Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Колесниковой С.Г., судей Клириковой Т.В., Михайловской Е.А.,
рассмотрев 21.03.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.09.2010 (судья Александрова Е.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2010 (судьи Семенова А.Б., Зотеева Л.В., Лопато И.Б.) по делу N А56-36652/2010,
установил
Открытое акционерное общество "СВЯЗНОЙ СПб" (далее - Общество, ОАО "СВЯЗНОЙ СПб") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 02.06.2010 N 01-53/195 в части возложения на заявителя обязанностей по приобретению контрольно-кассовой техники и установке ее в платежные терминалы, принадлежащие Обществу.
Решением суда первой инстанции от 08.09.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.12.2010, заявленные требования ОАО "Связной СПб" удовлетворены; оспариваемое предписание налогового органа признано недействительным.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм права, просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении заявления.
Лица, участвующие в рассматриваемом деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако их представители в заседание кассационной инстанции не явились, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 13.04.2010 Инспекцией проведена проверка заявителя по вопросам соблюдения требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ). Объектом проверки являлся платежный терминал N 9000704 по приему платежей физических лиц, установленный Обществом в салоне сотовой связи "Связной" по адресу: Санкт-Петербург, Литейный проспект, дом 63.
В ходе проверки выявлено, что при оказании услуги по приему платежей на сумму 10 руб. наличный денежный расчет с покупателем (клиентом) произведен через платежный терминал N 9000704 без применения контрольно-кассовой техники.
По результатам проверки составлены акт от 13.04.2010 N 009635, протокол осмотра от 13.04.2010 N 009635 и вынесено предписание от 02.06.2010, которым ОАО "СВЯЗНОЙ СПб" предписано устранить выявленное нарушение путем приобретения контрольно-кассовой техники, а также обеспечить строгое выполнение Обществом требований Закона N 54-ФЗ и сообщить в течение месяца в Инспекцию о принятых мерах.
Считая указанное предписание административного органа незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции посчитал недоказанным тот факт, что используемая ОАО "СВЯЗНОЙ СПб" контрольно-кассовая техника не входит в состав платежного терминала заявителя.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В силу пункта 2 статьи 5 Закона N 54-ФЗ организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие платежный терминал или банкомат, обязаны использовать контрольно-кассовую технику в составе платежного терминала и (или) банкомата.
С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ), в соответствии с пунктом 3 статьи 2 которого платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.
Согласно части 1 статьи 6 Закона N 103-ФЗ, вступившей в силу с 01.04.2010, платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику (далее - ККТ).
Статьей 8 Закона N 103-ФЗ установлено, что контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники до дня вступления в силу этого Федерального закона и не соответствующая требованиям данного Федерального закона, может применяться при приеме платежей до 01.01.2014 при условии ее регистрации платежным агентом в налоговых органах до 01.01.2011. Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники после дня вступления в силу данного Федерального закона, может применяться при приеме платежей (в том числе в платежных терминалах) только в случае ее соответствия требованиям этого Федерального закона. После 1 апреля 2010 года прием платежей без применения контрольно-кассовой техники, указанной в части 1 или 2 статьи 8 указанного Федерального закона не допускается.
Из содержания приведенных норм следует, что юридическое лицо, применяющее платежный терминал, обязано использовать ККТ в составе этого платежного терминала.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суды сделали обоснованный вывод о неправомерности оспариваемого предписания Инспекции от 02.06.2010 N 01-53/195, исходя из того, что в данном случае оплата услуг посредством применения принадлежащих Обществу платежных терминалов производится в соответствии с требованиями Закона N 54-ФЗ и Закона N 103-ФЗ. Как указали суды, установленные в магазинах Общества платежные терминалы, посредством ЭВМ соединены с установленной в этих же помещениях ККТ, зарегистрированной в налоговых органах. В момент приема платежа ККТ, соединенная с терминалом и входящая в его состав (но не встроенная в него), автоматически печатает кассовый чек. Фискальный чек, выдаваемый на кассе, содержит подробную и достаточную информацию о параметрах проведенной операции для ее однозначной идентификации и всю информацию в соответствии с Законом N 103-ФЗ, в том числе, реквизиты лица, принявшего денежные средства, дату осуществления операции, сумму внесенных в кассу денежных средств, а также номер платежного терминала, на котором произведен платеж.
Установленные судами обстоятельства не противоречат представленным в дело материалам. Оснований для иной оценки имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов, не усматривая при их принятии каких-либо нарушений норм материального и процессуального права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.09.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2010 по делу N А56-36652/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Г. Колесникова |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.