченным органом программ подготовки персонала организации по ТО

 

72. Проект программы подготовки, указанной в пункте 56 настоящих требований и правил, с сопроводительным письмом и прилагаемыми документами направляются организацией по ТО на утверждение в уполномоченный орган:

1) в форме электронного документа и (или) электронного образа документа посредством ЕПГУ или по адресу электронной почты, размещенному на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) в форме документа на бумажном носителе при личном обращении, посредством заказного почтового отправления с уведомлением о вручении.

73. В срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня приема документов, указанных в пункте 72 настоящих требований и правил, уполномоченный орган должен провести проверку представленных документов.

74. В случае выявления по результатам проверки, предусмотренной пунктом 73 настоящих требований и правил, несоответствий требованиям пункта 55 настоящих требований и правил представленных документов, уполномоченный орган в течение 2 рабочих дней со дня окончания срока проведения проверки должен направить организации по ТО по адресу электронной почты (при наличии), либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, либо в личный кабинет организации по ТО в ЕПГУ (в случае направления программы подготовки посредством ЕПГУ) уведомление о необходимости устранения выявленных в представленных документах несоответствий.

75. Организация по ТО должна устранить выявленные несоответствия и проинформировать об их устранении уполномоченный орган посредством направления информации об устранении несоответствий способом, указанным в пункте 72 настоящих требований и правил, в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения организацией по ТО уведомления, предусмотренного пунктом 74 настоящих требований и правил. Информация об устранении несоответствий должна содержать сведения, подтверждающие устранение выявленных несоответствий.

76. В срок, не превышающий 2 рабочих дней со дня поступления информации об устранении несоответствий, уполномоченный орган должен провести проверку поступившей информации об устранении несоответствий.

77. В случае непоступления информации об устранении несоответствий от заявителя в срок, предусмотренный пунктом 75 настоящих требований и правил, или в случае неустранения выявленных несоответствий документы, указанные в пункте 72 настоящих требований и правил, должны быть возвращены организации по ТО в течение 2 рабочих дней со дня истечения срока, указанного в пункте 75 настоящих требований и правил, посредством их направления по адресу электронной почты организации по ТО (при наличии), либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, либо в личный кабинет заявителя в ЕПГУ (в случае направления документов посредством ЕПГУ).

78. Уполномоченный орган утверждает программу подготовки персонала, предусмотренную пунктом 55 настоящих требований и правил, и уведомляет об этом организацию по ТО в сроки, указанные в следующих случаях:

при поступлении документов, предусмотренных пунктом 72 настоящих требований и правил, оформленных в соответствии с настоящими требованиями и правилами - в течение 2 рабочих дней со дня окончания срока, указанного в пункте 73 настоящих требований и правил;

в случае устранения несоответствий - в течение 2 рабочих дней со дня окончания срока, указанного в пункте 76 настоящих требований и правил.

79. В течение 3 рабочих дней со дня направления уведомления, предусмотренного пунктом 78 настоящих требований и правил, уполномоченный орган должен вручить подлинный экземпляр программы подготовки персонала организации по ТО лично или направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

 

XII. Требования к системе планирования, количеству персонала и привлечению персонала сторонней организации

 

80. Организация по ТО должна разработать и вести систему планирования работ по ТО с указанием человеко-часов в том числе работы по поиску и устранению неисправностей (далее - план загрузки).

81. Организация по ТО должна иметь персонал в количестве, достаточном для выполнения плана загрузки, в том числе посредством привлечения работников иных организаций, соответствующих требованиям настоящего приказа (далее - привлекаемый персонал, сторонняя организация соответственно).

82. Количество привлекаемого персонала не должно превышать 50% от общего количества персонала, выполняющего ТО в организации по ТО.

83. Организация по ТО, передающая персонал, должна исключить его из списка подтверждающего персонала на время привлечения в иную организацию по ТО.

 

XIII. Подтверждение выполнения ТО

 

84. Выполнение оперативного технического обслуживания подтверждается отметкой в бортовом журнале ВС после завершения ТО ВС, проверки и подтверждения выполнения всех заказанных эксплуатантом (заказчиком) работ лицом из числа подтверждающего персонала.

85. Свидетельство о выполненном периодическом ТО ВС должно быть оформлено и утверждено организацией по ТО по форме, приведенной в приложении N 1 к настоящим требованиям и правилам, после завершения ТО ВС, проверки и подтверждения выполнения всех заказанных эксплуатантом (заказчиком) работ лицом из числа подтверждающего персонала.

86. Талон годности компонента ВС должен быть оформлен и утвержден организацией по ТО по форме, приведенной в приложении N 2 к настоящим требованиям и правилами, после завершения ТО двигателя, ВСУ, воздушного винта, компонента, не установленного на ВС, двигателя, ВСУ, воздушного винта, и подтверждения выполнения всех заказанных эксплуатантом (заказчиком) работ лицом из числа подтверждающего персонала.

87. В случае наличия не устраненных при ТО дефектов организация по ТО должна до выдачи свидетельства о выполнении ТО согласовать с эксплуатантом ВС перенос срока устранения дефектов (при наличии условий переноса их выполнения в эксплуатационной документации).

88. Организация по ТО должна предоставлять заказчику (эксплуатанту) оригиналы свидетельства о выполненном ТО ВС и оформленной производственно-технической документации о выполненном ТО, а также эксплуатационную документацию, выпущенную разработчиком ВС, его компонента, для выполнения ремонта или изменения конструкции ВС заказчика (эксплуатанта)

89. Организация по ТО должна предоставлять оригинал талона годности компонента и оформленной производственно-технической документации (при наличии) о выполненном ТО заказчику (эксплуатанту).

 

XIV. Производственное планирование

 

90. Организация по ТО должна контролировать распределение, достаточность ресурсов и обеспеченность выполняемых ею объемов работ, исходя из особенностей человеческого организма, влияния человеческого фактора и связанных с этим ограничений, в том числе работы в ночное время, организацию передачи, контроля и планирования незавершенных работ, передаваемых между сменами, персоналом посредством внедрения системы планирования персонала, инструментов, оборудования и материалов (далее - ресурсы), исходя из численности персонала организации по ТО, объемам и сложности выполняемых организацией по ТО работ по ТО.

91. Организация по ТО должна выполнять:

1) перспективное планирование ресурсов организации по ТО для работ по ТО на период, установленный в Руководстве, для обеспечения работ по ТО ресурсами в предстоящем плановом периоде и исключения их неблагоприятного влияния друг на друга;

2) текущее (оперативное) планирование ресурсов организации по ТО, необходимых для выполнения ведущихся работ по ТО, выполняемое уже в процессе выполнения работ в рабочей смене, включающее возникающие в процессе выполнения работ изменения, связанные с объективными условиями текущей деятельности - человеческого фактора, использования инструментов, оборудования, материалов.

92. Период, на который организация по ТО выполняет перспективное планирование, выбирается в зависимости от представляемых заказчиком (эксплуатантом) планов по выполнению ТО ВС, двигателей, ВСУ или компонентов (далее - план по ТО). В случае отсутствия в организации по ТО планов по ТО перспективное планирование выполняется на основе пропускной способности подразделения организации по ТО по ТО ВС, двигателей, ВСУ или компонентов.

93. При разработке системы планирования ресурсов организация должна осуществлять определение необходимой потребности и оценку:

1) оборудования, инструментов и материалов;

2) офисных, производственных и ангарных площадей;

3) трудоемкости планируемых работ относительно доступного рабочего времени персонала, исходя из уровня его подготовки и полномочий, а также потери рабочего времени в связи с подготовкой выполнения таких работ по ТО, работой с документацией и оформлением результатов работ по ТО, выполнением заключительных работ, административной потери рабочего времени исходя из специфики деятельности организации по ТО и внешних условий (освещенность, оснащенность, погодные условия).

 

XV. Привлечение организаций

 

94. Допускается привлечение организацией по ТО иных организаций, имеющих сертификат (далее - привлекаемая организация), для выполнения части работ по ТО с проведением проверки деятельности привлекаемой организации в сроки, согласованные с привлекаемой организацией.

95. Допускается передача обязанностей организации по ТО по выполнению отдельных видов работ, требующих использования специальных технологических процессов, предусмотренных эксплуатационной документацией, в том числе работ по нанесению гальванических, лакокрасочных, других защитных и упрочняющих покрытий, термической обработке, механической обработке, обработке давлением, работ по пайке, сварке, очистке поверхностей, привлекаемой организации, не имеющей сертификата 16, с проведением проверки деятельности привлекаемой организации, и в сроки, согласованные с привлекаемой организацией, и при соблюдении следующих условий:

1) привлекаемая организация выполняет работы в соответствии с эксплуатационной документацией разработчика ВС, ВСУ, воздушного винта, двигателя, компонента, соблюдает требования Руководства и настоящие требования и правила, применимые к выполняемым видам работ;

2) организация по ТО должна подтвердить соответствие выполненных привлекаемой организацией работ по ТО требованиям эксплуатационной документации и настоящим требованиям и правилам посредством проведения инспекций и (или) проверок в порядке, установленном в Руководстве, и в сроки, согласованные организацией по ТО с привлекаемой организацией;

3) организация, передающая выполнение работ, должна подтверждать выполнение ТО в соответствии с главой XIII настоящих требований и правил.

 

XVI. Организация СУБП и системы обеспечения качества ТО

 

96. Организация по ТО должна определить политику 17 в области управления безопасностью полетами и обеспечения качества ТО организации по ТО, содержащую:

1) обязательство организации по ТО по обеспечению безопасности полетов 18;

2) заявление о предоставлении ресурсов, необходимых для реализации политики в области безопасности полетов;

3) обязательства по отчетности в области безопасности полетов;

4) виды поведения при выполнении ТО, которые являются недопустимыми, и обстоятельства, при которых не будут приниматься дисциплинарные меры.

97. Организация по ТО должна установить и поддерживать функционирование систем обеспечения качества ТО, необходимых для осуществления контроля за качеством ТО, обеспечения гарантий качества ТО и подтверждения соответствия организации по ТО требованиям настоящего приказа.

98. Организация по ТО должна:

1) создать подразделение организации по ТО, ответственное за обеспечение качества ТО, в соответствии с положениями главы XIV настоящих требований и правил, руководство деятельностью которого осуществляет руководящий персонал, указанный в подпункте 2 пункта 47 настоящих требований и правил;

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "подпункте 2 пункта 47" имеется в виду "подпункте 2 пункта 48"

2) разработать и внедрить систему планирования, утвердить программу независимых проверок процессов по направлениям деятельности организации по ТО, содержащую информацию о начале, завершении указанной проверки и отчет о ее результатах;

3) выполнять процедуры доведения информации о выявленных несоответствиях до ответственного руководителя;

4) определить работы по ТО, ошибки при выполнении которых могут приводить к серьезным авиационным инцидентам и (или) авиационным происшествиям 19, разработать и утвердить перечни таких работ и методы контроля за их выполнением;

5) разработать и внедрить систему взаимодействия персонала организации по ТО с руководящим персоналом, ответственным за управление и обеспечение функционирования системы обеспечения качества ТО, которая должна обеспечивать принятие организацией по ТО корректирующих и предупреждающих мероприятий с целью исключения негативных факторов, влияющих на качество выполнения работ по ТО;

6) разработать и утвердить руководство по управлению безопасностью полетов, соответствующее требованиям постановления N 642.

99. Проверки, предусмотренные подпунктом 2 пункта 98 настоящих требований и правил, должны проводиться не реже одного раза в год в отношении каждого процесса по ТО.

 

XVII. Требования к структуре и содержанию Руководства и его согласованию

 

100. Организация по ТО обязана разработать, утвердить и поддерживать в актуальном состоянии Руководство.

101. Организация по ТО должна установить в Руководстве работы по ТО в соответствии с эксплуатационной документацией ВС или программой ТО (регламентом ВС) эксплуатанта.

102. Руководство должно быть согласовано уполномоченным органом в процессе выдачи сертификата организации по ТО с отметкой о согласовании на титульном листе Руководства.

103. Организация по ТО должна обновлять Руководство в следующих случаях:

1) при изменении нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организации по ТО и влияющих на положения Руководства;

2) при изменении условий и Сферы деятельности организации по ТО, включая изменения руководящего персонала организации по ТО;

3) при выявлении в ходе контрольной (надзорной) деятельности уполномоченным органом по надзору несоответствий организации по ТО настоящим требованиям и правилам;

4) при выявлении в ходе проверок процедур системы обеспечения качества ТО, предусмотренных пунктом 98 настоящих требований и правил, несоответствий настоящим требованиям и правилам;

5) при необходимости внесения изменений, не влияющих на содержание Руководства.

104. Организация по ТО должна уведомить уполномоченный орган, выдавший сертификат, и уполномоченный орган по надзору об изменениях в Руководстве (за исключением изменений, указанных в подпункте 5 пункта 103 настоящих требований и правил) в течение 5 рабочих дней со дня внесения указанных изменений посредством направления уведомления с приложением копии Руководства с внесенными в него изменениями почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо по адресам электронной почты уполномоченного органа, выдавшего сертификат, и уполномоченного органа по надзору, размещенным на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

105. Уполномоченный орган, выдавший сертификат, должен рассмотреть Руководство с внесенными в него изменениями в течение 10 рабочих дней со дня их получения и, в случае выявления в них нарушений настоящих требований и правил, информировать об этом организацию по ТО посредством направления уведомления с указанием выявленных нарушений почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо по адресу электронной почты (при наличии).

106. Организация по ТО должна устранить выявленные нарушения в Руководстве и внесенных в него изменениях в течение 15 рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в пункте 105 настоящих требований и правил, о чем должна проинформировать уполномоченный орган посредством направления отчета об устранении выявленных нарушений способом, указанным в пункте 104 настоящих требований и правил.

107. При выявлении в ходе контрольной (надзорной) деятельности уполномоченным органом по надзору несоответствия Руководства настоящим требованиям и правилам, изменения, вносимые организацией по ТО в Руководство, должны быть согласованы с уполномоченным органом по надзору.

108. Организация по ТО должна обеспечить доступность Руководства для использования персоналом и контроль за выполнением его требований.

109. Руководство должно состоять из частей, предусмотренных пунктами 110-113 настоящих требований и правил, которые должны содержать положения в зависимости от разрешенных категорий Сферы деятельности, предусмотренных главой V приложения N 1 к настоящему приказу.

110. Часть 0 "Введение" Руководства должна содержать в том числе:

1) перечень действующих страниц;

2) перечень изданий Руководства;

3) содержание;

4) введение;

5) область применения;

6) термины и определения, обозначения, сокращения.

111. Часть 1 "Основные данные" Руководства должна содержать в том числе:

1) описание организации по ТО, включающее полное и (или) сокращенное (при наличии) наименования организации по ТО, адрес в пределах места нахождения, номер телефона и адрес электронной почты (при наличии), места осуществления производственной деятельности организации по ТО - для юридического лица;

2) описание организации по ТО, содержащее фамилию, имя и отчество (при наличии) организации по ТО, адрес регистрации по месту жительства, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, номер телефона и адрес электронной почты (при наличии), места осуществления производственной деятельности организации по ТО - для индивидуального предпринимателя;

3) заявление ответственного руководителя, обязательства организации по постоянному соответствию Руководства требованиям настоящего приказа и по обеспечению организацией соблюдения установленных Руководством процедур;

4) политика в области управления безопасностью полетами и обеспечения качества ТО;

5) организационную структуру организации по ТО, отражающую все уровни управления, функциональные подразделения организации по ТО;

6) список руководящего персонала с указанием должностей, фамилий, имен, отчеств (при наличии), их полномочий и обязанностей;

7) перечень подтверждающего персонала организации по ТО, который может быть указан в отдельном приложении к Руководству;

8) данные о численности персонала подразделений организации по ТО по следующим направлениям: управление, планирование, инженерное сопровождение, складское, инструментальное обеспечение, выполнение ТО и контроль за выполнением ТО;

9) описание условий выполнения работ по ТО, включая схемы помещений, ангаров;

10) описание Сферы деятельности для каждого места производственной деятельности, включая специальные виды работ;

11) перечень обслуживаемых компонентов, не установленных на ВС, двигатель, ВСУ, который может содержаться в приложениях к Руководству;

12) описание процедуры внесения организацией по ТО изменений в Руководство, включающее порядок ознакомления с ними персонала организации по ТО и привлекаемых организаций;

13) описание процедуры доведения до работников организации по ТО информации, поступающей от уполномоченного органа и уполномоченного органа по надзору.

112. Часть 2 "Процедуры выполнения ТО" Руководства должна содержать в том числе:

1) описание процедуры оценки и выбора организацией по ТО поставщиков компонентов, материалов, инструментов и оборудования, а также привлекаемых организаций и оформления перечня привлекаемых организаций, который (при наличии) может быть указан в отдельном приложении к Руководству;

2) описание процедуры входного контроля, приемки, проверки компонентов, материалов, поступающих в организацию по ТО для ТО, включая помещение неподтвержденных компонентов в карантинную зону;

3) описание процедуры хранения, внутренней идентификации, выдачи со склада компонентов и материалов для выполнения ТО;

4) описание процедуры входного контроля, приемки, хранения, маркировки инструментов и оборудования, поступающих в организацию по ТО для ТО;

5) описание процедуры допуска к применению альтернативного инструмента и оборудования в случае использования такого инструмента и оборудования;

6) описание процедуры допуска к применению инструментов и оборудования, принадлежащих персоналу организации по ТО в случае использования такого инструмента;

7) описание процедуры контроля состояния, проведения испытаний, проверки, поверки, калибровки инструментов и оборудования, предназначенных для ТО;

8) описание процедуры получения, использования, возврата поставщику инструментов и оборудования, используемых персоналом организации по ТО во время ТО;

9) описание процедуры возврата поставщику неисправных инструментов и оборудования по результатам входного контроля;

10) описание процедуры получения эксплуатационной документации, инструкций разработчика ВС, двигателей, ВСУ, воздушных винтов, компонентов, включая описание порядка получения, оценки, изменения и рассылки необходимых данных о поддержании летной годности, полученных от организации, ответственной за типовую конструкцию, внутри организации по ТО;

11) описание процедур разработки, использования, контроля производственно-технической документации по ТО ВС, двигателей, ВСУ, воздушных винтов и компонентов, включая описание порядка выдачи в производство производственной документации на ТО, ее оформления, приема от исполнителей, контроля, обработки и хранения такой документации;

12) формы, образцы заполнения или инструкция по заполнению бланков производственно-технической документации, которые могут быть указаны в отдельном приложении к Руководству;

13) описание процедуры планирования выполнения ТО, включая планирование трудозатрат персонала организации по ТО исходя из специфики разрешенных категорий и видов работ по ТО, влияния человеческого фактора;

14) описание процедуры привлечения персонала сторонней организации, а также порядок авторизации привлеченного персонала, включая его ознакомление с внутренними локальными нормативными актами организации по ТО, в случае привлечения такого персонала;

15) описание процедур оформления, хранения, контроля, передачи технических записей и информации о работах по ТО, выполненных организацией по ТО;

16) описание процедуры выполнения ремонта конструкции ВС;

17) описание процедуры выполнения изменений типовой конструкции ВС;

18) описание процедуры выполнения работ по устранению неисправностей, выявляемых во время ТО;

19) описание процедур оформления свидетельства о ТО ВС и талона годности компонента ВС после выполнения ТО, включая условия их оформления, а также условия оформления свидетельства о ТО ВС после выполненного ТО с допустимыми эксплуатационными ограничениями ВС, установленными эксплуатационной документацией, с указанием категорий персонала организации по ТО, которые могут подписывать свидетельство о ТО ВС и (или) талон годности компонента ВС;

20) описание процедур передачи ВС с незаконченными работами по ТО от одной смены другой, от одного подразделения организации по ТО в другое, от организации по ТО - заказчику (эксплуатанту);

21) описание процедуры направления информации об отказах, неисправностях, дефектах и иных отклонениях в работе 20, в организации, ответственные за типовую конструкцию ВС, уполномоченному органу, заказчику (эксплуатанту);

22) описание процедуры возврата на склад организации по ТО неисправных компонентов из производства, возврата поставщикам поступивших от них неисправных компонентов;

23) описание процедуры организации работ по ТО в местах, расположенных вне постоянных мест осуществления деятельности организации по ТО и линейных станций, если такие работы по ТО планируется выполнять в указанных местах;

24) порядок снятия исправных компонентов, частей (элементов), стандартных изделий для их хранения и (или) последующего использования на других ВС, двигателях, ВСУ, компонентах.

113. Часть 3 "Процедуры обеспечения и контроля качества, обеспечения безопасности полетов" Руководства должна содержать в том числе:

1) описание процедуры планирования, организации, проведения внутренних проверок в организации по ТО, включая методы и периодичность их проведения;

2) описание процедуры доклада результатов внутренних проверок руководящему персоналу;

3) описание процедуры разработки, выполнения и контроля выполнения корректирующих мероприятий;

4) описание процедуры контроля качества ТО;

5) описание процедуры отнесения работ по ТО к особо ответственным работам и контроля таких работ;

6) описание процедуры планирования, организации и учета подготовки персонала организации по ТО, внесения изменений в программы подготовки персонала организации по ТО исходя из человеческого фактора, с указанием требований к персоналу организации по ТО и порядка оценки его квалификации;

7) описание процедуры учета подтверждающего персонала организации по ТО, контроля сроков действия его полномочий, получения и продления указанных полномочий, их приостановления и снятия;

8) порядок предоставления персоналу организации по ТО права выполнения работ по обеспечению ТО и специальных видов работ;

9) описание процедур подготовки персонала организации по ТО непосредственно участвующего в процессах планирования ТО, логистического, складского, производственного обеспечения ТО;

10) порядок подготовки и допуска внутренних аудиторов и требования к их квалификации и подготовке;

11) описание процедур ознакомления персонала организации по ТО:

с изменениями во внутренних документах организации по ТО;

с изменениями в воздушном законодательстве Российской Федерации, в управлении безопасностью деятельности организации, включая безопасность полетов;

с результатами работы системы обеспечения качества ТО и СУБП организации по ТО, в том числе замечаниями внутренних проверок, внешних проверок, осуществляемых уполномоченным органом, уполномоченным органом по надзору или заказчиком (эксплуатантом), основными выявленными нарушениями и мероприятиями, направленными на их предотвращение, существующими и вновь выявленными факторами опасности и риска;

с изменениями в Руководстве;

с изменениями специальных процедур организации по ТО, связанных со спецификой текущей деятельности персонала организации по ТО;

с изменениями стандартов и процедур ТО АТ (эксплуатационной документации), включая особенности выполнения ТО, повторные отказы и отказы, метод устранения которых не указан в эксплуатационной документации, для эксплуатируемых типов ВС;

с выявленными за прошедший период со дня проведения предыдущего аналогичного ознакомления проблемами, связанными с человеческим фактором, с нарушением установленных в Руководстве и внутренней документации организации по ТО правил и процедур, проблемами технической документации, использования оборудования, установленными на основании анализа известных инцидентов, как внутри организации по ТО, так и за ее пределами;

12) описание процедур контроля качества работ по ТО на ВС, выполняемых привлекаемыми организациями;

13) описание процедур функционирования СУБП, анализа и оценки факторов опасности и риска, разработки мероприятий, направленных на их предотвращение, которые могут быть оформлены отдельно от Руководства.

 

------------------------------

1 Глава 1 части I приложения 6 "Эксплуатация воздушных судов" к Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г. (далее - Конвенция). Ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 октября 1970 г., вступила в силу для СССР 14 ноября 1970 г., вступила в силу для Российской Федерации 16 августа 2005 г.

2Пункт 8 статьи 37 1 Воздушного кодекса Российской Федерации.

3Пункт 20 Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 января 2022 г. N 10 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 марта 2022 г., регистрационный N 67758), с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 420 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 ноября 2022 г., регистрационный N 71190) (далее - ФАП-10, приказ N 10). В соответствии с пунктом 3 приказа N 10 данный акт действует до 1 сентября 2028 г.

4 Пункт 2.5.4 Doc 9760 "Руководство по летной годности" инструктивный материал в развитие приложения 8 к Конвенции.

5Подпункт 2 пункта 41 порядка выдачи, приостановления и возобновления действия документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющих техническое обслуживание подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ, требованиям федеральных авиационных правил, введения ограничений в его действие и их снятия, внесения в него изменений и его аннулирования, содержащегося в приложении N 1 к настоящему приказу.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Подпункт 2 пункта 40"

6Глава IV Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 октября 2021 г. N 766н (зарегистрирован Минюстом России 29 декабря 2021 г., регистрационный N 66670). В соответствии с пунктом 3 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 октября 2021 г. N 766н указанный акт действует до 1 сентября 2029 г.

7Пункт 17 статьи 2 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".

8 Вступило в силу для Российской Федерации 21 декабря 1991 г.

9Раздел "J" Федеральных авиационных правил "Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июня 2019 г. N 184 (зарегистрирован Минюстом России 6 сентября 2019 г., регистрационный N 55851), с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29 мая 2023 г. N 196 (зарегистрирован Минюстом России 2 июня 2023 г., регистрационный N 73718) (далее соответственно - ФАП-21, приказ N 184). В соответствии с пунктом 3 приказа N 184 данный акт действует до 1 сентября 2029 г.

10Пункт 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 398.

11Пункт 1 и подпункт 5.4.55 пункта 5 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 396.

12Статья 24 1 Воздушного кодекса Российской Федерации.

13Глава V настоящих требований и правил.

14Пункт 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации.

15Пункт 21.10 ФАП-21.

16 Пункт 10.14 Doc 9760 "Руководство по летной годности" инструктивный материал в развитие приложения 8 к Конвенции.

17 Добавление 2 к приложению 19 "Управление безопасностью полетов" к Конвенции.

18Пункт 2 Правил разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими в соответствии с международными стандартами международной организации гражданской авиации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2022 г. N 642 (далее соответственно - Правила N 642, постановление N 642). В соответствии с пунктом 4 постановления N 642 Правила N 642 действуют до 1 сентября 2028 г.

19Глава 1.2 Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 г. N 609.

20Подпункт 21.265 ФАП-21.

------------------------------