Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕН
распоряжением Губернатора
Краснодарского края
от 18.12.2024 N 304-р
Прогноз
социально-экономического развития Краснодарского края на долгосрочный период до 2042 года
Прогноз социально-экономического развития Краснодарского края на долгосрочный период до 2042 года (далее - Прогноз) разработан в соответствии с пунктом 3 статьи 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 33 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", статьей 9 Закона Краснодарского края от 6 ноября 2015 г. N 3267-КЗ "О стратегическом планировании в Краснодарском крае" исходя из целей и задач, намеченных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" (далее - Указ N 309).
1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Краснодарского края в 2023 году и основные ключевые моменты, характеризующие ситуацию в экономике края в январе - сентябре 2024 года
Итоги 2023 года свидетельствуют об адаптации экономики края к введенным внешнеэкономическим санкциям. Это стало возможным благодаря реализации Плана обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Краснодарском крае, мероприятия которого направлены на поддержку отраслей экономики, развитие малого и среднего предпринимательства, стимулирование инвестиционной активности и снятие инфраструктурных ограничений, мониторинг и контроль ситуации в экономике и социальной сфере Краснодарского края.
Темпы роста основных отраслей на протяжении всего 2023 года оставались довольно устойчивыми и демонстрировали высокую динамику, что позволило оценить рост валового регионального продукта края (далее - ВРП) по итогам года на уровне 105,8%. Драйверами выступили промышленность, транспортный комплекс, оптовая и розничная торговля, где темпы роста по итогам года достигли 106 - 120%. На долю этих отраслей приходится порядка 40% в структуре ВРП.
Индекс промышленного производства составил 106,0% за счет увеличения выпуска крупнейшими отраслями, где вырабатывается свыше 60% промышленной продукции края: производство пищевых продуктов - прирост на 5,1%, нефтепереработка - на 11,9%, металлургия - на 25,1%. Существенный рост (порядка 10-35%) сложился в отраслях с высоким импортозамещающим потенциалом: производство текстильных изделий, мебели, полиграфической продукции, лекарственных средств и медицинских материалов, химических веществ и продуктов, резиновых и пластмассовых изделий, компьютеров, электронных и оптических изделий, электрического оборудования, прочих транспортных средств и оборудования, прочих готовых изделий, где производится свыше 8% промышленной продукции края.
Динамика валовой продукции сельского хозяйства по итогам 2023 года - 95,7%. Это связано со снижением производства продукции растениеводства (на 6,2%) в результате подтопления озимых посевов. При этом произведенного объема достаточно для внутреннего обеспечения региона и реализации продукции на экспорт. Возросло производство животноводческой продукции (на 1,4%) за счет увеличения производства мяса и молока.
Объемы выполненных строительных работ превысили уровень 2022 года на 3,3% за счет роста объема работ по строительству зданий и автомобильных дорог. По итогам 2023 года введено 7,6 млн кв. метров жилья с ростом на 0,6%.
Темп роста объемов услуг в транспортном комплексе составил 111,7%, что обусловлено увеличением перевалки грузов через морские порты края, грузооборота трубопроводного и автомобильного транспорта. Отмечена высокая динамика пассажиропотока на железнодорожном транспорте (рост на 14,5%).
Рост продемонстрировали сектора потребительского рынка: розничная торговля - на 15,6%, общественное питание - на 7,9%, который был поддержан в том числе увеличением на 7% туристского потока на курорты края (до 18,6 млн человек).
Важнейший фактор экономического роста - инвестиционная активность. В 2023 году объем инвестиций достиг 860,6 млрд рублей и увеличился на 2,4% (в сопоставимых ценах) к уровню предыдущего года.
Средняя заработная плата достигла 58,3 тыс. рублей, демонстрируя существенный рост (115,9%).
Численность постоянного населения края по состоянию на 1 января 2024 г. составила 5 833 тыс. человек и за год увеличилась на 13,7 тыс. человек, или на 0,2%. Рост численности населения по итогам 2023 года обеспечен за счет миграционного прироста (32,5 тыс. человек), который полностью перекрыл естественную убыль населения (18,8 тыс. человек).
Эффекты от реализации адаптационных программ, нивелирующих последствия санкционного режима, способствовали тому, что большинство отраслей реального сектора экономики края в январе - сентябре 2024 года работают с положительной динамикой.
Рост ВРП края в январе - сентябре 2024 года оценен на уровне 103,0%. Основное влияние на рост показателя оказали отрасли строительства, оптовой и розничной торговли, сфера общественного питания и услуг населению.
На протяжении всего 2024 года сохраняются высокие темпы роста строительных работ - 121,8% по итогам 9 месяцев. Растут все основные виды работ: возведение зданий, строительство инженерных коммуникаций, водных сооружений, автомобильных дорог.
Второй год подряд высокими темпами растет оборот организаций оптовой торговли - 114,4% по итогам 9 месяцев (119,4% в январе - сентябре прошлого года) в результате увеличения числа логистических комплексов и распределительных центров на территории края.
Также рост демонстрируют розничная торговля - 104,9%, общественное питание - 104,6%, сфера услуг населению - 103,3%. Рост потребления был поддержан увеличением числа отдыхающих до 17,2 млн человек, что на 8% превышает показатель января - сентября предыдущего года.
В промышленном производстве заметный рост показывают отрасли импортозамещения, осуществляющие производство транспортных средств и оборудования, напитков, одежды, строительных материалов, металлургической продукции, лекарственных средств и медицинских материалов, бумаги и бумажных изделий, мебели, а также оказывающие услуги по ремонту машин и оборудования. В этих отраслях производится свыше 22% всей промышленной продукции края.
Индекс промышленного производства в январе - сентябре 2024 года составил 97,1%, что обусловлено снижением нефтепереработки из-за внеплановых ремонтов нефтеперерабатывающих заводов.
Динамика сельского хозяйства - 97,2% по итогам января - сентября 2024 года. Сложившиеся погодные условия оказали негативное влияние на формирование урожая кукурузы, сахарной свеклы, подсолнечника и овощей, что привело к сокращению их валовых сборов.
В транспортном комплексе объем услуг снижен на 3,5%, что вызвано сокращением перевалки нефтепродуктов и угля через морские порты края и уменьшением грузооборота железнодорожного транспорта. В то же время увеличена перевалка зерновых культур через порт Новороссийск и грузооборот автомобильного транспорта. За счет роста турпотока на курорты края возрос пассажирооборот на железнодорожном и автомобильном транспорте.
Объем инвестиций в основной капитал по итогам I полугодия 2024 года составил 433,7 млрд рублей с темпом роста 122,7% к уровню I полугодия 2023 года, что связано с реализацией большого числа крупных инвестиционных проектов в транспортно-логистической сфере, нефтепереработке, энергетике, сельском хозяйстве, спорте, культуре.
Второй год продолжается позитивный тренд уровня жизни населения. Высокий рост демонстрирует заработная плата - 119,9% в номинальном выражении (в январе - сентябре 2023 года - 114,7%). Уровень оплаты труда в январе - сентябре 2024 года превысил 65 тыс. рублей. Структурный дефицит кадров остается основным фактором, стимулирующим высокий рост заработной платы.
Ожидается, что по итогам 2024 года сохранятся высокие темпы роста заработной платы, объемов строительства и торговли, а динамика в промышленности и транспортировке будет улучшена после поступления на рынок продукции нового урожая.
2. Определение вариантов внутренних условий и характеристик социально-экономического развития Краснодарского края. Оценка факторов и ограничений экономического роста на долгосрочный период
В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" Прогноз разработан на вариативной основе.
В качестве утверждаемого выбран базовый вариант, который описывает наиболее вероятный сценарий развития краевой экономики с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых мер экономической политики, включая реализацию мероприятий, направленных на обеспечение устойчивости развития экономики, а также стабильной макроэкономической ситуации и высокой степени диверсификации экономики региона. Базовый вариант предполагает, что основным драйвером роста выступит внутренний спрос, как потребительский, так и инвестиционный, удовлетворение которого будет реализовываться за счет развития экономики предложения и последовательного достижения показателей Указа N 309.
Основными параметрами сценария являются высокая степень реализации потенциала развития края, закрепление и расширение конкурентных преимуществ в традиционных сферах, опережающий рост выпуска продукции обрабатывающей промышленности в основном за счет отраслей, ориентированных на внутренний спрос, осуществление большинства долгосрочных приоритетных проектов и программ, реализующих сравнительные преимущества экономики края, сохранение высокой инвестиционной активности, конкуренция за кадры на рынке труда и связанный с этим рост заработной платы и денежных доходов населения.
Одним из основных приоритетов Прогноза является обеспечение опережающего социально-экономического развития, предполагающего ежегодный прирост экономики края в 2025 - 2042 годах не менее 3,3% прежде всего за счет инвестиционного развития. Рост инвестиций позволит нарастить объемы предложения отечественных товаров для удовлетворения спроса.
В 2024 году объем ВРП края оценен на уровне 5,5 трлн рублей, а в 2042 году превысит 20,3 трлн рублей и увеличится по сравнению с 2023 годом на 85,5% в сопоставимых ценах.
Этому будет способствовать ввод новых мощностей и реконструкция действующих предприятий пищевой переработки, металлургической, химической промышленности, нефтепереработки, машиностроения, объектов энергетики и транспортно-логистического комплекса, а также модернизация инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства за счет инфраструктурных бюджетных кредитов из федерального бюджета и средств Фонда национального благосостояния, реализация федеральных целевых программ, государственных программ Российской Федерации и государственных программ Краснодарского края.
За период 2025 - 2042 годов предполагается привлечь в экономику края инвестиционных ресурсов на сумму почти 40,5 трлн рублей, а ежегодный объем капитальных вложений к 2042 году возрастет практически вдвое относительно 2023 года. Будет обеспечено выполнение Указа N 309 в части задачи по увеличению к 2030 году объема инвестиций в основной капитал не менее чем на 60% - по краю рост прогнозируется на уровне 63,5%.
Основным источником роста выступит частная предпринимательская инициатива при одновременном сохранении поддержки со стороны бюджетных источников.
Так, в прогнозируемом периоде будут созданы условия для развития глобального конкурентоспособного комплекса государственных и частных субъектов, реализующих транспортные, логистические и экспортные функции, который будет обеспечивать устойчивое движение товарных потоков и сквозную оптимизацию ресурсов от исходных поставщиков до конечных потребителей.
Развитие агропромышленного комплекса будет направлено на внедрение прогрессивных технологий выращивания, импортозамещение в сфере селекции и повышения генетического потенциала животных, углубление кооперации и интеграции между сельскохозяйственными товаропроизводителями и переработчиками, расширение несырьевой составляющей экспорта продовольствия и повышение доли продукции с высоким уровнем передела.
Развитие туристско-рекреационного кластера предполагает продвижение туризма как "умной", наукоемкой отрасли экономики на основе использования широкого спектра современных технологий, в том числе интеграцию технологических систем смежных секторов экономики и вовлечение в процесс создания и воспроизводства регионального турпродукта.
Инвестиции в сферу промышленности будут сконцентрированы на создании и развитии индустриальных (промышленных) парков, промышленных технопарков, на организации выпуска импортозамещающей продукции, в том числе с участием государственной поддержки, а также на реализации проектов, ориентированных в первую очередь на быстро развивающийся агропромышленный и туристский комплексы.
Результатом позитивного развития экономики станет поступательный рост прибыли прибыльных предприятий и фонда заработной платы.
Прибыль прибыльных предприятий в 2024 году оценивается в сумме 1,1 трлн рублей, а к концу прогнозируемого периода превысит 4 трлн рублей. Среднегодовые темпы роста прибыли в 2025 - 2042 годах составят 107,6% (в действующих ценах).
Предполагается, что фонд заработной платы работников возрастет с 1,1 трлн рублей в 2024 году до 5,9 трлн рублей в 2042 году, а ежегодный рост показателя в 2025 - 2042 годах достигнет 109,7% (в действующих ценах) в результате высокой конкуренции за кадры на рынке труда.
Динамика фонда заработной платы работников отразится на формировании среднемесячной заработной платы. По итогам 2024 года она оценивается на уровне 70,5 тыс. рублей, а по прогнозным расчетам в 2042 году может превысить 348 тыс. рублей. Ожидается, что среднегодовые темпы роста среднемесячной заработной платы в прогнозный период составят 109,3%.
Определенное влияние на динамику заработной платы будет оказывать рост оплаты труда работников базовых отраслей экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, где планируется создание высокопроизводительного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами.
Рост заработной платы будет опережать уровень инфляции в Краснодарском крае, который в 2024 году может составить 109,0%, а в 2025 году с учетом жестких мер денежно-кредитной политики замедлится до 105,8%. Ожидается, что с 2027 года инфляция выйдет на целевой уровень 104,0%.
Среднегодовая численность населения в 2024 году оценивается на уровне 5 841,3 тыс. человек. Предполагается, что к концу прогнозного периода она составит 6 258,5 тыс. человек и увеличится на 7,4% относительно 2023 года.
Росту среднегодовой численности населения будут способствовать стабильный миграционный прирост и постепенное замедление естественной убыли, переходящему в естественный прирост населения, начиная с 2037 года.
В результате реализации активной семейной политики, политики стимулирования рождаемости в рамках региональной программы по повышению рождаемости в Краснодарском крае, а также политики регулируемой миграции среднегодовые темпы роста численности населения в прогнозный период составят 100,4%.
Для закрепления достигнутых положительных результатов демографического развития продолжится реализация мероприятий государственной программы Краснодарского края "Развитие здравоохранения", направленных на увеличение продолжительности активной жизни населения за счет профилактики и раннего выявления заболеваний, повышения доступности и качества медицинской помощи, обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными специалистами.
Основные внутренние риски и ограничения экономического роста в долгосрочном периоде связаны прежде всего с дефицитом кадров на рынке труда. Поэтому ключевой задачей в долгосрочной перспективе является повышение производительности труда за счет реализации нового национального проекта "Эффективная и конкурентная экономика", а также обеспечение максимальной гибкости рынка труда, подготовка и переподготовка кадров в рамках нового национального проекта "Кадры".
Основные показатели прогноза научно-технического развития приведены в разделе 6 Прогноза, показатели прогноза состояния окружающей среды и природных ресурсов - в разделе 7 Прогноза.
3. Основные параметры государственных программ Краснодарского края
При разработке показателей Прогноза учитывались основные параметры государственных программ Краснодарского края.
В 2024 году на территории края реализуется 28 государственных программ Краснодарского края. Государственными программами определены цели, задачи, мероприятия, ответственные исполнители, конечные результаты, а также необходимые для их достижения сроки и объемы финансирования мероприятий.
Среди основных целей государственных программ Краснодарского края:
снижение смертности от всех причин до 11,5 на 1000 населения к 2030 году;
повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году;
удовлетворенность доступностью медицинской помощи;
предоставление гражданам широких возможностей для получения дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, дополнительного образования детей, среднего профессионального образования, профессиональной подготовки и переподготовки на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями рынка труда;
формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию;
развитие системы кадрового обеспечения сферы образования, позволяющей каждому педагогу повысить уровень профессионального мастерства на протяжении всей профессиональной деятельности;
развитие и поддержка научной и научно-технической деятельности в Краснодарском крае;
повышение уровня социального обеспечения граждан - получателей мер социальной поддержки, государственных социальных и страховых гарантий, направленных на рост их благосостояния;
обеспечение социальной поддержки семей при рождении детей;
повышение доступности социального обслуживания населения и сохранение на уровне 100%;
повышение транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог общего пользования на территории Краснодарского края;
повышение безопасности дорожного движения с применением информационно-коммуникационных технологий;
формирование развитой инфраструктуры Краснодарского края для повышения качества жизни населения Краснодарского края.
В общем объеме финансирования более 70% приходится на такие государственные программы, как "Развитие здравоохранения", "Развитие образования", "Социальная поддержка граждан", "Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края", "Развитие общественной инфраструктуры".
4. Направления социально-экономического развития Краснодарского края и основные целевые показатели развития по отдельным видам экономической деятельности
Основная доля ВРП Краснодарского края создается в базовых отраслях реального сектора экономики: промышленность, сельское хозяйство, строительство, розничная торговля, курортно-туристский комплекс, строительство, транспорт. В прогнозном периоде вклад базовых отраслей в экономику региона увеличится с 54,4% в 2023 году до 56,6% в 2042 году за счет высоких темпов роста в сфере промышленного производства, строительства и курортно-туристского комплекса.
4.1. Промышленное производство
В 2024 году индекс промышленного производства оценивается на уровне 101,1% с доведением отгрузки продукции до 2,1 трлн рублей.
В долгосрочной перспективе ожидается устойчивая динамика порядка 5% среднегодового прироста, что позволит к 2042 году нарастить промышленное производство до 9,9 трлн рублей, или в 2,5 раза к 2023 году.
Рост промышленного производства в долгосрочной перспективе будет обеспечиваться за счет реконструкции и модернизации действующих промышленных предприятий, внедрения современных технологий, производства импортозамещающей продукции, реализации инвестиционных проектов в обрабатывающей отрасли и электроэнергетике.
Среди крупных инвестиционных проектов: модернизация имеющихся и создание новых производственных мощностей нефтеперерабатывающих заводов в рамках заключенных соглашений с Министерством энергетики Российской Федерации; расширение мощностей по производству сыров в Выселковском районе; строительство завода по производству лимонной кислоты, крахмалопродуктов и растительных полисахаридов в городе Армавире; строительство заводов по производству аммиака, карбамида, метанола, переработке широкой фракции легких углеводородов в Темрюкском районе; строительство метизного комплекса в Абинском районе.
Свой вклад внесет развитие 14 индустриальных (промышленных) парков с многоотраслевой специализацией. Планируется открытие производств, обеспечивающих импортозамещение в машиностроении и вагоностроении, производстве пищевых продуктов, металлических конструкций, металлургии, деревообработке и производстве стройматериалов.
На основании федерального проекта "Экономика замкнутого цикла" в рамках государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" в крае реализуется проект по созданию экопромышленного парка в Крымском районе.
Дополнительному вкладу в наращивание объемов промышленного производства будет способствовать реализация государственной программы Краснодарского края "Развитие промышленности Краснодарского края и повышение ее конкурентоспособности", направленной на создание условий в сфере промышленности для размещения новых производств; стимулирование субъектов промышленной деятельности к росту объемов производства и сохранению рабочих мест; повышение престижа рабочих профессий, востребованных на рынке труда; обеспечение субъектов деятельности в сфере промышленности Краснодарского края дополнительными возможностями по продвижению промышленной продукции.
Перечисленные мероприятия позволят обеспечить выполнение Указа N 309 в части задачи по росту продукции обрабатывающих производств к 2030 году не менее чем на 40% по сравнению с 2022 годом. В Краснодарском крае темп роста этого показателя к 2030 году составит 150,5%.
4.2. Сельское хозяйство
В 2024 году стоимость валовой продукции сельского хозяйства по оценке превысит 580,6 млрд рублей (92,9% в сопоставимых ценах к 2023 году в связи с засухой).
Приоритетами развития на долгосрочную перспективу определены следующие направления: развитие семеноводства и создание питомников, укрепление мелиоративного комплекса, качественная селекционно-племенная работа, в том числе внедрение геномной оценки поголовья крупного рогатого скота. Реализация данных мер в растениеводстве и животноводстве в перспективе приведет к наращиванию объемов производства, развитию переработки и увеличению доли несырьевого экспорта.
Стратегическая задача на прогнозируемый период - прийти к полному импортозамещению в семеноводстве, а также уделить особое внимание селекции в животноводстве.
Развитию и повышению конкурентоспособности агропромышленного комплекса Краснодарского края, увеличению производства основных видов сельскохозяйственной продукции будет способствовать реализация государственных программ Российской Федерации и Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия".
Важным инструментом развития аграрного комплекса края является реализация инвестиционных проектов и создание благоприятного инвестиционного климата. Продолжится работа по оказанию государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности путем субсидирования части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займов, полученных в сельскохозяйственных потребительских кооперативах.
Реализация приоритетных инвестиционных проектов и меры государственной поддержки обеспечит поступательное развитие сельского хозяйства с доведением объемов валовой продукции в 2042 году почти до 2,1 трлн рублей с темпом роста 116,4% в сопоставимых ценах к 2023 году.
4.3. Розничная торговля
Ожидаемый итог 2024 года по обороту розничной торговли предположительно составит почти 2,9 трлн рублей с приростом к 2023 году на 5,2% в сопоставимых ценах.
Далее за счет наращивания покупательского спроса на товары и услуги, связанного с индексацией заработной платы и ростом доходов населения, среднегодовая скорость прироста розничных продаж до 2042 года сложится на уровне 3,7%. В результате в 2042 году оборот розничной торговли предположительно может достичь 11,3 трлн рублей, в 2 раза превысив уровень 2023 года.
Эффективному развитию торговой деятельности в долгосрочной перспективе будут способствовать благоприятные условия, направленные на продвижение продукции краевых товаропроизводителей на потребительский рынок Краснодарского края и соседних регионов, поддержка развития малого и среднего бизнеса, а также развитие многоформатной инфраструктуры торговли - торговых сетей, несетевых магазинов, автоматизированной, нестационарной и мобильной торговли, розничных рынков, ярмарок, фестивалей и иных торговых праздничных мероприятий.
4.4. Курортно-туристский комплекс
Объем услуг (доходы) курортно-туристского комплекса за 2024 год оценивается на уровне 252,5 млрд рублей с ростом к 2023 году на 10,1% в сопоставимых ценах.
Реализация национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства", государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма", государственной программы Краснодарского края "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса", Стратегии "Кубанское Приазовье", а также крупных инвестиционных проектов за счет средств частных инвесторов в долгосрочном периоде обеспечат среднегодовой темп прироста на уровне 4,4%. В результате в 2042 году объем курортно-туристских услуг возрастет до 1,1 трлн рублей, превысив уровень 2023 года в 2,4 раза в сопоставимых ценах.
Этому будет способствовать рост туристического потока до 24,2 млн человек к 2042 году с увеличением доли отдыхающих в коллективных средствах размещения на фоне снижения доли неорганизованных туристов. Планируется реализация крупных инвестиционных проектов, таких как создание курортов "Абрау-Дюрсо", "Новая Анапа", "Турьев Хутор", реконструкция и строительство новых санаторно-курортных и гостиничных комплексов, создание агротуристических кластеров, которые приведут к увеличению номерного фонда и расширению туристического продукта, предлагаемого на территории Краснодарского края.
4.5. Строительство
В 2024 году объем выполненных строительных работ оценивается в сумме 575,2 млрд рублей с темпом роста к 2023 году 116,0%.
Строительный комплекс занимает ключевое место в экономике края, обеспечивая темпы социально-экономического развития региона и возможности выполнения в полном объеме стратегических задач, стоящих перед краем.
Динамика объема строительных работ на протяжении прогнозного периода будет положительной со среднегодовым приростом порядка 3,9%. В результате в 2042 году в строительстве объем работ может достигнуть 2,1 трлн рублей, в 2,3 раза превысив значение 2023 года.
Значительное влияние на рост объемов строительства будет оказывать реализация государственных программ и инвестиционных проектов во всех отраслях экономики за счет привлечения как бюджетных, так и частных инвестиций, а также процесс формирования рынка доступного жилья (ежегодно планируется вводить порядка 7,5 млн кв. метров общей площади жилых домов), что позволит обеспечить растущее население края современным и качественным жильем и создаст прочную основу для реализации человеческого потенциала. Этому будет способствовать реализация мероприятий проектной части государственной программы Краснодарского края "Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства и архитектуры".
4.6. Транспортировка и хранение
Объем услуг по транспортировке и хранению в 2024 году оценивается в сумме 1,2 трлн рублей с ростом к 2023 году на 1,9% в сопоставимых ценах в условиях снижения грузооборота в морских портах и услуг по хранению и складированию жидких или газообразных грузов в связи с уменьшением экспорта нефтепродуктов и угля.
В долгосрочной перспективе ожидается устойчивая положительная динамика в пределах 3,4% среднегодового прироста, что позволит к 2042 году нарастить объем услуг по транспортировке и хранению до 4,4 трлн рублей, обеспечив рост к уровню 2023 года в 1,9 раза.
Сохранению положительной динамики в долгосрочном периоде будет способствовать увеличение отправок нефтепродуктов в страны Азии вследствие перестройки энергетических рынков, сохранение уровня экспортных поставок зерновых грузов со станций региона, а также развитие инфраструктуры автомобильного транспорта, создание и эксплуатация объектов транспортной инфраструктуры наземного городского электрического транспорта общего пользования, развитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна, строительство, реконструкция и увеличение мощности портовых терминалов, создание сухогрузного района морского порта Тамань, строительство сети марин (яхтенных портов) на Азово-Черноморском побережье.
Существенное влияние на развитие отрасли окажет реализация государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" и государственной программы Краснодарского края "Развитие транспорта", мероприятия которых направлены на создание и модернизацию транспортной инфраструктуры.
Показатели прогноза социально-экономического развития Краснодарского края приведены в приложении 1 к Прогнозу.
5. Прогноз развития транспортной и энергетической инфраструктуры
Дальнейшее развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры в Краснодарском крае направлено на увеличение объемов перевозок грузов и пассажиров, а также обеспечение беспрепятственного пропуска экспортных грузов в морские порты края и доступности Республики Крым.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием федерального, регионального или межмуниципального значения к 2042 году увеличится на 2,9 тыс. км, или на 6,7% по сравнению с 2023 годом, а плотность автомобильных дорог на 1000 кв. км территории края составит 620,6 км путей против 581,8 км в 2023 году. Основные изменения произойдут за счет реализации государственных программ Российской Федерации и Краснодарского края, а также крупнейших инвестиционных проектов, включая проекты на условиях государственно-частного партнерства (строительство автомобильной дороги М4 "Дон" - Сочи, строительство скоростного транспортного маршрута "Юго-Западная хорда", строительство Северного обхода города Новороссийска, строительство автомобильной дороги Краснодар - Абинск - Шапсугская - Кабардинка и других).
Наиболее крупномасштабными проектами развития и модернизации железных дорог в крае являются проекты по увеличению пропускной способности железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна, реализации второго этапа расширения Новороссийского транспортного узла, строительству и модернизации инфраструктуры в рамках проекта "Городская электричка", строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) "Москва - Ростов - Адлер", реализация которых позволит увеличить к 2042 году плотность железнодорожных путей до 31 км на 1000 кв. км территории края, что превысит уровень 2023 года на 4,4%.
В долгосрочной перспективе большое внимание будет уделено развитию инфраструктуры наземного городского электрического транспорта общего пользования за счет реализации муниципальной программы муниципального образования город Краснодар "Развитие транспортной системы в границах муниципального образования город Краснодар", а также крупных инвестиционных проектов, включая проекты на основе муниципально-частного партнерства, по созданию и эксплуатации объектов наземного городского электрического транспорта в муниципальном образовании город Краснодар. В результате протяженность эксплуатационного пассажирского трамвайного и троллейбусного пути (линии) в двухпутном (двухлинейном) исчислении увеличится с 243,1 км в 2023 году до 282,6 км к 2042 году, или на 16,3%.
Новый импульс развитию электроэнергетики в долгосрочной перспективе даст рост спроса на электрическую энергию со стороны сферы промышленного производства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства.
Ожидается, что рост производства электроэнергии в Краснодарском крае по сравнению с 2023 годом увеличится в 1,8 раза и в 2042 году достигнет 21,3 млрд кВт-ч. Высокий рост обеспечен вводом в эксплуатацию в 2024 году ТЭС "Ударная" мощностью 560 тыс. кВт в Крымском районе и дальнейшим расширением ее мощностей, а также строительством новых генерирующих объектов, расположенных на территории энергосистемы Республики Адыгея и Краснодарского края. В результате мощность объектов электрогенерации края превысит 4,3 млн кВт.
В целях повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на территории региона распоряжением Губернатора Краснодарского края от 1 августа 2024 г. N 186-р утвержден план мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на территории Краснодарского края.
6. Прогноз научно-технического развития
Сильными сторонами инновационной сферы Краснодарского края являются высокое качество делового климата, наличие "сильных" вузов, высокий уровень подготовки кадров с современными производственными компетенциями, развитая инфраструктура сектора "связь и информация", наличие современных промышленных предприятий.
Поскольку высокий темп освоения новых знаний и создания наукоемкой продукции на собственной технологической основе является ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность экономики, основные усилия в долгосрочном периоде будут сконцентрированы на поддержке инновационной инфраструктуры, обеспечении взаимодействия научно-образовательных организаций и бизнеса, привлечении институтов венчурного финансирования, содействии развитию рынка технологий, внедрении результатов научно-технической деятельности, увеличении выпуска конкурентоспособной продукции (работ, услуг, технологии) и импортозамещении важнейших товаров.
Реализация данных мер позволит обеспечить развитие и эффективное использование инновационного потенциала края. В результате уровень инновационной активности организаций увеличится с 5,6% в 2023 году до 9,0% в 2042 году, а удельный вес инновационных товаров, выполненных работ, услуг в общем объеме промышленного производства, выполненных работ, услуг организаций возрастет с 0,9 до 29%.
Достижению прогнозных показателей и стимулированию инновационного развития будет способствовать реализация государственной программы Краснодарского края "Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края".
7. Прогноз состояния окружающей среды и природных ресурсов
Реализация мероприятий государственной программы Краснодарского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства", направленных на обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод, сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, а также развитие своевременное выявление и прогнозирование негативного воздействия вод, позволит в долгосрочной перспективе увеличить протяженность расчищенных участков русел рек с 116,8 км в 2023 году до 155 км в 2042 году, а долю протяженности участков русел рек, на которых осуществлены работы по увеличению их пропускной способности, дноуглублению, спрямлению, расчистке от завалов, к общей протяженности участков русел рек, нуждающихся в проведении противопаводковых мероприятий, - с 36,2% до 48,0%.
Реализация значимых инфраструктурных проектов по строительству очистных сооружений на Черноморском побережье Краснодарского края, канализационного коллектора N 20 в городе Краснодаре, Таманского, Троицкого и Ейского групповых водопроводов в рамках проектной части государственных программ Краснодарского края "Развитие жилищно-коммунального хозяйства" и "Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства и архитектуры" приведет к увеличению доли населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, - с 95,6% в 2023 году до 98,4% в 2042 году, а доли населения, обеспеченного централизованными системами хозяйственно-бытовой канализации, - с 63 до 72,5%.
8. Прогноз потребности экономики в кадрах в разрезе видов экономической деятельности и направлений подготовки по образованию
Необходимость создания гибкой системы профессиональной подготовки, переподготовки и получения дополнительных навыков с целью дальнейшего трудоустройства предполагает изменение подходов к приему в российские вузы и колледжи с учетом потребностей работодателей.
Прогноз потребности экономики в кадрах рассчитан исходя из данных макроэкономического прогноза на долгосрочную перспективу, опроса работодателей, а также демографических тенденций развития Краснодарского края.
Всего в мониторинге потребности в кадрах приняло участие 38 тыс. организаций, в их числе: 2 тыс. крупных и средних и 36 тыс. малых организаций, 240 инвестиционных проектов, заявивших о потребности в кадрах.
Прогноз потребности в квалифицированных кадрах по Краснодарскому краю с 2024 по 2042 год ожидается на уровне 460,9 тыс. человек.
Наибольшую потребность в квалифицированных кадрах до 2042 года будут испытывать организации отраслей здравоохранения и социальных услуг, образования, обрабатывающих производств, сельского хозяйства, торговли и транспорта.
Прогнозирование кадровой потребности экономики региона позволяет определить объём и структуру подготовки кадров, которые соответствуют потребностям региональной экономики и решению стратегических задач социально-экономического развития региона.
На этой основе возникает возможность совершенствования регионального управления, ориентированного на сбалансирование рынка труда, рынка образовательных услуг и построение системы профориентационной деятельности.
Показатели прогноза потребности экономики в кадрах на долгосрочный период до 2042 года приведены в приложении 2 к Прогнозу.
9. Прогноз баланса трудовых ресурсов
Рост экономики и финансовой устойчивости региона, а также меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства способствовали увеличению численности занятых в экономике граждан. По итогам 2023 года численность занятых составила 2 908 тыс. человек, что превысило уровень 2022 года на 6,2%. В 2024 году численность занятых увеличится на 1,3% (или на 36,8 тыс. человек) по сравнению с 2023 годом и составит 2 944,9 тыс. человек.
В прогнозном периоде в результате роста инвестиционной привлекательности региона, создания новых мощностей по производству импортозамещающих товаров, необходимых для обеспечения населения и бесперебойной работы предприятий, создания новых и поддержки существующих предприятий численность занятых в экономике в 2042 году достигнет 3 302,3 тыс. человек, это на 13,6% больше, чем в 2023 году.
Среднегодовой темп роста занятых в экономике в 2025 - 2042 годы составит 100,6% и превысит среднегодовой темп роста численности населения (100,4%).
Среднегодовая численность безработных граждан, зарегистрированных в органах труда и занятости населения, в 2023 году составила 11,2 тыс. человек, а по оценке 2024 года снизится до 8,3 тыс. человек. С ростом занятости населения показатели, характеризующие рынок труда, будут стабильны. Предположительно численность зарегистрированных безработных в 2030 году составит 8,1 тыс. человек, в 2036 году - 8,5 тыс. человек, а в 2042 году - 8,8 тыс. человек.
Устойчивой динамике рынка труда будет способствовать реализация мероприятий регионального плана обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Краснодарском крае, государственной программы Краснодарского края "Содействие занятости населения", а также изменение параметрических данных пенсионной системы.
Показатели прогноза баланса трудовых ресурсов на долгосрочный период до 2042 года, включая потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности, приведены в приложении 3 к Прогнозу.
Министр экономики |
А.С. Юртаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.