Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Свердловской области
от 19.12.2024 N 896-ПП
Раздел 1. Стратегические приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Свердловской области "Развитие промышленности на территории Свердловской области"
Государственная программа Свердловской области "Развитие промышленности на территории Свердловской области" (далее - государственная программа) определяет приоритеты, основные показатели, задачи, направления и механизмы промышленного развития Свердловской области на долгосрочную перспективу, направлена на создание системных долгосрочных стимулов для повышения конкурентоспособности продукции промышленных предприятий Свердловской области на внутреннем и мировом рынках.
Государственная программа базируется на федеральных и региональных приоритетных направлениях промышленного развития, установленных в следующих документах стратегического планирования Российской Федерации и Свердловской области:
1) Федеральный закон от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации";
2) Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";
3) Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309);
4) постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности";
5) распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.06.2020 N 1512-р;
6) Закон Свердловской области от 23 ноября 2015 года N 136-ОЗ "Об отдельных вопросах реализации в Свердловской области промышленной политики Российской Федерации";
7) Закон Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы";
8) постановление Правительства Свердловской области от 30.08.2016 N 595-ПП "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы";
9) постановление Правительства Свердловской области от 28.06.2019 N 383-ПП "Об утверждении Стратегии промышленного и инновационного развития Свердловской области на период до 2035 года" (далее - Стратегия промышленного и инновационного развития Свердловской области);
10) постановление Правительства Свердловской области от 10.02.2022 N 80-ПП "Об утверждении прогноза социально-экономического развития Свердловской области на долгосрочный период до 2036 года и признании утратившим силу постановления Правительства Свердловской области от 23.10.2015 N 979-ПП "Об утверждении долгосрочного прогноза социально-экономического развития Свердловской области на период до 2030 года".
Во многом экономический рост Свердловской области определяется ростом промышленного производства - около 35% валового регионального продукта Свердловской области производится на предприятиях обрабатывающей и добывающей промышленности. Структура промышленности Свердловской области достаточно устойчива. Основная доля промышленного производства приходится на обрабатывающий сектор, а в его основе значительный удельный вес имеют профилирующие отрасли специализации, в том числе сырьевые и материалоемкие, - черная и цветная металлургия, машиностроение, металлообработка и химическое производство, которые составляют около 80% обрабатывающих производств Свердловской области.
Экономика Свердловской области была и продолжает оставаться экономикой индустриального типа, в которой существенная часть созданной добавленной стоимости создается в промышленном производстве (таблица 1).
Таблица 1
Вклад промышленного производства в структуре валового регионального продукта
(процентов)
Наименование вида экономической деятельности |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Добыча полезных ископаемых |
1,8 |
2,0 |
2,3 |
3,0 |
Обрабатывающие производства |
32,1 |
31,8 |
31,8 |
31,7 |
В течение многих лет на лидирующих позициях среди обрабатывающих производств Свердловской области остается металлургический комплекс, включающий в себя металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (более 60% в общем объеме отгруженной промышленной продукции). На второй позиции - машиностроительный комплекс, который занимает порядка 17% в общем объеме отгруженной промышленной продукции Свердловской области.
Несмотря на изменения мировой конъюнктуры рынка, по итогам 2022 года в промышленном комплексе Свердловской области обеспечивается в целом стабильная ситуация (таблица 2).
Таблица 2
Объем отгруженной промышленной продукции (в целом по промышленности)
(млн. рублей)
Наименование территории |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Российская Федерация |
69 620 889 |
72 889 918 |
72 350 224 |
94 888 235 |
102 547 556 1 |
Уральский федеральный округ |
13 037 702 |
13 260 027 |
11 713 162 |
17 314 363 |
20 426 518 |
Свердловская область |
2 359 655 |
2 468 501 |
2 591 610 |
3 107 291 |
3 341 342 |
-------------------------------------------
1Без учета статистической информации по Донецкой Народной Республике (ДНР), Луганской Народной Республике (ЛРН), Запорожской и Херсонской областям.
Реализация в Свердловской области промышленной политики направлена на:
1) создание технологических условий для социально-экономического развития Свердловской области, модернизацию и повышение эффективности производства, освоение новых конкурентоспособных видов продукции для удовлетворения внутреннего спроса высококачественной продукцией собственного производства, а также обеспечение устойчивого функционирования и развития производственных систем за счет разработки и внедрения новых видов технологий (критически важных и сквозных);
2) содействие промышленным предприятиям, осуществляющим деятельность в Свердловской области, в привлечении средств федерального бюджета и областного бюджета на реализацию инвестиционных проектов, направленных на развитие производственной инфраструктуры, внедрение технологических инноваций и создание новых рабочих мест;
3) повышение производительности труда и содействие развитию промышленного комплекса Свердловской области в рамках регионального проекта "Производительность труда" (в рамках федерального проекта "Производительность труда" национального проекта "Эффективная и конкурентная экономика") и приоритетного регионального проекта "Повышение производительности труда в организациях Свердловской области" (далее - приоритетный региональный проект);
4) развитие промышленных и технологических площадок, созданных на территории Свердловской области;
5) содействие в развитии кадрового потенциала промышленных предприятий Свердловской области;
6) содействие в продвижении на международные и межрегиональные рынки промышленной продукции, произведенной на территории Свердловской области;
7) содействие развитию ресурсной, энергетической эффективности промышленных производств Свердловской области;
8) содействие повышению экологичности за счет снижения негативного воздействия предприятий на окружающую среду, в том числе за счет переработки отходов производства;
9) содействие достижению "цифровой зрелости" в сфере промышленности.
Целью государственной программы является содействие промышленным предприятиям Свердловской области в модернизации и повышении эффективности производства, освоении новых конкурентоспособных видов продукции и вовлечение к 2030 году не менее чем 40% средних и крупных промышленных предприятий Свердловской области в реализацию проектов, направленных на повышение производительности труда.
Приоритеты государственной программы соответствуют Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 и Стратегии промышленного и инновационного развития Свердловской области.
Государственная программа ориентируется на достижение национальных целей "устойчивая и динамичная экономика" и "технологическое лидерство", определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309. За счет интенсивного развития отраслей промышленности формируется вклад в увеличение целевых показателей "обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового и выход не позднее 2030 года на четвертое место в мире по объему валового внутреннего продукта, рассчитанного по паритету покупательной способности, в том числе за счет роста производительности труда, при сохранении макроэкономической стабильности, низкого уровня безработицы и снижении уровня структурной безработицы", "снижение доли импорта товаров и услуг в структуре валового внутреннего продукта до 17 процентов к 2030 году", "вовлечение к 2030 году не менее чем 40 процентов средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики и 100 процентов государственных и муниципальных организаций социальной сферы в реализацию проектов, направленных на повышение производительности труда" и оказывается содействие выполнению целевых показателей "создание к 2030 году эффективной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для приоритетных отраслей экономики исходя из прогноза потребности в них", "обеспечение технологической независимости и формирование новых рынков по таким направлениям, как биоэкономика, сбережение здоровья граждан, продовольственная безопасность, беспилотные авиационные системы, средства производства и автоматизации, транспортная мобильность (включая автономные транспортные средства), экономика данных и цифровая трансформация, искусственный интеллект, новые материалы и химия, перспективные космические технологии и сервисы, новые энергетические технологии (в том числе атомные)", "увеличение к 2030 году уровня валовой добавленной стоимости в реальном выражении и индекса производства в обрабатывающей промышленности не менее чем на 40 процентов по сравнению с уровнем 2022 года".
Поддержка промышленного производства осуществляется по нескольким направлениям: оказание поддержки фондами развития промышленности на федеральном и региональном уровнях, внедрение механизма специального инвестиционного контракта, субсидиарные меры поддержки, региональные налоговые льготы предприятиям - участникам федерального проекта "Производительность труда" в рамках национального проекта "Эффективная и конкурентная экономика" и организациям, осуществляющим добычу полезных ископаемых подземным способом.
В рамках реализации цели государственной программы будут выполнены следующие задачи:
1) предоставление предприятиям возможности по внедрению лучших практик (типовых решений) и получению услуг по повышению производительности труда посредством специализированных центров компетенций на федеральном и региональном уровнях;
2) формирование системы методической и организационной поддержки повышения производительности труда на предприятиях;
3) реализация системы мер, направленных на создание благоприятных условий для повышения производительности труда на предприятиях - участниках приоритетного регионального проекта;
4) стимулирование предприятий, участвующих в приоритетном региональном проекте, к проведению мероприятий, направленных на повышение производительности труда и внедрение принципов бережливого производства;
5) расширение и повышение эффективности поддержки предприятий промышленного комплекса;
6) создание условий для подготовки высококвалифицированных инженерных кадров для промышленного комплекса.
В результате реализации государственной программы ведущую роль в отраслях промышленности станут играть предприятия, конкурентоспособные на российском и мировом рынках, оснащенные современными производственными технологиями. Это позволит в период 2024 - 2030 годов сохранить высокие темпы роста промышленного производства, инвестиций и валовой добавленной стоимости и обеспечить достижение национальных целей развития.
Планируется обеспечить и поддерживать в течение всего периода реализации государственной программы позитивную динамику промышленного производства, повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции. Объемы выпуска промышленной продукции планируется увеличить в том числе в условиях неблагоприятной экономической ситуации. В отраслевой структуре промышленности к 2030 году ожидается переориентация в пользу современных производств, создающих продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Реализация государственной программы способствует поддержанию положительной динамики инвестиций в основной капитал промышленных предприятий в течение всего периода реализации государственной программы, сокращению зависимости от импорта критически важных для устойчивого развития Свердловской области продукции, оборудования и технологий, а также обеспечению выполнения планов по импортозамещению в отраслях промышленности. Отрасли промышленности, ориентированные на инвестиционный спрос, продолжат модернизацию технологической базы, обеспечат значительный по объему приток внебюджетных инвестиций в обновление основных фондов и увеличение производственной мощности. Потенциал для промышленного развития будет формироваться за счет повышения производственной эффективности и энергоэффективности, обеспечения роста производительности труда за счет использования цифровых, интеллектуальных производственных передовых технологий, роботизированных технологий, современного оборудования, материалов и способов конструирования, создания систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта, а также высококвалифицированных инженерных и рабочих кадров.
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Свердловской области от 19 декабря 2024 г. N 896-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.