Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 5 декабря 2024 г. N 03-07-11/122683
Вопрос: На протяжении многих лет мы занимаемся услугами по организации школьного питания на базе образовательных учреждений. Работаем исключительно с бюджетом. Наш основной ОКВЭД 56.29 Деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания.
В школьных столовых мы производим и реализуем готовую продукцию, согласно контрактам, заключенным путем участия в закупках по 44-ФЗ. На протяжении действия контракта стоимость питания на 1 ребенка фиксированная. Изменение цены не предусматривается. Увеличение на НДС тоже. Мы не ресторан и не общественная столовая, на изначальную стоимость питания на ребенка влиять не можем.
По данным контрактам мы получаем денежные средства только из бюджета. Иных расчетов не предусмотрено. В связи с вышеперечисленным просим пояснить следующее:
можем ли мы быть освобождены от налогообложения налогом на НДС услуг общественного питания, оказываемых с 1 января 2025 года индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения на основании пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Если нет, то каким образом на фиксированную стоимость цены школьного питания выставлять бюджету НДС.
Ответ: В связи с обращением о применении с 1 января 2025 года налога на добавленную стоимость (далее - НДС) индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, Департамент налоговой политики сообщает.
Согласно положениям Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, признаются налогоплательщиками НДС с 1 января 2025 года.
При этом пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 176-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, у этого индивидуального предпринимателя сумма доходов, определяемых в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), не превысила в совокупности 60 миллионов рублей.
В случае, если за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, у индивидуального предпринимателя сумма доходов превышает в совокупности 60 миллионов рублей, такой индивидуальный предприниматель не имеет оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.
В связи с этим операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляемые с 1 января 2025 года индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, у которого сумма доходов превышает 60 млн рублей, подлежат налогообложению НДС на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса с применением налоговых ставок, указанных в статье 164 Кодекса, либо не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС в соответствии с пунктом 2 статьи 146 и статьей 149 Кодекса.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС реализация продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций и реализуемых ими в указанных организациях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или организациям. В связи с этим данной нормой Кодекса определено, что не подлежит налогообложению НДС реализация исключительно организацией общественного питания непосредственно произведенных ею продуктов питания столовым образовательных и медицинских организаций или образовательным и медицинским организациям.
В то же время обращаем внимание, что согласно подпункту 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС оказание организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), при соблюдении условий, установленных указанным подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса.
Таким образом, с 1 января 2025 года индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, у которого за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, сумма доходов превышает в совокупности 60 миллионов рублей, вправе применять нормы вышеуказанного подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
ИП на УСН с доходами более 60 млн руб. с 1 января 2025 г. признается плательщиком НДС.
Если он занимается общественным питанием, то может воспользоваться нормой НК РФ, согласно которой не облагается НДС оказание услуг общепита через рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные и т. п., а также выездное обслуживание при соблюдении установленных НК РФ условий.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 5 декабря 2024 г. N 03-07-11/122683
Опубликование:
-