Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бычковой Е.Н., судей Кирейковой Г.Г., Серовой В.К.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" Кривобокова А.В. (доверенность от 27.12.2010 N 01-30-709/10), от федерального государственного унитарного предприятия "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт вакцин и сывороток и предприятие по производству бактерийных препаратов" Федерального медико-биологического агентства Попова Н.С. (доверенность от 14.03.2011 N 01-13-1/36) и адвоката Ермиловой О.А. (доверенность от 30.03.2010 N 01-13-1/88),
рассмотрев 15.03.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт вакцин и сывороток и предприятие по производству бактерийных препаратов" Федерального медико-биологического агентства на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2010 по делу N А56-10345/2010 (судьи Фокина Е.А., Есипова О.И., Шульга Л.А.),
установил:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному унитарному предприятию "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт вакцин и сывороток и предприятие по производству бактерийных препаратов" Федерального медико-биологического агентства (далее - Институт) о взыскании 248 231 руб. 88 коп. задолженности за сброс сточных вод с превышением нормативов водоотведения и 2395 руб. 57 коп. пеней. Исковые требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 08.06.2010 (судья Швецова Н.П.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2010 решение суда первой инстанции отменено, апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. С Института в пользу Предприятия взыскано 252 627 руб. 45 коп., в том числе 248 231 руб. 88 коп. задолженности, 2395 руб. 57 коп. пеней, а также 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе Институт, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, а также на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление от 25.10.2010 и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы утверждает, что лимит водоотведения, исходя из которого Предприятие составило свой расчет, не был согласован в договоре, заключенном между сторонами.
По мнению Института, вывод апелляционного суда о том, что лимиты водоотведения устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, сделан в нарушение пункта 13 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).
Податель жалобы считает, что апелляционный суд не учел положения Гражданского кодекса Российской Федерации о недопустимости изменения условий договора в одностороннем порядке.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители Института поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Предприятия возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие и Институт (абонент) заключили договор от 15.07.2002 N 60089 на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ (далее - Договор).
В соответствии с пунктом 1 Договора стороны обязуются руководствоваться действующим законодательством, обязательными для сторон действующими правилами, регулирующими отношения в сфере оказания услуг по водоснабжению и канализации, установленными законом или иными нормативными правовыми актами, а также разрешительной документацией на водоснабжение и канализацию, выданной Предприятием.
Пунктом 3.1.2 Договора предусмотрено, что Предприятие обязуется принимать в системы канализации сточные воды от абонента (и его субабонента) в количестве 260 412 куб. м/год, 21 701 куб. м/мес., ориентировочно в соответствии с действующими нормативными требованиями, утвержденными в установленном порядке.
Согласно пункту 2.4 Договора лимиты на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод устанавливаются органом исполнительной власти Санкт-Петербурга или уполномоченным им организацией.
В силу пункта 5.1 Договора за превышение нормативов водоотведения (лимитов и допустимых сбросов загрязняющих веществ) в соответствии с действующим законодательством с абонента взимается плата в порядке, установленном органами исполнительной власти Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 5.2 Договора в случае неоплаты абонентом платежного документа по истечении десяти дней с момента его выставления в банк-эмитент Предприятие в момент подтверждения оплаты начисляет пени за каждый день просрочки платежа исходя из процентной ставки рефинансирования, устанавливаемой Центральным банком Российской Федерации и действующей на день фактической оплаты абонентом платежного документа или его соответствующей части.
Пунктом 5.4 Договора установлена ориентировочная сумма по договору с учетом тарифа (цены), действующего на момент его заключения. Указанным пунктом предусмотрена корректировка суммы договора в зависимости от фактического водопотребления и водоотведения, превышения абонентом нормативов водоотведения и изменения тарифов (цен) без дополнительного оформления и согласования сторон.
Комитет по энергетике и инженерному обеспечению правительства Санкт-Петербурга 27.05.2009 установил лимит водоотведения на II полугодие 2009 года для Института в размере 119 куб.м в сутки, а 11.11.2009 произвел корректировку лимитов: на период с октября по декабрь 2009 года лимит для Предприятия установлен в размере 150 куб.м в сутки.
Поскольку в период с 30.08.2009 по 30.11.2009 Институт превысил установленный лимит водоотведения, Предприятие выставило абоненту счета-фактуры на оплату превышения нормативов водоотведения по объему сточных вод за период с 01.08.2009 по 30.11.2009 на общую сумму 248 231 руб. 88 коп.
Поскольку Институт не оплатил превышения нормативов водоотведения, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования истца законными и обоснованными и решением от 08.06.2010 удовлетворил иск.
Апелляционный суд отменил решение от 08.06.2010 в связи с нарушением судом первой инстанции норм процессуального права. Суд апелляционной инстанции рассмотрел дело по правилам суда первой инстанции, признал требования истца законными и обоснованными и постановлением от 25.10.2010 удовлетворил иск.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, полагает, что нормы права применены правильно, а выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правилами N 167 регулируются отношения между абонентами (юридическими лицами, а также предпринимателями без образования юридического лица) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства (далее - организация ВКХ) в сфере пользования центральными системами водоснабжения и (или) канализацией населенных пунктов.
Согласно пункту 11 Правил N 167 прием (сброс) сточных вод осуществляется на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 ГК РФ).
Нормативы водоотведения или нормативы сброса - это установленные органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ показатели объема и состава сточных вод, разрешенные к приему (сбросу) в системы канализации и обеспечивающие ее нормальное функционирование (пункт 1 Правил N 167).
В соответствии с пунктом 58 Правил N 167 лимиты водопотребления и водоотведения абонентам устанавливаются органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом:
фактических мощностей систем водоснабжения и канализации;
необходимости первоочередного удовлетворения нужд населения в питьевой воде и отведении бытовых сточных вод;
соблюдения лимитов забора питьевой воды и сброса сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, установленных организации водопроводно-канализационного хозяйства водохозяйственными и природоохранными органами;
проведения абонентом мероприятий по рациональному использованию питьевой воды, сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ;
баланса водопотребления и водоотведения абонента.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией ВКХ за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение Постановления N 1310 правительством Санкт-Петербурга утвержден Порядок взимания платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга (постановление от 19.10.2004 N 1677; далее - Постановление N 1677).
Согласно пункту 3 Постановления N 1677 нормативом водоотведения являются по объему сточных вод - лимит водоотведения, установленный абоненту Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению предельный объем принимаемых (сбрасываемых) сточных вод на определенный период времени. Лимиты водоотведения устанавливаются исходя из условий рационального использования абонентами воды из всех источников, планов мероприятий абонентов по сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ, а также технических возможностей приема сточных вод в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга.
В силу абзаца второго пункта 4 Постановления N 1677 взимание организацией ВКХ платы с абонентов за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ, в том числе за сброс сточных вод и загрязняющих веществ, превышающий установленные нормативы водоотведения по объему, производится на основании заключенных договоров на прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в соответствии с Постановлением.
Суд апелляционной инстанции установил факт превышения Институтом в спорный период установленных Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению правительства Санкт-Петербурга нормативов водоотведения по объему сточных вод (лимитов водоотведения). Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
Суд кассационной инстанции отклоняет довод подателя жалобы о том, что лимит водоотведения, исходя из которого Предприятие составило свой расчет, не был согласован сторонами в Договоре. Как следует из материалов дела, условие о применении лимитов, установленных органом исполнительной власти Санкт-Петербурга, а также условие об ответственности за их превышение предусмотрены пунктами 2.4 и 5.1 Договора.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции сделал правомерный вывод об обоснованности требований Предприятия о взыскании задолженности за сброс сточных вод с превышением нормативов водоотведения.
Расчет задолженности и пеней проверен судом апелляционной инстанции и признан обоснованным. Оснований для переоценки данного вывода у суда кассационной инстанции не имеется.
Поскольку при рассмотрении дела нормы материального права применены апелляционным судом правильно, нормы процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2010 по делу N А56-10345/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт вакцин и сывороток и предприятие по производству бактерийных препаратов" Федерального медико-биологического агентства - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Бычкова |
Судьи |
Г.Г. Кирейкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.