Основные термины и определения
Жизненная ситуация |
- |
наличие или наступление обстоятельств, влекущих для клиента возможность или необходимость взаимодействовать с органами власти и уполномоченными организациями в целях получения услуг и сервисов; |
Зона чрезвычайной ситуации |
- |
это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация; |
Мобильная бригада |
- |
временно действующее формирование, создаваемое субъектом Российской Федерации на базе Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, с целью предоставления государственных и муниципальных услуг в рамках организации выездного обслуживания в том числе в удаленных населенных пунктах; |
Навигатор жизненной ситуации |
- |
цифровой сервис на Едином портале государственных и муниципальных услуг, позволяющий лицам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, получить меры государственной поддержки (Размещен по адресу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://www.gosuslugi.ru/mchs); |
Чрезвычайная ситуация |
- |
обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. |
|
|
Перечень сокращений и обозначений
|
ЕГРН |
- |
Единый государственный реестр недвижимости |
ЕПГУ |
- |
Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) |
ЖС |
- |
жизненная ситуация |
МФЦ |
- |
Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг |
ПВР |
.- |
пункт временного размещения и питания |
ТОСП |
- |
территориально обособленное структурное подразделение |
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации определяют порядок организации выездного обслуживания мобильных бригад в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, порядок действия мобильных бригад, определения состава их участников, рекомендованного оснащения оборудованием.
Привлечение мобильной бригады возможно при условии прекращения воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
2. Исполнительным органам субъектов Российской Федерации рекомендуется руководствоваться настоящими Методическими рекомендациями в целях обеспечения единого подхода к порядку организации работы мобильных бригад при чрезвычайных ситуациях.
3. Правовые основания разработки Методических рекомендаций:
- Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
- Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
- Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. N 1376 "Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг";
- постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. N 797 "О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, публично-правовыми компаниями";
- приказ МВД России от 16 ноября 2020 г. N 773 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации";
- иные нормативные правовые акты.
4. Разработка настоящих Методических рекомендаций проводилась на основании комплексного исследования, осуществленного Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации в рамках реализации приоритетной ЖС "Попадание в чрезвычайную ситуацию", утвержденной протоколом совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Д.Ю. Григоренко от 17 января 2023 г. N ДГ-П36-2пр, деятельности рабочей группы по обеспечению реализации ЖС "Попадание в чрезвычайную ситуацию", утвержденной протоколом заседания межведомственной рабочей группы по внедрению клиентоцентричности в государственное управление от 16 марта 2023 г. N 24-АХ, а также предложений участников реализации ЖС - пилотных субъектов Российской Федерации - Приморский и Ставропольский края, Иркутская и Курская области.
Здесь и далее по тексту нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3. Мобильные бригады создаются в целях повышения комфортности и доступности получения государственных и муниципальных услуг в рамках Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в том числе по восстановлению документов и представлению мер поддержки в период чрезвычайной ситуации.
В результате внедрения практики привлечения мобильных бригад ожидаются следующие эффекты:
1) возможность оперативного развертывания рабочих мест для сотрудников МФЦ вне стационарных помещений в местах временного размещения лиц (граждан), (при оснащении автомобиля автономной системой электроснабжения и доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") в целях приема и выдачи документов, а также оказания консультационной поддержки при обращении лиц (граждан) для самостоятельной подачи заявлений в электронном виде через ЕПГУ;
2) минимальная затратность по времени и ресурсам для организации временного офиса приема/выдачи документов без необходимости поиска пригодного помещения, оборудованного мебелью для сотрудников и заявителей, с доступом к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и электросетям, привлечения неспециализированного транспорта для доставки канцелярских и расходных материалов, оборудования, сотрудников для его подключения и настройки, обустройства условий для обеспечения хранения документов, содержащих персональные данные заявителей.
II. Основные положения
2.1. Исполнительным органам субъектов Российской Федерации рекомендуется осуществлять организацию выездного обслуживания граждан, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, с применением мобильной бригады, при наличии как минимум одного из следующих критериев:
1) наличие граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, местом проживания которых является отдаленный населенный пункт 1 (при условии прекращения воздействия поражающих фактора источника чрезвычайной ситуации);
2) отсутствие возможности самостоятельного обращения у лиц (граждан), пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, в филиал МФЦ/ТОСП.
В приоритетном порядке рекомендуется организовывать выездное обслуживание в населенных пунктах, на территории которых есть следующие категории лиц (граждан), пострадавших в чрезвычайной ситуации:
- маломобильные группы населения;
- ветераны Великой Отечественной войны, вдовы (вдовцы) ветеранов Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны;
- Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации, полные кавалеры ордена Трудовой Славы, Труженики тыла;
- инвалиды I группы, инвалиды, использующие специальные средства для передвижения, члены многодетных семей, дети-инвалиды;
- участники специальной военной операции, а также члены их семей, признанные нуждающимися в социальном обслуживании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- иные группы лиц, имеющие ограничения, влияющие на доступность государственных и муниципальных услуг;
- иные группы лиц в соответствии с рекомендациями МЧС России по приоритетному обслуживанию населённых пунктов
2.2. Организация работы мобильной бригады.
2.2.1. Необходимость в осуществлении выездного обслуживания с применением мобильной бригады закрепляется в решении комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при наличии одного из критериев, влияющих на принятие решения о необходимости развертывания мобильной бригады, указанных в пункте 2.1., либо оформляется отдельным нормативным актом правительства субъекта Российской Федерации.
2.2.2. В нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации о введении режима чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации рекомендуется закрепить потребность в выездном обслуживании граждан и создании соответствующих мобильных бригад, организацию их работы, период выездного обслуживания, зону покрытия, сроки доведения информации о выездном обслуживании в формате мобильной бригады до глав муниципальных образований, на территории которых планируются выезды таких бригад, поручение главам муниципальных образований обеспечить информирование населения и оповещение граждан о порядке работы таких бригад. При необходимости допускается издание отдельного нормативного акта правительства субъекта, закрепляющего детали организации выездного обслуживании граждан указанные ранее.
В нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации рекомендуется отражать необходимость участия в составе мобильной бригады сотрудника территориального органа МВД России.
2.2.3. После принятия решения, указанного в пункте 2.2.2 настоящих Методических рекомендаций, и в целях организации выездного приема граждан, руководителю МФЦ рекомендуется издать приказ 2 МФЦ "О развертывании мобильной/мобильных бригады/бригад" (далее - Приказ). В приказе должны быть отражены следующие пункты:
- количество мобильных бригад, в зависимости от потребностей региона и характера чрезвычайной ситуации;
- состав мобильной бригады (или бригад), с определением руководителя каждой мобильной бригады;
- область дислокации (населенный пункт) и (или) область перемещения, закрепленная за каждой мобильной бригадой (в случае перемещения бригады);
- режим приема граждан, в том числе: на базе ПВР и (или) мобильных офисов на базе микроавтобусов, выездных пунктов обслуживания граждан (с учетом условий конкретной чрезвычайной ситуации) и график работы мобильной бригады, в том числе (при необходимости) введение режима круглосуточного обслуживания граждан;
- перечень предоставляемых услуг приведен в Приложении 1;
- перечень материального и программного обеспечения, необходимого для развертывания мобильной бригады.
2.2.4. Мобильная бригада, прибыв на место дислокации, организует в том числе следующие мероприятия (действия):
- осуществление приема заявлений для получения лицами (гражданами) государственных и муниципальных услуг, в том числе консультативной помощи при самостоятельной подаче лицами (гражданами) заявлений в электронном виде с помощью навигатора ЖС на ЕПГУ;
- прием заявлений о выдаче (замене) паспорта в связи с утратой ранее выданного паспорта, осуществляющейся сотрудником территориального органа МВД России;
- осуществление юридической и иной консультативной помощи сотрудниками МФЦ (при наличии соответствующих специалистов);
- выдачу документов, являющихся результатами государственных и муниципальных услуг.
2.2.5. Для приема заявлений и документов, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг в зоне чрезвычайной ситуации, рекомендуется использовать оборудование, предназначенное для обеспечения выездного обслуживания, предусмотренного Правилами организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. N 1376, с автоматизированной информационной системой МФЦ, доступом к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Перечень рекомендуемого оборудования и материалов, а также программного обеспечения, необходимого для развертывания мобильной бригады (далее - перечень оборудования), определен в Приложении 2. При необходимости допускается изменение перечня оборудования в зависимости от складывающейся обстановки на территории субъекта Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по порядку организации выездного обслуживания в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (одобрены протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 19 ноября 2024 г. N 15)
Опубликование:
-