Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 февраля 2012 г. N 12544/11 настоящее постановление отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Марьянковой Н.В., судей Коробова К.Ю., Шпачевой Т.В.,
при участии от ООО "ЮПМ-Кюммене Чудово" Бородулина С.И. (доверенность от 02.07.2010 N 99), от ОАО "РЖД" Кудряшова С.В. (доверенность от 14.12.2000),
рассмотрев 25.05.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮПМ-Кюммене Чудово" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2011 по делу N А56-48145/2010 (судьи Аносова Н.В., Глазков Е.Г., Кашина Т.А.),
установил
Общество с ограниченной ответственностью "ЮПМ-Кюммене Чудово" (далее - ООО "ЮПМ-Кюммене Чудово") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") о взыскании 101 666 руб. пеней за просрочку доставки груза в 11-ти вагонах (цистернах), а также 12 000 руб. расходов по оплате услуг представителя.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2011 решение от 18.11.2010 изменено: с ОАО "РЖД" в пользу ООО "ЮПМ-Кюммене Чудово" взыскано 40 785,30 руб. пеней, а в части взыскания 12 000 руб. расходов на оплату услуг представителя оставлено без изменения. В остальной части в иске отказано.
В кассационной жалобе ООО "ЮПМ-Кюммене Чудово", ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление от 28.02.2011 и оставить в силе решение от 18.11.2010.
Податель жалобы считает, что ОАО "РЖД" неправомерно разделило весь путь следования на два самостоятельных пути - по территории Финляндии и по территории России, увеличив тем самым срок доставки груза.
По мнению ООО "ЮПМ-Кюммене Чудово", в железнодорожных накладных имеются отметки о дате выдачи груза получателю, которая и является датой подтверждения окончания срока перевозки, исходя из которых суд необоснованно руководствовался памятками приемосдатчика, которые к тому же не предусмотрены Условиями перевозок пассажиров, багажа, товаробагажа и грузов в российско-финляндском прямом железнодорожном сообщении (далее - Условия перевозок).
Кроме того, податель жалобы не согласен с выводом суда апелляционной инстанции о том, что акты общей формы были составлены не в пути следования, а на станции назначения, в связи с чем в железнодорожных накладных отметки о составлении указанных актов не делаются.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" просит оставить ее без удовлетворения, указывая на то, что суды первой и апелляционной инстанций правильно истолковали и применили статью 13 Условий перевозок.
В судебном заседании представитель ООО "ЮПМ-Кюммене Чудово" поддержал приведенные в жалобе доводы, а представитель ОАО "РЖД" с ними не согласился.
Законность обжалуемого судебного акта апелляции проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, компания "HEXION SPECIALTY CHEMICALS OY" (Финляндия) в октябре - ноябре 2009 года в адрес ООО "ЮПМ-Кюммене Чудово" произвела поставку реагентов для производства пиломатериалов в вагонах (цистернах): N 57303489; 50682756; 51025328; 50682756; 57303489; 57310799; 57303489; 50682756; 57310799; 51025328 и 50682756 по железнодорожным накладным N 0132143; 0132141; 0132142; 0132146; 0132145; 0132147; 0132148; 0132150; 0132151; 0132152; 0132149.
Груз к перевозке принят на станции PUHOS VR (Финляндия) 06.10.2009; 08.10.2009; 03.11.2009; 10.11.2009; 19.11.2009; 24.11.2009; 04.12.2009 и доставлен в адрес ООО "ЮПМ-Кюммене Чудово" на станцию Чудово-Московское 13.10.2009; 15.10.2009; 10.11.2009; 17.11.2009; 26.11.2009; 28.11.2009; 01.12.2009; 09.12.2009.
Ссылаясь на наличие со стороны ОАО "РЖД" просрочки доставки грузов по каждой перевозке на 2-6 суток, то есть более 4/10 общего срока доставки, ООО "ЮПМ-Кюммене Чудово" предъявило ОАО "РЖД" претензию от 21.10.2009 N 1465 об уплате штрафных санкций.
В связи с отказом ОАО "РЖД" удовлетворить указанное требование, ООО "ЮПМ-Кюммене Чудово" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал исковые требования ООО "ЮПМ-Кюммене Чудово" обоснованными по праву и размеру.
Суд апелляционной инстанции сделал вывод, что срок доставки вагона по спорной отправке груза следует исчислять с учетом даты, указанной в памятке приемосдатчика, а не с даты, определенной в железнодорожных накладных и с учетом увеличения срока доставки груза в связи с задержками вагонов под таможенным контролем и с увеличением срока доставки на одни сутки, связанным с приемом к перевозке и выдачей груза, в соответствии с параграфом 1 статьи 13 Условий перевозок. Исходя из изложенного апелляционный суд признал подлежащими взысканию с ответчика в пользу истца пеней в размере 40 785,30 руб.
Кассационная инстанция, проверив законность обжалуемого судебного акта, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно параграфу 2 статьи 16 Условий перевозок выдача груза производится в соответствии с правилами, действующими на железной дороге назначения.
В соответствии с пунктом 4.1 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 "Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования" (далее - Правила N 26), время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом, принадлежащим перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки или выгрузки грузов на основании памятки приемосдатчика до момента получения перевозчиком от владельцев, пользователей или контрагентов железнодорожного пути необщего пользования уведомления о готовности вагонов к уборке на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
Пунктом 4.5 Правил N 26 предусмотрено, что учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления.
Суд апелляционной инстанции, применив данные нормы права, правильно исходил из того, что срок доставки вагона по спорной отправке следует исчислять с учетом даты, указанной в памятке приемосдатчика, а не в железнодорожных накладных.
В силу параграфа 3 статьи 13 Условий перевозок течение срока доставки приостанавливается на время задержек для выполнения административных формальностей.
Как установил апелляционный суд, представленными в материалы дела актами общей формы подтверждается факт задержки вагонов по спорным отправкам под таможенными операциями в зоне таможенного контроля, окончание срока задержки которых так же отражено в актах общей формы.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 3.5 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), после прибытия на станцию назначения вагонов, контейнеров, задержанных в пути следования по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, работник станции в случае нарушения срока доставки груза составляет акт общей формы в порядке, установленном настоящими Правилами.
Пунктом 3.2.1 Правил N 45 предусмотрено, что при составлении перевозчиком акта общей формы в пути следования на оборотной стороне накладной в графе "Отметки перевозчика" делается отметка с указанием номера и даты составления акта общей формы, которая заверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика.
Апелляционный суд исходя из буквального толкования указанных норм правомерно признал, что необходимость проставления соответствующей отметки на накладной предусмотрена только в случае составления акта общей формы в пути следования, при этом их составление на железнодорожных станциях назначения не предусмотрено.
Из представленных в материалы дела актов общей формы следует, что они составлены не в пути следования, а на станции назначения (Чудово-Московское Октябрьской железной дороги), при этом в них был правомерно увеличен срок доставки груза с учетом времени на проведение таможенного контроля.
Пунктом 6.1 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила N 27), предусмотрено также, что сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки - в том числе в случае задержки грузов таможенными и другими органами государственного контроля в пути следования более чем на одни сутки.
Ссылка подателя жалобы на неправомерное разделение судами при расчете пеней всего пути следования на два самостоятельных пути - по территории Финляндии и территории России, не может быть принята во внимание.
Исчисляя срок доставки груза, суды первой и апелляционной инстанций применили пункт 2 статьи 13 Условий перевозок: подпункт "а" - срок, связанный с приемом к перевозке и выдачей (1 сутки), а также подпункт "с" - срок на перевозку грузов повагонными и контейнерными отправками на каждые начатые 200 тарифных километров в пределах каждой железной дороги, участвующей в перевозке (1 сутки).
Срок, связанный с приемом грузов к перевозке и их выдачей, входит в расчет только один раз.
Разделение путей на два самостоятельных - на территории Финляндии и на территории Российской Федерации - необходимо для того, что установить, на чьей территории была допущена просрочка в перевозках. Объединение этих путей в один исключает такую возможность.
Согласно параграфу 2 статьи 38 Условий перевозок срок доставки, указанный в статьях 2 и 13 настоящих Условий, распределяется между участвовавшими в перевозке железными дорогами в следующем порядке: 1) срок, связанный с приемом грузов к перевозке и их выдачей - делится поровну; 2) срок на перевозку распределяется пропорционально тарифным километрам следования товаробагажа или груза по каждой из железных дорог.
В силу параграфа 4 статьи 38 Условий перевозок данное правило применяется только тогда, когда не соблюден общий срок доставки.
Суд апелляционной инстанции, проверив расчет ОАО "РЖД", произведенный с учетом исчисления срока доставки вагонов исходя из дат, указанных в памятке приемосдатчика, а также из увеличения срока доставки груза с учетом времени задержки вагонов под таможенным контролем и увеличения их доставки на одни сутки, что связано с приемом к перевозке и выдачей груза по параграфу 2 статьи 13 Условий перевозок, обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца пени в размере 40 785,30 руб.
Нарушений судом апелляционной инстанции норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены принятого по делу судебного акта, а также несоблюдения норм материального права кассационной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2011 по делу N А56-48145/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮПМ-Кюммене Чудово" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Марьянкова |
Судьи |
К.Ю. Коробов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.