Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Клириковой Т.В., Михайловской Е.А.,
рассмотрев 09.08.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского поселения Кильдинстрой Кольского района Мурманской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2011 по делу N А42-7507/2010 (судьи Дмитриева И.А., Згурская М.Л., Третьякова Н.О.),
установил
Индивидуальный предприниматель Дрига Валерий Евгеньевич обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным бездействия финансового органа Администрации городского поселения Кильдинстрой Кольского района Мурманской области (далее - Администрация) и руководителя финансового органа Администрации, выражающегося в неисполнении требований, содержащихся в исполнительном листе N 000938544, выданном Арбитражным судом Мурманской области по делу N А42-4872/2009.
Решением суда первой инстанции от 12.01.2011 (судья Соломонко Л.П.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционного суда от 31.03.2011 (с учетом определения от 11.04.2011 об исправлении опечаток) решение суда первой инстанции отменено, заявление предпринимателя удовлетворено.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, поскольку исполнительный лист следовало направить в орган по месту открытия муниципальному образованию лицевого счета как получателю средств местного бюджета - в отделение по Кольскому району Управления Федерального казначейства по Мурманской области.
Жалоба рассмотрена без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Арбитражным судом Мурманской области решением от 25.11.2009 по делу N А42-4872/2009 с муниципального образования городского поселения Кильдинстрой Кольского района Мурманской области в порядке субсидиарной ответственности в связи с неисполнением муниципальным учреждением "Служба единого заказчика муниципального образования городское поселение Кильдинстрой" принятых на себя обязательств в пользу Дрига В.Е. за счет казны муниципального образования взыскан основной долг в сумме 7 787 451 руб. 13 коп., а также 50 437 руб. 26 коп. судебных расходов.
Исполнительный лист серии АС N 000938544, выданный арбитражным судом 06.04.2010, направлен взыскателем 09.04.2010 в Администрацию.
Неисполнение Администрацией требований, содержащихся в исполнительном документе, явилось основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления исходя из того, что взыскателю исполнительный лист следовало направить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника.
Отменяя решение и удовлетворяя заявление, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о незаконности бездействия финансового органа и руководителя финансового органа Администрации в связи с неисполнением в установленный законом срок исполнительного листа. При этом суд апелляционной инстанции сослался на пункт 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.1 Кодекса исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Согласно пункту 9 статьи 242.5 Кодекса в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В силу статьи 166.1 Кодекса органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей (распорядителей) средств местного бюджета, является Федеральное казначейство. При этом статьей 168 Кодекса предусмотрено право высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций муниципальных образований осуществлять исполнение соответствующих бюджетов через органы Федерального казначейства на основании соглашений.
Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании городское поселение Кильдинстрой Кольского района Мурманской области утверждено решением Совета депутатов данного муниципального образования от 27.10.2009 N 07/16. Согласно этому Положению учет операций со средствами бюджета муниципального образования осуществляется на едином счете, открываемом Управлением Федерального казначейства по Мурманской области; учет операций по исполнению бюджета производится на лицевых счетах, открываемых в Отделении по Кольскому району названного Управления (статья 28).
В данном случае суд первой инстанции, установив, что исполнительный лист направлен взыскателем в Администрацию, минуя орган казначейства, в котором должнику открыт лицевой счет, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных предпринимателем требований.
Отменяя решение арбитражного суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции руководствовался пунктом 4 статьи 242.2 Кодекса, согласно которому для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям исполнительные листы направляются в финансовый орган муниципального образования.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции не учтено, что в силу той же нормы указанный порядок направления исполнительных листов для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям не распространяется на судебные акты о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета.
В рассматриваемом случае применению подлежит пункт 9 статьи 242.5 Кодекса, являющийся специальной нормой по отношению к пункту 4 статьи 242.2 Кодекса.
Таким образом, обжалуемое постановление принято судом апелляционной инстанции с неправильным применением норм материального права. В связи с этим оно подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции, выводы которого соответствует фактическим обстоятельствам, установленным по делу, а также имеющимся в деле доказательствам.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2011 по делу N А42-7507/2010 отменить.
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.01.2011 по тому же делу оставить в силе.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.