Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Пензенской области
09.12.2024 N 995-пП
"Об утверждении государственной программы Пензенской области "Развитие инвестиционного потенциала, инновационной деятельности и предпринимательства в Пензенской области"
В соответствии с постановлениями Правительства Пензенской области от 28.09.2023 N 848-пП "Об утверждении Порядка разработки и реализации государственных программ Пензенской области" (с последующими изменениями) и от 11.10.2012 N 718-пП "Об утверждении Перечня государственных программ Пензенской области" (с последующими изменениями), руководствуясь Законом Пензенской области от 21.04.2023 N 4006-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями), Правительство Пензенской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Пензенской области "Развитие инвестиционного потенциала, инновационной деятельности и предпринимательства в Пензенской области".
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период.
3. Настоящее постановление опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости" и разместить (опубликовать) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и на официальном сайте Правительства Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего вопросы социально-экономического развития территории.
Председатель Правительства Пензенской области |
Н.П. Симонов |
Утверждена
постановлением
Правительства Пензенской области
от 21 октября 2013 г. N 780-пП
Государственная программа Пензенской области "Развитие инвестиционного потенциала, инновационной деятельности и предпринимательства в Пензенской области"
Приоритеты государственной политики, цели, задачи, в рамках которых реализуется Программа, оценка текущего состояния малого и среднего предпринимательства, инвестиционной активности, инновационной деятельности
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы сформированы на основе указов Президента Российской Федерации от 04.02.2021 N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации", от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на период до 2035 года, утвержденной Законом Пензенской области от 15.05.2019 N 3323-ЗПО (далее - Стратегия социально-экономического развития Пензенской области).
Реализация Программы непосредственно направлена на достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года - "Устойчивая и динамичная экономика", в рамках которой установлены целевые показатели, в том числе увеличение к 2030 году объема инвестиций в основной капитал не менее чем на 60 процентов по сравнению с уровнем 2020 года за счет постоянного улучшения инвестиционного климата, обеспечение реального роста дохода на одного работника субъекта малого и среднего предпринимательства в 1,2 раза выше, чем рост валового внутреннего продукта, а также увеличение доли креативных (творческих) индустрий в экономике.
Программа соответствует целям и задачам долгосрочной государственной экономической политики Российской Федерации. Реализация мероприятий осуществляется в рамках двух направлений Стратегии социально-экономического развития Пензенской области: "Пензенская область - территория опережающего экономического роста" и "Пензенская область - регион, привлекательный для развития бизнеса".
К числу приоритетов Программы отнесены:
- активное продвижение региона на федеральных и международных площадках как инвестиционно-привлекательного региона;
- постоянное совершенствование нормативно-правовой базы в области поддержки инвестиционной привлекательности;
- развитие организационно-технологической инфраструктуры поддержки бизнеса: территорий опережающего развития (далее - ТОР), индустриальных парков, территориально-отраслевых кластеров;
- стимулирование и поддержка экспортно ориентированных отраслей и отдельных предприятий;
- совершенствование условий для развития инновационной деятельности экономических субъектов на территории Пензенской области, развитие внутрирегионального спроса на инновации;
- совершенствование механизмов взаимодействия государства и бизнеса;
- создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами;
- создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса;
- создание комплексной системы акселерации, включающей в себя финансовые и налоговые инструменты поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), а также инфраструктуру для комфортной работы и развития субъектов МСП.
В целях преодоления актуальных вызовов, с которыми сталкивается национальная экономика, а также достижения стратегических целей и задач социально-экономического развития Пензенской области определены цели, разработаны структура и система показателей Программы.
Мероприятия Программы направлены на создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса, стимулирование инвестиционной активности, развитие инновационной деятельности, что в свою очередь будет способствовать повышению конкурентоспособности российской экономики и созданию условий для экономического роста Российской Федерации в целом.
Инвестиционное развитие оказывает прямое влияние на повышение качества и уровня жизни населения, повышение производительности труда и на достижение других стратегических целей социально-экономического развития Пензенской области.
В настоящее время для "оживления" экономики Пензенской области необходим значительный приток средств частных инвесторов и прежде всего крупного корпоративного национального капитала, сумевших наиболее успешно адаптироваться к условиям рынка и способных обеспечить высокую отдачу от инвестируемых средств.
Отличительные особенности Пензенской области - выгодное географическое положение, развитая система транспортных коммуникаций и связи, высокий образовательный и квалификационный уровень рабочих и инженерно-технических кадров, большой промышленный и научный потенциал, стабильная общественно-политическая ситуация - позволяют рассчитывать на особую заинтересованность регионом со стороны крупных частных инвесторов, в том числе и иностранных.
Инвестиционная политика региона включает в себя ряд мероприятий по созданию на территории области благоприятного инвестиционного климата для потенциальных инвесторов, в том числе иностранных. Действует нормативная правовая база, в том числе в сфере государственно-частного партнерства, предусматривающая широкий спектр поддержки инвестиционной деятельности, в том числе льготное налогообложение, предоставление субсидий.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Пензенской области дополнительным показателем развития инвестиционной деятельности в Пензенской области должен стать рост доли инвестиций в валовом региональном продукте. Исходя из прогноза объема валового регионального продукта по Пензенской области и установленных значений роста объема инвестиций, их доля в валовом региональном продукте Пензенской области в 2027 году составит 19,2%.
Подавляющая часть инвестиций в основной капитал направляется на следующие виды деятельности: обрабатывающие производства, сельское хозяйство, транспортировка и хранение, обеспечение электрической энергией, газом и паром, образование, здравоохранение и социальное обеспечение, культура, спорт, организация досуга и развлечений, торговля, операции с недвижимым имуществом, государственное управление и обеспечение военной безопасности, деятельность в области информации и связи, профессиональная, научная и техническая деятельность.
Вместе с тем анализ инвестиционной деятельности показывает, что преимущественная концентрация вновь создаваемых промышленных производств происходит там, где имеется в наличии развитая инженерная инфраструктура и возможность привлечения квалифицированных трудовых ресурсов.
Среди субъектов Российской Федерации ведется постоянная конкуренция за создание более привлекательного инвестиционного климата с целью увеличения объемов инвестиций, вкладываемых инвесторами в развитие региональной экономики.
Пензенской области, имеющей все предпосылки для привлечения как внутренних, так и внешних инвестиций, необходимо формировать и постоянно актуализировать банк инвестиционных предложений, в том числе свободных земельных участков, производственных помещений, ресурсных площадок.
В регионе продолжается формирование инфраструктуры поддержки инвестиционной деятельности - индустриальных парков и промышленных технопарков.
На сегодняшний день в Пензенской области функционирует индустриальный парк "Отвель" (с. Кижеватово, Бессоновский район), созданы две промышленные площадки: промышленный технопарк "Союз" в г. Пензе и индустриальный парк "Сердобский промышленный парк "Мастер" в г. Сердобске Пензенской области.
С целью обеспечения привлекательного инвестиционного климата в монопрофильных муниципальных образованиях Пензенской области на территории ЗАТО г. Заречного и г. Сердобска Сердобского района созданы территории опережающего развития.
Федеральные инструменты поддержки территорий опережающего развития, созданных в монопрофильных муниципальных образованиях, позволят обеспечить создание благоприятной среды для привлечения инвестиций в моногорода и развитие новых видов экономической деятельности.
Правительство Пензенской области проводит активную работу по позиционированию инвестиционной привлекательности региона.
Ежегодно Пензенская область принимает участие в крупнейшем деловом российском мероприятии в экономической сфере - Петербургском международном экономическом форуме, на котором устанавливаются деловые контакты с инвесторами, заключаются протоколы о намерениях.
В 2023 году подтвержден рейтинг кредитоспособности Пензенской области со стабильным прогнозом на уровне BBB+ (RU) по Национальной рейтинговой шкале. Это наивысший рейтинг в данной группе, он обусловлен стабильными показателями развития экономики, а также устойчивым бюджетным профилем. Данные показатели остаются неизменными для региона с 2018 года.
Ряд крупных компаний, в том числе ГК "Дамате", ГК "Черкизово", ООО "Дукат Новосад", ООО "Вайлдберриз", ООО "Сердобский элеватор", ООО "Терра Савина" и другие, осуществляют и планируют реализацию в Пензенской области инвестиционных проектов, в основном сельскохозяйственного и индустриального направления, общей инвестиционной емкостью более 50 млрд рублей.
Цель внешнеэкономической политики Пензенской области в долгосрочной перспективе - повышение конкурентоспособности региональной экономики, содействие эффективному и устойчивому функционированию организаций-экспортеров региона на внешних рынках, увеличение экспортных поставок, рост объема экспорта, увеличение в его структуре продукции с высокой долей добавленной стоимости.
Реализация единой региональной политики в сфере координации внешнеэкономической деятельности осуществляется в том числе за счет участия Пензенской области в презентационных, выставочных и иных мероприятиях как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, повышения компетенций по внешнеэкономической деятельности сотрудников предприятий.
В 2022 году продукция нашего региона отправлялась в 79 стран мира. Крупнейшими торговыми партнёрами стали Казахстан, Беларусь и Китай. Объём нашего экспорта составил 20,7 млрд рублей.
Товарная структура представлена:
- продовольственными товарами и сырьём;
- машинами, оборудованием и транспортными средствами;
- корпусной мебелью и стеклом, древесиной и целлюлозно-бумажными изделиями.
Пензенская область активно расширяет сотрудничество со странами СНГ и дальнего зарубежья. В 2023 году были организованы бизнес-миссии в Иран, Таджикистан, Узбекистан, Белоруссию, Кыргызстан. В ноябре 2023 года делегация региона посетила с деловым визитом Китай и приняла участие в российско-китайском форуме межрегионального сотрудничества в формате "Волга-Янцзы".
Между Правительством Пензенской области и Хокимиятом Ташкентской области (Республика Узбекистан) заключено соглашение об осуществлении международных и внешнеэкономических связей в торгово-экономической, научно-технической и гуманитарной сферах, утвержден План мероприятий по реализации Соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве на 2023-2025 годы между Республикой Беларусь и Пензенской областью, также подписан Протокол о намерениях по взаимному сотрудничеству между ООО "Шемышейский производственный комбинат", Shanghai Electric Group Guokong Global Engineering Co., Ltd. и Правительством Пензенской области и ряд коммерческих соглашений на поставку продукции.
Развитие малого и среднего предпринимательства - важнейшее направление экономических реформ Правительства Российской Федерации, способствующее развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого круга собственников.
Малые и средние предприятия реализуют две важнейшие цели: экономическую - производство товаров и услуг, социальную - обеспечение занятости.
Развитие сектора МСП оказывает прямое влияние на экономический рост, внедрение инновационных технологий, повышение качества и уровня жизни населения, повышение производительности труда и на достижение других стратегических целей социально-экономического развития региона.
На начало 2023 года малый и средний бизнес Пензенской области насчитывает 43756 субъектов МСП, численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства составила 210,3 тыс. человек. Вновь создано 6512 субъектов МСП, из которых 5537 единиц - индивидуальные предприниматели, 975 единиц - юридические лица. По итогам 2022 года в регионе зарегистрировано 31842 самозанятых гражданина, статус социального предприятия присвоен 60 субъектам МСП.
С 2019 года в Пензенской области функционирует НКО "Фонд поддержки предпринимательства Пензенской области" (далее - Фонд), который является "единым окном" предоставления услуг для субъектов малого и среднего бизнеса в регионе. В структуру Фонда вошли: Центр поддержки предпринимательства, Центр поддержки экспорта, Центр инноваций социальной сферы, Центр развития креативных индустрий и Центр компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров.
В Центр поддержки предпринимательства (далее - ЦПП), который является институтом информационной и образовательной поддержки предпринимательства, за помощью может обратиться представитель малого и среднего бизнеса, а также любой гражданин, проживающий в Пензенской области и желающий открыть свое дело. Сотрудники ЦПП занимаются проведением обучающих мероприятий для предпринимателей с привлечением профильных экспертов, а также ведут обучение по программам АО "Корпорация МСП": начинающие бизнесмены обучаются азам по программе "Азбука предпринимателя", а для уже начавших свое дело бизнесменов существует "Школа предпринимательства", помогающая развиваться, улучшать предпринимательские навыки руководителей и специалистов.
Региональным экспортно ориентированным субъектам бизнеса оказывает содействие Центр поддержки экспорта (далее - ЦПЭ). Основной деятельностью ЦПЭ является оказание предприятиям-экспортерам консультационно-информационных услуг и организация деловых мероприятий с участием пензенских предпринимателей, в том числе за рубежом. ЦПЭ организует участие предпринимателей региона в международных отраслевых выставках, в рамках которых предприятия заключают выгодные контракты с иностранными партнерами.
В целях повышения компетенций сотрудников экспортно ориентированных предприятий ЦПЭ реализует образовательную программу "Жизненный цикл экспортных проектов" АНО ДПО "Школа экспорта АО "Российский экспортный центр".
В рамках акселерационных программ реализуется "Экспортный форсаж" - партнерские акселерационные программы, обучение в которых позволило компаниям впервые выйти на зарубежные рынки, расширить экспортную географию, увеличить объем экспорта в общей выручке.
Центр инноваций социальной сферы является платформой для профессионального взаимодействия социальных предпринимателей с органами власти, бизнес-ассоциациями, инвесторами, научными сообществами, представителями СМИ и оказывает полный спектр поддержки действующим социальным предпринимателям, а также содействует в запуске нового социального предприятия.
Основными задачами развития креативных индустрий региона являются поддержка творческого бизнеса и креативной инфраструктуры, создание объектов интеллектуальной собственности, являющихся одним из важнейших стратегических ресурсов развития экономики, культуры, науки, образования и других сфер социально-экономической деятельности в Пензенской области. Поддержка субъектов МСП в рамках данного направления осуществляется Центром развития креативных индустрий.
Деятельность Центра компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров направлена на поддержку и развитие малых форм хозяйствования и сельской кооперации, развитие сельскохозяйственного производства и расширение рынков сбыта, повышение эффективности господдержки агропромышленного комплекса (далее - АПК) и инвестиционной привлекательности АПК региона.
В целях обеспечения доступности финансовых ресурсов для субъектов МСП, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в регионе ведет активную работу гарантийная микрокредитная компания АО МКК "Поручитель". Компания предоставляет бизнесу микрофинансовые займы, максимальная ставка по которым равна ключевой ставке Банка России, установленной на дату заключения договора займа, минус 0,5 процентных пункта. В настоящее время по отдельным кредитным продуктам установлена фиксированная ставка - "Промышленная занятость 1.0" (1% годовых), "Победа" и "Для своих" (3% годовых), "Модернизация" (3,75% годовых при приобретении оборудования, произведенного в Российской Федерации; 4,75% годовых при приобретении оборудования, произведенного за пределами Российской Федерации).
По итогам 2022 года объем финансовой поддержки, оказанной АО МКК "Поручитель" субъектам МСП, составил более 1,5 млрд рублей.
В Пензенской области сформирована региональная инновационная система поддержки МСП, включающая в себя бизнес-инкубаторы, технопарки, институты развития, сопровождающие научные разработки от идеи до вывода готового изделия на рынок.
Управляющей компанией бизнес-инкубаторов, технопарка "Яблочков", ИТ-парка является государственное казенное учреждение "Пензенское региональное объединение бизнес-инкубаторов", управляющей компанией технопарка в сфере высоких технологий "Рамеев" является акционерное общество "Технопарк высоких технологий".
Пензенская область относится к регионам-лидерам по масштабам и скорости развития инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, которая включает в себя сеть бизнес-инкубаторов общей площадью 24,9 тыс. кв. метров.
Бизнес-инкубаторы созданы для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", зарегистрированных на территории Пензенской области, осуществляемой в виде предоставления в аренду помещений и оказания необходимых для ведения предпринимательской деятельности услуг, в том числе консультационных, бухгалтерских и юридических.
Субъекты малого предпринимательства, реализующие инновационные проекты с использованием результатов интеллектуальной деятельности или получившие финансовую поддержку по программам Фонда содействия инновациям, а также физические лица, применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", зарегистрированные на территории Пензенской области, могут получать имущественную поддержку путем передачи в аренду имущества бизнес-инкубаторов без проведения торгов в соответствии с действующим законодательством.
Ограничения по видам деятельности субъектов малого предпринимательства, разрешенным для осуществления в бизнес-инкубаторах, созданных при софинансировании из федерального бюджета, устанавливаются федеральными законами, приказами Министерства экономического развития Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами федеральных органов государственной власти.
В бизнес-инкубаторах, которые созданы без софинансирования из федерального бюджета или срок деятельности которых с момента ввода в эксплуатацию составляет более 10 лет, допускается размещение субъектов малого предпринимательства, за исключением следующих видов деятельности: финансовых, страховых услуг, ломбардов, игорного бизнеса, производства подакцизных товаров, за исключением изготовления ювелирных изделий.
Также для таких объектов не устанавливаются ограничения по площади помещений, предоставляемых субъектам малого предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП.
В целях создания благоприятных условий для развития МСП в сфере информационных технологий создан ИТ-парк путем перепрофилирования бизнес-инкубатора инновационного типа (г. Пенза, ул. Гагарина, 16). В дальнейшем ИТ-парк станет центром сформированного в Пензенской области ИТ-кластера и одним из показательных объектов инфраструктуры поддержки МСП в сфере информационных технологий.
В Пензенской области реализуется комплекс мероприятий по вовлечению детей и молодежи в исследовательскую инженерно-техническую деятельность, формирование у них инновационного и предпринимательского мышления. С 2012 года ключевыми инфраструктурными площадками являются центры молодежного инновационного творчества (далее - ЦМИТ), по числу которых Пензенская область занимает 3-е место в Российской Федерации.
В настоящее время в регионе создана сеть, включающая 18 ЦМИТ, из них 13 - в г. Пензе, 2 - в г. Заречном, 1 - в г. Кузнецке, 1 - в г. Никольске, 1 - в г. Каменке. Помимо основных площадок 6 центров инициировали открытие дополнительных площадок, что позволяет обеспечивать расширенный доступ школьников к высокотехнологичному оборудованию.
Каждый ЦМИТ работает по своим планам, организует обучение детей работе с программным обеспечением и высокотехнологичным оборудованием центра, создает условия для конструирования, проектирования и изготовления различных предметов и моделей своими руками.
В целях реализации федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" создан и активно функционирует "Центр кластерного развития" (далее - ЦКР). Основной целью ЦКР является содействие формированию и развитию территориальных экономических кластеров Пензенской области и межкластерного взаимодействия на основе создания соответствующих организационно-информационных условий, активизации социального взаимодействия и кооперационных связей для обеспечения инновационного развития и долгосрочной конкурентоспособности кластеров региона. ЦКР осуществляет поддержку следующих территориально-отраслевых кластеров: приборостроительного кластера "Безопасность", ИТ-кластера, инженерно-производственного кластера "Биомед", кондитерского кластера "Союз пензенских кондитеров", кластера легкой промышленности "Легпром", пензенского кластера деревянного домостроения и деревообработки, пензенского станкостроительного кластера "ПензаСтанкоМаш".
В целях эффективной реализации совместных кластерных проектов ЦКР организует участие членов региональных отраслевых кластеров в международных и всероссийских выставках, содействует в получении разрешительной документации для продукции предприятий в целях выхода на внутренние и зарубежные рынки, а также рынки крупных заказчиков, проводит информационно-рекламные кампании по продвижению продукции предприятий как на отечественном, так и на зарубежных рынках, участвует в разработке и реализации специализированных образовательных программ, направленных на повышение квалификации сотрудников предприятий территориальных кластеров.
С 2019 года ЦКР является официальным представительством ФГБУ "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" (далее - Фонд содействия инновациям) в Пензенской области. Благодаря активной работе представительства с субъектами малого инновационного предпринимательства региона за 2019-2023 гг. Фондом содействия инновациям были поддержаны 204 проекта молодых инноваторов и производственных предприятий из Пензенской области на общую сумму более 992,5 млн рублей.
В настоящее время приоритетными направлениями инновационного развития региона являются: развитие региональной инфраструктуры, необходимой для эксплуатации беспилотных авиационных систем, развитие электрозаправочной инфраструктуры, а также развитие креативных индустрий, поддержка и продвижение творческих инициатив.
Развитие региональной инфраструктуры для эксплуатации беспилотных авиационных систем (далее - БАС) предусматривает эффективное проектирование и производство БАС и комплектующих, развитие системы непрерывной подготовки отраслевых специалистов и научно-технического потенциала.
В части развития электрозаправочной инфраструктуры на 2024 год предварительно запланирован запуск 10 объектов "быстрой" зарядной инфраструктуры для электрического автомобильного транспорта.
В июне 2016 года Правительство Российской Федерации утвердило Стратегию развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия).
Стратегия представляет собой межотраслевой документ стратегического планирования в сфере развития МСП и является основой для реализации плановых и программно-целевых документов, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства на территории Пензенской области.
Приоритетными направлениями Стратегии, которые реализуются на территории Пензенской области, являются стимулирование спроса на продукцию малых и средних предприятий, развитие микрофинансирования, расширение информационной поддержки малого и среднего предпринимательства, развитие малого и среднего предпринимательства в монопрофильных муниципальных образованиях, укрепление кадрового и предпринимательского потенциала путем внедрения программ обучения для предпринимателей.
В целях создания благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности на территории региона между Правительством Пензенской области и АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" заключено бессрочное Соглашение о взаимодействии.
В рамках реализации данного Соглашения взаимодействие осуществляется по следующим основным направлениям:
- повышение доступности кредитных ресурсов для субъектов МСП;
- оказание имущественной поддержки субъектам МСП;
- развитие систем обучения предпринимательского сообщества;
- оказание маркетинговой и информационной поддержки по вопросам ведения предпринимательской деятельности.
АО "Корпорация развития Пензенской области" является специализированной организацией по привлечению инвестиций и работе с инвесторами, а также инфраструктурой поддержки субъектов МСП.
Ежегодно Пензенская область принимает участие в конкурсном отборе, проводимом Минэкономразвития России, на предоставление субсидии из федерального бюджета бюджету Пензенской области на государственную поддержку МСП, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход".
По итогам проведения конкурсного отбора между Правительством Пензенской области и Минэкономразвития России заключается соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку МСП, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход".
В 2022 году получили комплексные услуги и прошли обучение 2370 субъектов МСП и 292 самозанятых. Финансовая поддержка в виде грантов оказана 19 молодым предпринимателям и 26 социальным предприятиям.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в Пензенской области на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) организовано поэтапное предоставление государственных и муниципальных услуг для физических и юридических лиц по принципу "одного окна".
В настоящее время в регионе действуют 33 многофункциональных центра предоставления государственных и муниципальных услуг в каждом городском округе и муниципальном районе Пензенской области.
МФЦ не только позволили упростить процедуры оказания услуг населению, синхронизировать работу разных ведомств, но и обеспечили комфорт посетителей, снизили временные и финансовые затраты граждан. Путем создания МФЦ был решен целый ряд важных задач. Благодаря использованию принципа "одного окна" при получении физическими и юридическими лицами государственных и муниципальных услуг происходит упрощение процедуры их оказания, сокращение сроков, повышение комфортности их получения, повышение удовлетворенности их качеством.
На базе МФЦ предоставляется более 420 видов государственных и муниципальных услуг. С каждым днем МФЦ становится эффективной системой перехода к новому технологическому укладу оказания услуг гражданам в электронном виде, что исключит дублирование потоков бумажных документов и устранит ненужные процедуры оказания услуг гражданам, повысит удовлетворенность населения деятельностью органов власти Пензенской области и органов местного самоуправления.
Порядок предоставления субсидий из бюджета Пензенской области местным бюджетам в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат, связанных с обеспечением деятельности управляющей компании (дочернего общества управляющей компании) территории опережающего развития, развитием и содержанием объектов инфраструктуры территории опережающего развития
1. Настоящий Порядок устанавливает правила и условия предоставления субсидий из бюджета Пензенской области местным бюджетам в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат, связанных с обеспечением деятельности управляющей компании (дочернего общества управляющей компании) территории опережающего развития, развитием и содержанием объектов инфраструктуры территории опережающего развития (далее соответственно - Порядок, субсидии, ТОР).
2. Понятия, используемые в настоящем Порядке, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего развития в Российской Федерации" (с последующими изменениями).
3. Субсидии предоставляются в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат, связанных с обеспечением деятельности управляющей компании ТОР (дочернего общества управляющей компании), развитием и содержанием объектов инфраструктуры ТОР, в том числе на:
а) технологическое присоединение (подключение) объектов инфраструктуры ТОР к инженерным сетям, включая электро-, газо-, тепло-, водоснабжение и водоотведение, связь и другие сети;
б) создание, реконструкцию объектов инфраструктуры ТОР;
в) приобретение объектов инфраструктуры ТОР (зданий, строений, сооружений и иных объектов недвижимого имущества, а также земельных участков (в том числе сельскохозяйственного назначения), оборудования и материалов);
г) капитальный ремонт, ремонт и содержание объектов инфраструктуры ТОР;
д) возмещение произведенных затрат управляющей компании ТОР (дочернего общества управляющей компании) и (или) резидента ТОР, осуществленных на вышеуказанные цели.
4. Предельный уровень софинансирования расходных обязательств муниципального образования из бюджета Пензенской области устанавливается в соответствии с пунктом 12 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из бюджета Пензенской области бюджетам муниципальных образований Пензенской области (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Пензенской области от 16.12.2019 N 800-пП "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из бюджета Пензенской области бюджетам муниципальных образований Пензенской области" (с последующими изменениями).
5. Главным распорядителем средств бюджета Пензенской области является Министерство экономического развития и промышленности Пензенской области (далее - Министерство).
6. Условием предоставления субсидий является заключение органом местного самоуправления муниципального образования с Министерством Соглашения, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных Соглашением обязательств.
7. Для предоставления субсидий Министерство организует отбор заявок среди муниципальных образований на право получения субсидии (далее - отбор заявок).
Министерство размещает на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" объявление о проведении отбора заявок, в котором указывает дату начала приема заявок на участие, а также срок, в течение которого принимаются заявки (далее - заявка).
8. Для получения субсидии в целях финансового обеспечения затрат на уплату авансовых платежей, связанных с обеспечением деятельности управляющей компании ТОР (дочернего общества управляющей компании), развитием и содержанием объектов инфраструктуры ТОР, муниципальное образование представляет в Министерство заявку, составленную в произвольной форме и с указанием суммы запрашиваемой субсидии, план-график реализации мероприятий по созданию объектов инфраструктуры ТОР (далее - план-график) с приложением документов, действительных в течение текущего финансового года:
а) на цели, указанные в подпункте "а" пункта 3 настоящего Порядка:
- копии заявок на подключение (технологическое присоединение) объектов инфраструктуры ТОР к сетям инженерно-технического обеспечения;
- расчет платы за подключение (технологическое присоединение) объектов инфраструктуры ТОР к сетям инженерно-технического обеспечения;
б) на цели, указанные в подпункте "б" пункта 3 настоящего Порядка:
- копии технических заданий на разработку проектной документации объектов инфраструктуры ТОР;
- копии положительных заключений государственной экспертизы проектной документации, содержащих сведения о проверке достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства (в случае если проведение такой экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности является обязательным);
- копии заключений о достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции объектов капитального строительства (в случае если проведение такой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности является обязательным);
в) на цели, указанные в подпункте "в" пункта 3 настоящего Порядка:
- копии отчетов об оценке приобретаемых объектов инфраструктуры ТОР, составленных в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации;
- копии документов, подтверждающие полномочия оценщика;
г) на цели, указанные в подпункте "г" пункта 3 настоящего Порядка:
- копии технических заданий на разработку проектной документации объектов инфраструктуры ТОР (в случае финансового обеспечения затрат на капитальный ремонт, ремонт объектов инфраструктуры ТОР);
- расчет стоимости затрат (в случае финансового обеспечения затрат на содержание объектов инфраструктуры ТОР);
- копии положительных заключений государственной экспертизы проектной документации, содержащих сведения о проверке достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства (в случае если проведение такой экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности является обязательным);
- копии заключений о достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства (в случае если проведение такой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности является обязательным).
9. Для получения субсидии в целях возмещения произведенных затрат управляющей компании ТОР (дочернего общества управляющей компании) и (или) резидента ТОР муниципальное образование представляет в Министерство заявку, составленную в произвольной форме и с указанием суммы запрашиваемой субсидии, план-график реализации мероприятий по созданию инфраструктуры ТОР (далее - план-график) с приложением документов, действительных в течение текущего финансового года:
а) на цели, указанные в подпункте "а" пункта 3 настоящего Порядка:
- копии документов, указанных в подпункте "а" пункта 8 настоящего Порядка;
- копии договоров подключения (технологического присоединения) объектов инфраструктуры ТОР к сетям инженерно-технического обеспечения;
- копии первичных учетных документов, платежных поручений с отметкой банка о списании средств и иных документов, подтверждающих фактически понесенные затраты;
б) на цели, указанные в подпункте "б" пункта 3 настоящего Порядка:
- копии документов, указанных в подпункте "б" пункта 8 настоящего Порядка;
- копии договоров о строительстве, реконструкции объектов инфраструктуры ТОР;
- копии актов о приемке выполненных работ;
- копии первичных учетных документов, платежных поручений с отметкой банка о списании средств и иных документов, подтверждающих фактически понесенные затраты;
в) на цели, указанные в подпункте "в" пункта 3 настоящего Порядка:
- копии документов, указанных в подпункте "в" пункта 8 настоящего Порядка;
- копии договоров на приобретение объектов инфраструктуры ТОР;
- копии первичных учетных документов, платежных поручений с отметкой банка о списании средств и иных документов, подтверждающих фактически понесенные затраты;
г) на цели, указанные в подпункте "г" пункта 3 настоящего Порядка:
- копии документов, указанных в подпункте "г" пункта 8 настоящего Порядка;
- копии договоров на капитальный ремонт, ремонт и содержание объектов инфраструктуры ТОР;
- копии актов о приемке выполненных работ;
- копии первичных учетных документов, платежных поручений с отметкой банка о списании средств и иных документов, подтверждающих фактически понесенные затраты.
10. Заявка должна быть прошита, пронумерована, заверена на оборотной стороне последнего листа печатью администрации муниципального образования и подписью главы администрации муниципального образования либо лицом, его замещающим, с указанием общего количества листов.
Исправления допускаются, если они заверены печатью администрации муниципального образования и подписью главы администрации муниципального образования либо лицом, его замещающим.
При подписании заявки лицом, замещающим главу администрации муниципального образования, к заявке прилагается документ, подтверждающий данный факт.
11. Министерство регистрирует заявки в день их приема в журнале регистрации заявок с указанием времени их приема (по московскому времени).
12. Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований, заявки которых прошли отбор заявок.
13. Критериями отбора заявок для предоставления субсидий являются:
а) наличие постановления Правительства Российской Федерации о создании ТОР на территории муниципального образования, которым определены финансовые обязательства Пензенской области и муниципального образования, на территории которого создается ТОР;
б) наличие Соглашения о создании ТОР, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего развития в Российской Федерации" (с последующими изменениями);
в) наличие муниципальных правовых актов, утверждающих перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Пензенской области;
г) обязательство о предоставлении муниципальным образованием гарантийного письма об обеспечении софинансирования муниципальным образованием расходного обязательства.
14. Министерство в течение 10 рабочих дней с даты регистрации заявки рассматривает заявку и принимает решение о наличии основания для предоставления субсидии или об отказе в предоставлении субсидии (с указанием причин), о чем уведомляет муниципальное образование в письменной форме в течение трех рабочих дней с момента принятия соответствующего решения.
15. Заявка муниципального образования считается прошедшей отбор заявок при соответствии пунктам 8, 10, 13 настоящего Порядка. По результатам отбора заявок Министерство издает приказ с указанием всех заявок, прошедших отбор. Преимущественное право на получение субсидии по итогам отбора заявок имеет муниципальное образование, подавшее заявку ранее другого муниципального образования.
16. В предоставлении субсидии муниципальному образованию отказывается в следующих случаях:
а) непредставление (представление не в полном объеме) документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка;
б) недостоверность сведений, указанных в документах, установленных пунктом 8 настоящего Порядка;
в) несоответствие требованиям оформления заявки, установленным пунктом 10 настоящего Порядка;
г) несоответствие муниципального образования критериям отбора муниципальных образований для предоставления субсидии согласно пункту 13 настоящего Порядка;
д) недостаток бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству на соответствующий финансовый год на цели, указанные в пункте 3 настоящего Порядка.
17. Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе Пензенской области о бюджете Пензенской области на текущий финансовый год и плановый период.
Возмещению подлежат затраты управляющей компании ТОР (дочернего общества управляющей компании) и (или) резидента ТОР, возникшие после создания соответствующей ТОР.
Предельный объем субсидии, предоставляемой i-му муниципальному образованию (Ci), рассчитывается по формуле:
,
где:
Vс - размер бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству законом о бюджете Пензенской области на текущий финансовый год и плановый период;
Si - объем субсидии, запрашиваемый i-м муниципальным образованием в соответствии с расчетом затрат;
- суммарный объем субсидии, запрашиваемый муниципальными образованиями в соответствии с расчетом затрат.
В случае если объем субсидии, рассчитанный по формуле в соответствии с настоящим пунктом, превышает запрашиваемый i-м муниципальным образованием объем финансирования, то субсидия предоставляется в размере запрашиваемого объема финансирования.
В случае если объем субсидии, рассчитанный по формуле в соответствии с настоящим пунктом, превышает объем финансирования, предусмотренный планом-графиком, то субсидия предоставляется в размере, не превышающем объема финансирования, предусмотренного планом-графиком.
18. Предоставление субсидии осуществляется на основании Соглашения, составленного по типовой форме, утверждаемой Министерством финансов Пензенской области. Соглашение и дополнительные соглашения к Соглашению, предусматривающие внесение в него изменений и его расторжение, заключаются в соответствии с указанной типовой формой.
Соглашение должно содержать условие о согласовании новых условий Соглашения или о расторжении Соглашения при недостижении согласия по новым условиям в случае уменьшения Министерству как получателю бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований, приводящего к невозможности предоставления субсидии в размере, определенном в Соглашении.
19. Результатами использования субсидии являются:
- количество резидентов ТОР нарастающим итогом, единиц;
- количество рабочих мест, созданных в рамках действия ТОР, единиц.
Порядок оценки эффективности использования субсидий, а также перечень количественных значений результатов использования субсидий, соответствующих целевым показателям (индикаторам) государственной программы Пензенской области "Развитие инвестиционного потенциала, инновационной деятельности и предпринимательства в Пензенской области", устанавливаются Соглашением в соответствии с подпунктом "д" пункта 4 Правил.
20. Перечисление субсидии в бюджет муниципального образования осуществляется на основании заявки Министерства на получение субсидии.
В заявке указываются необходимый объем средств в пределах предусмотренной субсидии, расходное обязательство, на осуществление которого субсидия предоставляется, и срок возникновения денежного обязательства муниципального образования в целях исполнения соответствующего расходного обязательства. К заявке прилагается выписка из решения представительного органа муниципального образования о бюджете муниципального образования на соответствующий год, подтверждающая наличие бюджетных ассигнований на софинансирование расходного обязательства.
Перечисление субсидии осуществляется в установленном порядке на единый счет бюджета муниципального образования, открытый в Управлении Федерального казначейства по Пензенской области.
21. Субсидия носит целевой характер.
В случае нецелевого использования субсидии муниципальным образованием к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
22. В случае нарушения муниципальным образованием обязательств по достижению значений результатов использования субсидии, установленных Соглашением, и в случае неустранения указанных нарушений до первой даты представления отчетности о достижении значений результатов использования субсидии объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального образования Пензенской области в бюджет Пензенской области, рассчитывается в порядке, установленном пунктами 17-18 Правил.
23. Муниципальное образование, являющееся получателем субсидии, представляет в Министерство ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчет о расходах бюджета муниципального образования, а также не позднее 20-го числа месяца, следующего за годом, в котором была получена субсидия, отчет о достижении установленных Соглашением значений результатов использования субсидии.
24. Не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года остатки субсидий, предоставленных из бюджета Пензенской области бюджету муниципального образования, подлежат возврату в доход бюджета Пензенской области в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.
25. Ответственность за достоверность представляемых в Министерство сведений и соблюдение условий, предусмотренных настоящим Порядком и Соглашением, возлагается на муниципальные образования Пензенской области.
26. Контроль за соблюдением муниципальным образованием Пензенской области условий предоставления субсидий осуществляется Министерством и уполномоченными органами государственного финансового контроля.".
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Пензенской области от 9 декабря 2024 г. N 995-пП "О внесении изменения в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.