Решение Ульяновского областного суда от 7 ноября 2024 г. по делу N 3а-238/2024
Ульяновский областной суд в составе
судьи Трифоновой Т.П.,
при секретарях Шапошниковой М.В., Мытаревой А.С.,
с участием прокурора Стерлядевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сосина Константина Михайловича и Абрамовой Елены Николаевны о признании недействующими отдельных пунктов Положения "О территориальном общественном самоуправлении в муниципальном образовании "город Ульяновск", утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 28.05.2008 N 88,
установил:
28.05.2008 Ульяновской Городской Думой принято решение N 88 "Об утверждении Положения "О территориальном общественном самоуправлении в муниципальном образовании "город Ульяновск".
Решение опубликовано в газете "Ульяновск Сегодня" от 04.06.2008 N 40 (л.д. 136 т. 1).
29.05.2024 Ульяновской Городской Думой принято решение N 80 "О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 28.05.2008
N 88 "Об утверждении Положения "О территориальном общественном самоуправлении в муниципальном образовании "город Ульяновск".
Данное решение опубликовано в газете "Ульяновск сегодня" N 50 от 31.05.2024 (л.д. 138 т. 1).
Сосин К.М. и Абрамова Е.Н., являющиеся членами инициативной группы граждан по созданию территориального общественного самоуправления "Молодая гвардия" (далее также ТОС "Молодая гвардия"), обратились в суд с административным иском, в котором просили признать недействующими отдельные пункты статей 4, 4.1, 6, 7 Положения "О территориальном общественном самоуправлении в муниципальном образовании "город Ульяновск", утвержденного решением Ульяновской Городской Думы N 88 от 28.05.2008, в редакции изменений, внесенных решением Ульяновской Городской Думы N 80 от 29.05.2024, а именно:
1. абзац 1 части 3 ст. 4 Положения: "С целью установления границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, уполномоченное учредительным собранием граждан, учредительной конференцией граждан (собранием делегатов) лицо обращается в администрацию города Ульяновска с ходатайством, содержащим предложение об установлении границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, с приложением следующих документов".
2. ч. 4 ст. 4 Положения: "Поступившее ходатайство регистрируется в порядке и в срок, установленные правовым актом администрации города Ульяновска, и не позднее 3 рабочих дней со дня регистрации направляется в уполномоченное структурное подразделение администрации города Ульяновска для рассмотрения".
3. ч. 5 ст. 4 Положения: "Уполномоченный орган рассматривает ходатайство в течение 10 рабочих дней со дня его регистрации и принимает одно из следующих решений:
1) о подготовке проекта решения Ульяновской Городской Думы об установлении границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление;
2) о возвращении документов, указанных в части 3 настоящей статьи".
4. п.п. 3-4 ч. 6 ст. 4 Положения: "Основаниями для принятия решения о возвращении документов являются:
3) наличие пересечения (полностью либо частично) границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, описанных в документах, указанных в части 3 настоящей статьи, с границами, содержащимися во внесенном в установленном порядке в Ульяновскую Городскую Думу проекте решения Ульяновской Городской Думы об установлении границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление;
4) наличие ранее принятого решения Ульяновской Городской Думы об установлении границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, в тех же границах, которые предлагается установить, либо с пересечением таких границ".
5. ч. 7 ст. 4 Положения: "О принятом решении уполномоченный орган письменно извещает лицо, указанное в абзаце первом части 3 настоящей статьи, в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения, а в случае принятия решения, указанного в пункте 2 части 5 настоящей статьи, - с обоснованием причин возврата.
Возврат документов не является препятствием для повторной подачи ходатайства при условии устранения причин, послуживших основанием для возврата".
6. абзац 1 ч. 8 ст. 4 Положения: "В течение одного месяца со дня принятия решения, предусмотренного пунктом 1 части 5 настоящей статьи, уполномоченный орган обеспечивает подготовку и внесение в Ульяновскую Городскую Думу проекта решения Ульяновской Городской Думы об установлении границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, в соответствии с Положением "О порядке внесения в Ульяновскую Городскую Думу проектов нормативных правовых актов", утвержденным решением Ульяновской Городской Думы от 16.11.2005 N 184".
7. ч. 9 ст. 4 Положения: "Не позднее трех месяцев со дня внесения в Ульяновскую Городскую Думу проекта решения Ульяновской Городской Думы об установлении границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, Ульяновская Городская Дума в порядке, установленном Регламентом Ульяновской Городской Думы, принимает решение об установлении границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление.
В случае поступления в Ульяновскую Городскую Думу письменного обращения (ий) граждан, содержащего(их) несогласие с границами территории, на которой планируется осуществление территориального общественного самоуправления, срок принятия решения, предусмотренного абзацем первым настоящей части, приостанавливается Председателем Ульяновской Городской Думы либо лицом, исполняющим его обязанности, до рассмотрения указанных обращений в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, с письменным извещением лица, указанного в абзаце первом части 3 настоящей статьи, в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения".
8. абзац 1 ч. 9 ст. 4.1 Положения: "В течение одного месяца со дня принятия решения, предусмотренного пунктом 1 части 6 настоящей статьи, уполномоченный орган обеспечивает подготовку и внесение в Ульяновскую Городскую Думу проекта решения Ульяновской Городской Думы об изменении границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, в соответствии с Положением "О порядке внесения в Ульяновскую Городскую Думу проектов нормативных правовых актов", утвержденным решением Ульяновской Городской Думы от 16.11.2005 N 184".
9. ч. 10 ст. 4.1 Положения: "Не позднее трех месяцев со дня внесения в Ульяновскую Городскую Думу проекта решения Ульяновской Городской Думы об изменении границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, Ульяновская Городская Дума в порядке, установленном Регламентом Ульяновской Городской Думы, принимает решение об изменении границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление.
В случае поступления в Ульяновскую Городскую Думу письменного обращения(ий) граждан, содержащего(их) несогласие с изменяемыми границами территории, на которой планируется осуществление территориального общественного самоуправления, срок принятия решения, предусмотренного абзацем первым настоящей части, приостанавливается Председателем Ульяновской Городской Думы либо лицом, исполняющим его обязанности, до рассмотрения указанных обращений в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, с письменным извещением лица, указанного в абзаце первом части 4 настоящей статьи, в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения".
10. абзац 1 ч. 3.1 ст. 6 Положения: "При поступлении ходатайства о назначении учредительного собрания по инициативе населения Ульяновская Городская Дума не позднее трех месяцев со дня его регистрации принимает одно из двух решений:
11. п. 2 ч. 3.1 ст. 6 Положения: "Об отказе в назначении учредительного собрания".
12. последний абзац ч. 3.2 ст. 6 Положения: "Ульяновская Городская Дума отказывает в назначении учредительного собрания граждан в случае невыполнения инициаторами назначения такого учредительного собрания любого из требований, предъявляемых настоящим решением к ходатайству либо процедуре выдвижения инициативы о проведении учредительного собрания. В случае отказа в назначении учредительного собрания граждане - инициаторы учредительного собрания вправе вновь в установленном настоящей статьей порядке ходатайствовать о назначении учредительного собрания при условии устранения причин, послуживших основанием для отказа".
13. абзац второй ч. 15 ст. 6 Положения: "Итоги учредительного собрания граждан в форме выписки из протокола подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в газете "Ульяновск сегодня" инициативной группой по проведению учредительного собрания граждан".
14. ч. 11 ст. 7 Положения: "Итоги учредительной конференции граждан (собрания делегатов) подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в газете "Ульяновск сегодня" инициативной группой по проведению учредительной конференции граждан (собрания делегатов)".
В обоснование требований истцы указали на то, что оспариваемые ими пункты Положения усложнили процедуру образования ТОС по сравнению с ранее действовавшей редакцией Положения. Ульяновская Городская Дума (далее также УГД) своим сопроводительным письмом N 73-ПОМСУ-24.01/1092 от 30.05.2024 фактически предлагает им повторно пройти всю процедуру создания ТОС.
1. Оспариваемые истцами пункты Положения (абзац 1 части 3, части 4, 5, подпункты 3-4 части 6, часть 7, абзац 1 части 8 статьи 4; часть 9 статьи 4.1) противоречат ч. 1 ст. 27 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которой предусмотрено, что границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются по предложению населения, проживающего на соответствующей территории, представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) - представительным органом муниципального района.
Вместе с тем Положение при образовании ТОС устанавливает следующую цепочку действий "гражданин - местная исполнительная власть - местная законодательная власть", что не предусмотрено федеральным законодательством. Истцы полагают, что для утверждения границ ТОС граждане должны обращаться непосредственно в УГД.
2. Положением (части 5, 6, 7 ст. 4) предусмотрена возможность возврата администрацией г. Ульяновска ходатайства граждан, содержащее предложение об установлении границ ТОС, что, по сути, подразумевает неконституционный отказ гражданам в создании ТОС. Вместе с тем возможность возврата документов гражданам, обратившимся в орган местного самоуправления по вопросу образования ТОС, в федеральном законодательстве отсутствует.
Истцы полагают, что в Положении имеет место правовой пробел и неопределенность в регулировании правоотношений, поскольку Положением не предусмотрены приемлемые и не излишне обременительные для граждан способы решения проблемных ситуаций. Полагают, что вместо возврата документов целесообразно установить разумный срок для устранения замечаний, например 30 дней, как предусмотрено федеральным законом N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан". Вместо возврата документов УГД обязана действовать в рамках закона 131-ФЗ и использовать все имеющиеся полномочия и права, предусмотренные статьями 7,8,9 решения Ульяновской Городской Думы от 16 ноября 2005 года N 184 "Об утверждении Положения "О порядке внесения в Ульяновскую Городскую Думу проектов нормативных правовых актов", а именно: провести рабочие совещания, создать рабочую группу для решения вопросов, пригласить членов инициативной группы, обсудить вопрос на совещаниях комитетов УГД, то есть приложить все усилия по решению спорных вопросов и проблем по существу и до логического конца - установить границы ТОС "Молодая гвардия" без пересечения с какими-либо границами другого ТОС.
Данные пункты Положения, по мнению истцов, противоречат также ст. 17 Федерального закона N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", которая предусматривает, что вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений, в предусмотренных законом случаях решаются органами местного самоуправления с участием соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними.
3. Пункт 2 части 3.1 ст. 6 и последний абзац ч. 3.2 ст. 6 Положения являются незаконными и подлежащими признанию недействующими, поскольку предоставляют УГД право принять решение об отказе в назначении даты учредительного собрания граждан, что противоречит ст. 30 Конституции, статьям 27 и 30 Федерального закона N 131-ФЗ, поскольку создают гражданам препятствия в проведении учредительного собрания по вопросу создания ТОС.
4. Часть 9 ст. 4, часть 10 ст. 4.1, часть 3.1 ст. 6 Положения противоречат положениям Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 59-ФЗ), который предусматривает 30-дневынй срок для рассмотрения любых обращений граждан. Истцы полагают, что решение об установлении или изменении границ ТОС Ульяновская Городская дума должна принять в 30-дневный срок со дня обращения граждан. С учетом этого сроки рассмотрения администрацией г. Ульяновска обращений граждан по вопросу создания ТОС, изменения границ ТОС должны быть установлены таким образом, чтобы в общей сложности не превышать 30-дневный срок для принятия УГД решения об установлении или изменении границ ТОС.
5. Кроме того, абзац второй части 9 ст. 4 Положения предоставляющий УГД право неоднократно приостанавливать срок принятия решения об установлении границ ТОС в случае подачи обращений гражданами, выражающими несогласие с границами территории, на которой планируется осуществление ТОС, противоречит статьям 6 и 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", поскольку предоставляет право жаловаться на общественную организацию (в данном случае ТОС, которое еще не создано) не только членам ТОС, права которых могут быть нарушены, а любым гражданам РФ.
6. Абзац 2 ч. 15 ст. 6 и ч. 11 ст. 7 Положения, предусматривающие обязанность инициативной группы после проведения учредительного собрания (учредительной конференции) граждан опубликовать итоги учредительного собрания (учредительной конференции) граждан, по мнению истцов, незаконны и подлежат признанию недействующими, поскольку в них отсутствует конкретное указание на то, что именно должно быть опубликовано. Имеет место правовая неопределенность.
7. Часть 3.1 ст. 6 Положения, предусматривающая 3х-месячный срок для принятия УГД решения о назначении даты учредительного собрания (учредительной конференции) граждан, противоречит части 3 ст. 6 Положения, которая обязывает граждан - инициаторов учредительного собрания подать ходатайство в УГД не позднее, чем за 35 календарных дней до предполагаемой даты проведения учредительного собрания. Это означает, что граждане - инициаторы учредительного собрания никогда не смогут получить предлагаемую ими дату учредительного собрания, поскольку срок для рассмотрения Ульяновской Городской думой ходатайства граждан о назначении даты проведения учредительного собрания граждан больше, чем срок, в который граждане должны обратиться в УГД с ходатайством о назначении даты учредительного собрания.
Истцы полагают, что все выше приведенные оспариваемые ими пункты Положения противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу, не предусматривают разумных сроков для исправления недостатков документов, необходимых для создания ТОС, чрезмерно обременяют граждан многочисленными основаниями для возврата документов и необходимостью прохождения повторной процедуры создания ТОС практически "с нуля", в Положении имеют место многочисленные правовые пробелы и правовая неопределенность. Все это причиняет существенный материальный и моральный вред гражданам, которые хотят реализовать свое конституционное право на создание ТОС.
Оспариваемыми пунктами Положения нарушены права истцов, являющихся членами инициативной группы по создания ТОС "Молодая гвардия", поскольку процедура создания инициативной группой ТОС "Молодая гвардия" была незаконно затянута Ульяновской Городской Думой ввиду поступления обращений отдельных граждан, не согласных с предполагаемыми границами ТОС "Молодая гвардия". При этом в период приостановления рассмотрения обращения граждан по вопросу создания ТОС "Молодая гвардия" Ульяновская Городская Дума установила границы ТОС "Танкисты", в результате чего часть территории, которая планировалась к включению в границы ТОС "Молодая гвардия", была включена в границы ТОС "Танкисты". В результате этого в настоящее время ТОС "Молодая гвардия" лишено возможности утвердить свои границы в первоначальном виде и должно вновь пройти всю процедуру создания ТОС в иных границах.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены глава города Ульяновска Болдакин А.Е., администрация г. Ульяновска.
В судебном заседании истица Сосин К.М. и Абрамова Е.Н. и их представитель Мишалов А.В. настаивали на удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в административном иске, и дополнениях к нему (л.д. 178-183 т. 1, 44-49 т. 2).
Представитель Ульяновской Городской Думы (далее также УГД) Глебова Е.В. просила отказать в удовлетворении требований истцов, указывая на то, что Положение принято уполномоченным органом с соблюдением процедуры, порядка принятия, опубликования и вступления в силу указанного нормативного правового акта.
Статьей 27 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления не регламентирован. В силу ч. 11 ст. 27 Федерального закона N 131-ФЗ установление порядка организации и осуществления территориального общественного самоуправления относится к компетенции представительного органа муниципального образования. Во исполнение указанных положений федерального законодательства УГД было принято оспариваемое истцами Положение "О территориальном общественном самоуправлении в муниципальном образовании "город Ульяновск", которое детально регламентирует порядок создания и осуществления территориального общественного самоуправления.
Используемая в Положении формулировка "возврат документов" не идентична "отказу", поскольку предоставляет заинтересованным лицам после устранения недостатков, послуживших основанием для возврата документов, снова обратиться в администрацию г. Ульяновска по вопросу образования ТОС.
Доводы истцов о необходимости установления в Положении разумного срока для устранения недостатков поданных документов взамен их возврата направлены на рассмотрение вопроса о целесообразности принятого УГД конкретного способа правового регулирования процедуры создания ТОС, однако данные вопросы относятся к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления.
Считает, что положения Федерального от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее также Федеральный закон N 59-ФЗ) в части 30-дневного срока рассмотрения предложения граждан по вопросу установления границ ТОС, не подлежат применению, поскольку результатом рассмотрения указанного предложения граждан является принятие УГД нормативного правового акта - решения об установлении границ ТОС, а не дача ответа на обращение граждан. Данные доводы были предметом рассмотрения - постановлением мирового судьи судебного участка N 5 Ленинского района г. Ульяновска от *** по делу N *** было прекращено производство по делу об административном правонарушении по ст. 5.59 КоАП РФ в отношении руководителя аппарата УГД по факту не рассмотрения ходатайства об установлении границ ТОС "Молодая гвардия" в 30-дневный срок в связи с отсутствием состава административного правонарушения. При этом мировым судьей сделан вывод о том, что положения Федерального закона N 59-ФЗ не распространяются на рассмотрение предложения граждан по вопросу установления границ ТОС.
Предусмотренный в Положении 3х-месячный срок для рассмотрения УГД предложения граждан об установлении граница ТОС установлен в соответствии со ст. 35 Федерального закона N 131-ФЗ. Это максимальный срок для принятия УГД решения об установлении границ ТОС. Как правило, данный вопрос рассматривается на очередном после подачи гражданами ходатайства заседании УГД.
Также представитель УГД указала на то, что изменения, внесенные в Положение решением УГД N 80 от 29.05.2024, прав административных истцов не нарушают, поскольку к ним не применялись. Получив решение УГД об отказе в установлении указанных в обращении границ территории, на которой общественная организация территориальное общественное самоуправление "Молодая гвардия" осуществляет территориальное общественное самоуправление, административные истцы процедуру создания ТОС "Молодая гвардия" в иных границах не начали.
Правовая неопределенность в Положении отсутствует, поскольку Положением предусмотрен предельный срок рассмотрения УГД заявления граждан о назначении даты учредительного собрания (учредительной конференции) граждан. На практике УГД определяет дату проведения учредительного собрания (учредительной конференции) граждан в соответствии с заявлением граждан.
Пункты Положения, обязывающие инициативную группу граждан по созданию ТОС опубликовать итоги учредительного собрания (учредительной конференции) граждан изложены в соответствии с положениями ст. 29 и 30 Федерального закона N 131-ФЗ (л.д. 107-110 т. 1, 67-68 т. 2).
Представитель главы города Ульяновска и администрации г. Ульяновска Патрикеева Ю.В. также просила отказать в удовлетворении требований истцов, указывая на то, что Положение принято УГД во исполнение требований ч. 11 ст. 27 Федерального закона N 131-ФЗ, Устава МО "город Ульяновск".
Также дополнила, что на территории МО "город Ульяновск" образовано 126 ТОС. После внесения в Положение изменений решением УГД N 80 от 29.05.2024 образовано еще 2 ТОС. Все это свидетельствует об отсутствии правовой неопределенности норм Положения и опровергает доводы истцов об установлении в Положении излишне обременительных для граждан, желающих организовать ТОС, процедур.
Заслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора о частичном удовлетворении требований истцов, исследовав материалы настоящего административного дела, материалы административного дела Ульяновского областного суда N *** по административному иску Сосина К.М., Абрамовой Е.Н., *** об оспаривании решения Ульяновской Городской Думы от 28.06.2023 N 107 "Об установлении границ территории, на которой Общественная организация территориальное общественное самоуправление города Ульяновска "Танкисты" осуществляет территориальное общественное самоуправление", суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно ч. 1 ст. 24 Устава МО "город Ульяновск, утвержденному решением Ульяновской Городской Думы от 23.09.2014 N 119 "О принятии Устава муниципального образования "город Ульяновск", Городская Дума является представительным органом города Ульяновска. Городская Дума состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Количественный состав Городской Думы - 40 депутатов.
Городская Дума является правомочной при условии избрания не менее двух третей от установленного настоящим Уставом числа депутатов.
Заседание Ульяновской Городской Думы правомочно, если на нем присутствует не менее 50 процентов от избранного числа депутатов (ч. 2 ст. 24 Устава).
Основной формой работы Городской Думы являются заседания Городской Думы (ст. 27 Устава).
Городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Ульяновской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Ульяновска (ч. 1 ст. 29 Устава).
Решения Ульяновской Городской Думы, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования "город Ульяновск", принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Ульяновской Городской Думы, если иное не установлено законодательством (ч. 2 ст. 29 Устава).
Нормативный правовой акт, принятый Городской Думой, направляется Главе города для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава города имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый Городской Думой. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней со дня поступления Главе города возвращается в Городскую Думу с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если Глава города отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается Городской Думой на очередном либо внеочередном заседании. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третьих от установленной численности депутатов Городской Думы, он подлежит подписанию Главой города в течение 7 дней и обнародованию (ч. 3 ст. 29 Устава).
Нормативные правовые акты Городской Думы вступают в силу одновременно на всей территории города Ульяновска по истечении 30 дней после дня их официального опубликования (обнародования) в газете "Ульяновск сегодня", если самим нормативным правовым актом не установлено иное. Правовые акты, не носящие нормативного характера, вступают в силу со дня их подписания, если иное не предусмотрено самим актом (ч. 5 ст. 29 Устава).
Аналогичные положения были предусмотрены Уставом муниципального образования "Город Ульяновск", утвержденным решением Ульяновской Городской Думы от 14.12.2005 N 202 (ст. 23, 27, 29). При этом количественный состав Городской Думы составлял 35 депутатов.
На заседании УГД от 28.05.2008 было принято решение N 88 "Об утверждении Положения "О территориальном общественном самоуправлении в муниципальном образовании "горд Ульяновск" (л.д. 208-230 т. 1).
Из протокола заседания от УГД от 28.05.2008 следует, что установленное число депутатов УГД - 35, избрано 33 депутата. На заседании присутствовало 28 депутатов, 3 депутата оставили письменные заявления и проголосовали в письменном виде по вопросам повестки заедания. В голосовании приняли участие присутствующие в зале заседания 25 депутатов и 3 депутата, оставившие письменные заявления и проголосовавшие "за" представленный проект решения. Голосовали "за" - 27 депутатов, воздержались - 1. (л.д. 140-145 т. 1). Решение УГД было подписано Главой города Ульяновска *** и опубликовано в газете "Ульяновск-сегодня" от 04.06.2008 N 40 (л.д. 136 т. 1).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что решение принято уполномоченным органом, с соблюдение формы, процедуры принятия нормативного правового акта, правил введения в действие, с соблюдением порядка опубликования и вступления в законную силу.
29.05.2024 УГД было принято решение N 80 "О внесении изменений в решение УГД от 28.05.2008 N 88 "Об утверждении Положения "О территориальном общественном самоуправлении в муниципальном образовании "город Ульяновск" (л.д. 129-135 т. 1).
Из протокола заседания УГД следует, что установленное число депутатов - 40, избрано - 31 депутат. На заседании УГД при принятии указанного решения присутствовало 23 депутата. Голосовали: 23 депутата, 7 заявлений, "за" принятие решения проголосовало 29 депутатов, не голосовал 1 депутат (л.д. 146-155 т. 1). Решение УГД пописано Главой города Ульяновска ***., опубликовано в газете "Ульяновск сегодня" от 31.05.2024 N 50. Таким образом, су приходит к выводу о том, что решение принято уполномоченным органом, с соблюдением формы, процедуры принятия нормативного правового акта, правил введения в действие, с соблюдением порядок опубликования и вступления в законную силу. По данным основаниям решение УГД истцами не оспаривается.
В ходе рассмотрения дела истцами оспаривалось решение УГД N 88 от 28.05.2008 в последней редакции, то есть в редакции решения УГД N 80 от 29.05.2024 (л.д. 70-95 т. 2 - действующая редакция Положения).
При проверке соответствия оспариваемых истцами отдельных пунктов Положения нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 статьей 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 12 и частью 2 статьи 130, частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления, определены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Частями 1 и 4 статьи 7 названного федерального закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, приведенному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Территориальному общественному самоуправлению в Федеральном законе N 131-ФЗ посвящена ст. 27, в которой дается понятие территориального общественного самоуправления - это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Согласно абзацу 2 части 1 указанной статьи границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются по предложению населения, проживающего на соответствующей территории, представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) - представительным органом муниципального района.
Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления (ч. 2).
Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан (ч. 3).
Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории (ч. 4).
Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, муниципального района. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (ч. 5).
Частью 6 указанной статьи определены критерии правомочности собрания (конференции) граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления.
В части 7 статьи перечислены вопросы, разрешение которых относится к исключительной компетенции собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление.
Частью 8 статьи определены полномочия органов территориального общественного самоуправления.
Часть 9 статьи определяет требования к уставу территориального общественного самоуправления.
Из вышеизложенного следует, что статьей 27 Федерального закона N 131-ФЗ регламентированы лишь общие вопросы осуществления территориального общественного самоуправления.
Согласно ч. 11 указанной статьи порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Таким образом, Федеральный закон N 131-ФЗ не регламентирует порядок организации и осуществления ТОС, а передает полномочия по правовому регулированию данных вопросов представительному органу местного самоуправления.
Пунктом 5 ст. 21 Устава муниципального образования "город Ульяновск", утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 23.09.2014 N 119, установлено, что порядок организации и осуществления ТОС, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются нормативными правовыми актами Городской Думы.
Аналогичные положения были предусмотрены в Уставе МО "город Ульяновск", утвержденном решением Ульяновской Городской Думы от 14.12.2005 N 202 (ч. 5 ст. 20 Устава).
Учитывая вышеизложенное, УГД вправе была принять решение об утверждении Положения "О территориальном общественном самоуправлении в муниципальном образовании "город Ульяновск", в котором детально регламентировать порядок организации и осуществления общественного территориального самоуправления в МО "город Ульяновск".
1. Доводы истцов о том, что в соответствии со ст. 27 Федерального закона N 131-ФЗ по вопросу организации ТОС граждане должны обращаться непосредственно в УГД, однако в противоречии с указанной статьей Положением предусмотрена цепочка действий граждан при решении вопроса об организации ТОС "гражданин - местная исполнительная власть - местная законодательная власть", являются несостоятельными.
Указание в части 1 ст. 27 Федерального закона N 131-ФЗ на то, что границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются по предложению населения, проживающего на соответствующей территории, представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) - представительным органом муниципального района, не свидетельствует о том, что по вопросу образования ТОС заинтересованные лица должны обращаться непосредственно в представительный орган местного самоуправления.
В данной статье лишь указывается на то, что границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом местного самоуправления.
Из анализа статьи 27 Федерального закона N 131-ФЗ следует, что для организации территориального общественного самоуправления необходимо разрешить рад вопросов: определить границы территории, на которой планируется организовать ТОС, установить численность достигших 16-летнего возраста жителей указанной территории, провести учредительное собрание (конференцию) жителей указанной территории, на котором будут приняты решения, в том числе, о создании ТОС, об утверждении Устава ТОС; установить границы ТОС решением представительного органа местного самоуправления, зарегистрировать Устав ТОС.
Учитывая, что федеральным законодательством порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления не регламентирован, в соответствии с ч. 11 ст. 27 Федерального закона N 131-ФЗ УГД в Положении "О территориальном общественном самоуправлении в муниципальном образовании "город Ульяновск" детально регламентировала порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления в МО "город Ульяновск".
Так, в Положении определены обязательные условия при установлении границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, а именно:
1) границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, не могут выходить за пределы территории муниципального образования "город Ульяновск";
2) территория, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, должна составлять единую территорию. Не допускается осуществление территориального общественного самоуправления на территориях, не граничащих между собой;
3) территория, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, не может быть больше территории проведения учредительного собрания граждан, учредительной конференции граждан (собрания делегатов);
4) территория, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, не может включать в себя территорию (полностью либо частично) уже зарегистрированного в установленном порядке территориального общественного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 4.1 настоящего Положения (часть 2 ст. 4 Положения).
Пунктом 3 части 4 Положения предусмотрено, что с целью установления границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, уполномоченное учредительным собранием граждан, учредительной конференцией граждан (собранием делегатов) лицо обращается в администрацию города Ульяновска с ходатайством, содержащим предложение об установлении границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление; предусмотрела список документов, которые необходимо приложить к указанному ходатайству: копия протокола учредительного собрания (учредительной конференции) граждан.
Частями 5 и 6 статьи 4 Положения предусмотрено, что в случае невыполнения условий, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, администрация может принять решение о возвращении ходатайства, либо решение о подготовке проекта решения Ульяновской Городской Думы об установлении границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, о принятых решениях известить заявителя (ч. 7 ст. 4 Положения).
При принятии решения о подготовке проекта решения Ульяновской Городской Думы об установлении границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление (либо об изменении границ ТОС), УГД обеспечивает подготовку и внесение в УГД соответствующего проекта решения (ч. 8 ст. 4, ч. 9 ст. 4.1 Положения).
Таким образом, УГД определила, что предварительную проверку документов, представляемых гражданами в целях установления (изменения) границ ТОС, осуществляет администрация г. Ульяновска.
2. Поскольку УГД определила обязательные условия для установления границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, она вправе была предусмотреть, что в случае несоответствия указанным обязательным условиям представленных гражданами документов, администрация вправе принять решение о возврате указанных документов.
С учетом вышеизложенного доводы истцов о противоречии ст. 27 Федерального закона N 131-ФЗ пунктов Положения (части 5, 6, 7 ст. 4), предусматривающих возможность возврата администрацией г. Ульяновска ходатайства с предложением об установлении границ ТОС, также являются несостоятельными.
Доводы истцов о том, что вместо возврата документов целесообразно было установить разумный срок для устранения замечаний, по сути сводятся к несогласию с установленным УГД правовым регулированием порядка организации ТОС и внесению целесообразных, по мнению истцов, изменений в действующее законодательство. Вместе с тем в соответствии с разъяснениями, данными в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
3. Доводы истцов о том, что пункт 2 части 3.1 и последний абзац ч. 3.2 ст. 6 Положения, предоставляющие УГД право принять решение об отказе в удовлетворении ходатайства граждан о назначении учредительного собрания граждан, противоречат статьям 27 и 30 Федерального закона N 131-ФЗ, являются несостоятельными.
Как было указано выше, ст. 27 Федерального закона N 131-ФЗ не регламентирует порядок организации и осуществления ТОС.
Статьей 29 Федерального закона N 131-ФЗ регламентированы общие вопросы проведения собрания граждан. При этом в ч. 5 статьи указано, что порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются настоящим Федеральным законом, уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.
В статье 30 Федерального закона N 131-ФЗ указано, что в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов).
Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.
В оспариваемых истцом пунктах Положения регламентирован вопрос о назначении и проведении именно учредительного собрания граждан по вопросу организации ТОС, что соответствует ч. 11 ст. 27 Федерального закона N 131-ФЗ.
Кроме того, пункты Положения относительно порядка проведения учредительного собрания (учредительной конференции) граждан изложены в соответствии с Положением "О порядке назначения и проведения собрания граждан, конференции граждан (собрания делегатов) в муниципальном образовании "Город Ульяновск", утвержденном решением Ульяновской Городской Думы от 28.05.2008 N 89 (л.д. 123-135 т. 2).
4. Суд не может согласиться с доводами истцов о том, что в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее также Федеральный закон N 59-ФЗ) УГД обязана принять решение об установлении границ ТОС в 30-дневный срок со дня обращения граждан по указанному вопросу.
Федеральный закон N 59-ФЗ регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ст. 1 Закона).
В статье 4 Федерального закона N 59-ФЗ приведены используемые в указанном законе термины.
Обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;
предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.
Пунктом 3 ст. 5, пунктами 4,5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 59-ФЗ определено, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Соответственно, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, обязан дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов либо уведомить гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 59-ФЗ срок рассмотрения письменного обращения, поступившего в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, составляет 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Вместе с тем, решение представительного органа местного самоуправления об установлении границ ТОС является нормативным правовым актом, изданным в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"), а не ответом органа местного самоуправления на обращение гражданина.
Порядок и срок принятия представительным органом местного самоуправления нормативного правового акта положениям Федерального закона N 159-ФЗ не регламентируется.
5. Суд не может согласиться с доводами истцов о том, что абзац второй части 9 ст. 4 Положения, предоставляющий УГД право приостанавливать срок рассмотрения вопроса об установлении границ ТОС в случае подачи обращений гражданами, выражающими несогласие с границами территории, на которой планируется осуществление ТОС, противоречит статьям 6 и 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", поскольку предоставляет право жаловаться на общественную организацию (в данном случае ТОС, которое еще не создано) не только членам ТОС, права которых могут быть нарушены, а любым гражданам РФ.
Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" не регулирует порядок организации ТОС.
6. В пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что, проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Суд находит несостоятельными доводы истцов о правовой неопределенности содержания абзаца 2 ч. 15 ст. 6 и ч. 11 ст. 7 Положения, предусматривающих обязанность инициативной группы после проведения учредительного собрания (учредительной конференции) граждан опубликовать итоги учредительного собрания (учредительной конференции) граждан. Истцы полагают, что правовая неопределенность заключается в том, что в указанных нормах отсутствует конкретное указание на то, что именно должно быть опубликовано.
В абзаце 2 ч. 15 ст. 6 Положения указано, что опубликованию подлежат итоги учредительного собрания в форме выписки их протокола общего собрания. Содержание данной статьи раскрывается во взаимосвязи с положениями п. 2 ч. 3.2, ч. 11 ст. 6 Положения - под итогами учредительного собрания поднимаются решения, принятие по вопросам, включенным в повестку собрания.
Частью 11 ст. 7 Положения предусмотрено, что официальному опубликованию подлежат итоги учредительной конференции граждан (собрания делегатов). Содержание данной статьи дословно воспроизводит содержание п. 3 ст. 30 Федерального закона N 131-ФЗ.
7. Доводы истцов о наличии правовой неопределенности в содержании части 3.1 ст. 6 Положения, устанавливающей 3х-месячный срок для принятия УГД решения о назначении даты учредительного собрания (учредительной конференции) граждан, во взаимосвязи с частью 3 ст. 6 Положения, которая обязывает граждан - инициаторов учредительного собрания подать ходатайство в УГД не позднее, чем за 35 календарных дней до предполагаемой даты проведения учредительного собрания, заслуживают внимание.
Исходя из буквального содержания части 3.1 ст. 6 Положения следует, что при поступлении ходатайства о назначении учредительного собрания по инициативе населения УГД принимает решение не позднее 3х месяцев со дня его регистрации. При этом частью 3 ст. 6 Положения предусмотрено, что граждане-инициаторы учредительного собрания подают ходатайство в УГД не позднее, чем за 35 календарных дней до предполагаемой даты проведения учредительного собрания. Таким образом, при точном исполнении Ульяновской Городской Думой положений части 3.1 ст. 6 Положения граждане-инициаторы учредительного собрания, подавшие ходатайство за 35 календарных дней до предполагаемой даты проведения учредительного собрания, объективно лишены возможности получить решение УГД о назначении учредительного собрания в указанную ими дату.
В ходе рассмотрения дела представитель УГД пояснила, что в Положении указан максимальный срок рассмотрения Ульяновской Городской Думой ходатайства граждан-инициаторов учредительного собрания. При этом на практике УГД рассматривает ходатайство граждан в более короткий срок и назначает проведение собрания на дату, указанную в ходатайстве. Таким образом, представитель УГД подтвердила, что нормы ч. 3.1 ст. 6 фактически на практике не применяются, что подтверждает правовую неопределенность данной нормы.
С учетом вышеизложенного суд считает необходимым признать п. 3.1 ч. 6 Положения не действующим с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований следует отказать.
В соответствии со ст. 111 КАС РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по госпошлине.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 - 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административные исковые требования Сосина Константина Михайловича и Абрамовой Елены Николаевны удовлетворить частично.
Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу абзац 1 части 3.1 статьи 6 Положения "О территориальном общественном самоуправлении в муниципальном образовании "город Ульяновск", утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 28.05.2008 N 88 (в редакции решения Ульяновской Городской Думы N 80 от 29.05.2024), в той мере, в которой он во взаимосвязи с абзацем 2 части 3 статьи 6 создает правовую неопределенность в части срока рассмотрения Ульяновской Городской Думой ходатайства инициативной группы о назначении учредительного собрания по вопросу организации и осуществления территориального общественного самоуправления.
В удовлетворении административных исковых требования Сосина Константина Михайловича и Абрамовой Елены Николаевны о признании недействующими абзаца 1 части 3, частей 4 и 5, подпунктов 3-4 части 6, части 7, абзаца 1 части 8, части 9 ст. 4; абзаца 1 части 9, части 10 ст. 4.1; пункта 2 части 3.1, последнего абзаца ч. 3.2, второго абзаца части 15 статьи 6; части 11 статьи 7 Положения "О территориальном общественном самоуправлении в муниципальном образовании "город Ульяновск", утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 28.05.2008 N 88 (в редакции решения Ульяновской Городской Думы N 80 от 29.05.2024) отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете "Ульяновская правда".
Взыскать с Ульяновской Городской Думы в пользу Сосина Константина Михайловича расходы по госпошлине в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья |
Т.П. Трифонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В ходе судебного разбирательства истцы оспорили отдельные пункты Положения о территориальном общественном самоуправлении, утвержденного местной думой, указывая на их противоречие федеральному законодательству и усложнение процедуры создания ТОС. Суд частично удовлетворил иск, признав недействующим один из пунктов, создающий правовую неопределенность, и отказал в признании остальных пунктов недействительными.
Сведения о статусе документа, его связях с информационным банком и другая полезная аналитическая информация о данном документе будут представлены в одном из ближайших выпусков системы ГАРАНТ
Решение Ульяновского областного суда от 7 ноября 2024 г. по делу N 3а-238/2024
Опубликование:
-