Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Гафиатуллиной Т.С., Сергеевой И.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Калининградский вагоностроительный завод" Романенко А.В. (доверенность от 14.03.2011),
рассмотрев 07.04.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Калининградский вагоностроительный завод" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2010 по делу N А21-8906/2008 (судьи Жиляева Е.В., Серикова И.А., Тимухина И.А.),
установил
Администрация городского округа "Город Калининград" (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с иском к открытому акционерному обществу "Калининградский вагоностроительный завод" (далее - Общество) о взыскании 2 483 899 руб. 78 коп. задолженности по арендной плате за период с апреля по сентябрь 2008 года и 652 636 руб. 03 коп. пеней по состоянию на 16.09.2008 по договору от 19.01.1999 N 002193 аренды городских земель.
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) увеличил размер исковых требований в части долга до 4 995 095 руб. 16 коп. за счет включения подлежащих уплате платежей за IV квартал 2008 года, в части неустойки - до 656 853 руб. 57 коп. по состоянию на 22.12.2008.
Решением суда от 29.12.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.04.2009, в иске отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.07.2009 решение от 29.12.2008 и постановление апелляционного суда от 20.04.2009 отменены, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Суд кассационной инстанции в постановлении от 16.07.2009 указал на то, что суду первой и апелляционной инстанций следовало руководствоваться нормативными актами, устанавливающими размер арендной платы за пользование спорными земельными участками.
Решением от 29.09.2010 (судья Конева В.В.), принятым по результатам повторного рассмотрения дела, с ответчика в пользу истца взыскано 2 493 654 руб. 54 коп. долга и 562 231 руб. 46 коп. пеней. В остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционного суда от 21.12.2010 решение от 29.09.2010 изменено, с Общества в пользу Администрации взыскано 4 995 096 руб. 16 коп. долга и 656 853 руб. 57 коп. пеней.
В кассационной жалобе Общество, считая, что постановление вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить, оставить в силе решение. По мнению подателя жалобы, апелляционный суд при расчете суммы задолженности неправомерно применил коэффициент в размере 1,6% от кадастровой стоимости земельного участка, поскольку вступившим в силу решением Арбитражного суда Калининградской области от 28.06.2010 по делу N А21-12874/2009 нормативный правовой акт, установивший указанный коэффициент, в данной части признан недействующим.
В судебном заседании кассационной инстанции 31.03.2011 объявлялся перерыв до 07.04.2011 до 13-00. До объявленного перерыва в судебном заседании присутствовал представитель Общества Романенко А.В. (доверенность от 14.03.2011).
Администрация извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако представителей в суд не направила, что в соответствии с частью 5 статьи 163, частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, мэрией Калининграда (правопредшественником Администрации, арендодателем) и Обществом (арендатором) заключен договор от 19.01.1999 N 002193 аренды четырех земельных участков общей площадью 28,9531 га сроком на 49 лет.
Земельные участки предоставлены под существующие здания и сооружения, складские помещения, эстакаду и очистные сооружения (пункт 1.3 договора).
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, в период действия договора стороны заключали дополнительные соглашения, которыми изменяли условия договора в отношении размеров земельных участков (частично исключалась площадь) и арендных платежей (с учетом изменения площадей земельных участков и применяемых коэффициентов).
Арендная плата установлена не в твердой сумме, а является расчетной, стороны согласовали условие о размере арендной платы, устанавливающее способ ее расчета.
Пунктом 4.6 договора (в редакции соглашения от 27.07.2001 N 002193-4) стороны определили, что арендодатель изменяет размеры ставок арендной платы и (или) расчетных коэффициентов на текущий год в централизованном порядке путем принятия органами местного самоуправления соответствующих нормативных актов. При этом изменение размера арендной платы в связи с изменением ставки арендной платы и (или) размера расчетных коэффициентов в установленном органами местного самоуправления порядке и в установленные сроки является для сторон обязательным (без перезаключения договора или оформления дополнительного соглашения).
Согласно пункту 4.6.2 договора (в редакции соглашения от 27.07.2001 N 002193-4) до принятия нормативно-правовых актов, касающихся изменения ставок арендной платы за землю, арендатор уплачивает арендную плату за текущий период по утвержденным ставкам предыдущего года в сроки, указанные в пункте 4.3 договора, с последующим перерасчетом и компенсацией разницы в суммах в месячный срок после утверждения новых ставок на текущий год.
Согласно пункту 4.6.1 договора (в редакции соглашения от 28.12.2001 N 002193-5) арендатор обязан ежегодно, не позднее 30 марта, обращаться в комитет муниципального имущества для уточнения ставки арендной платы, коэффициентов по видам использования земельного участка и категории арендатора.
Согласно пункту 4.9 договора (в редакции соглашения от 28.12.2001 N 002193-5) в случае неуплаты арендной платы в установленный договором срок арендатор уплачивает пени начиная с 01.01.2002 в размере 0,1 процента от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Как установлено судами, на 2008 год Обществом подана декларация по арендной плате за землю с учетом ставок 2007 года и частично уплачена арендная плата.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение арендатором условий договора по внесению арендной платы за землю, Администрация обратилась с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции установил, что с 01.01.2008 в городе Калининграде установлен новый порядок определения размера арендной платы за землю, условий и сроков ее внесения. Формула расчета годовой арендной платы определена Положением "О порядке определения размера арендной платы за землю, условий и сроков ее внесения в городе Калининграде", утвержденным решением окружного Совета депутатов Калининграда от 28.11.2007 N 376 (далее - Положение N 376).
В соответствии с данным порядком расчет арендной платы осуществляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка по сведениям государственного земельного кадастра и коэффициента, определяемого по виду разрешенного использования земельного участка - ставки арендной платы за землю. Согласно пункту 1.7 Положения N 376 указанная ставка арендной платы заменяет понятия ставки арендной платы в рублях за кв.м, коэффициентов по виду использования земельного участка и по категории арендатора, применяемые до принятия данного Положения и указанные в заключенных договорах аренды городских земель.
Постановлением мэра города Калининграда от 28.11.2007 N 2725 "Об установлении коэффициентов, определяемых по виду разрешенного использования земельных участков, - ставки арендной платы за землю в городе Калининграде на 2008 год" утверждены коэффициенты, установленные по виду разрешенного использования земельных участков (далее - Постановление N 2725). Пунктом 1.7 Постановления N 2725 определен коэффициент для земель, предназначенных для размещения промышленных объектов, объектов материально-технического снабжения и объектов транспорта и связи: - земельные участки, занятые объектами производственной, строительной, транспортной деятельности, в размере 1,6%.
Решением от 09.03.2010 по делу N А21-12874/2009, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.06.2010, пункт 1.7 Постановления N 2725 в части установления коэффициента, определяемого по виду разрешенного использования земельных участков, занятых объектами производственной, строительной, транспортной деятельности, в размере 1,6% признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 26.07.2006 N 136-ФЗ "О защите конкуренции" и недействующим в названной части.
В процессе нового рассмотрения настоящего дела суд первой инстанции сделал вывод о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца 2 493 654,54 руб. долга и 562 231,46 руб. пеней, отказав в удовлетворении остальной части иска. Суд первой инстанции согласился с доводами ответчика о применении в расчете арендной платы коэффициента, определяемого по виду разрешенного использования земельных участков, занятых объектами пищевого производства, в размере 0,8%.
Апелляционный суд не согласился с выводами, изложенными в решении от 29.09.2010, поскольку частью 5 статьи 195 АПК РФ предусмотрено, что нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в силу решения суда. Решение суда от 09.03.2010 по делу А21-12874/2009 вступило в законную силу 09.04.2010. Следовательно, не имелось оснований не применять расчетный коэффициент, равный 1,6%, в спорный период.
Указанный вывод апелляционного суда не соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6171/10, в соответствии с которой необходимо учитывать следующее.
В силу части 5 статьи 195 АПК РФ нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда.
Данная процессуальная норма определяет дальнейшую судьбу незаконного нормативного акта и является логическим продолжением части 4 той же статьи, согласно которой решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия. Однако она не разрешает вопроса о восстановлении и защите нарушенных незаконным нормативным актом субъективных гражданских прав, поскольку такой акт относится не к процессуальному, а к материальному праву.
Согласно абзацу второму статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае признания судом недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления нарушенное право подлежит восстановлению или защите иными способами, предусмотренными статьей 12 этого же Кодекса.
Признание нормативного акта недействующим с момента вступления в силу решения суда не должно препятствовать лицу, которое по незаконному нормативному акту было обязано осуществлять платежи, полностью восстановить нарушенное этим актом субъективное право, а также не должно предоставлять возможность лицу, являющемуся получателем платежей на основании данного нормативного акта, получать их за период до момента вступления в силу решения арбитражного суда о признании нормативного акта недействующим.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации). Данная норма дает кредитору право требовать исполнения договора по установленной в указанном порядке цене, но только в том случае, если соответствующий правовой акт о ее установлении не признан судом противоречащим закону. Иное истолкование этой нормы означало бы, что кредитор вправе получать незаконно установленную цену.
По настоящему делу Общество оспаривало применение спорного коэффициента в суде.
При таких обстоятельствах применение Администрацией в расчете арендной платы коэффициента, определяемого по виду разрешенного использования земельных участков, занятых объектами производственной, строительной, транспортной деятельности, в размере 1,6%, признанного не соответствующим закону и недействующим за период, предшествующий признанию судом незаконности его установления, является неправомерным.
Вывод суда первой инстанции о применении в расчете арендной платы коэффициента, определяемого по виду разрешенного использования земельных участков, занятых объектами пищевого производства, в размере 0,8% ничем необоснован.
Кроме того, судом не исследовался вопрос о разграничении государственной собственности в отношении спорных земельных участков, что имеет значение для выводов суда о применении того или иного порядка исчисления арендной платы.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской власти, органами местного самоуправления, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Для земельных участков, находящихся в неразграниченной государственной собственности на территории Калининградской области, такой порядок установлен постановлением правительства Калининградской области от 29.01.2008 N 21. Расчет размера арендной платы осуществляется с применением кадастровой стоимости земельного участка на основании сведений государственного земельного кадастра и коэффициента, определяемого по категориям земель и виду функционального использования земельного участка, устанавливаемого органами местного самоуправления в соответствии с разработанными методиками. При этом величина арендной платы за земельный участок не может быть ниже величины земельного налога, который может быть исчислен за такой земельный участок.
Положение N 376 определяет порядок расчета арендной платы за передаваемые в аренду земельные участки, расположенные на территории муниципального образования городской округ "Город Калининград", из земель, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена.
Постановлением правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Суду при рассмотрении спора по поводу суммы арендной платы, подлежащей уплате Обществом по договору аренды, следовало установить, какой порядок определения размера арендной платы необходимо применить для спорных земельных участков; не ограничиваясь установлением факта признания недействующим в части нормативного акта органа местного самоуправления, устанавливающего коэффициенты, определяемые по виду разрешенного использования земельного участка, выявить экономическое обоснование применения того или иного значения коэффициента в расчете арендной платы.
При таком положении принятые по делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное, всесторонне исследовать обстоятельства; установить, к какой собственности относятся спорные земельные участки, какой порядок определения арендной платы следует применить, наличие задолженности по арендной плате, основания для начисления неустойки; в зависимости от установленного разрешить спор и распределить судебные расходы по государственной пошлине, в том числе по кассационным жалобам.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.09.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2010 по делу N А21-8906/2008 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
Председательствующий |
М.В. Захарова |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.