Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевыми методами
В основу Программы заложена целостная модель формирования системы качественного предоставления муниципальных услуг на территории муниципального образования "Славский муниципальный округ Калининградской области", включая мероприятия по финансовому, материально-техническому, методическому и организационно-правовому обеспечению процесса повышения качества услуг и снижения административных барьеров. Применение программно-целевого метода позволит:
- определить приоритетность мероприятий, очередность и сроки их реализации, исходя из их социальной и экономической целесообразности;
- обеспечить интеграцию мероприятий, носящих различный характер (научно-исследовательский, организационно-хозяйственный), в общий процесс достижения конечных целей, предусмотренных Программой;
- создать условия для оперативного и результативного управления рисками.
К настоящему моменту в администрации муниципального образования "Славский муниципальный округ Калининградской области" уже реализованы базовые мероприятия в рамках общего для Российской Федерации направления модернизации системы предоставления муниципальных услуг, в том числе:
- сформирован реестр муниципальных услуг, предоставляемых в администрации муниципального образования "Славский муниципальный округ Калининградской области", ее отраслевыми (функциональными) органами и подведомственными учреждениями;
- утверждены нормативные правовые акты по вопросам разработки и утверждения административных регламентов;
- разработаны административные регламенты по большинству муниципальных услуг, оказываемых в администрации муниципального образования "Славский муниципальный округ Калининградской области", и ее отраслевыми (функциональными) органами и подведомственными учреждениями.
Ключевой мерой, направленной на повышение качества и доступности услуг, оказываемых администрацией муниципального образования "Славский муниципальный округ Калининградской области", и ее отраслевыми (функциональными) органами и подведомственными учреждениями, станет размещение на территории муниципального образования "Славский муниципальный округ Калининградской области" многофункционального центра предоставления муниципальных и государственных услуг.
Многофункциональный центр предоставления муниципальных и государственных услуг станет ключевой формой предоставления любых публичных услуг на территории муниципального образования "Славский муниципальный округ Калининградской области" и местом приема заявителей и предоставления им конечного результата государственной или муниципальной услуги, так как в основу работы центра положен принцип "одного окна", который предполагает единое место приема, регистрации и выдачи необходимых документов гражданам и организациям при оказании им услуг.
Особую значимость на текущий момент приобретают проблемы предоставления услуг муниципальными учреждениями. Прежде всего, это касается учреждений образования, культуры. Регулирование качества услуг, оказываемых данными учреждениями, носит системный характер. В этой связи требуется решить вопрос экономической заинтересованности поставщиков услуг в повышении качества услуг, а также обеспечить эффективное использование ресурсов: кадровых, материальных, финансовых.
Одним из основных недостатков сложившейся системы управления предоставления услуг в муниципальном образовании "Славский муниципальный округ Калининградской области" является отсутствие полноценной системы мониторинга качества и доступности муниципальных услуг.
Задача повышения качества и доступности муниципальных услуг не может носить единовременный характер. В связи с этим потребуется внедрить систему, которая позволит на постоянной основе проводить оценку уровня удовлетворенности получателей услуг, уровня качества предоставления услуг, выявлять сложившиеся недостатки предоставления услуг и принимать меры, направленные на повышение качества предоставления услуг.
Принятие решений о совершенствовании процедур предоставления услуг должно наиболее полно удовлетворять потребностям непосредственных получателей услуг.
В рамках Программы предусмотрен механизм управления Подпрограммой включающий:
- создание единой системы мониторинга информации об уровне предоставления муниципальных услуг в администрации муниципального образования "Славский муниципальный округ Калининградской области" и ее отраслевыми (функциональными) органами и подведомственными учреждениями;
- оценку воздействия реализуемых мероприятий на повышение качества предоставления муниципальных услуг;
- постоянный мониторинг результатов отдельных мероприятий подпрограммы.
Право граждан на выражение власти через органы местного самоуправления гарантировано Конституцией Российской Федерации. Современный этап социально-экономического развития Славского муниципального округа диктует необходимость перехода местного самоуправления на качественно новый уровень деятельности, ставит новые задачи по его развитию. Это обуславливает необходимость серьезной государственной поддержки и применения программно-целевого подхода для привлечения дополнительных ресурсов в целях повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Одним из основных условий поступательного развития местного самоуправления является повышение профессионализма и компетентности кадрового состава органов местного самоуправления, реализация которого тесно взаимосвязана с задачей по созданию и эффективному применению системы непрерывного профессионального развития муниципальных служащих.
Муниципальная подпрограмма Славского муниципального округа "Совершенствование муниципального управления" разработана в соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Согласно статье 35 вышеуказанного Федерального закона развитие муниципальной службы обеспечивается муниципальными программами развития муниципальной службы и программами развития муниципальной службы субъектов Российской Федерации, финансируемыми соответственно за счет средств местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Разработать и утвердить программы развития муниципальной службы в субъектах Российской Федерации и органах местного самоуправления рекомендовано также Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 261 "О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации".
В настоящее время в работе кадровой службы администрации Славского муниципального округа используются устаревшие технологии, не ведется целенаправленная работа по привлечению молодых перспективных кадров. Современные методы планирования и регламентации труда муниципальных служащих не получили широкого распространения, а предусмотренные законодательством механизмы мотивации и стимулирования муниципальных служащих к исполнению должностных обязанностей на высоком профессиональном уровне не реализуются в полной мере.
С целью улучшения профессионально-квалификационного состава, уменьшения текучести и старения кадров в администрации Славского муниципального округа необходимо использовать современные кадровые технологии, осуществлять постоянный мониторинг кадрового потенциала на муниципальной службе, активизировать процессы обновления и ротации кадров, внедрять систему перспективного резерва.
Подготовка кадров для органов местного самоуправления является одним из инструментов повышения эффективности муниципального управления. Отсутствие необходимых знаний и профессиональных навыков муниципальных служащих приводит к низкому качеству управленческих решений и, как следствие, к потере авторитета органов местного самоуправления у населения.
По состоянию на 1 января 2025 года в администрации Славского муниципального округа замещали должности муниципальной службы 54 человек.
Возрастной состав работников администрации Славского муниципального округа: до 30 лет - 7,8 процентов (4 человек), от 30 до 50 лет - 74,6 процента (41 человек), от 50 до 60 лет - 17,6 процентов (9 человек). Из общего числа муниципальных служащих на 1 января 2023 года высшее профессиональное образование имели 94 процента (48 человека), среднее профессиональное - 6 процентов (3 человека), начальное профессиональное - 0 процента (0 человек), среднее - 0 процента (0 человек).
Из всех муниципальных служащих в текущем году прошли курсы повышения квалификации - 12 человек, профессиональную переподготовку - 1 человек. Постоянно растущие требования к квалификационному уровню кадров обуславливают необходимость создания и совершенствования системы непрерывного образования муниципальных служащих с использованием программных методов.
Муниципальных служащих не соответствующих квалификационным требованиям по замещаемой должности муниципальной службы по уровню образования нет. Показатель текучести кадров в администрации Славского муниципального округа находится на низком уровне: в 2024 году - 13,7 процентов (7 человек).
В администрации Славского муниципального округа при назначении граждан на должности муниципальной службы крайне редко используется кадровый резерв. В 2025 году на должности муниципальной службы в администрации Славского муниципального округа из кадрового резерва не назначались. В целях формирования качественного кадрового состава, своевременного замещения вакантных должностей на муниципальной службе кадровый резерв должен стать одним из основных источников пополнения кадров в администрации Славского муниципального округа.
Приведенные данные свидетельствуют о наличии следующих негативных тенденций:
- старение кадров муниципальной службы, оказывающее негативное влияние на внедрение современных форм и методов управленческой деятельности;
- дефицит высококвалифицированных специалистов в администрации Славского муниципального округа и недостаточное количество работников, имеющих образовательную подготовку в области государственного и муниципального управления;
- применение устаревших кадровых технологий на муниципальной службе;
- отсутствие системности в работе с кадровым резервом как основным источником обновления и пополнения кадрового состава муниципальной службы, следовательно, низкий процент граждан, назначаемых из кадрового резерва муниципальной службы;
- низкий процент лиц, назначаемых для замещения вакантных должностей муниципальной службы по результатам конкурса;
- снижение роли и престижа муниципальной службы.
Учитывая вышеизложенное, развитие муниципальной службы в администрации Славского муниципального округа должно осуществляться в соответствии с единой программой, которая позволила бы подойти к решению проблем комплексно, обеспечить последовательность и системность реализации мероприятий по развитию муниципальной службы.
Реализация Программы должна способствовать формированию у муниципальных служащих необходимых профессиональных знаний, умений и навыков, позволяющих эффективно исполнять должностные обязанности.
Повышение и развитие профессионального уровня муниципального служащего требует непрерывного обновления и реализации комплекса профессиональных знаний и практического опыта эффективного управления экономическими, социально-культурными и политическими процессами на территории муниципального образования для достижения целей местного самоуправления - удовлетворения потребностей жизнеобеспечения населения и развития территории.
Основа развития муниципального служащего как "эффективного менеджера" - в системе постоянного профессионального образования (как основного, так и дополнительного).
Эффективность работы органов местного самоуправления напрямую зависит от уровня профессиональной подготовленности муниципальных служащих. Подготовка кадров для органов местного самоуправления является одним из инструментов повышения эффективности муниципального управления. Отсутствие необходимых знаний и профессиональных навыков муниципальных служащих приводит к низкому качеству управленческих решений и, как следствие, к потере авторитета органов местного самоуправления в глазах населения. Поэтому организованный и целенаправленный процесс овладения и постоянного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков необходим для успешного выполнения задач, возложенных на органы местного самоуправления.
Необходимость разработки Подпрограммы связана с созданием условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих;
реализации положений федерального законодательства об обеспечении единства требований к профессиональной переподготовки и повышению квалификации гражданских и муниципальных служащих;
обеспечением регулирования и планирования процесса подготовки кадров в системе муниципального управления;
В администрации Славского муниципального округа проводится определенная работа по улучшению профессиональной подготовки кадров.
Реализация Подпрограммы направлена на формирование у муниципальных служащих необходимых знаний, умений и навыков, позволяющих эффективно выполнять должностные обязанности.
Достижение целей социально-экономического развития муниципального образования невозможно без эффективной системы управления муниципальными финансами, адаптации её к изменяющимся экономическим условиям. Увеличивается актуальность разработки и реализации комплекса мер, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов и модернизации управления общественными финансами муниципального образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.