См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 мая 2012 г. N Ф07-1666/11 по делу N А21-4448/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Блиновой Л.В. и Дмитриева В.В.,
при участии представителя Администрации Советского городского округа Калининградской области Бабушкиной И.П. (доверенность от 13.01.2011 N 33),
рассмотрев 11.04.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.09.2010 (судья Мельник И.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2010 (судьи Горбачева О.В., Будылева М.В., Загараева Л.П.) по делу N А21-4448/2010,
установил
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калининградской области (далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании с Администрации Советского городского округа Калининградской области (далее - администрация) 1 844 326 руб. пеней, начисленных за период с 01.11.2001 по 17.08.2008 в связи с несвоевременной уплатой администрацией страховых взносов на обязательное пенсионное страхование неработающего населения по соглашению от 22.02.2000 N 8 и договору (соглашению) от 25.10.2001.
Решением от 21.09.2010 суд первой инстанции отказал фонду в удовлетворении исковых требований.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 21.09.2010 и постановление от 23.12.2010, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований фонда в полном размере. В кассационной жалобе ее податель обращает внимание на то, что взыскиваемые пени начислены на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование неработающего населения, возникшую до 01.01.2000. Как указывает фонд, администрация не оспаривает законность соглашения от 22.02.2000 N 8 и договора (соглашения) от 25.10.2001, а суммы задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование неработающего населения и пеням подтверждаются судебными актами по делу N А21-5457/99. В связи с изложенным, фонд считает доказанной и подтвержденной материалами дела сумму задолженности администрации по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование неработающего населения. Фонд также ссылается на то, что согласно имеющимся в материалах дела платежным документам, последний платеж по договору (соглашению) от 25.10.2001 администрация осуществила 19.08.2003, задолженность администрации по этому договору по состоянию на 01.09.2003 составила 3 992 848 руб. из них 1 527 200 руб. страховых взносов и 2 465 648 руб. пеней. На сумму задолженности по страховым взносам (1 527 200 руб.) фонд начислил администрации 1 844 326 руб. пеней, определив датой начала их начисления 01.11.2001 (в соответствии с пунктом 2.2.2 договора от 25.10.2001). Фонд также считает неправомерным применение судом первой инстанции к рассматриваемым правоотношениям статей 153, 154, 161, 330, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), поскольку администрация обязана уплачивать страховых взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в силу закона, а не договора. По мнению фонда, соглашение от 22.02.2000 N 8 и договор (соглашение) от 25.10.2001 следует рассматривать как документы, предусматривающие рассрочку погашения уже имеющейся задолженности. Фонд также считает, что суд апелляционной инстанции неправомерно применил к рассматриваемым правоотношениям статьи 48 и 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку в соответствии со статьей 9 НК РФ, в редакции Федерального закона от 27.02.2006 N 137-ФЗ, органы государственных внебюджетных фондов не являются участниками отношений, регулируемых Налоговым кодексом Российской Федерации "и пеня подлежит взысканию в порядке искового судопроизводства". Податель жалобы также указывает, что обязанность по начислению пеней в спорный период была предусмотрена пунктом 7 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" (далее - Положение),
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 137-ФЗ следует читать как: "27.07.2006"
В судебном заседании представитель администрации отклонил доводы кассационной жалобы, считая решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принятые по настоящему делу, законными и обоснованными.
Фонд о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом, представил а Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа заявление, в котором просил рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как указывает в обоснование заявленных требований фонд, по состоянию на 01.01.2000 у администрации имелась задолженность перед фондом обязательного медицинского страхования в сумме 10 310 100 руб. из которых 6 859 100 руб. составляли задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование неработающего населения, а 3 451 000 руб. - пени.
Статьей 6 Федерального закона от 02.01.2000 N 14-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2000 год" (далее - Закон N 14-ФЗ) территориальным фондам обязательного медицинского страхования предоставлено право осуществлять реструктуризацию задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и платежам на обязательное медицинское страхование неработающего населения и начисленным пеням.
Фонд, действуя в соответствии с приведенной нормой, и администрация (плательщик) заключили соглашение от 22.02.2000 N 8 о предоставлении рассрочки погашения задолженности по платежам на обязательное медицинское страхование неработающего населения и начисленным пеням в фонд обязательного медицинского страхования. По условиям соглашения фонд предоставил плательщику на срок до 01.01.2002 отсрочку (рассрочку) погашения задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование неработающего населения и начисленным пеням, образовавшейся по состоянию на 01.01.2000 в общей сумме 10 310 000 руб.
Впоследствии, стороны, действуя в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2001 N 624 "О проведении реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся по состоянию на 1 января 2001 года" (далее - Постановление N 624), заключили договор (соглашение) от 25.10.2001 об условиях погашения задолженности плательщика страховых вносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. По условиям данного договора фонд предоставил плательщику на срок до 31.12.2004 отсрочку (рассрочку) погашения задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения и начисленным пеням, образовавшейся по состоянию на 01.11.2001 в общей сумме 6 510 000 руб. из них 3 627 100 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения и 2 882 900 руб. пеней. Согласно пункту 2.2.2 договора (соглашения) от 25.10.2001 в случае нарушения плательщиком в течение двух месяцев подряд сроков уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, фонд вправе в одностороннем порядке расторгнуть соглашение. При этом, начисление пеней на непогашенную сумму задолженности возобновляется с момента заключения соглашения.
В период исполнения договора (соглашения) от 25.10.2001 администрация допустила просрочку погашения задолженности. Сумма непогашенной задолженности по состоянию на 17.08.2008 составила 1 527 200 руб. Впоследствии администрация погасила задолженность в сумме 1 527 200 руб., что подтверждается платежным поручением от 18.08.2008 N 640.
Фонд, руководствуясь пунктом 2.2.2 договора (соглашения) от 25.10.2001, начислил администрации на сумму несвоевременно уплаченной задолженности 1 844 326 руб. пеней за период с 01.11.2001 по 17.08.2008.
Поскольку претензию от 01.04.2010 об уплате 1 844 326 руб. пеней в добровольном порядке администрация не исполнила, фонд обратился с заявлением в арбитражный суд.
При вынесении решения суд первой инстанции принял во внимание, что решением Арбитражного суда Калининградской области от 21.12.1999 по делу N А21-5457/1999 с администрации в пользу фонда взыскано 2 522 400 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения и 2 530 600 руб. пеней за период с 1994 по 1999 годы; выдан исполнительный лист N 0000361. Фонд и администрация заключили соглашения от 14.08.2008 об условиях погашения задолженности по исполнительному листу от 15.02.2000 N 0000361 в срок с октября 2008 года по декабрь 2009 года. С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что фонд не обосновал как основание начисления взыскиваемых пеней, так и период их начисления, а требования фонда по настоящему делу основаны только на условиях заключенных соглашений. Суд кассационной инстанции считает этот вывод соответствующим материалам дела.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (в редакции Федерального закона от 24.03.2001 N 33-ФЗ) страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" (далее - Положение).
Пунктом 8 Положения, действовавшего в спорный период, установлено, что на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства.
Следовательно, в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пеней с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, должно производиться по правилам части первой Налогового кодекса Российской Федерации на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов.
В соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
В спорный период порядок взыскания недоимки и пеней в судебном порядке определялся с учетом статьи 48 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ исковое заявление о взыскании недоимки с физического лица может быть подано налоговым органом (фондом) в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Поскольку в пункте 2 статьи 48 НК РФ срок обращения в суд с аналогичным иском в отношении юридического лица не определен, согласно принципу всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 НК РФ) давность взыскания в судебном порядке недоимки по налогам, установленная статьей 48 НК РФ в отношении физических лиц, распространяется и на взыскание недоимок с юридических лиц.
Данное положение применяется также при взыскании пеней (пункт 11 статьи 48 НК РФ).
При определении предельного срока обращения в суд с заявлением о взыскании с юридического лица недоимки и пеней следует учитывать трехмесячный срок, предусмотренный статьей 70 НК РФ для направления требования, срок на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанный в требовании, а также шестимесячный срок, установленный пунктом 2 статьи 48 НК РФ.
Суд кассационной инстанции принимает во внимание, что последний платеж имел место 01.09.2003. Срок, установленный статьями 48, 70 НК РФ, для обращения в суд с заявлением о взыскании пеней истек. Иными словами, фонд пропустил пресекательный срок, установленный нормами Налогового кодекса Российской Федерации. Данный вывод суда апелляционной инстанции соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и сложившейся судебной практике.
Апелляционный суд правомерно признал ошибочными ссылки суда первой инстанции на положения Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты являются законными и не подлежат отмене или изменению.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.09.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2010 по делу N А21-4448/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Судьи |
Л.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.