См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 февраля 2013 г. N Ф07-7618/11 по делу N А66-6000/2010
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 января 2013 г. N Ф07-7618/11 по делу N А66-6000/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Рудницкого Г.М.,
при участии от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Корсаковой И.В. (доверенность от 06.04.2011),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Тверская экспедиция по защите хлебопродуктов" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2011 по делу N А66-6000/2010 (судьи Тарасова О.А., Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю.),
установил
Открытое акционерное общество "Тверская экспедиция по защите хлебопродуктов", ОГРН 1086952026589, место нахождения: 170027, г. Тверь, ул. Освобождения, д. 201 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области со следующими требованиями, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ):
- признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, ОГРН 1046900099828, место нахождения: 170100, г. Тверь, Свободный пер., д. 2 (далее - Управление Росреестра), от 20.05.2010 N 6900/301/10-36163 об отказе в исправлении кадастровой ошибки;
- обязать Управление Росреестра и федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Тверской области, переименованное в настоящее время в федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Тверской области, ОГРН 1026900526080, место нахождения: 170023, г. Тверь, ул. Маршала Буденного, д. 8 (далее - Кадастровая палата), внести изменения в государственный кадастр недвижимости (далее - государственный кадастр), устранив кадастровую ошибку в сведениях путем установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300309:0010, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Освобождения, дом 201, исходя из того, что указанный земельный участок относится к виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
Суд первой инстанции решением от 28.12.2010 признал недействительным оспариваемое решение Управления Росреестра и обязал Кадастровую палату, которая с 15.09.2010 наделена полномочиями по ведению государственного кадастра, внести изменения в государственный кадастр, устранив кадастровую ошибку в сведениях путем установления в отношении спорного земельного участка кадастровой стоимости исходя из отнесения этого участка к виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, сооружений, строений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
Постановлением от 13.05.2011 апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявления Общества.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить постановление от 13.05.2011 и направить дело на новое рассмотрение в апелляционный суд.
Податель жалобы указывает следующее: неверен вывод апелляционного суда о том, что правопредшественник Управления Росреестра - Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тверской области (далее - Управление Роснедвижимости) не допустило кадастровой ошибки, поскольку внесло в государственный кадастр сведения о виде разрешенного использования спорного земельного участка на основании результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных актом государственного органа, законность которого не может быть проверена в рамках настоящего спора; апелляционный суд не учел, что кадастровая оценка земель в Тверской области проводилась по заказу Управления Роснедвижимости, которое направило отчет о кадастровой оценке с ошибочными сведениями о виде разрешенного использования земельного участка Общества и его кадастровой стоимости на утверждение в администрацию Тверской области.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росреестра, считая постановление апелляционного суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а жалобу Общества - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра поддержал доводы отзыва.
От Кадастровой палаты поступило письменное ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие ее представителя.
Общество извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направило, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации города Твери от 28.04.1993 N 361-26 земельный участок площадью 3930,7 кв.м с кадастровым номером 69:40:0300309:0010, расположенный по адресу: г. Тверь, ул. Освобождения, дом 201, предоставлен государственному предприятию "Тверская экспедиция по защите хлебопродуктов" в постоянное (бессрочное) пользование под административно-лабораторный корпус и стоянку специальной техники. Общество в результате приватизации названного предприятия в 2008 году стало его правопреемником, в том числе и в отношении права постоянного (бессрочного) пользования названным участком. Учредителем Общества является Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
В выписке из государственного кадастра от 14.07.2007 N 02-69/07-2-10017 указано, что разрешенное использование названного участка - под административно-лабораторное здание, открытую стоянку спецтехники и контейнеров; его кадастровая стоимость 2 629 694,9 руб.
Для уплаты земельного налога, который рассчитывается в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка, Общество получило 18.03.2009 в Управлении Роснедвижимости выписку из государственного кадастра N 02-69/09-2-40337, в которой указан прежний вид разрешенного использования названного участка, а кадастровая стоимость в размере 32 293 687,83 руб., что более чем в 12 раз выше прежней кадастровой стоимости.
Из письменных разъяснений Управления Роснедвижимости и администрации Тверской области по поводу многократного увеличения кадастровой стоимости земельного участка Обществу стало известно следующее. Постановлением главы администрации Тверской области от 30.12.2008 N 503-па "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области" названный участок по виду разрешенного использования отнесен к 7-й группе приложения 2 таблицы 1 Типового перечня видов разрешенного использования, являющегося приложением к Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152 (далее - Типовой перечень). В соответствии с данным перечнем к 7-й группе отнесены земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
Общество, считая, что вид разрешенного использования земельного участка, находящегося в его пользовании, определен неправильно, поскольку участок с 1993 года используется под производственную деятельность и его следовало отнести к 9-й группе Типового перечня - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально технического снабжения, сбыта и заготовок, обратилось в Управление Росреестра с заявлением об исправлении кадастровой ошибки, отнесении названного участка к 9-й группе разрешенного использования и определении его кадастровой стоимости исходя из данного вида разрешенного использования.
Управление Росреестра решением от 20.05.2010 отказало в исправлении кадастровой ошибки, считая, что вид разрешенного использования земельного участка Общества и его кадастровая стоимость определены правильно.
Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями к Управлению Росреестра и Кадастровой палате, на которую в настоящее время возложены функции по ведению государственного кадастра, считая, что определение стоимости находящегося у него на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка произведено с нарушением законодательства, а также его прав и законных интересов, выразившимся в возложении дополнительных налоговых обязательств.
В заявлении Общество также указало, что пыталось восстановить свои нарушенные права путем обращения к администрации города Твери с заявлением об изменении вида разрешенного использования, путем оспаривания в Арбитражном суде Тверской области отказа названной администрации в проведении публичных слушаний по поводу изменения вида разрешенного использования земельного участка (дело N А66-3471/2010), а также оспаривания отказа Управления Роснедвижимости во внесении в государственный кадастр изменений вида разрешенного использования земельного участка и его кадастровой стоимости (дело N А66-3470/2010). Вступившими в законную силу решениями суда первой инстанции по указанным делам в удовлетворении требований было отказано со ссылкой на то, что Общество избрало неправильный способ защиты нарушенного права.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для признания оспариваемого отказа Управления Росреестра незаконным. Удовлетворяя заявление Общества, суд указал следующее: в государственном кадастре допущена кадастровая ошибка, поскольку неверно определена кадастровая стоимость спорного участка в связи с неправомерным отнесением этого участка по виду функционального использования к 7-й группе Типового перечня; вид функционального использования данного участка, установленный постановлением главы администрации города Твери от 28.04.1993 N 361-26, не изменялся в порядке, установленном земельным и градостроительным законодательством; участок используется под производственную деятельность и подлежит отнесению к 9-й группе Типового перечня; кадастровая ошибка подлежит исправлению в порядке, предусмотренном статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ); оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы Общества, которое должно нести дополнительные обязательства по уплате земельного налога.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявления Общества, посчитав, что поскольку Управление Роснедвижимости в 2009 году внесло в государственный кадастр сведения об изменении кадастровой стоимости земельного участка Общества в порядке, установленном частью 4 статьи 15, частью 3 статьи 16 Закона N 221-ФЗ, на основании постановления администрации Тверской области от 30.12.2008 N 503-па, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель, а проверка законности данного нормативного правового акта не входит в предмет заявленных требований, отсутствуют основания полагать, что Управление Роснедвижимости допустило кадастровую ошибку, которая может быть исправлена его правопреемниками в порядке статьи 28 Закона N 221-ФЗ.
Кассационная инстанция считает, что постановление апелляционного суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила проведения оценки), в соответствии с которыми организация проведения кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами. Для проведения таких работ названные органы привлекают оценщиков или юридических лиц, имеющих право на заключение договора об оценке.
В соответствии с пунктами 4 и 9 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, на Роснедвижимость и ее территориальные органы возложены проверка результатов по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации, составлению отчета по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов такой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение.
Пунктом 10 Правил проведения оценки установлено, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пунктам 3, 4 и 9 Правил проведения оценки государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного и других кадастров, основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов следует определять применительно к определенным видам разрешенного использования. В Методических рекомендациях в числе прочих названы следующие виды разрешенного использования земельных участков: земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (пункт 1.2.7); земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9). В Типовом перечне названные виды разрешенного использования отнесены к 7-й и 9-й группам соответственно.
Согласно пункту 2.6.4 Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков производится путем умножения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе данных видов разрешенного использования на площадь земельных участков.
Во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" на территории Тверской области в 2007-2008 годах проведена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Тверской области, определены кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в зависимости от видов разрешенного использования земельных участков в соответствии с Типовым перечнем. На основании представления Управления Роснедвижимости администрация Тверской области постановлением от 30.12.2008 N 503-па утвердила результаты кадастровой оценки земель.
По результатам кадастровой оценки спорный земельный участок по виду разрешенного использования отнесен к 9-й группе Типового перечня - "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок"; кадастровая стоимость установлена в размере 32 293 687,83 руб.
Данные сведения Управление Роснедвижимости внесло в государственный кадастр.
Суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в деле документы (постановление главы администрации города Твери от 28.04.1993 N 361-26, свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования от 12.05.1993, устав Общества, бухгалтерские документы, документы, касающиеся целевого использования, расположенных на спорном участке объектов недвижимости), пришел к правильному выводу о том, что, поскольку Обществу был предоставлен земельный участок для размещения на нем административно-лабораторного корпуса и стоянки специальной техники и участок используется в промышленно-производственных целях, он подлежит отнесению по виду разрешенного использования к 9-й группе Типового перечня. Данный участок никогда не предоставлялся и не используется для осуществления деятельности в области образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, поэтому при проведении работ по государственной кадастровой оценки земель он был неправомерно отнесен по виду разрешенного использования к 7-й группе Типового перечня, что привело к неправильному определению его кадастровой стоимости.
Частью 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ установлено, что в государственный кадастр вносятся сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости и разрешенное использование земельного участка.
Согласно части 3 статьи 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10 - 17 части 2 статьи 7 того же Закона сведений может осуществляться на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
Статьей 28 Закона N 221-ФЗ предусмотрена возможность исправления ошибок в государственном кадастре недвижимости.
Согласно пункту 2 части 1 указанной статьи кадастровой ошибкой в сведениях является воспроизведенная в государственном кадастре ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр. Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 Закона N 221-ФЗ заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документы, которые содержат кадастровую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 4 статьи 28 Закона N 221-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 28 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации, соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 данной статьи порядке; суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Суд первой инстанции, установив, что в сведениях кадастрового учета допущена кадастровая ошибка о виде разрешенного использования, кадастровой стоимости спорного участка, внесенных в порядке информационного взаимодействия на основании постановления администрации Тверской области от 30.12.2008 N 503-па, которую Общество самостоятельно устранить не может, пришел к правильному выводу о том, что Управление Росреестра, осуществлявшее до 15.09.2010 функции по ведению государственного кадастра, неправомерно отказало Обществу в удовлетворении заявления об исправлении кадастровой ошибки.
Суд первой инстанции в порядке устранения нарушенных прав и законных интересов Общества правомерно обязал Кадастровую палату, осуществляющую в настоящее время функции по ведению государственного кадастра, устранить кадастровую ошибку по правилам части 5 статьи 28 Закона N 221-ФЗ.
Кассационная инстанция считает неверным вывод апелляционного суда о том, что поскольку сведения о кадастровой стоимости спорного участка внесены в порядке информационного взаимодействия на основании акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердившего государственную кадастровую оценку земель, не оспоренного в установленном порядке, то в рассматриваемом случае не допущена кадастровая ошибка, которая может быть исправлена органом, уполномоченным на ведение государственного кадастра.
Внесение в государственный кадастр органом кадастрового учета неверных сведений в отношении спорного участка, допущенных к тому же в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в рамках проведения работ по государственной кадастровой оценке земель, организация которых и контроль за результатами возложены на указанный орган, является кадастровой ошибкой и подлежит устранению по правилам части 4 статьи 28 Закона N 221-ФЗ в порядке информационного взаимодействия путем направления решения о необходимости устранения кадастровой ошибки в орган, уполномоченный утверждать результаты государственной кадастровой оценки.
Правовая позиция относительно порядка внесения в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельных участков по итогам государственной кадастровой оценки земель, приведенная в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10, на которое сослался суд апелляционной инстанции, не исключает возможности исправления кадастровой ошибки в порядке, предусмотренном статьей 28 Закона N 221-ФЗ.
При таком положении постановление апелляционного суда как принятое с неправильным применением норм материального права следует отменить, а решение суда первой инстанции - оставить в силе.
С учетом принятия настоящего постановления судебные расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе подлежат распределению по правилам статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2011 по делу N А66-6000/2010 отменить.
Решение Арбитражного суда Тверской области от 28.12.2010 оставить в силе.
Взыскать в пользу открытого акционерного общества "Тверская экспедиция по защите хлебопродуктов" (ОГРН 1086952026589, место нахождения: 170027, г. Тверь, ул. Освобождения, д. 201) с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (ОГРН 1046900099828, место нахождения: 170100, г. Тверь, Свободный пер., д. 2) и федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Тверской области (ОГРН 1026900526080, место нахождения: 170023, г. Тверь, ул. Маршала Буденного, д. 8) по 500 руб. судебных расходов по кассационной жалобе.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.