Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 10 декабря 2024 г. N 03-07-11/124536
Вопрос: Общероссийская общественная организация просит рассмотреть вопрос о внесении поправок в статью 145 НК РФ, предусмотрев порядок, согласно которому налогоплательщики на УСН с доходами до 60 млн руб. смогут проводить операции с НДС и принимать налог к вычету. В частности, ввести порядок, позволяющий отказаться от автоматического освобождения от НДС.
С 2025 года организации и предприниматели, которые применяют упрощенную систему налогообложения, признаются плательщиками НДС (п. 1 ст. 145 НК РФ). При этом если доходы налогоплательщиков на УСН за 2024 год не превышают 60 млн руб., то они освобождаются от обязанности по исчислению и уплате НДС, а также не обязаны формировать счета-фактуры (п. 5 ст. 168 НК РФ в ред. Федерального закона от 29.10.2024 N 362-ФЗ).
Освобождение от НДС для налогоплательщиков на УСН действует автоматически - без подачи уведомлений в инспекцию (п. 1 Методических рекомендаций, утв. письмом ФНС от 17.10.2024 N СД-4-3/11815@). Однако отказаться от освобождения в части НДС на УСН нельзя, что следует из недавних разъяснений Минфина (письмо от 02.10.2024 N 03-07-11/95245).
Вышеуказанные правила введены в рамках "донастройки" налоговой системы, приняты Федеральным законом от 12.07.2024 N 176-ФЗ. Но изначально контекст данного законопроекта предусматривал другие положения, согласно которым организации/ИП на УСН могли остаться плательщиками НДС, просто не подав уведомление в налоговую. То есть налогоплательщики на УСН с доходами до 60 млн руб., могли исчислять и платить НДС по своему желанию.
Затем в ходе обсуждений законопроекта было установлено, что освобождение от НДС будет распространяться почти на 95% организаций/ИП, применяющих УСН. В этой связи было принято решение считать их освобожденными от НДС без обязанности подачи соответствующего уведомления.
Вместе с тем не были учтены интересы тех налогоплательщиков на УСН, которые при доходах до 60 млн руб. захотят вести бизнес с НДС, выбрав специальные ставки - 5%, 7% или общие - 20% (10%) с правом на вычеты налога. В связи с этим данная категория налогоплательщиков оказалась в ущемленном положении, чем организации/ИП на УСН с доходами свыше 60 млн руб. и плательщики ЕСХН.
Согласно статье 145, пункту 3 статьи 346.1 НК РФ организации на ЕСХН тоже признаются плательщиками НДС. При этом для них предусмотрено не право отказаться от освобождения от НДС, а право освободиться от НДС. В частности, для сельхозпроизводителей предусмотрен механизм освобождения от НДС, который основан на подаче уведомлений. Его можно не использовать и по умолчанию остаться плательщиком НДС.
В связи с этим общественная организация считает, что аналогичный порядок необходимо предусмотреть для налогоплательщиков УСН с доходами до 60 млн руб. Но с условием, что отказ от освобождения от НДС для них будет действовать в течение года (12 месяцев), то есть по аналогии с ЕСХН. Возможность налогоплательщиков УСН работать с НДС позволит сформировать НДС-цепочки, что сделает их более "прозрачными" для налогового контроля.
Также необходимо отметить, что выставление счетов-фактур налогоплательщиками на УСН не порождает дополнительные риски для контроля, учитывая действие АСК НДС-2. Если будет введен уведомительный порядок отмены освобождения от НДС, то административная нагрузка снизится.
Ответ: Департамент налоговой политики совместно с ФНС России рассмотрел обращение и по предложению об установлении возможности отказа налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и признаваемых налогоплательщиками налога на добавленную стоимость с 1 января 2025 года, от освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость (далее соответственно - УСН, НДС, освобождение от НДС), сообщает следующее.
Согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее соответственно - Кодекс, Федеральный закон N 176-ФЗ), с 1 января 2025 года организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, признаются налогоплательщиками НДС.
В то же время пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 176-ФЗ предусмотрено, что с 1 января 2025 года организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, освобождаются от НДС, при соблюдении одного из следующих условий:
за календарный год, предшествующий календарному году, начиная с которого организация или индивидуальный предприниматель переходит на УСН, у указанных организации или индивидуального предпринимателя сумма доходов, определяемых в порядке, установленном главой 23, 25 или 26.1 Кодекса, а также в порядке, установленном Федеральным законом от 25 февраля 2022 г. N 17-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения", не превысила в совокупности 60 млн рублей;
за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, у указанных организации или индивидуального предпринимателя сумма доходов, определяемых в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Кодекса, не превысила в совокупности 60 млн рублей.
При этом отказ от освобождения от НДС, положениями пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 176-ФЗ не предусмотрен. В связи с этим указанные организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, обязаны с 1 января 2025 года применять освобождение от НДС.
Следует учитывать, что согласно проведенному ФНС России анализу доходов налогоплательщиков, применяющих УСН в предыдущие годы, количество указанных налогоплательщиков, которые с 1 января 2025 года будут уплачивать НДС, незначительно и составляет чуть более 3 процентов от общего количества налогоплательщиков, применяющих УСН в настоящее время.
Поэтому установление с 1 января 2025 года для налогоплательщиков, применяющих УСН, у которых сумма доходов не превысила в совокупности 60 млн рублей, обязательного применения освобождения от НДС позволит не только сохранить для большинства налогоплательщиков, применяющих УСН (около 97 процентов), действующий в настоящее время порядок применения НДС, согласно которому указанные налогоплательщики НДС по операциям реализации товаров (работ, услуг) не уплачивают, но и создаст условия для "плавного" и поэтапного перехода на общую систему налогообложения налогоплательщиков, применяющих УСН.
В то же время установление для налогоплательщиков, применяющих УСН, у которых сумма доходов не превысила в совокупности 60 млн рублей, в добровольном порядке применять освобождение от НДС может привести к дополнительным издержкам указанных налогоплательщиков и повышению административной нагрузки для них за счет, например, соблюдения срока подачи в налоговый орган заявления о применении освобождения от НДС.
Вместе с тем отмечаем, что ФНС России будет в течение 2025 года проводить мониторинг перехода налогоплательщиков, применяющих УСН, на уплату НДС, и адаптации указанных налогоплательщиков к новому порядку применения НДС.
В связи с этим рассматривать вышеуказанное предложение целесообразно после анализа результатов указанного мониторинга.
Директор Департамента |
Д.В. Волков |
С 2025 г. компании и ИП на УСН признаются плательщиками НДС.
Эта норма касается налогоплательщиков с годовым доходом от 60 млн руб., которые составляют около 3%. Прочие должны будут обязательно применять освобождение от НДС.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 10 декабря 2024 г. N 03-07-11/124536
Опубликование:
-