Заслушав и обсудив в рамках "правительственного часа" 27 ноября 2024 года информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Чернышенко, Министра просвещения Российской Федерации С.С. Кравцова, Министра труда и социальной защиты Российской Федерации А.О. Котякова, заместителя Министра экономического развития Российской Федерации Т.А. Илюшниковой на тему "О повышении роли системы среднего профессионального образования в кадровом обеспечении отраслей производства", Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Чернышенко, Министра просвещения Российской Федерации С.С. Кравцова, Министра труда и социальной защиты Российской Федерации А.О. Котякова, заместителя Министра экономического развития Российской Федерации Т.А. Илюшниковой на тему "О повышении роли системы среднего профессионального образования в кадровом обеспечении отраслей производства".
2. Принять к сведению выступления аудитора Счетной палаты Российской Федерации Н.А. Труновой, председателя Комитета Государственной Думы по контролю О.В. Морозова, председателя Комитета Государственной Думы по просвещению И.В. Белых, председателя Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов Я.Е. Нилова, председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике М.А. Топилина.
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) разработать комплекс мер, направленных на увеличение количества субъектов Российской Федерации, участвующих в федеральном проекте "Профессионалитет";
2) проанализировать опыт распределения в 2022-2024 годах грантов в форме субсидий из федерального бюджета в рамках федерального проекта "Профессионалитет" и принять меры по повышению прозрачности и эффективности оказания государственной поддержки развития образовательно-производственных центров (кластеров) и образовательных кластеров среднего профессионального образования;
3) ускорить формирование Национального рейтинга образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в целях повышения престижа среднего профессионального образования, а также оптимизации поиска образовательных организаций потенциальными абитуриентами и облегчения их выбора;
4) в рамках работы над стратегией развития образования до 2040 года проработать вопрос о развитии системы среднего профессионального образования с учетом эффективных практик подготовки рабочих, в том числе ранее существовавшего уровня начального профессионального образования;
5) совместно с высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации проработать вопросы об оказании поддержки учебным центрам, созданным на базе предприятий;
6) обеспечить обновление перечня профессий, специальностей и направлений подготовки с учетом прогноза кадровой потребности в профессионально-квалификационном разрезе;
7) создать координирующий межведомственный орган и закрепить за ним полномочия по рассмотрению вопросов развития системы среднего профессионального образования (на базе подкомиссии Комиссии по научно-технологическому развитию Российской Федерации) и доведению до субъектов Российской Федерации лучших практик в системе среднего профессионального образования;
8) проработать механизм трудоустройства несовершеннолетних выпускников колледжей, в частности в рамках федерального проекта "Профессионалитет";
9) в рамках работы над стратегией развития образования до 2040 года рассмотреть вопрос о создании комплексной системы профессиональной ориентации;
10) рассмотреть вопрос о наделении Министерства просвещения Российской Федерации полномочиями по формированию и утверждению рекомендованного перечня оборудования для оснащения профессиональных образовательных организаций по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
11) проработать вопрос о повышении оплаты труда педагогических работников (преподавателей и мастеров производственного обучения) организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования.
4. Рекомендовать Министерству просвещения Российской Федерации:
1) уточнить критерии оценки заявок, допущенных к участию в конкурсе на получение грантов в форме субсидий из федерального бюджета в рамках федерального проекта "Профессионалитет", в части установления в качестве приоритетного показателя результативности деятельности образовательно-производственного центра (кластера) или образовательного кластера количество обучающихся, а также рассмотреть вопрос об обеспечении открытости определения суммы баллов, присваиваемых заявке;
2) обобщить и обеспечить тиражирование лучших региональных практик трудоустройства образовательными организациями среднего профессионального образования выпускников и сохранения их в отрасли на основе комплексного взаимодействия с работодателями и службами занятости населения;
3) разработать при участии объединений работодателей методические рекомендации по расширению практик наставничества на предприятиях, а также обеспечить образовательные организации системы среднего профессионального образования программами обучения педагогов-наставников;
4) совместно с Министерством финансов Российской Федерации, автономной некоммерческой организацией "Национальные приоритеты" разработать программу популяризации системы среднего профессионального образования, включающую в себя формирование положительного образа квалифицированного рабочего через государственные и иные средства массовой информации;
5) совместно с Министерством финансов Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проработать вопрос о введении дополнительных мер поддержки предприятий, обеспечивающих финансирование подготовки кадров в системе среднего профессионального образования;
6) совместно с Министерством финансов Российской Федерации проработать вопрос о внесении изменений в налоговое законодательство в части предоставления возможности колледжам, создавшим учебно-производственные комплексы, определять налоговую базу за счет доходов от деятельности учебно-производственных комплексов отдельно от налоговой базы за счет доходов от образовательной деятельности;
7) совместно с Министерством финансов Российской Федерации при формировании закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период проработать вопрос о дополнительном финансировании федерального проекта "Профессионалитет" в целях развития среднего профессионального образования;
8) совместно с Министерством финансов Российской Федерации рассмотреть целесообразность расширения программы "Земский учитель" на педагогических работников среднего профессионального образования, провести анализ количества педагогических работников в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования, расположенных в сельской местности;
9) проработать вопрос о внесении изменений в законодательство об образовании в части установления демонстрационного экзамена в качестве обязательной формы государственной итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования;
10) совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации при участии Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы "Московский городской педагогический университет" обеспечить тиражирование новой программы бакалавриата по подготовке педагогов среднего профессионального образования в педагогических образовательных организациях высшего образования Российской Федерации.
5. Рекомендовать Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Министерством просвещения Российской Федерации рассмотреть вопрос об установлении федеральных мер поддержки выпускников профессиональных образовательных организаций, трудоустроившихся по профессии по востребованным профессиям в приоритетных отраслях экономики.
6. Рекомендовать Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:
1) обеспечить своевременную подготовку прогноза потребности экономики Российской Федерации в кадрах;
2) совместно с Федеральной службой по труду и занятости, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации с учетом исполнения поручения Президента Российской Федерации от 1 ноября 2023 года N Пр-2192ГС (подпункт "б" пункта 2) проработать вопрос о реализации мониторинга трудоустройства выпускников, завершивших обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в соответствии с профессиями, специальностями и направлениями подготовки.
7. Рекомендовать Счетной палате Российской Федерации осуществить мониторинг выполнения Правительством Российской Федерации мер, направленных на доведение объемов финансового обеспечения реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования за счет средств федерального бюджета до 100 процентов уровня, рассчитанного в соответствии с базовыми нормативами затрат.
8. Рекомендовать высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации:
1) рассмотреть вопрос об установлении дополнительных региональных мер поддержки, способствующих предупреждению оттока педагогических кадров из субъектов Российской Федерации;
2) разрабатывать региональные программы по профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций с привлечением профессиональных образовательных организаций, центров занятости населения, работодателей, в том числе с использованием соответствующих площадок;
3) продолжить работу по привлечению работодателей в систему подготовки кадров и созданию учебно-производственных комплексов на базе образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в том числе в целях привлечения дополнительного финансирования из внебюджетных источников;
4) продолжить практику введения налоговых преференций для предприятий - участников федерального проекта "Профессионалитет" на законодательном уровне.
9. В рамках работы рабочей группы по вопросам среднего профессионального образования и подготовки профессиональных кадров при заместителе Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Абрамченко обеспечить мониторинг правоприменительной практики и выработку предложений по совершенствованию законодательства в сфере среднего профессионального образования и подготовки профессиональных кадров.
10. Поручить Комитету Государственной Думы по просвещению:
1) совместно с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки проработать механизм совершенствования нормативного правового регулирования системы государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования (ГИА-9);
2) совместно с Комитетом Государственной Думы по контролю осуществлять контроль за реализацией настоящего Постановления.
11. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Государственную Думу о реализации предложений, содержащихся в настоящем Постановлении, в период весенней сессии 2025 года.
12. Направить настоящее Постановление Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, в Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, законодательные органы субъектов Российской Федерации.
13. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Государственной Думы |
В.В. Володин |
Москва
11 декабря 2024 г.
N 7498-8 ГД
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 декабря 2024 г. N 7498-8 ГД "Об информации Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Чернышенко, Министра просвещения Российской Федерации С.С. Кравцова, Министра труда и социальной защиты Российской Федерации А.О. Котякова, заместителя Министра экономического развития Российской Федерации Т.А. Илюшниковой на тему "О повышении роли системы среднего профессионального образования в кадровом обеспечении отраслей производства"
Вступает в силу с 11 декабря 2024 г.
Опубликование:
Собрание законодательства Российской Федерации, 16 декабря 2024 г. N 51 ст. 7991