Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Блиновой Л.В. и Корабухиной Л.И., при участии от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга Лукичевой А.В. (доверенность от 11.05.2011 N 02-02/91),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.01.2011 (судья Королева Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2011 (судьи Третьякова Н.О., Згурская М.Л., Несмиян С.И.) по делу N А56-67224/2010,
установил
Общество с ограниченной ответственностью "ПромСервисБанк" ( место нахождения - Санкт-Петербург, улица Рузовская, дом 16, литер А, ОГРН 1023800000322; далее - Банк, ООО "ПромСервисБанк") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга (далее - Управление Пенсионного фонда) от 13.11.2010 N 12 о привлечении к ответственности, предусмотренной статьей 49 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд социального медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), за несвоевременное сообщение об открытии валютного транзитного счета, в виде взыскания 40 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.01.2011 заявление Банка удовлетворено. Суд признал недействительным оспариваемое решение Управления Пенсионного фонда.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2011 решение суда от 17.01.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда просит отменить решение и постановление судов и отказать Банку в удовлетворении заявленного требования. По мнению подателя жалобы, Банк правомерно привлечен к ответственности за несообщение информации об открытии транзитного валютного счета, поскольку в статье 49 Закона N 212-ФЗ предусмотрена ответственность за несообщение в установленный срок в орган контроля за уплатой страховых взносов сведений об открытии или о закрытии любого счета.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Управления Пенсионного фонда поддержала доводы жалобы, настаивая на ее удовлетворении.
ООО "ПромСервисБанк" о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, решением от 13.11.2010 N 12 Управление Пенсионного фонда привлекло ООО "ПромСервисБанк" к ответственности, предусмотренной статьей 49 Закона N 212-ФЗ, в виде взыскания 40 000 руб. штрафа.
Решение принято на основании акта от 01.10.2010 N 16, в котором отражено, что ООО "ПромСервисБанк" открыло 25.08.2010 транзитный валютный счет N 40702978612001018340 обществу с ограниченной ответственностью "Петросолод". Сообщение об открытии этого счета поступило в Управление Пенсионного фонда от Банка 03.09.2010, то есть по истечении установленного в пункте 1 статьи 24 Закона N 212-ФЗ пятидневного срока. Несвоевременное представление Банком сведений об открытии клиенту транзитного валютного счета свидетельствует, по мнению Управления Пенсионного фонда, о совершении Банком правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 49 Закона N 212-ФЗ.
Банк оспорил решение Управления Пенсионного фонда в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление Банка, придя к выводу, что транзитный валютный счет не подпадает под понятие и признаки счета, приведенные в пункте 6 статьи 2 Закона N 212-ФЗ, а потому у ООО "ПромСервисБанк" отсутствовала обязанность сообщать Управлению Пенсионного фонда о его открытии.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы Управления Пенсионного фонда.
Пунктом 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ определены органы, осуществляющие контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов. Так, в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, контроль за уплатой страховых взносов осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы
В пункте 1 статьи 24 Закона N 212-ФЗ установлена обязанность банков сообщать об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуального предпринимателя на бумажном носителе или в электронной форме в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего нахождения в течение пяти дней со дня соответствующего открытия, закрытия или изменения реквизитов такого счета. Порядок сообщения банком об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета в электронной форме устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 40 Закона N 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) банка, за которое названным Законом установлена ответственность. Привлечение к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных Законом N 212-ФЗ, осуществляется органами контроля за уплатой страховых взносов.
Несообщение банком в установленный срок в орган контроля за уплатой страховых взносов сведений об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуального предпринимателя влечет ответственность, предусмотренную статьей 49 Закона N 212-ФЗ в виде взыскания штрафа в размере 40 000 руб.
Как указано в пункте 2 статьи 6 Закона N 212-ФЗ, для целей этого Закона под счетом понимаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями.
То есть понятие счета, используемое в Законе N 212-ФЗ, предполагает наличие договора банковского счета, на основании которого открыт счет в банке, а также возможность зачисления на этот счет денежных средств и их расходования с него.
Согласно пункту 2.1 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 30.03.2004 N 111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" для идентификации поступлений иностранной валюты в пользу резидентов и в целях учета валютных операций, в том числе при осуществлении обязательной продажи части валютной выручки, уполномоченные банки открывают резидентам (юридическим лицам и физическим лицам - индивидуальным предпринимателям) на основании договора банковского счета текущий валютный счет и в связи с этим одновременно транзитный валютный счет. При этом каждому текущему валютному счету, открываемому по всем видам валют (за исключением счетов, открываемых в клиринговых валютах), должен соответствовать транзитный валютный счет.
Таким образом, транзитный валютный счет открывается одновременно с текущим валютным счетом независимо от волеизъявления клиента без заключения об этом договора банковского счета, является внутренним счетом банка, имеет специальное целевое значение и, следовательно, не обладает признаками счета, определенными в пункте 6 статьи 2 закона N 212-ФЗ.
Поскольку транзитный валютный счет не подпадает под определение счета, приведенное в пункте 6 статьи 2 Закона N 212-ФЗ, суды пришли к правильному выводу об отсутствии у Банка обязанности сообщать в Управление Пенсионного фонда о его открытии.
Этот вывод судов не противоречит правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 04.07.2002 N 10335/01.
Кроме того, на отсутствие обязанности банков сообщать в органы контроля за уплатой страховых взносов об открытии (закрытии) транзитных валютных счетов указано и в письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.10.2010 N 1274-19.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 43 Закона N 212-ФЗ обстоятельством, исключающим вину лица в совершении правонарушения, признается: выполнение письменных разъяснений по вопросам применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и об обязательном социальном страховании, данных конкретному лицу или неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к периодам, в которых совершено правонарушение, независимо от даты издания такого документа).
Пунктом 5 статьи 1 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что в целях единообразного его применения при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2009 N 731 "Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" право издавать соответствующие разъяснения предоставлено Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Разъяснения даны 21.10.2010, решение Управления Пенсионного фонда о привлечении Банка к ответственности принято 13.11.2010.
Сведений о нарушении Банком сроков сообщения об открытии текущего валютного счета (к которому был открыт транзитный валютный счет N 40702978612001018340) обжалуемое решение Управления Пенсионного фонда не содержит.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает законным и обоснованным признание судами недействительным оспариваемого решения Управления Пенсионного фонда. Приведенные Управлением Пенсионного фонда в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судов и не свидетельствуют о неправильном применении ими норм материального и процессуального права.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба отклоняется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.01.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2011 по делу N А56-67224/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Судьи |
Л.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.