См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 июня 2012 г. N Ф07-5916/11 по делу N А42-7826/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Михайловской Е.А.,
при участии от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области Блинова Е.И. (доверенность от 31.01.2011), от общества с ограниченной ответственностью "Сервис МЛТ" Тихоновой К.Ю. (доверенность от 13.09.2010),
рассмотрев 27.06.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.01.2011 (судья Беляева Л.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2011 (судьи Зотеева Л.В., Лопато И.Б., Семенова А.Б.) по делу N А42-7826/2010,
установил
Общество с ограниченной ответственностью "Сервис МЛТ" (далее - ООО "Сервис МЛТ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области (далее - Управление) от 14.10.2010 N 2681/88 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания 150 000 руб. штрафа.
Решением от 28.01.2011 суд признал незаконным постановление Управления и изменил его в части назначения наказания, снизив размер подлежащего взысканию штрафа до 100 000 руб.
Постановлением от 13.04.2011 апелляционная инстанция отменила решение суда первой инстанции, признала незаконным и отменила постановление Управления.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение от 28.01.2011 и постановление от 13.04.2011. Податель жалобы считает, что в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ. Управление отмечает, что при проведении административного расследования положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) не применяются. По мнению Управления, административный орган не допустил процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении, поскольку представитель ООО "Сервис МЛТ" отказался от его подписания.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель ООО "Сервис МЛТ" возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, 30.07.2010 на основании приказа руководителя Управления от 30.07.2010 N 119 с целью проверки заявления гражданина Чепашина В.В. от 27.07.2010 сотрудниками Управления была проведена рейдовая проверка водосборной площади реки Кола и озера Безымянного в районе города Кола.
В ходе проверки выявлено, что на земельном участке, находящемся в водоохранной зоне реки Кола, расположенном по адресу: Мурманская область, город Кола, Каменный остров, дом 4 "в", на удалении 140 метров от уреза воды реки Кола имеется скопление вещества светло-серого цвета с запахом карбида кальция. Земельный участок находится за ограждением территории ООО "Сервис МЛТ", которое производит ацетилен, используя в качестве сырья карбид кальция; в результате производственной деятельности образуется карбидный ил (карбидная известь). Указанные обстоятельства отражены в справке-докладе от 02.08.2010.
На основании данной справки-доклада Управление вынесло определение от 02.08.2010 N 2686/04 о возбуждении в отношении ООО "Сервис МЛТ" дела об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Сотрудники Управления 04.08.2010 в соответствии со статьей 27.8 КоАП РФ в присутствии директора Общества и понятых произвели осмотр территории ацетиленового цеха по адресу: Мурманская область, город Кола, Каменный остров, дом 4 "в", и прилегающего земельного участка в водоохранной зоне реки Кола, результаты которого зафиксированы в протоколе осмотра от 04.08.2010.
В ходе осмотра установлено, что на территории Общества рядом с ацетиленовой станцией обнаружены бочки из-под карбида кальция, которые в дальнейшем используются Обществом для хранения гашеной извести. Площадка для временного хранения (размещения) бочек не оборудована, не имеет твердого покрытия, обваловки, навеса; границы площадки не обозначены, ливневая канализация отсутствует. Также установлено, что в Обществе образуются следующие виды отходов: ртутные лампы, твердые бытовые отходы (ТБО), гашеная известь.
На момент осмотра ацетиленовая станция находилась в рабочем состоянии, но не эксплуатировалась. Помещение станции имеет налет светло-серого вещества (предположительно - гашеная известь). Труба имеет уклон за пределы участка и также имеет налет светло-серого цвета. Противоположный конец трубы за пределами участка Общества выходит к земельному участку, покрытому светло-серым веществом на площади приблизительно 1500 кв.м.
В целях определения класса опасности отхода, образуемого при выработке ацетилена в процессе деятельности ООО "Сервис МЛТ", сопоставления состава вещества, образуемого при выработке ацетилена в процессе деятельности Общества, и светло-серого вещества, сброшенного на рельеф местности водоохраной зоны реки Кола в районе, прилегающем к территории ООО "Сервис МЛТ", определения влияния светло-серого вещества, сброшенного на рельеф местности водоохраной зоны реки Кола в районе, прилегающем к территории ООО "Сервис МЛТ", на состояние земельного участка, на который оно сброшено, 13.08.2010 специалистами федерального государственного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Мурманской области" филиала федерального государственного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу" (далее - ЦЛАТИ) в присутствии директора Общества и понятых произведен отбор проб почвы и отходов, в том числе внутри ацетиленовой станции на территории Общества и на прилегающем земельном участке, покрытом светло-серым веществом.
По результатам анализа проб ЦЛАТИ подготовил заключение от 07.09.2010 N 013-Э-10, согласно которому отходы, образуемые при выработке ацетилена в процессе деятельности ООО "Сервис МЛТ", следует отнести к IV классу опасности; плотность отходов - 1,44 кг/дм3; перечень компонентов для определения устанавливался исходя из технологии производства ацетилена и состава исходного сырья.
По результатам проверки Управление составило протокол об административном правонарушении от 29.09.2010 N 2681/91, согласно которому ООО "Сервис МЛТ" является объектом образования и временного размещения отходов производства и потребления, однако в нарушение статей 18, 22, 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) и статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) в Обществе отсутствует проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; в нарушение статьи 14 Закона N 89-ФЗ Обществом не составлены паспорта на образующиеся отходы I-IV класса опасности, не представлены расчеты класса опасности; в нарушение статей 4, 9 и 15 Закона N 89-ФЗ у Общества отсутствует лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов; в нарушение статьи 15 Закона N 89-ФЗ в Обществе отсутствуют лица, допущенные к обращению с отходами I-IV класса опасности и специалисты, имеющие свидетельства о профессиональной подготовке на право работы с опасными отходами.
Управление на основании указанных документов 14.10.2010 вынесло постановление N 2681/88 о привлечении Общества за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде взыскания 150 000 руб. штрафа.
ООО "Сервис МЛТ" оспорило указанное постановление Управления в арбитражный суд.
Суд первой инстанции установил в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, после чего снизил размер штрафа до 100 000 руб. Суд не установил нарушения порядка привлечения Общества к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции так же установил наличие в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения, однако отменил решение суда первой инстанции и признал незаконным постановление Управления, указав на то, что результаты проведенной Управлением проверки получены с нарушениями Закона N 294-ФЗ и что генеральному директору ООО "Сервис МЛТ" Попову А.В. при составлении протокола об административном правонарушении и Обществу при направлении в его адрес данного протокола в нарушение части 3 статьи 28.2 КоАП РФ не были разъяснены права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ.
Кассационная инстанция считает, что обжалуемое постановление апелляционного суда не подлежит отмене.
Статьей 8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами предусмотрено привлечение к административной ответственности.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
В силу пункта 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Статьей 19 Закона N 89-ФЗ установлена обязанность юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Пунктом 1 статьи 22 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.
В соответствии со статьей 24 Закона N 7-ФЗ нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, в процессе эксплуатации ацетиленовой станции (производства ацетилена) образуется вещество - карбидный ил (гашеная известь). Согласно заключению ЦЛАТИ от 07.09.2010 N 013-Э-10 отход, образуемый при выработке ацетилена в процессе деятельности ООО "Сервис МЛТ", следует отнести к IV классу опасности. При этом, паспорта на IV класс опасности не оформлены, лимиты не разработаны. Кроме того, в результате деятельности Общества образуются также отходы I класса опасности - ртутные отработанные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки.
В ходе судебного разбирательства суды первой и апелляционной инстанций обоснованно установили, что Общество не имеет паспорта на опасные отходы производства, проекты нормативов образования отходов и лимитов размещения отходов, что образует объективную сторону вменяемого заявителю правонарушения.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Между тем апелляционный суд признал незаконным привлечение Общества к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ, посчитав, что результаты проведенной Управлением проверки получены с нарушениями Закона N 294-ФЗ, в связи с чем они не могут являться доказательствами по делу.
Кассационная инстанция считает данный вывод апелляционного суда необоснованным, поскольку порядок привлечения Общества к административной ответственности, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Управлением был соблюден. При этом на правоотношения, связанные с привлечением лица к административной ответственности, положения Закона N 294-ФЗ не распространяются.
Вместе с тем данный ошибочный вывод апелляционного суда не привел к принятию им неправомерного постановления.
Апелляционный суд обоснованно указал на нарушение Управлением процедуры привлечения Общества к административной ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные названным Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Частью 5 статьи 28.2 КоАП РФ установлено, что протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 указанной статьи, в нем делается соответствующая запись.
Из материалов дела не следует, что генеральному директору Общества Попову А.В. при составлении протокола об административном правонарушении были разъяснены его права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, и что он отказывался расписываться в соответствующей графе протокола. В самом протоколе соответствующие отметки отсутствуют.
При названных обстоятельствах составление протокола об административном правонарушении без подписи законного представителя Общества о разъяснении ему прав и без отметки об отказе руководителя поставить свою подпись является основанием для признания такого протокола недопустимым доказательством по делу об административном правонарушении и не соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.
В связи с этим апелляционный суд правильно установил, что при составлении протокола законному представителю Общества не были разъяснены его права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанное обстоятельство является существенным нарушением Управлением при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правомерно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление Управления.
Учитывая изложенное у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены постановления апелляционного суда.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2011 по делу N А42-7826/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.