См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 октября 2012 г. N Ф07-3047/11 по делу N А56-28528/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Яковца А.В., судей Кирилловой И.И., Серовой В.К.,
при участии от Федеральной налоговой службы Смирнова И.С. (доверенность от 01.02.2011),
рассмотрев 03.10.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.02.2011 (судья Муха Т.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2011 (судьи Масенкова И.В., Зайцева Е.К., Копылова Л.С.) по делу N А56-28528/2005,
установил
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.07.2006 Подпорожское районное муниципальное унитарное предприятие "Райжилкомхоз" (далее - Предприятие, должник) признано несостоятельным (банкротом). В отношении Предприятия открыто конкурсное производство сроком на 12 месяцев. Конкурсным управляющим должника утвержден Алексеев Сергей Анатольевич.
Определением суда от 20.05.2009 Алексеев С.А. освобожден от обязанностей конкурсного управляющего Предприятия, конкурсным управляющим должника утверждена Капустина Валерия Михайловна.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2009 определение от 20.05.2009 отменено. Алексеев С.А. отстранен от обязанностей конкурного управляющего Предприятия.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.03.2010 конкурсным управляющим Предприятия утвержден Иванов Сергей Юрьевич.
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России, уполномоченный орган) обратилась в арбитражный суд с жалобой на ненадлежащее исполнение Ивановым С.Ю. обязанностей конкурсного управляющего Предприятия.
Определением суда первой инстанции от 07.02.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.07.2011, в удовлетворении жалобы уполномоченного органа отказано.
В кассационной жалобе ФНС России просит отменить определение от 07.02.2011 и постановление от 04.07.2011 и принять новый судебный акт об удовлетворении жалобы.
Податель жалобы указывает, что в нарушение пункта 11 Правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299 (далее - Правила подготовки отчетов), Иванов С.Ю. не прилагал к своим отчетам копии запросов, направленных в регистрирующие органы, что лишило уполномоченный орган возможности контролировать ход конкурсного производства и при необходимости обжаловать действия конкурсного управляющего.
По мнению ФНС России, судами не учтено, что Иванов С.Ю. был утвержден конкурсным управляющим Предприятия 09.03.2010, а требование о передаче документов предыдущему конкурсному управляющему направил только 06.04.2010. Как считает податель жалобы, вследствие длительного истребования документов у предыдущих конкурсных управляющих Предприятия Иванов С.Ю. затягивает проведение процедуры конкурсного производства и необоснованно увеличивает текущие расходы, что также не было учтено судами.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель ФНС России поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в обоснование своей жалобы ФНС России ссылается на то, что Иванов С.Ю.:
- представил отчет о своей деятельности, который не содержит сведений о расходах, связанных с выплатой вознаграждения конкурсному управляющему;
- в нарушение пункта 11 Правил подготовки отчетов не приложил к представленную отчету копии документов, подтверждающие достоверность содержащихся в нем сведений, а именно: ходатайства об ознакомлении с материалами дела; запросов, направленных в адрес предыдущего конкурсного управляющего, в регистрирующие и регулирующие органы; заявления от 11.05.2010 в правоохранительные органы об обязании предыдущего конкурсного управляющего передать документацию должника;
- представлял собранию кредиторов недостоверные данные, ложно свидетельствующие о целесообразности продления конкурсного производства;
- не принимал мер по ознакомлению с материалами дела о банкротстве Предприятия (кроме направления в арбитражный суд ходатайства от 01.06.2010);
- не принимал мер по завершению конкурсного производства, затягивал его проведение, несмотря на то, что располагал информацией об отсутствии денежных средств или иных активов у должника.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу, что заявителем не доказаны ни несоответствие закону действий конкурсного управляющего, ни нарушение прав и законных интересов заявителя либо причинение ему убытков в результате обжалуемых действий (бездействия) Иванова С.Ю., в связи с чем отказал в удовлетворении жалобы.
Апелляционный суд с выводами суда первой инстанции согласился.
Проверив законность обжалуемых судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа пришел к следующим выводам.
В силу положений пунктов 1 и 3 статьи 60 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) кредитор вправе обратиться в суд с жалобой на действия арбитражного управляющего, если такие действия нарушают его права и законные интересы.
В соответствии с пунктом 6 статьи 24 Закона о банкротстве в редакции, применяемой к процедуре конкурсного производства, которая была открыта в отношении Предприятия решением суда от 24.07.2006, при проведении процедур банкротства арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Согласно пункту 1 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
Перечень сведений, которые должны содержаться в отчете конкурсного управляющего, приведен в пункте 2 указанной статьи.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в представленных конкурсным управляющим Ивановым С.Ю. отчетах от 04.06.2010, 20.07.2010 и 10.11.2010 содержатся обязательные сведения, перечень которых установлен пунктом 2 статьи 143 Закона о банкротстве, в том числе и сведения о текущих расходах на проведение конкурсного производства с указанием видов расходов.
С учетом изложенного суды пришли к выводу о соответствии отчетов конкурсного управляющего Иванова С.Ю. установленным требованиям.
Поскольку уполномоченным органом не представлено доказательств того, что фактически Ивановым С.Ю. были осуществлены расходы, сведения о которых не отражены в представленных отчетах, суды обоснованно отклонили довод ФНС России о недостоверности сведений, содержащихся в представленных Ивановым С.Ю. отчетах.
В число обязанностей конкурсного управляющего в соответствии с пунктом 2 статьи 129 Закона о банкротстве входят обязанности принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц, а также предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном названным Законом.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.12.2010 удовлетворено ходатайство конкурсного управляющего Иванова С.Ю. о выдаче дубликата исполнительного листа на взыскание с Комитета образования администрации муниципального образования "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области" в пользу Предприятия 4 258 568 руб. 17 коп. задолженности.
Кроме того, согласно отчету конкурсного управляющего Иванова С.Ю. о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства от 01.12.2010, за должником зарегистрировано 7 автотранспортных средств, в связи с чем Ивановым С.Ю. в правоохранительные органы направлено заявление о принятии мер по розыску имущества должника.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вывода судов о необоснованности доводов уполномоченного органа о том, что Иванов С.Ю., располагая информацией об отсутствии денежных средств или иных активов у должника, представлял собранию кредиторов недостоверные данные, ложно свидетельствующие о целесообразности продления конкурсного производства и не принимал мер по его завершению.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные уполномоченным органом в обоснование своей жалобы доказательства, исследовав обстоятельства исполнения Ивановым С.Ю. обязанностей конкурсного управляющего Предприятия, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.
По мнению суда кассационной инстанции, указанный вывод соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
С учетом изложенного основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.02.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2011 по делу N А56-28528/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной налоговой службы - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Яковец |
Судьи |
И.И. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.