Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу Министерства образования
Чувашской Республики
от 06.11.2024 г. N 1355
Утверждена
приказом Министерства образования
Чувашской Республики
от 11.11.2019 N 2036
(приложение N 5.1)
Программа
повышения ресурсности замещающих семей с родственной опекой (попечительством) "Тавансем" (родные люди)
I. Общие положения
Программа повышения ресурсности замещающих семей с родственной опекой (попечительством) "Тавансем" (родные люди) (далее - Программа) ориентирована на расширение психолого-педагогических компетенций замещающих родителей из числа кровных родственников.
Согласно статье 14 Семейного кодекса Российской Федерации близкими родственниками являются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры. На законодательном уровне для близких родственников подготовка к приемному родительству не является обязательной. В связи с этим значительная доля родственных опекунов не проходят подготовку в школе приемного родителя, обязательной для остальных категорий граждан, желающих взять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Прохождение Программы позволит помочь найти ресурсы в уже заданных отношениях опекунов (попечителей) и подопечных, и работать не только на передачу знаний и навыков, но и, в значительной степени, на терапию травмы.
Цели Программы:
- профилактика "вторичного сиротства";
- повышение уровня психолого-педагогических компетенций родственников, желающих принять на воспитание в семью внуков, братьев/сестер, племянников и иных членов семьи.
Задачи Программы:
- прояснение мотивации к приему ребенка-родственника;
- формирование представления о ресурсах, помогающих при воспитании детей близкими родственниками;
- особенности депривации и последствий жестокого обращения с детьми, пережившими травмы утраты кровных родителей, переданных на воспитание родственникам;
- особенности формирования привязанности между членами семьи.
Программа рассчитана на 36 академических часов, проходит в группах по очной форме обучения и проводится в виде практических занятий (семинаров, практикумов, тренингов, ролевых и деловых игр, индивидуальных и групповых консультаций (собеседований)).
По итогам обучения замещающие родители получают свидетельство о прохождении Программы (далее - свидетельство) по форме, утвержденной Министерством образования Чувашской Республики.
II. Учебная программа
Перед началом освоения курса с участниками проводится индивидуальное собеседование. Целями индивидуального собеседования являются выявление актуальных мотивов принятия в семью детей, связанных с ними ожиданий и анализ ресурса семьи.
Итоговое собеседование проходит очно в случае 100% посещения занятий.
Освоение Программы включает изучение следующих тем:
- мотивы и ожидания замещающих родителей, связанные с принятием в семью детей-близких родственников, основные понятия;
- понятие воспитательских компетенций при родственной опеке (попечительстве), понятие и типы семейного воспитания, понятие, структура и основные признаки родительской позиции, родительского отношения;
- формирование представления о ресурсах у опекунов (попечителей), принявших на воспитание своих племянников, братьев/сестер, внуков;
- представление о возможных рисках, которые могут возникнуть в процессе воспитания ребенка, представление о своих ресурсах, помогающих в воспитании детей;
- формирование представления об особенностях воспитания детей разного возраста в семье с родственной опекой (попечительство);
- формирование представления об особенностях детей, находящихся на разных возрастных этапах, формирование представления о возрастных кризисах, пути преодоления возрастных кризисов, формирование представления замещающих родителей о потребностях ребенка как физических, так и эмоциональных;
- проработка возможных ошибок в воспитании, способность и готовность к осознанию и проработке собственных психологических барьеров в отношении особого ребенка, формирование позитивного образа ребенка, адекватных ожиданий от ребенка;
- депривация и последствия жестокого обращения с детьми кровными родителями и помощь опекунов (попечителей) в переживание травмы утраты;
- эмоциональная депривация, понимание потребностей ребенка, потребность в идентичности и в эмоциональных привязанностях, проявления и последствий эмоциональной депривации и жестокого обращения;
- формирование представления помощи ребенку в преодолении последствия жестокого обращения;
- стереотипы мышления, связанные с восприятием места кровной семьи в жизни ребенка;
- стадии переживания горя и потери, виды насилия, жестокое обращение, посттравматическое стрессовое расстройство;
- диспропорция развития, как помочь своим внукам, братьям/сестрам, племянникам, находящимся под опекой (попечительством), пережить горе;
- особенности адаптации всех членов семьи при родственной опеке (попечительстве);
- привязанность между родственниками (опекун (попечитель) - ребенок), понятие привязанности, формирование представления о формировании привязанности, механизмы формирования более прочной привязанности при родственной опеке (попечительстве), потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребенка, нарушение привязанности (травма привязанности), потеря привязанности, токсичная привязанность;
- медицинские аспекты при родственной опеке (попечительстве);
- юридические вопросы: распоряжение об опеке (попечительстве) и срок его действия, юридическая ответственность за ребенка, находящегося под опекой (попечительством), сохранение имущества ребенка и пользование им, меры материальной поддержки опекунов (попечителей) и детей при родственной опеке (попечительстве);
- профилактика эмоционального выгорания опекунов (попечителей).
III. Учебно-тематический план
N |
Темы занятий |
Количество часов |
|||
Всего |
Лекции |
Тренинги |
Индивидуальные консультации /самоконтроль |
||
I БЛОК. Организационный |
1 |
0,5 |
|
0,5 |
|
1. |
Структурированное интервью |
0,5 |
|
|
0,5 |
2. |
Введение в курс подготовки |
0,5 |
0,5 |
|
|
II БЛОК. Учебный |
33 |
8,5 |
23,5 |
1 |
|
1. |
Мотивация к приему детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, близкими родственниками |
1,5 |
0,5 |
1 |
|
2. |
Группы воспитательских компетенций опекунов (попечителей) близких родственников подопечного ребенка |
3,5 |
0,5 |
2,5 |
0,5 |
3. |
Формирование представления о ресурсах у опекунов (попечителей), принявших на воспитание своих племянников, братьев/сестер, внуков, помогающих опекуну (попечителю) при воспитании детей |
3,5 |
0,5 |
3 |
|
4. |
Формирование представления об особенностях воспитания детей разного возраста в семье с родственной опекой (попечительством) |
4,5 |
1 |
3,5 |
|
5. |
Депривация и последствия жестокого обращения с детьми кровными родителями и помощь опекунов в переживании травмы утраты |
5,5 |
1 |
4,5 |
|
6. |
Особенности адаптации всех членов семьи при родственной опеке |
5 |
1 |
4 |
|
7. |
Привязанность между родственниками (опекун (попечитель) - ребенок) |
5,5 |
1 |
4 |
0,5 |
8. |
Медицинские аспекты при родственной опеке (попечительстве) |
2 |
1,5 |
0,5 |
|
9. |
Юридический блок |
2 |
1,5 |
0,5 |
|
III БЛОК. Итоговый |
2 |
|
|
2 |
|
1. |
Итоговая аттестация |
0,5 |
|
|
0,5 |
2. |
Индивидуальная консультация |
1,5 |
|
|
1,5 |
|
Итого: |
36 |
9 |
23,5 |
3,5 |
IV. Требования к уровню подготовки
4.1. Замещающие родители, успешно усвоившие Программу, должны иметь представление:
- о системе защиты прав детей-родственников, формах их устройства на воспитание в семью кровных родственников, взаимодействии замещающих родителей с организациями, подведомственными Министерству образования Чувашской Республики, на базе которых действуют службы сопровождения замещающих семей и постинтернатного сопровождения выпускников детских домов (далее - Службы сопровождения), меры поддержки замещающих родителей;
- об ответственности за жизнь и здоровье детей, их воспитание и развитие;
- о потребностях нормального развития детей;
- о правилах безопасного воспитания детей-родственников в зависимости от их возраста, жизненного опыта, потребностей развития, обеспечения их безопасности, как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
- о своей семье, как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему детей;
- о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых замещающим родителям;
- о порядке контактов детей, оставшихся без попечения родителей, с кровными родителями и родственниками.
4.2. Замещающие родители, успешно усвоившие Программу, должны знать:
- права и обязанности замещающих родителей как в отношении детей, так и в отношении Службы сопровождения;
- закономерности и потребности развития ребенка в разные возрастные периоды;
- важность удовлетворения потребности детей в идентичности и эмоциональных привязанностях, как основополагающих для его нормального развития;
- причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной и социальной депривации детей;
- о влиянии прошлого опыта детей на психофизическое развитие и поведение;
- этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи детям на разных этапах проживания горя;
- способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития.
4.3. Замещающие родители, успешно усвоившие Программу, должны уметь:
- использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своих ресурсов и ограничений как личных, так и семейных при воспитании детей;
- видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию детей;
- выбирать способы реагирования на отклоняющееся поведение детей в зависимости от особенностей их развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
- быть готовыми оказать поддержку детям, переживающим горе и потерю;
- предотвращать риск жестокого обращения с детьми в своей семье;
- оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
- оценивать изменение собственной семейной системы после прихода в семью детей-родственников;
- понимать связи между потребностями развития детей и возможностями своей семьи;
- оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
- быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания детей;
- ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детей и замещающих родителей;
- заботиться о здоровье детей.
V. Итоговая аттестация
Итоговая аттестация проводится в форме собеседования в конце курса обучения замещающих родителей и при успешном усвоении Программы завершается выдачей свидетельства.
<< Приложение N 1 |
||
Содержание Приказ Министерства образования Чувашской Республики от 6 ноября 2024 г. N 1355 "О внесении изменений в приказ Министерства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.