Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 марта 2012 г. N 14340/11 настоящее постановление оставлено без изменения
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бычковой Е.Н., судей Кирейковой Г.Г., Серовой В.К.,
при участии от Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области Шушуновой П.П. (доверенность от 18.01.2011), от Региональной общественной организации "Водно-моторный клуб "Маяк" Бельчевской М.Н. (доверенность от 13.07.2010),
рассмотрев 21.06.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.10.2010 (судья Сычевская С.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2011 (судьи Савицкая И.Г., Есипова О.И., Семенова А.Б.) по делу N А21-5799/2010,
установил:
Региональная общественная организация "Водно-моторный клуб "Маяк" Светловского округа Калининградской области (далее - Клуб) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным отказа Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (далее - Служба), изложенного в письме от 11.06.2010 N 1010, в отнесении Клуба к группе потребителей, использующих электрическую энергию на коммунально-бытовые нужды, для которых производится расчет тарифов по группе "население", как не соответствующего Федеральному закону от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ), а также просил обязать Службу устранить допущенные нарушения прав заявителя путем вынесения решения об отнесении Клуба к группе потребителей, приравненных к населению, как использующих электроэнергию на коммунально-бытовые нужды в объемах фактического потребления граждан потребителей и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ). Кроме того, Клуб просил взыскать со Службы судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 30 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 12.10.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.02.2011, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Служба, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 12.10.2010 и постановление от 28.02.2011 и принять новый судебный акт.
Податель жалобы ссылается на неправильное применение судами абзаца 8 пункта 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания), согласно которому к группе "население" могут быть отнесены по решению региональных органов "некоммерческие объединения граждан (гаражно-строительные, гаражные кооперативы, автостоянки) и объединенные хозяйственные постройки граждан (погреба, сараи и иные сооружения)". По мнению подателя жалобы, Клуб не является гаражно-строительным, гаражным кооперативом или автостоянкой, а также не относится к организациям-исполнителям коммунальных услуг, поэтому Служба не могла принять решения об его отнесении к группе "население". Кроме того, податель жалобы считает, что указанный пункт Методических указаний регламентирует отношения, связанные с содержанием автомобилей, и не относится к хранению лодок, катеров или яхт. Также податель жалобы оспаривает вывод судов о том, что эллинги могут быть отнесены к объединенным хозяйственным постройкам граждан в качестве "иных сооружений", о которых говорится в названном пункте Методических указаний. Служба утверждает, что из приказа Федеральной службы по тарифам от 31.12.2010 следует, что под "иными сооружениями" понимаются сооружения, аналогичные погребам и сараям.
В отзыве на кассационную жалобу Клуб просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.
В судебном заседании представитель Службы поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Клуба возражал против ее удовлетворения по основаниям, указанным в отзыве.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Клуб является добровольным, самоуправляемым, независимым общественным объединением граждан, основной целью которого является развитие водно-моторного спорта, туризма в Калининградском регионе путем создания условий для привлечения граждан к участию в этом процессе. Клуб объединяет граждан, имеющих маломерные суда (плавсредства) и эллинги.
26.08.2008 Клуб (абонент) и открытое акционерное общество "Янтарьэнерго" (далее - ОАО "Янтарьэнерго"; энергоснабжающая организация) заключили договор на получение электрической энергии, в соответствии с которым Клуб оплачивает электрическую энергию по тарифу "прочие потребители" с начислением на тариф налога на добавленную стоимость 18%.
Приказом Службы от 12.11.2009 N 50-02э/09 (далее - Приказ N 50-02э/09) гаражно-строительные, гаражные кооперативы, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды в объемах фактического потребления граждан потребителей и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования, отнесены к группе потребителей, приравненных к населению.
Клуб обратился к энергоснабжающей организации с просьбой применить к нему положения названного приказа и взимать плату по тарифу для потребителей, приравненных к населению, так как фактически электроэнергия используется на коммунально-бытовые нужды членов клуба.
Письмом от 26.04.2010 N 1434 ОАО "Янтарьэнерго" отказало в просьбе Клуба со ссылкой на то, что данный вопрос находится в компетенции Службы.
Клуб 24.05.2010 обратился в Службу с просьбой отнести эллинги к объединениям хозяйственных построек граждан, использующих электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, для которых производится расчет тарифов по группе "население".
Письмом Службы от 11.06.2010 N 1010 Клубу отказано в отнесении эллингов членов клуба к объединениям хозяйственных построек граждан, использующих электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, для которых производится расчет тарифов по группе "население".
Не согласившись с отказом Службы, Клуб обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суды первой и апелляционной инстанций признали требования Клуба законными и удовлетворили заявление, обязав Службу отнести Клуб к группе потребителей, приравненных к населению, как использующих электроэнергию на коммунально-бытовые нужды в объемах фактического потребления граждан потребителей и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришла к следующим выводам.
В рамках настоящего дела оспаривается решение Службы, изложенное в письме от 11.06.2010 N 1010, об отказе в отнесении Клуба к группе потребителей, использующих электрическую энергию на коммунально-бытовые нужды, для которых производится расчет тарифов по группе "население", как не соответствующий Закону N 41-ФЗ, а также об обязании Службы устранить допущенные нарушения.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из данной нормы следует, что для удовлетворения заявленных в рамках настоящего дела требований Клуба суду необходимо установить два обстоятельства: во-первых, решение, (действие, бездействие) Службы не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и, во-вторых, оспариваемое решение Службы нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьями 1, 2, 4 Закона N 41-ФЗ тарифы на электрическую энергию - это система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию. Тарифы на электрическую энергию, поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно-правовых форм, подлежат государственному регулированию. Государственное регулирование тарифов на электрическую энергию осуществляется на основе принципов, указанных в названном Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов на электрическую энергию и их предельных уровней.
Согласно статье 6 Закона N 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
При регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию органами государственного регулирования учитываются затраты энергоснабжающих организаций, в том числе расходы на обеспечение оборотных средств, исходя из порядка расчетов за электрическую и тепловую энергию (статья 2 Закона N 41-ФЗ).
Во исполнение Закона N 41-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", которым утверждены Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации и Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы ценообразования).
Пункт 59 Основ ценообразования устанавливает критерии дифференциации тарифов по группам (категориям) потребителей электрической энергии. Особенности расчета тарифов для отдельных групп потребителей электрической энергии определены в шестом разделе Методических указаний. При этом тарифные группы (базовые потребители, население, прочие потребители) предусмотрены пунктом 27 Методических указаний.
В частности, установлено, что аналогично группе 2 "население" производится расчет тарифов для следующих приравненных к категории "население" потребителей:
- исполнителей коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), наймодателей (или уполномоченных ими лиц), предоставляющих гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда: жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающих электроэнергию для коммунально-бытового потребления граждан в объемах фактического потребления потребителей-граждан и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования;
- гарантирующих поставщиков (далее также - ГП), энергосбытовых (далее также - ЭСК), энергоснабжающих организаций, приобретающих электроэнергию в целях дальнейшей продажи потребителям-гражданам и (или) исполнителям коммунальной услуги электроснабжения, наймодателям (или уполномоченным ими лицам), в объемах фактического потребления потребителей-граждан и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования;
- садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан - некоммерческих организаций, учрежденных гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее - садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение);
- физических лиц, приобретающих электрическую энергию в целях потребления в помещениях для содержания осужденных, при условии наличия раздельного учета в указанных помещениях;
- физических лиц, приобретающих электрическую энергию в целях потребления в населенных пунктах, жилых зонах при воинских частях, рассчитывающихся по общему счетчику на вводе;
- содержащихся за счет прихожан религиозных организаций;
Таким образом, судами сделан правомерный вывод о том, что к группе потребителей "население" приравниваются исполнители коммунальных услуг, приобретающие электроэнергию для коммунально-бытового потребления граждан в объемах фактического потребления потребителей-граждан и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования.
Согласно части 8 пункта 27 Методических указаний оформленным надлежащим образом решением региональных органов Федеральной службы по тарифам производится отнесение к группе "население" таких потребителей как некоммерческие объединения граждан (гаражно-строительные, гаражные кооперативы, автостоянки), объединенные хозяйственные постройки граждан (погреба, сараи и иные сооружения).
Согласно уставу Клуб является региональной общественной организацией, добровольным, самоуправляемым, независимым общественным объединением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В материалы дела представлен список членов Клуба, из которого следует, что все члены Клуба являются физическими лицами.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций правомерно указано, что Клуб является некоммерческим объединением граждан.
Судами установлено и материалами дела подтверждается то, что эллинги Клуба представляют собой принадлежащие гражданам двухэтажные строения, на первом этаже которых расположено помещение для хранения лодки либо маломерного судна, на втором этаже - помещение для отдыха.
Свидетельствами о праве собственности подтверждаются права членов Клуба на принадлежащие им эллинги.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что члены Клуба используют эллинги для личных целей, связанных с хранением лодок.
Электроэнергия используется в эллингах на коммунально-бытовые нужды физического лица, пользующегося эллингом.
Установление данных обстоятельств позволило судам прийти к выводу о том, что некоммерческое объединение граждан - владельцев лодок и гаражей для них, использующих электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, относится к группе потребителей, приравненных к населению, поскольку гаражные кооперативы, объединяющие владельцев автомашин, имеющих гаражи для хранения автомашин, использующих электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, к таковым отнесены. Кассационная инстанция считает этот вывод судов первой и апелляционной инстанций правомерным.
Службой 12.11.2009 издан приказ N 50-02э/09 об отнесении потребителей - некоммерческих объединений граждан (гаражно-строительных, гаражных кооперативов) к группе потребителей, приравненных к населению. При издании данного приказа Служба руководствовалась и пунктом 27 названных Методических указаний.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд кассационной инстанции считает основанным на правомерном толковании пункта 27 Методических указаний вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что в настоящем случае Службой не доказана невозможность отнесения Клуба, являющегося некоммерческой организацией, объединяющего в своих членах только физических лиц, использующих электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, к группе потребителей, приравненных к населению с применением соответствующего тарифа.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что эллинги могут быть отнесены к "иным сооружениям", указанным в части 8 пункта 27 Методических указаний в числе объединенных хозяйственных построек граждан (погреба, сараи и иные сооружения).
При этом вывод апелляционного суда о том, что приказ Федеральной службы по тарифам от 31.12.2010 N 655-э, не влечет необоснованности выводов суда первой инстанции об отнесении эллингов к "иным сооружениям", является правильным, поскольку согласно перечню потребителей, утвержденному названным приказом, к группе "население" отнесены объединенные хозяйственные постройки физических лиц (погреба, сараи и иные сооружения аналогичного назначения), к которым могут быть отнесены и спорные эллинги.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правомерном толковании пункта 27 Методических указаний в совокупности с иными нормами законодательства, регулирующего тарифные отношения. Руководствуясь положениями статей 198, 200, 201 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно признал действия Службы незаконными и обязал Службу устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 201, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.10.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2011 по делу N А21-5799/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Бычкова |
Судьи |
Г.Г. Кирейкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.