Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на современное состояние, принципы, цели и задачи организации оповещения населения Российской Федерации.
Правовую основу настоящей Концепции составляют федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области оповещения населения.
В настоящей Концепции конкретизируются отдельные положения Стратегии в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года, учтены основные положения иных документов стратегического планирования, затрагивающих сферу оповещения населения.
Масштабы возникающих и прогнозируемых чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), применение новых форм и методов ведения военных действий создают предпосылки для количественного и качественного отставания материально-технической базы сил гражданской обороны (далее - ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) от уровня материально-технического обеспечения, необходимого для решения новых задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения.
Снижение потерь среди населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера, достигается в том числе осуществлением своевременного оповещения населения. При этом основным средством доведения до населения сигналов оповещения и экстренной информации являются системы оповещения населения.
Увеличение частоты и масштабов стихийных бедствий, перерастание природных катастроф в техногенные и наоборот, применение различных видов оружия и способов ведения военных действий в современных военных конфликтах, требуют значительного сокращения времени оповещения, а урбанизация населения, появление значительного количества мест массового пребывания людей, развитие транспортной инфраструктуры и зависимость от систем жизнеобеспечения - повышения уровня культуры безопасности, соответственно, новых средств и способов оповещения населения.
Организация оповещения населения Российской Федерации о ЧС является одной из основных задач РСЧС.
Своевременное оповещение населения обеспечивают и осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Решение об оповещении населения и задействовании для обеспечения передачи сигналов оповещения и экстренной информации систем оповещения населения, сетей связи операторов связи и других технических средств передачи информации, а также об определении зоны (территории) оповещения населения принимается высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации, главами муниципальных образований, или лицами, исполняющими их обязанности.
Оповещение населения осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!", представляющего собой звучание изменяющихся тональности и амплитуды звучания (от минимума до максимума, но не более 120 дБА), путем включения оконечных средств оповещения с последующей передачей аудио, аудиовизуальных, текстовых сообщений с экстренной информацией.
Для осуществления своевременного оповещения комплексно используются средства единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, а также другие технические средства передачи информации.
Основным средством оповещения населения являются системы оповещения населения, которые создаются для доведения до населения в автоматизированном и (или) автоматических режимах сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера.
Их создание, реконструкция и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2023 г. N 769 "О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения".
На территориях, подверженных риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей, включение оконечных средств оповещения систем оповещения населения осуществляется от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
В целях контроля за поддержанием в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения проводятся комплексные и технические проверки готовности систем оповещения населения.
В ходе комплексных проверок готовности систем оповещения населения осуществляется включение оконечных средств оповещения и доведение до населения сигнала оповещения "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" и информации в виде аудио-, аудиовизуального, текстового сообщения "ПРОВОДИТСЯ ПРОВЕРКА ГОТОВНОСТИ СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ! ПРОСЬБА СОХРАНЯТЬ СПОКОЙСТВИЕ!", в том числе путем замещения телерадиовещания с перерывом вещательных программ.
В ходе технических проверок готовности систем оповещения населения проверяется исправность технических средств оповещения без включения оконечных средств оповещения и доведения сигнала оповещения и соответствующей информации до населения.
При этом на федеральном уровне отсутствует возможность круглосуточного мониторинга работоспособности систем оповещения населения, что не позволяет осуществлять оперативный контроль за состоянием готовности систем оповещения населения к использованию по предназначению.
Результаты комплексных проверок готовности систем оповещения населения отражаются в ежегодном докладе о состоянии гражданской обороны в Российской Федерации.
Доля населения, оповещаемого системами оповещения населения, к 2030 году должна составлять не менее 90%1.
В целях обеспечения эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при создании, реконструкции и поддержании в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения создана Рабочая группа Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности по координации создания и поддержания в постоянной готовности систем оповещения населения.
Обеспечение передачи по сетям связи операторов связи сигналов оповещения и (или) экстренной информации населению субъектов Российской Федерации организовано и осуществляется в соответствии со статьей 66 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" и Правилами взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и передачи операторами связи сигналов оповещения и (или) экстренной информации о возникающих опасностях, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. N 2322 (далее - Правила).
Для сокращения времени передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации с использованием сетей связи операторов связи, оказывающих услуги связи для целей кабельного и (или) эфирного телевизионного вещания и (или) радиовещания, а также проводного радиовещания, подключение муниципальных и региональных систем оповещения населения к сетям связи этих операторов, в том числе подключение региональных систем оповещения населения к сети связи федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - РТРС) осуществляется в соответствии с пунктом 31 Правил.
При этом, в целях развития способов доведения экстренной информации до населения, целесообразно возложить обязанности на владельцев рекламных конструкций (электронных табло) по трансляции сигналов оповещения и (или) экстренной информации о возникающих опасностях, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите от систем оповещения населения и (или) по обращениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, что позволило бы дополнительно увеличить долю населения, получающего такую информацию.
В населенных пунктах, не охваченных системами оповещения населения, а также с отсутствующей или поврежденной инфраструктурой связи и электропитания, для оповещения населения задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
В рамках развития общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения (далее - ОКСИОН) в целях увеличения способов доведения экстренной информации до населения, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", МЧС России разработано мобильное приложение "МЧС России", в котором реализована возможность получения push-сообщений с экстренной информацией от органов повседневного управления РСЧС. Также реализована возможность доведения экстренной информации в мобильные приложения, сопряженные с мобильным приложением "МЧС России", социальные сети и мессенджеры.
Концепция развития ОКСИОН одобрена протоколом заочного заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 27.06.2024 г. N 7, в рамках реализации которой проводится работа по включению мобильного приложения "МЧС России" в перечень программ для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза, которые должны быть предварительно установлены на отдельные виды технически сложных товаров.
Также для увеличения доли оповещаемого населения существует необходимость правового закрепления обязанности собственников таких программ передавать пользователям экстренную информацию в виде push-сообщений от органов публичной власти, уполномоченных на оповещение населения.
Принципами организации оповещения населения Российской Федерации являются:
устойчивость и непрерывность взаимодействия органов, осуществляющих управление ГО, органов повседневного управления РСЧС, операторов связи, а также организаций, указанных в пункте 3 статьи 9 Федерального закона "О гражданской обороне", в целях оповещения населения;
консолидация всех возможных средств и способов доведения сигналов оповещения и экстренной информации для оповещения населения;
автоматизация процесса оповещение населения.
Целью организации оповещения населения Российской Федерации являются своевременное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой могут возникнуть (возникли) опасности при военных конфликтах или в следствии этих конфликтов, а также ЧС природного и техногенного характера, достоверной информации об угрозе возникновения (возникновении) опасностей (ЧС), правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях.
Задачами развития организации оповещения населения Российской Федерации являются:
совершенствование нормативно-правовой, нормативно-технической и методической базы в области оповещения населения;
развитие средств и способов оповещения населения;
совершенствование взаимодействия органов, осуществляющих управление ГО, органов повседневного управления РСЧС, операторов связи, а также организаций, указанных в пункте 3 статьи 9 Федерального закона "О гражданской обороне", в целях оповещения населения.
Основными направлениями организации оповещения населения Российской Федерации в сфере совершенствования нормативно-правовой, нормативно-технической и методической базы в области оповещения населения являются:
гармонизация федеральных законов "О гражданской обороне" и "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в части создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения;
закрепление в Федеральном законе "О гражданской обороне" полномочий Правительства Российской Федерации по определению правил эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, состава и требований к ним;
закрепление обязанностей владельцев рекламных конструкций (электронных табло) по трансляции экстренной информации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;
включение мобильного приложения "МЧС России" в перечень программ для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза, которые должны быть предварительно установлены на отдельные виды технически сложных товаров;
закрепление обязанности собственников программ для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза, которые должны быть предварительно установлены на отдельные виды технически сложных товаров, передавать пользователям экстренную информацию в виде push-сообщений от органов публичной власти, уполномоченных на оповещение населения;
разработка и утверждение межгосударственных стандартов в рамках реализации технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ТР ЕАЭС 050/2021).
Основными направлениями развития организации оповещения населения Российской Федерации в части взаимодействия органов, осуществляющих управление ГО, органов повседневного управления РСЧС, операторов связи, а также организаций, указанных в пункте 3 статьи 9 Федерального закона "О гражданской обороне", в целях оповещения населения, являются:
обучение уполномоченного на задействование систем оповещения населения дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала органов, осуществляющих управление ГО, органов повседневного управления РСЧС и организаций, указанных в пункте 3 статьи 9 Федерального закона "О гражданской обороне";
заключение с операторами связи и другими организациями - собственниками современных информационных технологий и сервисов (технических средств) договоров (соглашений) о взаимодействии по обеспечению передачи сигналов оповещения и экстренной информации с целью увеличения средств и способов доведения их до населения.
Основными направлениями развития организации оповещения населения Российской Федерации в части развития средств и способов оповещения населения являются:
расширение отечественного рынка технических средств оповещения населения и снижение их стоимости путем привлечения предприятий оборонного комплекса, производящих электронику, ведущих научных учреждений электроники к поиску перспективных способов оповещения населения, путей развития систем оповещения, разработке и внедрению перспективных средств оповещения.
подключение региональных систем оповещения населения к сети связи ФГУП "РТРС";
сертификация технических средств оповещения населения на соответствие техническому регламенту Евразийского экономического союза "О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ТР ЕАЭС 050/2021);
доведение сигналов оповещения населения и (или) экстренной информации с использованием систем, предназначенных для оповещения работников и иных граждан, находящихся на территории организаций, систем домофонной связи, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3 - 5 типов, систем этажного оповещения в многоквартирных домах, других систем озвучивания помещений в общественных и производственных зданиях в перспективе с подключением к системам оповещения населения;
создание федеральной платформы оповещения и мониторинга состояния региональных систем оповещения и каналов доведения экстренной информации, которая должна обеспечивать:
мониторинг функционирования систем оповещения населения;
возможность передачи экстренной информации населению с использованием перспективных способов информационного взаимодействия, в том числе путем задействования цифровых сервисов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
формирование рекомендаций по поддержанию систем оповещения населения в состоянии постоянной готовности к использованию на основе аналитических данных мониторинга их функционирования.
Реализация настоящей Концепции предусматривает совершенствование системы государственного управления в сфере организации оповещения населения Российской Федерации.
Инструментами реализации настоящей Концепции являются:
законодательство Российской Федерации;
документы стратегического планирования в области развития ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года;
мониторинг состояния национальной безопасности Российской Федерации;
комплексные проверки готовности систем оповещения населения;
сертификация технических средств оповещения населения на соответствие технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ТР ЕАЭС 050/2021);
совершенствование методического обеспечения в сфере оповещения населения.
Реализацию настоящей Концепции осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, указанные в пункте 3 статьи 9 Федерального закона "О гражданской обороне", в соответствии с их компетенцией.
Реализация настоящей Концепции позволит:
усовершенствовать законодательство в сфере оповещения населения;
увеличить долю оповещаемого населения путем развития средств и способов оповещения населения;
сократить время доведения сигналов оповещения и экстренной информации за счет автоматизации процесса оповещения населения;
обеспечить контроль состояния готовности систем оповещения населения к использованию по предназначению в режиме реального времени.
На поставленные цели в ходе реализации настоящей Концепции могут влиять следующие возможные отклонения:
административные риски, связанные с недостаточной эффективностью взаимодействия между исполнителями Концепции;
отсутствие практических результатов и отказ коммерческих организаций - разработчиков (производителей средств оповещения) от комплексного технического сопряжения систем, устройств и технологий, применение которых целесообразно и эффективно в системах оповещения населения;
неготовность собственников современных информационных технологий и сервисов (технических средств) к активному участию в выполнении задач по организации оповещения населения Российской Федерации;
недостаточное финансирование мероприятий по созданию, реконструкции и поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения.
В ходе реализации Концепция может дополняться и уточняться с учетом возможных изменений в законодательстве, появления новых научно-технических достижений, существенно влияющих на развитие информационно-коммуникационных технологий и процесс организации оповещения населения Российской Федерации.
------------------------------
1 Пункт 12 Плана мероприятий по реализации основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утвержденного Правительством Российской Федерации 20 июня 2017 г. N 4210п-П4.
Проанализировано современное состояние организации оповещения населения РФ, обозначены принципы, цели, задачи и основные направления развития в данной сфере. В частности, предусматривается:
- закрепление обязанностей владельцев рекламных конструкций (электронных табло) по трансляции экстренной информации в порядке, устанавливаемом Правительством РФ;
- включение мобильного приложения "МЧС России" в перечень предустанавливаемого ПО;
- разработка и утверждение межгосударственных стандартов;
- заключение с операторами связи и другими организациями - собственниками современных информационных технологий и сервисов (техсредств) договоров о взаимодействии при передаче сигналов оповещения и экстренной информации;
- подключение региональных систем оповещения населения к сети связи ФГУП "РТРС";
- расширение отечественного рынка технических средств оповещения населения и снижение их стоимости;
- создание федеральной платформы оповещения и мониторинга состояния региональных систем оповещения и каналов доведения экстренной информации.