Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 2 декабря 2024 г. N 03-07-12/121058
Вопрос: Просим рассмотреть предложения о внесении законодательной инициативы в НКи в предлагаемом новом Проекте N 155863-8 ФЗ "О частной охранной деятельности" изменения по аналогии с предприятиями, оказывающими услуги общественного питания, которые освобождены от уплаты НДС при обороте до 2 млрд рублей (с 1 января 2022 г.) ФЗ N 305 от 02.07.2021 г. (что уже принесло положительный эффект). На время принятия законодательной инициативы ввести мораторий на проверки МСП. Убрать ограничения прибыли в качестве основного и дополнительного видов деятельности в ЧОО. Исключить ограничения заниматься иной коммерческой деятельностью учредителям быть в других организациях руководителями, занимающихся коммерческой деятельностью, а также исключить запрет директору ЧОО совмещать должность.
Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и по предложениям о пересмотре критериев для применения упрощенной системы налогообложения, а также установления для частных охранных предприятий освобождения от НДС, аналогичного для предприятий общественного питания (далее соответственно - УСН, НДС), сообщает следующее.
Во исполнение подпункта "о" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам XXVI Петербургского международного экономического форума 14-17 июня 2023 г. (от 16 августа 2023 г. N Пр-1619) и абзаца четвертого подпункта "а" пункта 16 Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, утвержденного Президентом Российской Федерации 30 марта 2024 г. N Пр-616, а также в целях внедрения с 1 января 2025 г. механизма поэтапного перехода на общий режим налогообложения налогоплательщиков, применяющих УСН, в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) внесены следующие изменения, вступающие в силу с 1 января 2025 г.:
- увеличен предельный размер их доходов до 450 млн рублей и остаточной стоимости основных средств до 200 млн рублей с ежегодной индексацией на коэффициент-дефлятор, а также до 337,5 млн рублей повышена величина предельного размера доходов организаций в целях перехода на УСН;
- организациям и индивидуальным предпринимателям, утратившим в 2024 г. право на применение УСН, предоставлена возможность вновь перейти на УСН с 1 января 2025 г. без учета ограничения, предусмотренного пунктом 7 статьи 346.13 Кодекса;
- налогоплательщики, применяющие УСН, признаются плательщиками НДС с возможностью использования освобождения от уплаты НДС, если сумма доходов не превышает 60 млн рублей. При этом налогоплательщики, у которых сумма доходов превышает указанную величину, имеют право выбора на применение налоговых ставок по НДС в размере 20 (10) процентов либо 5 (7) процентов.
Данные изменения в Кодекс направлены на создание условий для "плавного" и поэтапного перехода на общий режим налогообложения налогоплательщиков, применяющих УСН, и обеспечат постепенное встраивание небольших компаний, способных к росту, в производственную цепочку "большого" бизнеса.
В связи с этим уточнение параметров применения УСН возможно только по результатам анализа применения данного специального налогового режима в течение 2025 года и ряда последующих лет.
Что касается установления для частных охранных предприятий освобождения от НДС, аналогичного для предприятий общественного питания, то согласно подпункту 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса с 1 января 2022 г. от налогообложения НДС освобождаются операции по оказанию услуг общественного питания через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание) при одновременном соблюдении за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение от НДС, следующих условий:
- сумма доходов не превысила в совокупности 2 млрд рублей;
- удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов составил не менее 70 процентов;
- среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных организацией в пользу физических лиц, определяемый исходя из данных расчетов по страховым взносам, должен быть не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение от НДС, в субъекте Российской Федерации, в налоговый орган которого представлен расчет по страховым взносам за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение, по виду экономической деятельности, определяемому по классу 56 "Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков" раздела I "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.
Кроме того, для субъектов малого и среднего предпринимательства, основным видом экономической деятельности которых является деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков и среднесписочная численность работников которых превышает 250 человек, с 1 января 2022 г. установлены пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 15 процентов с части ежемесячных выплат в пользу физических лиц, превышающей величину минимального размера оплаты труда (пункт 13.1 статьи 427 Кодекса).
Данные положения введены в Кодекс во исполнение подпункта "б" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам Петербургского международного экономического форума 2-5 июня 2021 года (от 26 июня 2021 г. N Пр-1096) об обеспечении начиная с 2022 г. реализации пилотного проекта по предоставлению юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые оказывают услуги общественного питания и среднесписочная численность работников каждого из которых не превышает 1500 человек, права применять общий режим налогообложения, предусматривающий освобождение от уплаты НДС в случае, если годовая выручка каждого такого юридического лица или индивидуального предпринимателя не превышает 2 млрд рублей, и применение пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, установленных для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - пилотный проект).
Следует отметить, что пилотный проект реализуется не только в целях поддержки налогоплательщиков, оказывающих услуги общественного питания, но и "обеления" отрасли общественного питания.
В ходе проведенного ФНС России анализа не выявлены отрасли, сопоставимые с отраслью общественного питания по уровню расходов на заработную плату и имеющие консолидированную позицию о готовности принять встречные обязательства, в том числе направленные на "обеление" соответствующей отрасли, по аналогии с предприятиями в сфере общественного питания.
С учетом изложенного распространение пилотного проекта на предприятия других отраслей представляется нецелесообразным.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
С 2025 г. предусматривается поэтапный переход применяющих УСН налогоплательщиков на общий режим налогообложения. В частности, предельный размер доходов организаций для перехода на УСН повышен до 337,5 млн руб., предельный размер доходов в рамках УСН увеличен до 450 млн руб.
Уточнение параметров применения УСН возможно только по результатам анализа правоприменения в течение 2025 г. и последующих лет.
Также сообщается, что предложение об установлении для ЧОПов освобождения от НДС, аналогичного для предприятий общепита, не поддерживается.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 2 декабря 2024 г. N 03-07-12/121058
Опубликование:
-