Резолютивная часть постановления объявлена 01.07.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.07.2011.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бурматовой Г.Е., судей Асмыковича А.В., Самсоновой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сойкиной Е.Ю.,
при участии от Себежской таможни Кузнецовой С.А. (доверенность от 17.12.2010), Янусевой С.В. (доверенность от 17.01.2011),
рассмотрев 01.07.2011 в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Псковской области кассационную жалобу Себежской таможни на решение Арбитражного суда Псковской области от 20.01.2011 (судья Манясева Г.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2011 (судьи Осокина Н.Н., Кудин А.Г., Мурахина Н.В.) по делу N А52-4228/2010,
установил
Общество с ограниченной ответственностью "Импорт Партнер" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконными действий Себежской таможни (далее - Таможня) по корректировке таможенной стоимости товара, ввезенного по грузовой таможенной декларации N 10225050/060810/0002980 (далее - ГТД).
Решением суда первой инстанции от 20.01.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.03.2011, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить решение и постановление и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества. Податель жалобы считает, что действия таможенного органа по корректировке таможенной стоимости товара являются правомерными, поскольку представленных декларантом документов недостаточно для подтверждения заявленной таможенной стоимости.
По ходатайству Таможни кассационная жалоба рассмотрена в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, организация которой осуществлялась при содействии Арбитражного суда Псковской области.
В судебном заседании представители Таможни поддержали доводы жалобы.
Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Общество, действуя как декларант в соответствии с контрактом от 05.02.2010 N 7/10, заключенным с иностранной компанией "TEGA" (Польша), представило таможенному органу ГТД для оформления ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товара - изделий санитарно-технических из пластмасс, без гидромассажа, ванн детских для купания детей.
Таможенная стоимость товара определена декларантом "по стоимости сделки с ввозимыми товарами".
В обоснование заявленной таможенной стоимости товаров декларант представил в таможенный орган контракт от 05.02.2010 N 7/10, спецификацию от 27.07.2010 N 5 к контракту, CMR 12105, CARNET TIR XZ65052300, инвойс VAT N 00040/2010 Е.
В ходе контроля таможенной стоимости товаров Таможня, выявив расхождение цены сделки с имеющейся в базе данных таможенного органа ценовой информацией, запросила у декларанта дополнительные документы для подтверждения правильности заявленной в ГТД таможенной стоимости товара (запрос от 09.08.2010 N 1).
Уведомлением и требованием от 09.08.2010 Таможня со ссылкой на статью 69 и пункт 3 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) известила Общество о том, что для осуществления выпуска товара необходимо представить дополнительные документы, указанные в запросе от 09.08.2010 N 1, и обеспечение уплаты таможенных платежей.
Выпуск товара осуществлен 09.08.2010 под обеспечение уплаты таможенных платежей.
Письмом от 06.09.2010 N 59/09 Общество направило в таможенный орган дополнительные документы для подтверждения заявленной таможенной стоимости.
Таможенный орган 01.10.2010 путем заполнения ДТС-2 произвел корректировку таможенной стоимости ввозимого товара. В качестве источника ценовой информации таможенный орган использовал сведения, содержащиеся в ГТД N 10226020/310310/0008756.
Корректировка таможенной стоимости повлекла увеличение таможенных платежей.
Не согласившись с действиями Таможни по корректировке таможенной стоимости товара, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования Общества, признав действия Таможни по корректировке таможенной стоимости товара незаконными.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.
Согласно статье 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств-членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Сведения, указанные в пункте 2 названной статьи, заявляются в декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей. Порядок декларирования таможенной стоимости товаров, а также формы декларации таможенной стоимости и правила их заполнения устанавливаются решением Комиссии таможенного союза (пункт 3 статьи 65 ТК ТС).
Согласно пункту 4 статьи 65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Порядок определения таможенной стоимости товара, ввезенного на территорию Российской Федерации после вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного Союза, регламентирован Соглашением между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза" (далее - Соглашение).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 названного Соглашения, при любом из условий, названных в пункте 1 статьи 4 Соглашения.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (пункт 2 статьи 4 Соглашения).
Согласно пункту 1 статьи 10 Соглашения в случае, если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 Соглашения, таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся на единой таможенной территории таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения.
Таким образом, первоосновой для определения таможенной стоимости товара является цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза.
Статьей 68 ТК ТС предусмотрено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения.
По смыслу статьи 69 ТК ТС при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска у декларанта возникает обязанность представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо представить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. При необходимости таможенный орган обязан опровергнуть сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной таможенной стоимости товаров стоимости, заявленной декларантом в таможенных целях. Декларант вправе доказать достоверность сведений и правомерность избранного им метода определения таможенной стоимости.
Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров, установлен действующим приказом Федеральной Таможенной Службы от 25.04.2007 N 536 "Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом", в приложении N 1 к которому определен перечень документов для подтверждения сведений по таможенной стоимости, заявленных при декларировании товаров.
Из материалов дела следует и судами установлено, что в ходе таможенного оформления товара Общество представило таможенному органу все необходимые документы, которые подтверждают достоверность заявленной в декларации таможенной стоимости товара и обосновывают избранный им метод определения таможенной стоимости товара. Таможня не установила каких-либо расхождений в представленных Обществом документах. Признаков недостоверности представленных сведений суды также не выявили.
В нарушение требований части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) таможенный орган не представил доказательств наличия предусмотренных частью 1 статьи 4 Соглашения оснований, препятствующих применению метода определения таможенной стоимости товара "по стоимости сделки с ввозимыми товарами".
В нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ таможенный орган не доказал невозможность использования цены сделки в качестве основы для определения таможенной стоимости.
В данном случае суды сделали правомерный вывод о том, что таможенный орган не обосновал невозможность использования представленных Обществом документов при определении таможенной стоимости товара, не доказал недостоверность сведений о стоимости товаров, заявленных декларантом, и обоснованность применения иного метода определения таможенной стоимости. Кроме того, применив для расчета суммы обеспечения уплаты таможенных платежей в качестве источника ценовой информации сведения, содержащиеся в другой декларации, Таможня не установила, на каком коммерческом уровне (оптовом, розничном и ином) проданы сопоставимые товары, условия формирования цены и иные значимые факторы.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций сделали правомерный вывод о том, что у Таможни отсутствовали законные основания для корректировки таможенной стоимости товара.
Оценив представленные сторонами доказательства, суды правомерно признали незаконными действия Таможни по корректировке таможенной стоимости ввезенного по ГТД товара и удовлетворили заявленные требования.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Учитывая изложенное с учетом приведенных доводов жалобы, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Псковской области от 20.01.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2011 по делу N А52-4228/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Себежской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Е. Бурматова |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.