Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Министерства образования
Чувашской Республики
от 06.11.2024 г. N 1355
Утверждена
приказом Министерства образования
Чувашской Республики
от 11.11.2019 N 2036
(приложение N 2)
Подпрограмма
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подросткового возраста
I. Общие положения
Опыт прохождения курса по подпрограмме подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подросткового возраста (далее соответственно - граждане, подпрограмма "Дети подросткового возраста") позволит кандидатам в замещающие родители получить информацию о психолого-педагогических аспектах воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подросткового возраста (далее - дети); получить квалифицированную помощь специалистов, познакомиться с опытом опекунов (попечителей), приемных родителей, также взявших на воспитание в свою семью детей (далее - замещающие родители).
Цель подпрограммы "Дети подросткового возраста": ознакомление с особенностями возрастных потребностей, процессами развития подопечных детей подросткового возраста и необходимыми для этого компетенциями и ресурсами.
Задачи подпрограммы "Дети подросткового возраста":
- оказание помощи в получении психологических, педагогических знаний, необходимых для воспитания детей, и формирование собственной психологической готовности к воспитанию таких детей;
- обучение кандидатов в замещающие родители умениям и навыкам выстраивания конструктивных межличностных отношений с детьми;
- информирование кандидатов в замещающие родители о службах сопровождения замещающих родителей, созданных на базе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Службы сопровождения).
Подпрограмма "Дети подросткового возраста" рассчитана на 32 академических часа и проходит в группах по очной форме обучения.
Занятия по очной форме обучения проводятся в виде семинаров, практикумов, тренингов, ролевых и деловых игр, индивидуальных и групповых консультаций (собеседований).
По итогам обучения граждане получают свидетельство о прохождении подпрограммы "Дети подросткового возраста" (далее - свидетельство) по форме, утвержденной Министерством образования Чувашской Республики.
II. Учебная программа
Освоение подпрограммы "Дети подросткового возраста" включает изучение следующих тем:
- психофизиологические изменения в период пубертата, неравномерность психического и физического созревания, влияние уровня гормонов на физиологические изменения и психические состояния, поведенческий уровень изменений;
- "новообразования" подросткового возраста: физиологические особенности развития, когнитивное развитие, развитие самосознания, социализация подростков;
- формирование образа тела, представление о собственном теле, телесная идентичность, непринятие собственного тела, формирование принадлежности к мужскому или женскому полу, типология половой идентичности по И.В. Романову (адекватный тип, инвертированный, возрастно-дифференцированный, недифференцированный, инфантильный);
- сексуальность подростков, первый сексуальный опыт как способ самоутверждения, отношение подростков к сексуальным контактам, эмоциональная сторона сексуальных контактов, меры профилактики преждевременной беременности, абортов, инфекционных заболеваний, передающихся половым путем;
- особые потребности подростка в семейном жизнеустройстве, особенности семей с родственной опекой (риски) (Ослон В.Н.);
- особенности аффективно-личностной сферы подростков, воспитывающихся в семьях родственной и неродственной опеки;
- семья в эпицентре подросткового кризиса: влияние родительского отношения на развитие подростка, неблагоприятные стили родительских отношений, перечень факторов, вызывающих семейный стресс (Ослон В.Н.), течение кризиса у современных подростков;
- психологический практикум по эффективному взаимодействию родителей с подростками, ресурсность семьи для приема подростка;
- социальное становление подростков: процессы, современные тенденции, феномен "социальный инфантилизм", функции школы в формировании социального становления ребенка-подростка, факторы поддержки школьной социализации, взаимодействие родителей с образовательными организациями;
- особенности действия информационного пространства на социальное становление подростка;
- профессиональное определение в выборе профессии, особенности профессий в современном мире (востребованность, актуальность, необходимые требования и условия труда);
- полоролевая идентификация, семья как система, построение отношений в ней, представление о своей будущей семье;
- общение со сверстниками, подростковая субкультура, формальные и неформальные сообщества, удовлетворение потребности в принадлежности группе;
- склонность подростков к риску, структура и механизмы подростковой рискованности, факторы рискового поведения, различия рискового поведения у мальчиков и девочек;
- противоправные действия ребенка подросткового возраста: причины, последствия, профилактика;
- эмоциональные изменения в психике ребенка-подростка: склонность к унынию, ощущение чувства непонятности и одиночества, суицидальные мысли, признаки подростковой депрессии, саморазрушающее поведение подростков: причины, виды, профилактика, аддиктивное (зависимое) поведение подростков, влияние "гаджетов" и интернета на психику ребенка подросткового возраста;
- основы законодательства в сфере защиты прав детей, а также права и обязанности замещающих родителей подростка.
В рамках освоения указанных тем осуществляется:
- изучение потребностей развития детей подросткового возраста и понимание замещающими родителями необходимости их обеспечивать;
- изучение потребностей детей подросткового возраста в привязанности, идентичности как основы благополучного развития таких детей; роли биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей, и преодоления стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни такого ребенка;
- изучение основных психологических особенностей развития детей подросткового возраста;
- понимание всеми членами семьи кандидатов в замещающие родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон;
- проведение оценки кандидатами в замещающие родители имеющихся у них компетенций по воспитанию детей подросткового возраста, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
III. Учебно-тематический план
N |
Темы занятий |
Количество часов |
|||
Всего |
Лекции |
Тренинги |
Индивидуальные консультации |
||
I БЛОК. Организационно-подготовительный |
4 |
1 |
1 |
2 |
|
1. |
Введение в курс обучения кандидатов к приему ребенка-подростка |
2 |
1 |
1 |
|
2. |
Структурированное интервью (анкетирование "Подросток глазами родителя") |
2 |
|
|
2 |
II БЛОК. Учебно-ознакомительный |
27 |
10,5 |
15,5 |
1 |
|
1. |
Подростковый возраст как период развития |
5 |
1 |
4 |
|
2. |
Подростковый "кризис" и взаимоотношения с родительской подсистемой |
6 |
2,5 |
3 |
0,5 |
3. |
Подросток и социум. "Трудное поведение" подростков в замещающей семье. Психологический практикум по эффективному взаимодействию родителей с подростками |
10 |
3 |
6,5 |
0,5 |
4. |
Склонность подростков к риску. Влияние социально-негативных рисков на поведение подростка |
4 |
2 |
2 |
|
5. |
Основы законодательства в сфере защиты прав детей, а также права и обязанности замещающих родителей, воспитывающих ребенка подросткового возраста |
2 |
2 |
|
|
III Блок. Итоговый |
1 |
|
|
1 |
|
1. |
Итоговая аттестация |
1 |
|
|
1 |
|
Итого: |
32 |
11,5 |
16,5 |
4 |
IV. Требования к уровню подготовки
4.1. Кандидаты в замещающие родители, успешно усвоившие Подпрограмму "Дети подросткового возраста", должны иметь представление:
- о системе защиты прав детей, формах их устройства на воспитание в семью, взаимодействии замещающих родителей со Службами сопровождения в процессе подготовки и после приема детей в семью, мерах поддержки замещающих родителей;
- об ответственности за жизнь и здоровье детей, оставшихся без попечения родителей, их воспитание и развитие;
- о правилах безопасного воспитания детей в зависимости от их возраста, жизненного опыта, потребностей развития, обеспечения их безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
- о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему детей, оставшихся без попечения родителей;
- о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых замещающим родителям;
- о порядке контактов детей, оставшихся без попечения родителей, с кровными родителями и родственниками.
4.2. Кандидаты в замещающие родители, успешно усвоившие Подпрограмму "Дети подросткового возраста", должны знать:
- закономерности и потребности развития ребенка в подростковый период;
- важность удовлетворения потребности детей в идентичности и эмоциональных привязанностях как основополагающих для их нормального развития;
- причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной и социальной депривации детей;
- о влиянии прошлого опыта детей на психофизическое развитие и поведение;
- этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи детям на разных этапах проживания горя;
- способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития.
4.3. Кандидаты, успешно усвоившие Подпрограмму "Дети подросткового возраста", должны уметь:
- использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своих ресурсов и ограничений как личных, так и семейных при воспитании детей;
- видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию детей;
- выбирать способы реагирования на отклоняющееся поведение детей в зависимости от особенностей их развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
- быть готовыми оказать поддержку детям, переживающим горе и потерю;
- предотвращать риск жестокого обращения с детьми в своей семье;
- оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
- оценивать изменение собственной семейной системы после прихода в семью детей, оставшихся без попечения родителей;
- понимать связи между потребностями развития детей и возможностями своей семьи;
- оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
- быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
- ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и замещающим родителям;
- заботиться о здоровье детей;
- соблюдать конфиденциальность в отношении детей.
V. Итоговая аттестация
Итоговая аттестация граждан проводится в форме собеседования при успешном усвоении Подпрограммы "Дети подросткового возраста" и завершается выдачей свидетельства.
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Приказ Министерства образования Чувашской Республики от 6 ноября 2024 г. N 1355 "О внесении изменений в приказ Министерства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.