Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение к постановлению
Правительства Ивановской области
от 16.12.2024 N 620-п
Приложение к постановлению
Правительства Ивановской области
от 09.11.2012 N 450-п
Регламент
работы по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Ивановской области
I. Общие положения
1. Регламент работы по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Ивановской области (далее - регламент) определяет:
порядок работы по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Ивановской области (далее - регистр), включающий порядок принятия решения о нормативности муниципальных нормативных правовых актов Ивановской области (далее - муниципальные акты), ввода информации в регистр;
сроки, порядок и случаи проведения правовой экспертизы муниципальных актов, включенных в регистр, на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству Ивановской области, уставу муниципального образования, а также категории муниципальных актов, подлежащих правовой экспертизе;
порядок ежемесячной актуализации регистра.
2. Регистр ведется в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, учета и систематизации муниципальных актов, реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации и создания условий для получения информации о муниципальных актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями.
II. Порядок работы по ведению регистра
3. Регистрация поступивших муниципальных актов осуществляется главным правовым управлением Правительства Ивановской области (далее - ГПУ) путем проставления в сопроводительном письме к муниципальным актам (в случае его отсутствия - на муниципальном акте) штампа, в котором указывается дата поступления в Правительство Ивановской области.
4. Зарегистрированный муниципальный акт подлежит юридической обработке.
5. При проведении юридической обработки муниципального акта в первую очередь определяются его нормативность, взаимосвязь с муниципальными актами, ранее включенными в регистр, принимается решение о необходимости включения его в регистр.
В случае принятия решения об отсутствии необходимости включения муниципального акта в регистр муниципальный акт возвращается в орган местного самоуправления (должностному лицу местного самоуправления), принявший (издавший) соответствующий акт, с отметкой о принятом решении, а при представлении муниципального акта с нарушением требований, установленных Законом Ивановской области от 31.12.2008 N 193-ОЗ "О регистре муниципальных нормативных правовых актов Ивановской области", - с отметкой о его возвращении с указанием даты и причин возврата.
6. Муниципальные акты подлежат включению в регистр, если они носят нормативный правовой характер.
Отнесение муниципальных актов к нормативным (ненормативным) осуществляется в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".
7. В регистр включаются действующие муниципальные акты вне зависимости от срока их действия и проведения правовой экспертизы.
8. В регистр включаются как опубликованные, так и неопубликованные муниципальные акты.
9. Ввод информации в регистр осуществляется в соответствии с методикой ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.03.2021 N 27 (далее - методика, утвержденная Министерством юстиции Российской Федерации).
10. При внесении муниципального акта в регистр он классифицируется в соответствии с принятыми классификаторами муниципальных актов.
III. Порядок проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Ивановской области
11. Муниципальные акты, включаемые в регистр и затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие либо отменяющие местные налоги и сборы, подлежат обязательной правовой экспертизе.
Правовая экспертиза муниципальных актов, не указанных в абзаце первом настоящего пункта, проводится по поручению Губернатора Ивановской области, заместителя Председателя Правительства Ивановской области - руководителя аппарата Правительства Ивановской области, заместителя руководителя аппарата Правительства Ивановской области, начальника ГПУ, начальника отдела ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов ГПУ.
12. Не проводится правовая экспертиза отмененных или признанных утратившими силу муниципальных актов.
13. Повторная правовая экспертиза проводится в следующих случаях:
принят федеральный закон, иной акт федерального законодательства, нормативный правовой акт Ивановской области по вопросам, регулируемым муниципальным актом;
принят новый устав муниципального образования либо внесены изменения в действующий устав муниципального образования;
есть основания полагать, что в экспертном заключении содержится ошибочное положение, отсутствует указание на имеющееся в муниципальном акте противоречие федеральному законодательству, законодательству Ивановской области, уставу муниципального образования, и экспертное заключение должно быть изменено.
14. При поступлении муниципального акта, вносящего изменение (дополнение) в ранее принятый акт, правовая экспертиза проводится в отношении измененного (дополненного) акта и составляется экспертное заключение на измененный (дополненный) акт. Если акт, вносящий изменение (дополнение) в ранее принятый акт, устанавливает новые нормы или вносит изменения (дополнения) в большое количество актов, экспертное заключение составляется также на акт о внесении изменений (дополнений).
15. Правовая экспертиза муниципальных актов, подлежащих обязательной правовой экспертизе, проводится в срок не более 50 рабочих дней с даты включения муниципального акта в регистр. При необходимости указанный срок продлевается, но не более чем на 50 рабочих дней.
Срок проведения правовой экспертизы по иным муниципальным актам устанавливается должностными лицами, по поручению которых осуществляется правовая экспертиза.
16. Форма, цели, задачи и предмет правового регулирования, компетенция органа местного самоуправления (должностного лица местного самоуправления), принявшего (издавшего) муниципальный акт, содержащиеся в нем нормы, порядок принятия, обнародования (опубликования) муниципального акта анализируются на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству Ивановской области и уставу муниципального образования.
Оценивается соответствие муниципального акта требованиям юридической техники (в том числе проверяется наличие необходимых реквизитов).
17. Цели, задачи и предмет правового регулирования муниципального акта анализируются на предмет их соответствия основам конституционного строя Российской Федерации, соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина и рассматриваются с точки зрения соответствия разграничению предметов ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установленному законодательством Российской Федерации.
При изучении состояния правового регулирования в соответствующей сфере выявляется место рассматриваемого муниципального акта среди других актов, действующих в указанной сфере, и их соотношение. Устанавливается, во исполнение или в соответствии с каким федеральным законом (иным федеральным актом), законом Ивановской области (иным актом Ивановской области) принят акт, соответствуют ли правовые основания, обусловившие его принятие, основаниям, указанным в Конституции Российской Федерации, федеральном законодательстве и законодательстве Ивановской области.
В целях изучения состояния правового регулирования анализируются не только федеральные законы и законы Ивановской области, подзаконные акты и уставы муниципальных образований, но и решения Конституционного Суда Российской Федерации, затрагивающие соответствующие правоотношения, а также иных органов судебной власти Российской Федерации. Также учитываются все изменения (дополнения), внесенные в федеральные нормативные акты, в акты Ивановской области, а также в устав муниципального образования.
18. При проведении правовой экспертизы муниципальных актов оценивается компетенция органа местного самоуправления (должностного лица местного самоуправления), принявшего (издавшего) соответствующий акт, в соответствии с основными полномочиями органов местного самоуправления, установленными Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также полномочиями, установленными специальными федеральными законами и законами Ивановской области (иными актами Ивановской области), уставом муниципального образования.
19. При анализе конкретных правовых норм изучается смысл нормы, правовые последствия ее применения. При необходимости рассматривается несколько правовых норм, содержащих части нормы (например, диспозитивная часть и санкции могут содержаться в различных актах).
20. При анализе конкретных правовых норм, в случае возникновения расхождения между действующими актами, регулирующими одни и те же правоотношения, следует руководствоваться общепринятыми положениями коллизионного права:
приоритет нормы, обладающей более высокой юридической силой;
приоритет специальной нормы перед общей;
приоритет нормы, принятой позднее.
21. В ходе правовой экспертизы оценивается соблюдение правил юридической техники - наличие набора реквизитов, построение, правильность использования юридической терминологии, а именно:
форма муниципального акта;
наименование органа местного самоуправления (должностного лица местного самоуправления), принявшего (издавшего) муниципальный акт (в целях определения компетенции данного органа);
наименование муниципального акта, в котором должен быть в краткой форме отражен предмет правового регулирования и которое должно соответствовать содержанию правового акта;
дата принятия и подписания муниципального акта;
номер муниципального акта;
полное наименование должностного лица, подписавшего акт;
источник официального опубликования (обнародования);
дата (срок) вступления в силу.
22. При оценке юридических терминов анализируется следующее:
употребляется ли один и тот же термин в данном муниципальном акте в одном и том же значении;
имеют ли термины общепризнанное значение;
обеспечено ли единство понятий и терминологии с понятиями и терминологией, используемыми в законодательстве Российской Федерации и Ивановской области.
23. Признаками несоответствия муниципального акта федеральному законодательству, законодательству Ивановской области и уставу муниципального образования являются:
отсутствие правовых оснований, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Ивановской области и уставом муниципального образования необходимы для издания акта;
принятие муниципального акта во исполнение отмененного федерального закона и (или) закона Ивановской области;
неправильный выбор федерального закона и (или) закона Ивановской области, примененного при принятии муниципального акта;
принятие муниципального акта органом, в компетенцию которого это не входит, либо издание с превышением полномочий, представленных данному органу;
нарушение порядка принятия муниципального акта;
иные признаки.
24. В случае воспроизведения в муниципальных актах норм федерального законодательства или законодательства Ивановской области вопрос о законности (обоснованности) такого воспроизведения разрешается применительно к каждому конкретному случаю.
25. При установлении по результатам правовой экспертизы соответствия муниципального акта Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству Ивановской области, уставу муниципального образования экспертное заключение оформляется в письменном виде без направления органу местного самоуправления и (или) должностному лицу местного самоуправления, принявшему (издавшему) муниципальный акт, а в регистр вносится запись в соответствии с методикой, утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации.
26. При выявлении в муниципальном акте положений, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу Ивановской области, законам и иным нормативным правовым актам Ивановской области, уставу муниципального образования, экспертное заключение уполномоченного органа направляется органу местного самоуправления и (или) должностному лицу местного самоуправления, принявшему (издавшему) муниципальный акт.
При направлении экспертного заключения в орган местного самоуправления и (или) должностному лицу местного самоуправления, принявшему (издавшему) муниципальный акт, готовится сопроводительное письмо на бланке аппарата Правительства Ивановской области.
Сопроводительное письмо о направлении экспертного заключения подписывается государственным гражданским служащим Ивановской области, замещающим должность государственной гражданской службы Ивановской области начальника отдела ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов ГПУ, либо лицом, его замещающим.
27. В экспертном заключении отражаются следующие сведения:
реквизиты акта, проходящего правовую экспертизу (в случае если проводится правовая экспертиза муниципального акта с изменениями и дополнениями, то указываются реквизиты всех актов, вносящих изменения и дополнения, по которым осуществлялась правовая экспертиза);
оценка формы муниципального акта, его целей и задач, предмета правового регулирования на соответствие Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству Ивановской области и уставу муниципального образования;
оценка компетенции принявшего муниципальный акт органа местного самоуправления (должностного лица);
соответствие содержания муниципального акта, порядка его принятия, обнародования (опубликования) Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству Ивановской области и уставу муниципального образования;
соответствие формы и текста муниципального акта правилам юридической техники.
28. При составлении заключения о несоответствии муниципального акта федеральному законодательству, законодательству Ивановской области, уставу муниципального образования указываются конкретные нормы рассматриваемого акта, противоречащие положениям Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам Ивановской области, иным актам, принимаемым органами государственной власти Российской Федерации и Ивановской области, и уставу муниципального образования. При этом не воспроизводятся нормы муниципального акта, а излагается именно та часть, которая содержит несоответствие.
При описании норм муниципального акта указываются:
положение (подпункт, пункт, абзац, часть статьи, статья, часть, раздел) муниципального акта, противоречащее федеральному законодательству, законодательству Ивановской области и уставу муниципального образования;
нарушенные положения федерального законодательства, законодательства Ивановской области, устава муниципального образования (подпункт, пункт, абзац, часть статьи, статья, часть, раздел).
29. Если вывод о несоответствии нормы муниципального акта аргументируется несколькими логически взаимосвязанными нормами, необходимо четко указать, каким именно из них противоречит норма муниципального акта.
30. Замечания юридико-технического характера должны быть существенными и не касаться редакционной составляющей муниципального акта. Изложение замечаний юридико-технического характера должно быть четким и емким.
31. Экспертному заключению присваивается порядковый номер с указанием даты подписания.
IV. Порядок актуализации регистра
32. Актуализация регистра осуществляется не реже одного раза в 15 дней по мере поступления муниципальных актов и дополнительных сведений.
33. В целях поддержания регистра в актуальном состоянии в регистр включаются:
муниципальные акты о внесении изменений или дополнений в муниципальные акты, приостановлении или продлении их действия, их отмене (признании утратившими силу);
сведения об официальном опубликовании муниципальных актов, включенных в регистр;
дополнительные сведения, предусмотренные частью 2 статьи 3 Закона Ивановской области от 31.12.2008 N 193-ОЗ "О регистре муниципальных нормативных правовых актов Ивановской области".
34. В случае обнаружения ошибок в информации, включенной в регистр, ГПУ вносит в него необходимые изменения.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Ивановской области от 16 декабря 2024 г. N 620-п "О внесении изменений в постановления Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.