Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Захаровой М.В. и Сапоткиной Т.И.,
при участии от главы крестьянского (фермерского) хозяйства Титова К.Н. - Титова Н.Н. (доверенность от 23.06.2009),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Титова Кирилла Николаевича на решение Арбитражного суда Вологодской области от 20.12.2010 (судья Борисова Ю.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2011 (судьи Пестерева О.Ю., Ралько О.Б., Тарасова О.А.) по делу N А13-8495/2010,
установил
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Титов Кирилл Николаевич обратился в Арбитражный суд Вологодской области со следующими требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ):
- признать незаконным бездействие главы Кирилловского муниципального района (далее - глава района) и администрации Кирилловского муниципального района (далее - Администрация), выразившееся в неутверждении и невыдаче схемы расположения земельного участка ориентировочной площадью 43 га близ деревни Оденьево Ферапонтовского сельского поселения Кирилловского района на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
- обязать Администрацию утвердить и выдать схему расположения указанного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Решением от 20.12.2010, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 28.02.2011, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Титов К.Н., ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановление и удовлетворить заявленные требования.
Податель жалобы указывает следующее: в нарушение статьи 65 АПК РФ ответчики не представили доказательств отнесения испрашиваемого земельного участка на момент подачи заявления к конкретной категории земель; неправомерна ссылка судов на решение Кирилловского районного суда Вологодской области от 13.10.2009 по делу N 2-251/2009, поскольку предметом настоящего спора является не земельный участок с кадастровым номером 35:05:0302003:0005, в отношении которого суд общей юрисдикции рассматривал спор, а земля как природный объект, из которой не были образованы отдельные участки; земли, в отношении которых Титов К.Н. подал заявление о предоставлении их в аренду, относились к землям сельскохозяйственного назначения и лесам; суд апелляционной инстанции пришел к неправильному выводу об отсутствии со стороны заинтересованных лиц незаконного бездействия.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Титова К.Н. поддержал доводы жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Титов К.Н. 09.11.2009 обратился к главе района с заявлением о предоставлении в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в аренду сроком на 25 лет для сельскохозяйственного использования двух земельных участков из числа сельхозугодий общей площадью 96 га, в том числе 53 га близ деревни Загорье Ферапонтовского сельского поселения и 43 га близ деревни Оденьево того же сельского поселения.
Глава района в письме от 09.12.2009 уведомил Титова К.Н. о принятии рабочей группой, утвержденной распоряжением главы Администрации от 18.06.2009 N 120-р, решения о направлении в орган кадастрового учета запроса о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости на запрашиваемые земельные участки, а также сообщил, что дальнейшие работы по формированию и предоставлению земельных участков будут осуществляться Администрацией после получения кадастровых сведений в соответствии с той категорией земель, которая будет указана в кадастровой выписке на земельные участки. Кроме того, глава района, ссылаясь на пункт 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерской) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ), указал на необходимость дополнительно представить обоснование размеров испрашиваемых земельных участков.
Титов К.Н. направил в адрес главы района письмо от 22.12.2009 с обоснованием размеров испрашиваемых участков.
Письмом от 21.01.2010 N 73 глава района сообщил заявителю о том, что в отношении указанного в заявлении земельного участка из земель запаса, расположенного в районе деревни Оденьево Ферапонтовского сельсовета, имеется вступившее в силу решение Кирилловского районного суда Вологодской области об освобождении земельного участка; поскольку земельный участок обременен имуществом третьих лиц, то не имеется возможности предоставить заявителю испрашиваемый участок в указанных им границах. Глава района предложил заявителю рассмотреть другие варианты предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в фонде перераспределения, приложив выкопировку с плана землепользования колхоза "Организатор".
Титов К.Н. 01.04.2010 обратился к главе района с просьбой подтвердить либо изменить принятые решения в части отказа в предоставлении в аренду земель с предполагаемыми размерами 43 га близ деревни Оденьево Ферапонтовского сельского поселения.
В письме от 30.04.2010 N 577 глава района сообщил заявителю о том, что по испрашиваемому земельному участку в соответствии с программой стратегического развития района проводятся межевые программы по формированию земельного участка для развития горнолыжного спорта.
Титов К.Н., полагая, что глава района и Администрация незаконно уклоняются от утверждения и выдачи схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления Титова К.Н. ввиду отсутствия предусмотренных названными нормами права оснований считать, что глава района и Администрация допустили незаконное бездействие при рассмотрении заявления о предоставлении в аренду в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка в указанных предпринимателем границах. Суды исходили из того, что земельный участок площадью 43 га вблизи деревни Оденьево отнесен к землям запаса; поскольку земельный участок не сформирован, его перевод в категорию земель сельскохозяйственного назначения невозможен.
Кассационная инстанция считает, что суды правильно отказали в удовлетворении заявления.
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Согласно данной норме органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
По смыслу названной нормы указанные в ней органы, осуществляющие распоряжение земельными участками, вправе определить, какой способ использования земель является наиболее эффективным для конкретного населенного пункта, муниципального образования.
Согласно пункту 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с названным Кодексом, Законом N 74-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 названной статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (пункт 3 статьи 12 Закона N 74-ФЗ).
Согласно Положению о порядке предоставления гражданам земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Кирилловского муниципального района, для целей не связанных со строительством, утвержденному решением представительного Собрания Кирилловского муниципального района от 18.12.2007 N 12, предоставление земельных участков, утверждение и выдачу схемы расположения земельного участка осуществляет Администрация района.
Судами установлено, что испрашиваемый заявителем участок относится к землям запаса, а не к землям сельскохозяйственного назначения и поэтому не может быть предоставлен для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Кроме того, как видно из материалов дела и подтверждено представителем Титова К.Н. в судебном заседании кассационной инстанции, из части испрашиваемых земель в настоящее время сформирован земельный участок площадью 145 600 кв.м, который переведен из земель запаса в категорию земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и иного специального назначения с разрешенным использованием под горнолыжный комплекс; данный участок выставлен на торги и по результатам торгов предоставлен в аренду в соответствии с указанным видом использования.
С учетом того, что Администрация как орган, осуществляющий распоряжение земельными участками на территории Кирилловского муниципального района, приняла решение о формировании из числа испрашиваемых заявителем земель участка для предоставления его под горнолыжный курорт и выставила этот участок на торги, суды пришли к правильному выводу об отсутствии у Администрации обязанности утвердить и выдать схему земельного участка Титову К.Н. в целях предоставления участка в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Следует отметить, что Администрация предложила Титову К.Н. выбрать для указанной цели иной участок из земель сельскохозяйственного назначения, однако предприниматель не согласился с этим предложением.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что суды правильно отказали в удовлетворении заявления Титова К.Н., поэтому не имеется оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 20.12.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2011 по делу N А13-8495/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Титова Кирилла Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.