Резолютивная часть постановления объявлена 17.08.2011.
Полный текст постановления изготовлен 19.08.2011.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Стрелова И.М., судей Константинова П.Ю. и Мунтян Л.Б.,
при участии от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Лебедевой Е.В. (доверенность от 11.01.2011), от открытого акционерного общества "Синявинское" директора Олонина Е.И. (выписка из протокола общего собрания акционеров от 02.03.2011 N 59) и Александровой Т.А. (доверенность от 25.01.2011),
рассмотрев 17.08.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.11.2010 (судья Ракчеева М.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2011 (судьи Барканова Я.В., Жиляева Е.В., Тимухина И.А.) по делу N А56-32650/2010,
установил
Открытое акционерное общество "Синявинское", место нахождения: 188692, Ленинградская обл., Кировский р-н, п. Синявино-2, Восточная ул., 14, ОГРН 1024701331918 (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ленинградской области (далее - Роснедвижимость), с учетом произведённого изменения предмета требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании действий Роснедвижимости, выразившихся во внесении в государственный кадастр недвижимости следующих сведений: наименование вида разрешенного использования принадлежащего Обществу земельного участка, расположенного по адресу: Ленинградская область, Кировский район, г.п. Синявино, ул. Восточная, д. 14а, кадастровый номер 47:16:04-32-001-0057, площадью 8 000 кв. м - "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания"; номер разрешенного использования - 5, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка - 2 668,73 руб. за 1 кв. м, кадастровая стоимость земельного участка - 21 349 840 руб., не соответствующими требованиям Федерального закона от 24.07.2009 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) и об обязании Роснедвижимости внести следующие изменения в запись в государственном кадастре недвижимости по земельному участку, расположенному по адресу: Ленинградская область, Кировский район, г.п. Синявино, ул. Восточная, д. 14а, кадастровый номер 47:16:04-32-001-0057, площадью 8 000 кв. м - вместо вида разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" применить вид разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", применив иной удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, изменив соответственно кадастровую стоимость земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Правительство Ленинградской области (далее - Правительство) и администрация муниципального образования Кировский район Ленинградской области (далее - Администрация).
Суд первой инстанции в соответствии со статьей 48 АПК РФ в порядке процессуального правопреемства заменил Роснедвижимость на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Росреестр).
Решением от 03.11.2010 заявление удовлетворено в части признания действий Росреестра по внесению в государственный кадастр недвижимости ошибочных сведений о земельном участке не соответствующими требованиям Закона о кадастре недвижимости. В удовлетворении требований об обязании Росреестра внести в государственный кадастр недвижимости изменения в сведения о спорном земельном участке отказано.
Постановлением от 05.04.2011 решение суда первой инстанции в части отказа внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости изменено. Суд апелляционной инстанции обязал Росреестр внести за период с 01.01.2008 до 02.07.2010 изменения в государственный кадастр недвижимости, касающиеся вида разрешенного использования названного земельного участка (определив его как земельный участок, предназначенный для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок), удельного показателя его кадастровой стоимости и кадастровой стоимости с учетом этого вида разрешенного использования земельного участка.
В кассационной жалобе ее податель, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит решение от 03.11.2010 и постановление от 05.04.2011 отменить, в удовлетворении требований отказать.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен
В судебном заседании представитель Росреестра поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители Общества возражали против ее удовлетворения.
Правительство и Администрация о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами обеих инстанций, распоряжением Главы Администрации Синявинского поселкового совета Кировского района Ленинградской области от 11.10.1993 N 63 земельный участок площадью 0,8 га, расположенный по адресу: Ленинградская область, Кировский район, г.п. Синявино, ул. Восточная, д. 14а (далее - земельный участок), предоставлен АООТ "Синявинское" (правопредшественнику Общества) в постоянное (бессрочное) пользование под строительство автозаправочной станции.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 20.10.2009 N 4716/206/09-18618 (т. 1 л. 33-34) земельный участок имеет разрешенное использование - под строительство автозаправочной станции, кадастровую стоимость - 21 349 840 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 2 668 руб. 73 коп.
ФГУП "ФКЦ "Земля" на основании государственного контракта от 16.07.2007 N 3, заключенного с Комитетом по управлению государственным имуществом Правительства Ленинградской области, выполнило работы по кадастровой оценке земель населенных пунктов Ленинградской области, результатом которых стал отчет об определении кадастровой стоимости земель населенных пунктов.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:16:04-32-001-0057 определена с учетом его отнесения к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 1.2.5 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39).
Постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 356 (т. 1 л. 13-17) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области по состоянию на 01.01.2007 согласно приложению. Постановление вступило в силу с 01.01.2008.
Письмом от 01.04.2010 N 54 (т. 1, л. 49) заявитель обратился в ФГУ "Земельная кадастровая палата" с просьбой рассмотреть вопрос о правильности исчисления кадастровой стоимости упомянутого земельного участка, указав, что участок выделен для проектирования и строительства автозаправочной станции (далее - АЗС) для производственного материального обеспечения сельхозпроизводителей района горюче-смазочными материалами; АЗС до настоящего времени не построена; по имеющейся документации могла бы использоваться как топливозаправочный пункт на два поста для собственного транспортного цеха без права розничной торговли.
В качестве обоснования своего заявления Общество приложило разрешительное письмо Комитета по архитектуре и градостроительству Правительства Ленинградской области от 11.05.1995 N 01-08/133 (т. 1 л. 12), которым разрешена разработка проекта размещения автозаправочного пункта для собственных нужд.
Письмом от 08.04.2010 N 1566 (т. 1, л. 50) ФГУ "Земельная кадастровая палата" сообщило заявителю, что земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - под строительство автозаправочной станции; удельный показатель кадастровой стоимости утвержден постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 356; запрашиваемый участок отнесен к 5 группе Перечня видов разрешенного использования, в связи с чем удельный показатель кадастровой стоимости составляет 2 668, 73 руб./кв.м.
Общество посчитало, что при определении кадастровой стоимости участка правопредшественник Росреестра ошибочно отнес земельный участок к землям, предназначенным для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, вместо земель, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. Полагая, что эта ошибка привела к нарушению его прав, поскольку увеличилась кадастровая стоимость земельного участка и соответственно, сумма земельного налога, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ основаниями для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя требования о признании действий Росреестра не соответствующими требованиям Закона о кадастре недвижимости, суды приняли во внимание, что упомянутый земельный участок предоставлен под строительство АЗС, подлежащей использованию для собственных нужд предприятия, а не для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; отнесение его к спорному виду разрешенного использования и расчет удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельного участка исходя из неправильно определенного вида разрешенного использования является неправомерным и не соответствует сведениям (распоряжению главы администрации Синявинского поселкового совета Кировского района Ленинградской области от 11.10.1993 N 63), на основании которых участок поставлен на государственный кадастровый учет.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод правильным.
Согласно пунктам 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата; для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Росреестром и его территориальными органами по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между ними и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент).
Административный регламент предусматривает, что исполнение указанной государственной функции заключается, в том числе (пункты 8, 9, 10, 11), в контроле за ходом выполнения и проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представлению результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждении государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесении сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, в Ленинградской области проведена государственная оценка земель населенных пунктов. Ее результаты утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 356.
По результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов спорный земельный участок отнесен к виду разрешенного использования земель, указанному в подпункте 1.2.5 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания) - "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" - 5 группа Типового перечня видов разрешенного использования (таблица 1 приложение 2 к Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152).
Для данного вида разрешенного использования по результатам корреляционно-регрессного анализа рыночных цен и фактора стоимости проведен расчет удельного показателя кадастровый стоимости данного участка, на основании которого определена кадастровая стоимость земельного участка. Данные обстоятельства изложены в информации о порядке определения и расчета кадастровой стоимости земельного участка, представленной ФГУП "ФКЦ "Земля" письмом от 28.09.2010 N 1-09/2722.
Неверное отнесение ФГУП "ФКЦ "Земля" вида разрешенного использования к 5 группе Типового перечня, ненадлежащая проверка результатов выполненных работ и последующее представление Росреестром на утверждение неправильных результатов государственной кадастровой оценки Правительству привело к указанию в государственном кадастре недвижимости ошибочных сведений об упомянутом земельном участке.
Между тем судами установлено и не оспаривается Росреестром, что спорный земельный участок для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания не предоставлялся и не используется.
Суды обоснованно посчитали, что отсутствие в Типовом перечне такого вида разрешенного использования как "для строительства автозаправочной станции", не может служить основанием для отнесения участка к "земельным участкам, предназначенным для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" в ситуации, когда земельный участок для этих целей не предоставлялся и не используется.
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Закона кадастре недвижимости предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимости: о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости; разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
Довод подателя жалобы о том, что им в государственный кадастр недвижимости не вносились сведения о виде разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания) не может быть принят судом кассационной инстанции, поскольку из материалов дела следует, что указанные в государственном кадастре недвижимости удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка и его кадастровая стоимость соответствуют оспариваемому виду разрешенного использования.
Пунктами 1 и 2 статьи 28 Закона о кадастре недвижимости предусмотрено, что техническая ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях), или воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях), подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Суд апелляционной инстанции правомерно посчитал, что с момента внесения ошибочных сведений в государственный кадастр недвижимости и до момента внесения изменений в отношении вида разрешенного использования по заявлению Общества права последнего были нарушены, поэтому кадастровая ошибка подлежит исправлению за указанный период на основании вступившего в законную силу судебного акта.
Довод подателя кассационной жалобы о том, что Росреестр с 01.12.2010 не является органом кадастрового учета, обладающего полномочиями по внесению в государственный реестр недвижимости изменений, не может быть принят во внимание ввиду следующего.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, осуществление государственного кадастрового учета является одной из функций федерального органа исполнительной власти Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Тот факт, что на основании части 2 статьи 3 Закона о кадастре недвижимости и приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Ленинградской области наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости в данном случае не может являться основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции в части обязания органа кадастрового учета устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Кроме того, из судебных актов не следует, что указанный довод заявлялся Росреестром в судах нижестоящих инстанций.
Судом кассационной инстанции также отклоняется довод о невозможности органа кадастрового учета самостоятельно внести соответствующие изменения в государственный земельный кадастр.
В силу части 4 статьи 28 Закона о кадастре недвижимости кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости, или в порядке информационного взаимодействия либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Частью 5 данной статьи Закона предусмотрено, что орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Судом апелляционной инстанции нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являются безусловными основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, не допущено.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба Росреестра удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2011 по делу N А56-32650/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.М. Стрелов |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.