Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Клириковой Т.В., Самсоновой Л.А.,
при участии от муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 73 "Ладушки" общеразвивающего вида" Гусарова М.В. (доверенность от 01.07.2011),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 73 "Ладушки" общеразвивающего вида" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 04.02.2011 (судья Киселева М.С.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2011 (судьи Пестерева О.Ю., Виноградова Т.В., Ралько О.Б.) по делу N А44-3588/2010,
установил
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 73 "Ладушки" общеразвивающего вида" (в дальнейшем преобразовано в муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 73 "Ладушки" общеразвивающего вида", основной государственный регистрационный номер 1025300794023, далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконными и отмене пунктов 1-17 предписания отдела государственного пожарного надзора по Великому Новгороду (в настоящее время - отдел надзорной деятельности по Великому Новгороду Главного управления МЧС России по Новгородской области; далее - Управление МЧС России по Новгородской области) от 16.07.2010 N 249/1/89 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решением от 04.02.2011 требования Учреждения удовлетворены частично. Пункты предписания 1, 2, 3, 4, 6, 7, 10, 12, 13, 14, 17 в части установления нарушения в виде несоответствия ширины эвакуационных выходов, равным 80 см и более признаны незаконными и отменены. На Управление МЧС России по Новгородской области возложена обязанность устранить нарушения прав и законных интересов Учреждения. В удовлетворении требований в остальной части отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.04.2011 решение от 04.02.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, просит отменить решение от 04.02.2011 и постановление апелляционной инстанции от 12.04.2011 в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконными и отмене пунктов 5, 8, 9, 11, 15, 16 оспариваемого предписания.
В судебном заседании представитель Учреждения подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Управление МЧС России по Новгородской области о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 30.06.2010 N 249 надзорным органом за соблюдением правил пожарной безопасности проведена проверка Учреждения, в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, выразившиеся в несоответствии ширины эвакуационных выходов (от 68 см до 90 см) и лестничных маршей (1,05 м) здания детского сада требуемой ширине, равной 1,2 м и 1,35 м соответственно.
По данному факту 16.07.2010 составлен акт и выдано предписание N 249/1/89.
Полагая предписание надзорного органа за соблюдением правил пожарной безопасности от 16.07.2010 незаконным, Учреждение оспорило его в арбитражный суд.
Согласно статье 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) эвакуационные пути в зданиях, сооружениях и строениях и выходы из зданий, сооружений и строений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей.
В соответствии с пунктами 6.16, 6.29 Строительных норм и правил "СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых постановлением Минстроя Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7 (далее - СНиП 21-01-97*), ширина эвакуационных выходов в свету из помещений класса Ф1.1 (детские дошкольные учреждения) при числе эвакуирующихся более 15 человек должна быть не менее 1,2 м; ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей, в том числе расположенной в лестничной клетке, должна быть не менее расчетной или не менее ширины любого эвакуационного выхода (двери) на нее, но, как правило, не менее 1,35 м.
В ходе проведенной проверки административным органом установлено, что ширина эвакуационных выходов здания Учреждения составляет от 68 см до 90 см, ширина лестничных маршей - 1,05 м, что не соответствует действующим требованиям СНиП 21-01-97*.
Между тем, как установлено судом по материалам дела, здание Учреждения построено по типовому проекту на 280 мест и сдано в эксплуатацию 30.12.1980, то есть до принятия указанных правил. Во время строительства и сдачи в эксплуатацию здания Учреждения действовали Строительные нормы и правила СНиП11-а.5-70 "Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений", утвержденные постановлением Госстроя СССР от 16.09.1970 N 3126 (далее - СНиП11-а.5-70), согласно пункту 4.2 которых суммарная ширина маршей лестничных клеток в зависимости от числа людей, находящихся на наиболее населенном этаже, кроме первого, а также ширина дверей, коридоров или проходов на путях эвакуации во всех этажах должны приниматься из расчета не менее 0,6 м на 100 человек, за исключением случаев, указанных в соответствующих главах СНиП; минимальная ширина эвакуационных дверей - 0,8 м.
Согласно пункту 1.7* СНиП 21-01-97* действующие нормативные документы должны применяться в случае изменения функционального назначения существующих зданий или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений. Аналогичная норма закреплена в части 3 статьи 80 Закона N 123-ФЗ.
Учитывая, что функциональное назначение здания Учреждения не менялось, реконструкций его не производилось, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для приведения эвакуационных путей в соответствии с требованиями пунктов 6.16, 6.29 СНиП 21-01-97*. Вывод суда о признании неправомерными пунктов 1; 2; 3; 4; 6; 7; 10; 12; 13; 14; 17 предписания в части несоответствия ширины эвакуационных выходов, равных 0,8 м и более, кассационная инстанция считает правильным.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что ширина отдельных дверных проемов составляет менее 0,8 м, что не соответствовало требованиям СНиП11-а.5-70, действующих во время строительства здания Учреждения и сдачи его в эксплуатацию. Поскольку здание детского сада построено с нарушением ранее действовавших требований пожарной безопасности, принятие мер по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями Закона N 123-ФЗ является необходимым. Данная обязанность лежит на собственнике объекта или лице, уполномоченном владеть, пользоваться или распоряжаться зданием, сооружением и строением (часть 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ). Вывод эксперта о том, что применяемые при эксплуатации здания объемно-планировочные и конструктивные решения, а также оборудование рассматриваемого объекта системами автоматической пожарной сигнализации и оповещения СОУЭ, обеспечивают необходимый уровень безопасности людей при пожаре, при указанных обстоятельствах обоснованно не принят судом в качестве основания для признания неправомерными пунктов 5; 8; 9; 11; 15; 16, а также пунктов 1; 4; 7; 10, касающихся дверных проемов менее 0,8 м, оспариваемого предписания.
Судебные расходы по делу распределены судом правильно в соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, не усматривая при принятии обжалуемых судебных актов каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Новгородской области от 04.02.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2011 по делу N А44-3588/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 73 "Ладушки" общеразвивающего вида" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судья |
Т.В. Клирикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.