29 августа 2014 г. |
Дело N А56-4761/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Гафиатуллиной Т.С. и Сергеевой И.В.,
при участии от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области Некрасова С.Н. (доверенность от 19.05.2014), от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области Лушниковой Е.А. (доверенность от 25.06.2014), от закрытого акционерного общества "Интернешнл Пейпер" Гурченко Е.В. (доверенность от 17.06.2014), Лебедева О.С. (доверенность от 17.06.2014), Смирнова И.А. (доверенность от 17.06.2014), от администрации муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области" Денисова В.В. (доверенность от 10.01.2014),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области и администрации муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.06.2013 (судья Ракчеева М.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2014 (судьи Серикова И.А., Барканова Я.В., Тимухина И.А.) по делу N А56-4761/2013,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области, место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847215135 (далее - Управление Росимущества), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, место нахождения: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1037843045734 (далее - Управление Росреестра), от 26.11.2012 N 01/009/2012-304 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 47:02:0101005:18, расположенный по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, муниципальное образование "Светогорское городское поселение", Светогорск, Заводская ул., д. 17, а также об обязании Управления Росреестра зарегистрировать право федеральной собственности на данный участок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены закрытое акционерное общество "Интернешнл Пейпер", место нахождения: 188991, Ленинградская обл., Выборгский р-н, Светогорск, Заводская ул., д. 17, ОГРН 1024700880324 (далее - Общество), и администрация муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области", место нахождения: 188800, Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Выборг, Советская ул., д. 12, ОГРН 1054700191391 (далее - Администрация).
Решением от 20.06.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.04.2014, заявленные требования удовлетворены.
В кассационных жалобах Управление Росреестра и Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 20.06.2013 и постановление от 24.04.2014 и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Податели жалоб указывают на следующее: заявитель не представил ни в Управление Росреестра, ни в материалы дела надлежащих документов, подтверждающих возникновение права федеральной собственности на спорный участок; по сообщению органа кадастрового учета в настоящее время аннулированы сведения о спорном участке в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН); вывод судов о том, что разграничение права собственности в отношении спорного земельного участка имело место в 1998 году, противоречит действующему законодательству и не основан на материалах дела.
В отзыве на кассационные жалобы Общество просит оставить их без удовлетворения, считая приведенные в них доводы необоснованными.
В судебном заседании представители Управления Росреестра и Администрации поддержали доводы жалоб, а представители Управления Росимущества и Общества просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управление Росимущества 08.10.2012 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 47:02:0101005:18, расположенный по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, муниципальное образование "Светогорское городское поселение", Светогорск, Заводская ул., д. 17.
Управление Росреестра, ссылаясь на абзац 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), сообщением от 26.11.2012 N 01/009/2012-304 уведомило заявителя об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на названный земельный участок. Управление Росреестра указало следующее: силу пункта 1 статьи 30.1 Закона N 122-ФЗ при разграничении государственной собственности на землю в заявлении на государственную регистрацию указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации; в заявлении Управления Росимущества в качестве основания указана статья 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), однако надлежащих документов, свидетельствующих о возникновении права федеральной собственности, на регистрацию не представлено.
Управление Росимущества, считая, что Управление Росреестра незаконно отказало ему в государственной регистрации права федеральной собственности на указанный объект, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, дав надлежащую оценку доводам участвующих в деле лиц, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что у Управления Росреестра не было предусмотренных статьей 20 Закона N 122-ФЗ оснований для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имуществом и сделок с ним.
В соответствии с пунктом 5 статьи 131 ГК РФ, пунктом 5 статьи 2 и пунктом 3 статьи 20 Закона N 122-ФЗ заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. Кроме того, в силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решения и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона N 122-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в том числе в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства и не представлены документы, необходимые в соответствии с указанным Законом для государственной регистрации прав.
При рассмотрении настоящего дела суды установили, что спорный земельный участок был образован в результате раздела земельного участка с условным номером 47-00-1/1998-3315-1, на который в 1998 году было зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
До 1994 года названный участок входил в состав производственного объединения "Светогорск", находившегося в федеральной собственности (пункт 2 приложения 2 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность"), в связи с чем относился к собственности Российской Федерации.
В ходе приватизации производственного объединения "Светогорск" этот участок приватизирован не был и остался в федеральной собственности (пункт 9 раздел I первого раздела Плана приватизации, пункт 7 второго раздела Плана приватизации). На участке с условным номером 47-00-1/1998-3315-1 располагаются объекты недвижимости, находящиеся в долевой собственности Российской Федерации. Следовательно, в соответствии со статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ право собственности Российской Федерации на указанный участок возникло в силу прямого указания закона.
Приведенные обстоятельства также установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.11.2013 по делу N А56-42048/2013, которым Администрации отказано в иске о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с условным номером 47-00-1/1998-3315-1.
В соответствии со статьей 30.1 Закона N 122-ФЗ, пунктом 2 Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404, предоставление правоустанавливающих документов на земельный участок не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Поскольку спорный земельный участок образован из земельного участка, право федеральной собственности на который было зарегистрировано в установленном порядке, у Управления Росреестра не имелось законных оснований для отказа в государственной регистрации права федеральной собственности на этот участок.
Довод жалобы о том, что в настоящее время сведения о спорном участке аннулированы в ГКН, не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку на момент их вынесения сведения об участке имелись в ГКН.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что суды правильно удовлетворили заявление Управления Росимущества, и не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.06.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2014 по делу N А56-4761/2013 оставить без изменения, а кассационные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области и администрации муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.