Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Бурматовой Г.Е., Мунтян Л.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гулинским А.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ТВА Псков" Клачка В.В. (доверенность от 01.07.2011), от Псковской таможни Инжеватовой Л.А. (доверенность от 17.011.2011 N 11-10.1/468), Лескиной М.А. (доверенность от 08.07.2011 N 11-10.1/16187), Крыловой И.Н. (доверенность от 05.03.2011 N 11-10.1/4774), Соколова М.С. (доверенность от 29.12.2010 N 11-10.1/30082),
рассмотрев 08.07.2011 в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Псковской области кассационную жалобу Псковской таможни на решение Арбитражного суда Псковской области от 13.12.2010 (судья Радионова И.М.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2011 (судьи Чельцова Н.С., Кудин А.Г., Осокина Н.Н.) по делу N А52-4415/2010,
установил
В рамках дела N А52-3110/2010 общество с ограниченной ответственностью "ТВА Псков" (ОГРН 1026000969994, местонахождение - город Псков, Октябрьский проспект, д. 56; далее - Общество, ООО "ТВА Псков") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании в том числе недействительным требования Псковской таможни (ОГРН 102600979058, местонахождение - город Псков, ул. Рабочая, д. 9; далее - Таможня) об уплате таможенных платежей от 29.07.2010 N 269 и восстановлении нарушенного права путем обязания таможенного органа возвратить взысканные денежные средства в сумме 201 097 руб. 86 коп.
Определением Арбитражного суда Псковской области от 25.11.2010 по делу N А52-3110/2010 названные требования Общества выделены в отдельное производство с присвоением делу номера N А52-4415/2010.
Решением суда первой инстанции от 13.12.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.03.2011, признано недействительным требование Таможни от 29.07.2010 N 269 об уплате ООО "ТВА Псков" таможенных платежей и пеней. Кроме того, суд возложил на таможенный орган обязанность в срок до 13.01.2011 восстановить нарушенное право Общества путем возврата денежных средств в размере 201 087 руб. 86 коп.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить решение от 13.12.2010 и постановление от 14.03.2011 и отказать Обществу в удовлетворении заявленных им требований. Податель жалобы ссылается на неправильное применение (толкование) судами норм материального права - положений статей 151, 209 и 212 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), статей 1 и 4 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (заключена в Женеве 19.05.1956; далее - КДПГ), постановления Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 147 "О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 147), совместного приказа от 08.09.2003 Министерства транспорта Российской Федерации N 187 и Государственного таможенного комитета Российской Федерации N 970 "О перечне документов и порядке контроля целевого использования транспортных средств, временно ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30.09.2003 за N 5129; далее - приказ N 187/970). По мнению таможенного органа, в данном случае судебные инстанции не учли, что внутренняя перевозка производилась Обществом не из места завершения международной перевозки груза, а также то, что транспортное средство не загружалось товаром, предназначенным для вывоза с таможенной территории Российской Федерации. Кроме того, Таможня считает неправомерной ссылку судов на письмо Министерства транспорта Российской Федерации (заместителя министра) от 05.04.2010 N НЛ-22/3345.
В судебном заседании представители Таможни поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества просил оставить судебные акты без изменения.
По ходатайству Таможни кассационная жалоба рассмотрена в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Псковской области.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 21.08.2007 Общество по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10209094/210807/0001178 ввезло на таможенную территорию Российской Федерации и задекларировало в режиме временного ввоза седельный тягач "DAF" без уплаты таможенных платежей, указав код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) - 8701 20 101 2.
При проведении специальной таможенной ревизии было установлено, что ООО "ТВА Псков", используя транспортное средство, ввезенное на территорию Российской Федерации по ГТД N 10209094/210807/0001178, не соблюдало условия, на основании которых при таможенном оформлении предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, поскольку после завершения международной перевозки произвело внутреннюю перевозку по территории Российской Федерации не из места разгрузки.
В связи с этим Таможня начислила и предъявила к уплате таможенные платежи и пени, а именно: 29.07.2010 направила Обществу требование N 269 на сумму 198 215 руб. 64 коп., в том числе 185 304 руб. 90 коп. таможенных платежей и 12 910 руб. 74 коп. пеней. Срок исполнения указанных требований установлен не позднее 20 календарных дней со дня их получения.
Поскольку в установленный срок требование не было исполнено, Таможня приняла решение от 27.09.2010 N 56 о взыскании с ООО "ТВА Псков" денежных средств в бесспорном порядке. Согласно данным, представленным Обществом, с него списаны таможенные платежи и пени в общей сумме 201 087 руб. 86 коп.
Не согласившись с требованием Таможни от 29.07.2010 N 269, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций рассмотрели спор по существу, правильно установили фактические обстоятельства дела, исследовали и оценили представленные Обществом и Таможней доказательства и в конкретном случае обосновано истолковали подлежащие применению нормативные положения (ввиду географической специфики спорной внутренней перевозки).
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения, поскольку выводы судебных инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также основаны на правильном применении норм материального права.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 319 ТК РФ таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации или названным Кодексом в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, - в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.
Временный ввоз - таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (статья 209 ТК РФ).
Согласно положениям статьи 212 ТК РФ перечень категорий товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая предельные сроки временного ввоза, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 1).
В отношении иных категорий товаров, а также при несоблюдении условий полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, установленных в соответствии с пунктом 1 названной статьи, применяется частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. При частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Российской Федерации уплачивается 3 процента суммы таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения (пункт 2).
Ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктом 2 статьи 320 ТК РФ несет лицо, получившее разрешение на временный ввоз (пункт 7).
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации N 147 в отношении транспортных средств (коды ТН ВЭД России 8701 20 101 2, 8704 23 910 4, 8716 39 300 1, 8716 39 300 2, 8716 39 590 1), ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и помещаемых под таможенный режим временного ввоза, предоставлено полное освобождение от таможенных пошлин и налогов, кроме сборов за таможенное оформление, на весь срок эксплуатации при условии их использования для осуществления международных перевозок товаров.
В целях реализации названного постановления издан приказ N 187/970, согласно которому документами, подтверждающими использование для международных перевозок товаров указанных транспортных средств, являются товарно-транспортные накладные (CMR), предусмотренные КДПГ, а также любые другие транспортные документы, подтверждающие наличие договора международной перевозки товаров. Допускается использование транспортного средства для внутренней перевозки груза при условии, что внутренняя перевозка производится из места завершения международной перевозки груза до места или по возможности близко к месту, где транспортное средство должно загружаться товаром, предназначенным для вывоза с таможенной территории Российской Федерации; внутренняя перевозка производится один раз без совершения промежуточных операций (пункт 1).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" международной автомобильной перевозкой признается перевозка транспортным средством грузов или пассажиров за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации, а также перевозка транспортным средством грузов или пассажиров транзитом через территорию Российской Федерации. К такой перевозке относится проезд груженого или негруженого транспортного средства, принадлежащего российскому перевозчику, с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства и обратно либо на территорию Российской Федерации транзитом через территорию иностранного государства, либо с территории одного иностранного государства на территорию другого иностранного государства транзитом через территорию Российской Федерации, а также проезд груженого или негруженого транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, на территорию Российской Федерации и обратно либо транзитом через территорию Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 11 ТК РФ приведенное понятие имеет значение для таможенного регулирования.
По настоящему делу правовое значение приобретает оценка совершенной Обществом внутренней перевозки в мае 2009 года после международной перевозки, с использованием временно ввезенного транспортного средства (на предмет соответствия этой внутренней перевозки публично-правовым ограничениям).
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что согласно путевому листу от 22.05.2009 N 531 автомобиль - седельный тягач DAF XF95.430 (бывший в употреблении), с государственным номером М170ВУ60 (ввезен по ГТД N 10209094/210807/0001178) совершил перевозку по маршруту: "Рига - Коломна - Видное - Котельники - Псков - Рига". Международная перевозка завершена в городе Видное, а загрузка транспортного средства для внутренней перевозки произведена в городе Котельники.
При анализе спорной ситуации суды исходили из того, что приказ N 187/970, нормы таможенного законодательства и международного права не раскрывают понятие "место завершения международной перевозки". Вместе с тем необходимо учитывать принцип разумности ограничений, исходящий из обычаев делового оборота, а именно совокупность следующих факторов: расстояние между местом выгрузки и местом последующей загрузки, районирование производств, месторасположение относительно основных транспортных коридоров, плотность размещения населенных пунктов, маршруты предшествующей и последующей перевозки, дорожные условия и прочее.
В данном случае следует также отметить, что предоставленная Правительством Российской Федерации в отношении транспортных средств, осуществляющих международные перевозки, льгота по уплате таможенных платежей является мерой тарифного регулирования и призвана стимулировать внешнеэкономическую деятельность российских перевозчиков. Использование льготируемых транспортных средств на внутренних перевозках недопустимо и ставит в неравное положение перевозчиков, которые осуществляют такие же перевозки по территории России, но при этом не освобождены от уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации транспортных средств.
Суды двух инстанций на основе материалов дела установили, что автомобиль, завершив международную перевозку в городе Видное (Московская область), далее без груза проследовал 17 км (по путевому листу) до города Котельники (Московская область) по Московской кольцевой автодороге, где принял к перевозке груз (20 845 кг), а затем проследовал до города Пскова, где был разгружен; без груза автомобиль убыл в город Ригу Латвийской Республики, поскольку заказчик отказался от заявки.
Учитывая сведения о маршруте движения транспортного средства и о расположении городов Пскова, Видное и Котельники (города Котельники и Видное расположены в Московской области, в пределах Московской кольцевой автодороги; отклонение от МКАД составило 17 км, фактически по маршруту движения транспортного средства, следующего к границе Эстонии через город Псков), суды признали соответствующую внутреннюю перевозку допустимой, целесообразной и не нарушающей условия освобождения Общества от уплаты таможенных пошлин, налогов, а оспариваемое требование N 269 - недействительным.
В связи с признанием оспариваемого требования недействительным суды первой и апелляционной инстанций обоснованно возложили на таможенный орган обязанность восстановить нарушенное право ООО "TBA Псков" путем возврата денежных средств в размере 201 087 руб. 86 коп. Размер указанной суммы Таможней не оспаривается.
Суд кассационной инстанции считает, что по настоящему делу выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании и должной оценке спорных правоотношений, отвечают правильному системному толкованию норм таможенного права, а также балансу частных и публичных интересов.
Все доводам Таможни, изложенным в кассационной жалобе и повторяющим доводы апелляционной жалобы, судом апелляционной инстанции уже дана надлежащая правовая оценка. Переоценка выводов судов в силу статьи 286 АПК РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции. Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части первой статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Псковской области от 13.12.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2011
по делу N А52-4415/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Псковской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.