05 сентября 2014 г. |
Дело N А42-5712/2013 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Подвального И.О.,
судей Асмыковича А.В., Мунтян Л.Б.,
при участии от открытого акционерного общества "РН ХОЛДИНГ" Елистратовой Т.В. (доверенность от 27.12.2013), от Мурманской таможни Романова Е.Д. (доверенность от 17.03.2014 N 25-22/04492),
рассмотрев 03.09.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мурманской таможни на решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.12.2013 (судья Варфоломеев С.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2014 (судьи Есипова О.И., Протас Н.И., Семенова А.Б.) по делу N А42-5712/2013,
установил:
Открытое акционерное общество "РН ХОЛДИНГ" (место нахождения: 626170, Тюменская обл., с. Уват, Октябрьская ул., 60; ОГРН 1047200153770; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об оспаривании действий Мурманской таможни (место нахождения: 183010, г. Мурманск, ул. Горького, 15, ОГРН 1025100864095; далее - таможня), выразившихся в возвращении обществу заявления о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин в размере 13 681 199 руб. 13 коп., и об обязании таможни возвратить обществу указанную сумму денежных средств.
Решением суда от 09.12.2013 оспариваемые действия таможни признаны незаконными; в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя суд обязал таможенный орган рассмотреть заявления общества от 19.04.2013 N 360/1603и-ТХ и 360/1462и-ТХ с приложениями.
Постановлением апелляционного суда от 27.05.2014 решение от 09.12.2013 изменено в части способа устранения нарушения права: апелляционный суд обязал таможню возвратить обществу 13 681 199 руб. 13 коп. излишне уплаченных таможенных пошлин. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможня просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права - положений таможенного законодательства. Податель жалобы полагает, что действия таможенного органа по возврату заявления общества являются законными, поскольку связаны с непредставлением обществом корректировки таможенной декларации. В рассматриваемом случае (в спорном периоде) для целей пересчета сумм вывозных таможенных пошлин в соответствии с пунктом 6 статьи 138 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) следует применять курс иностранной валюты к валюте Российской Федерации, действующий на день принятия полной таможенной декларации. Кроме того, в дополнении к жалобе таможня настаивает на пропуске заявителем трехлетнего срока для обращения в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей (часть 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"; далее - Закон N 311-ФЗ).
В отзыве на жалобу общество просит оставить ее без удовлетворения, указывая
на несостоятельность доводов таможни.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы жалобы и дополнения к ней, а представитель общества, ознакомленный с дополнением к жалобе, отклонил доводы таможенного органа.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в марте 2010 года общество (переименовано 30.07.2013) подало в таможню временные грузовые таможенные декларации (ВГТД) N 10207050/050310/0000724, 10207050/190310/0000949, 10207010/310310/0000164 на предполагаемые экспортные поставки нефтепродуктов. Вывозные таможенные пошлины исчислены и уплачены декларантом исходя из ставок, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2006 N 695 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников Соглашений о таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", и по курсу иностранной валюты к валюте Российской Федерации, установленному Банком России на день принятия ВГТД.
В мае 2010 года общество (по результатам фактических экспортных поставок нефтепродуктов) подало в таможню полные грузовые таможенные декларации (ПГТД) N 10207050/190510/0001965, 10207050/190510/0001967, 10207010/250510/0000261. Общая сумма исчисленных и уплаченных вывозных таможенных пошлин составила 361 405 367 руб. 28 коп.
Впоследствии, 19.04.2013, общество обратилось в таможенный орган с заявлениями N 360/1603и-ТХ и 360/1462и-ТХ (вх. N 05622 от 06.05.2013) о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин в размере 13 681 199 руб. 13 коп. В качестве основания для возврата таможенных платежей общество указало на статью 326 ТК РФ и ошибочное исчисление и уплату вывозных таможенных пошлин по курсу иностранной валюты к валюте Российской Федерации, установленному Банком России на дату оформления ПГТД на экспортируемый товар (тогда как исчисление следовало проводить на дату подачи ВГТД). К заявлению общество приложило подробный расчет излишне уплаченных таможенных платежей, заверенные копии ВГТД и ПГТД, корректировки деклараций. По мнению общества, в соответствии с требованиями таможенного законодательства подлежало уплате 347 724 168 руб.15 коп. таможенных пошлин.
Письмом от 14.05.2013 N 07-32/06586 таможенный орган возвратил обществу указанные заявления без рассмотрения со ссылкой на статьи 181 и 190 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), а также статью 147 Закона N 311-ФЗ. Таможня сочла отсутствующими документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных пошлин; к таковым таможня отнесла корректировки деклараций на товары (КДТ), оформленные в соответствии с Инструкцией о порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 255.
Не согласившись с действиями таможни, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции частично удовлетворил заявление общества, признав, что представленные обществом вместе с заявлением на возврат излишне уплаченных таможенных платежей документы позволяли таможенному органу рассмотреть указанное заявление и принять соответствующее решение по существу. При этом суд счел безосновательным адресованное обществу предложение в порядке части 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ повторно обращаться в таможенный орган.
Выбор судом первой инстанции конкретного способа устранения нарушения прав и законных интересов общества (в порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) обусловлен тем, что таможенным органом не проверялся сам факт излишней уплаты спорных платежей, а также их размер.
Апелляционный суд повторно рассмотрел дело, обязав участников спора провести сверку расчетов (том дела II; листы 79 - 80), и согласился с выводами суда первой инстанции в части отсутствия у таможенного органа правовых и фактических оснований для возвращения без рассмотрения заявления общества о возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Установив обстоятельства дела, апелляционная инстанция изменила решение суда в части способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства.
При рассмотрении спора по существу суды правомерно исходили из следующего.
На момент осуществления обществом декларирования и вывоза товаров действовал Таможенный кодекс Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 137 ТК РФ при вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации по желанию декларанта мог применяться упрощенный порядок декларирования в соответствии со статьями 135, 136 и 138 названного Кодекса.
Положения статьи 138 ТК РФ предусматривают периодическое временное декларирование российских товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, с использованием временной грузовой таможенной декларации (ВГТД), в случае, если не могут быть представлены точные сведения о товарах, необходимые для таможенного оформления, с последующей подачей полной грузовой таможенной декларации (ПГТД) в срок, определяемый таможенным органом по заявлению декларанта.
Ставки вывозных таможенных пошлин применяются на день фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (пункт 5 статьи 138 ТК РФ).
Вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации исходя из ставок, действующих на день принятия временной таможенной декларации (пункт 6 статьи 138 ТК РФ).
В статье 326 ТК РФ закреплен порядок пересчета иностранной валюты для целей исчисления таможенных пошлин, налогов: в случаях, когда для целей исчисления таможенных пошлин, налогов требуется произвести пересчет иностранной валюты, применяется курс иностранной валюты к валюте Российской Федерации, устанавливаемый Центральным банком Российской Федерации для целей учета и таможенных платежей и действующий на день принятия таможенной декларации таможенным органом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ТК РФ одним из обязательных условий для помещения товаров под таможенный режим экспорта является уплата вывозных таможенных пошлин. При этом в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 319 ТК РФ при вывозе товаров обязанность по уплате таможенных платежей возникает с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно
направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Как указано в статье 60 ТК РФ, таможенное оформление при вывозе товаров начинается в момент представления таможенной декларации и завершается
совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с названным Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой режим
действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Анализ приведенных норм права позволил судам сделать следующие правильные выводы.
Представление декларантом в таможенный орган как ВГТД, так и ПГТД производится в рамках единого комплекса отношений - процедуры периодического таможенного декларирования. При этом ПГТД носит уточняющий характер по отношению к ранее поданной ВГТД. Следовательно, дата, по состоянию на которую подлежит применению курс иностранной валюты, привязана к дате подачи и принятия таможенным органом ВГТД, в соответствии с которой получено разрешение на перемещение товара через таможенную границу Российской Федерации.
Данная позиция также отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2008 N 4574/08 и определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.11.2008 N 631-О-О.
Поскольку обменный курс валюты известен декларанту на дату подачи ВГТД, он не подлежит уточнению при подаче ПГТД.
Таким образом, в рассматриваемом случае общество обладает правом на пересчет иностранной валюты на дату подачи ВГТД в связи с последующим изменением ее курса относительно валюты Российской Федерации.
Суды также правильно применили положения статьи 147 Закона N 311-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы (приведены в части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ) подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно пункту 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 названной статьи.
Одним из оснований для отказа в возврате излишне уплаченных таможенных пошлин (для возврата заявления общества без рассмотрения) таможенным органом указано на отсутствие документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, отсутствие корректировки деклараций на товары.
Вместе с тем часть 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ не содержит указания на то, каким именно документом должна подтверждаться излишняя уплата таможенных
пошлин.
Суды правомерно сочли, что приложенные обществом к заявлению на возврат документы могли быть отнесены таможней к документам, подтверждающим факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, и позволяли
таможенному органу идентифицировать суммы излишне уплаченных таможенных пошлин по каждой конкретно ВГТД и ПГТД, без внесения соответствующих корректировок в соответствующие декларации. К заявлению общество приложило все платежные документы, на основании которых была произведена уплата таможенных пошлин; в заявлении также указаны причины возникновения, по мнению заявителя, переплаты (изменение курса валюты на дату подачи полной декларации), к заявлению приложен расчет суммы излишне уплаченных, по мнению общества, таможенных платежей. Кроме того, в комплекте документов к заявлению на возврат излишне уплаченных таможенных пошлин обществом были приложены надлежащим образом заполненные корректировки ПГТД, а также флэш-накопитель с корректировками ПГТД в электронном виде.
Таким образом, документы, представленные обществом с заявлением на возврат излишне уплаченных таможенных платежей, позволяли таможенному органу рассмотреть это заявление и принять соответствующее решение по существу.
Письмо таможни от 14.05.2013 не содержит ссылок на перечисленные в части 12 статьи 147 Закона N 311-ФЗ основания для отказа в возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов. Наличие таковых судами не установлено.
В связи с этим апелляционный суд, в целях сокращения срока восстановления нарушенного права, предложил обществу и таможне по имеющимся у них документам провести сверку расчетов излишне уплаченных таможенных пошлин. Уплата таможенных пошлин в полном объеме подтверждена представленными платежными документами; данные сверки расчетов указывают на переплату таможенных пошлин (в связи с уточнением количества товара и изменением курса валют, ростом доллара США по отношению к российскому рублю ко времени подачи ПГТД). Правильность арифметического расчета излишне уплаченных таможенных пошлин подтверждена представителем таможенного органа в соответствующей таблице от 19.05.2014 (том дела II, лист 80); сумма излишне уплаченных таможенных пошлин составляет 13 681 199 руб. 13 коп. Указанная переплата рассчитана обществом на основе сравнения сопоставимых величин - количества предполагаемого к вывозу и фактически вывезенного товара, различных обменных курсов валют на дату подачи ВГТД и ПГТД (с указанием ставки таможенных пошлин на дату фактического вывоза товара). При этом обменный курс валют, действующий на даты подачи ВГТД, был меньшим по сравнению с обменным курсом валют на даты подачи ПГТД.
Поскольку на момент подачи всех ПГТД общество применяло ненадлежащий обменный курс (на дату подачи ПГТД), больший по сравнению с корректным обменным курсом (на дату подачи ВГТД), суммы таможенных пошлин, сформировавшиеся в бюджете за счет соответствующей разницы, являются излишне уплаченными по ПГТД (в мае 2010 года - 19.05.2010 и 25.05.2010); следовательно, обществом не пропущен указанный в части 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ трехлетний срок подачи заявления на их возврат (который начинает течение с дат подачи ПГТД, а не ВГТД).
При таких обстоятельствах апелляционный суд обоснованно изменил способ устранения нарушения прав и законных интересов общества.
В данном случае обществом реализован порядок возврата излишне уплаченных таможенных платежей (статья 147 Закона N 311-ФЗ); в свою очередь реализация апелляционным судом требований статьи 201 АПК РФ основана на установленных им обстоятельствах, обеспечивает скорое и эффективное восстановление нарушенных прав и законных интересов заявителя, отвечает задачам судопроизводства в
арбитражных судах и специфике административного судопроизводства.
Основания для иной оценки выводов апелляционного суда, изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2014 по делу N А42-5712/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Мурманской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.