Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Думы Сургутского района
от 20 декабря 2024 г. N 835
Изменения
в решение Думы Сургутского района от 17 декабря 2018 года N 591 "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Сургутского района до 2036 года "Маршрут в благополучие"
1. Главу 5 раздела 2 приложения к решению изложить в следующей редакции:
"Глава 5. Конкурентные преимущества. SWOT-анализ
С целью выявления конкурентных преимуществ Сургутского района проведен сравнительный анализ показателей социально-экономического развития Сургутского района и схожих муниципальных районов. Основными критериями отбора стали: географическая широта и наличие на территории района развитого городского округа (опорного города) (таблица N 4).
Таблица N 4
Субъект (численность населения на 01 января 2023 года) |
Муниципальный район |
Отдельный городской округ, территориально расположенный в районе (опорный город) |
Координаты, градус |
Площадь на 01 января 2024 года, тыс. кв. км |
ранг |
|
северная точка - широта |
южная точка - широта |
|||||
ХМАО - Югра (1 730 353 чел.) |
Сургутский район |
г. Сургут (406 938 чел.), г. Когалым (62 494 чел.) |
63.4255 |
58.6761 |
105,00 |
6 |
Нижневартовский район |
г. Нижневартовск (287 095 чел.), г Радужный (44 635 чел.), г. Лангепас (43 407 чел.), г. Мегион (59 174 чел.) |
63.1529 |
59.6955 |
117,31 |
4 |
|
Нефтеюганский район |
г. Нефтеюганск (124 989 чел.) |
61.2513 |
59.3807 |
24,56 |
14 |
|
Ханты-Мансийский район |
г. Ханты-Мансийск (109 745 чел.) |
62.9796 |
59.8464 |
46,13 |
10 |
|
Октябрьский район |
г. Нягань (63 054 чел.) |
63.4761 |
61.2837 |
24,50 |
15 |
|
Тюменская область (1 608 494 чел.) |
Уватский район |
с.п. Уват (5 232 чел.) |
59.9920 |
57.9985 |
48,33 |
8 |
Тобольский район |
г. Тобольск (99 877 чел.) |
59.1605 |
57.5694 |
17,21 |
16 |
|
ЯНАО (512 387 чел.) |
Пуровский район |
г. Ноябрьск (101 235 чел.) |
67.7516 |
62.1579 |
108,68 |
5 |
Мурманская область (658 698 чел.) |
Кольский район |
г. Мурманск (267 422 чел.) |
69.5963 |
67.6762 |
30,92 |
11 |
Ленинградская область (2 023 767 чел.) |
Выборгский район |
г. Выборг (71 772 чел.) |
61.3336 |
60.0035 |
30,92 |
11 |
Республика Карелия (527 880 чел.) |
Прионежский район |
г. Петрозаводск (235 793 чел.) |
62.0683 |
61.1398 |
4,47 |
18 |
Республика Коми (726 434 чел.) |
Печора |
г. Печора (34 383 чел.) |
65.8264 |
64.2139 |
28,92 |
13 |
Сыктывдинский район |
г. Сыктывкар (220 042 чел.) |
62.2062 |
60.9249 |
7,46 |
17 |
|
Архангельская область (1 005 687 чел.) |
Заполярный район (Ненецкий АО) |
г. Нарьян-Мар (235 579 чел.) |
70.6746 |
65.8324 |
176,77 |
2 |
Приморский район |
г. Архангельск (298 617 чел.) |
66.1679 |
63.8719 |
46,13 |
9 |
|
Красноярский край (2 845 545 чел.) |
Туруханский район |
г. Игарка (3 468 чел.) |
68.3756 |
60.7642 |
210,66 |
1 |
Республика Саха (Якутия) (997 565 чел.) |
Мирнинский район |
г. Мирный (34 013 чел.) |
66.8231 |
60.9234 |
165,78 |
3 |
Магаданская область (134 315 чел.) |
Ольский муниципальный округ |
г. Магадан (89 834) |
61.2927 |
58.6549 |
75,84 |
7 |
Сургутский район один из самых крупных муниципальных районов России, его площадь составляет 105 тыс. кв. км. Район занимает 30 место среди 1346 1 муниципальных образований в Российской Федерации.
Численность населения района на 01 января 2023 года составила 127,6 тыс. человек. Район занимает лидирующую позицию по численности населения в округе и в ряду сравниваемых муниципальных районов. Важно отметить один из самых высоких коэффициентов естественного прироста населения, самый минимальный средний возраст жителя и один из самых низких коэффициентов демографической нагрузки (таблица N 5).
Таблица N 5
Муниципальный район |
Численность населения, чел. |
Общий коэффициент естественного прироста (убыли), промилле |
Миграционный прирост, чел. |
Средний возраст жителя, лет 2 |
Коэффициент демографической нагрузки на 1 тыс. работающих, чел. |
|||||
на 01 января 2023 года |
доля в субъекте, % |
ранг |
на 01 января 2023 года |
ранг |
на 01 января 2023 года |
на 01 января 2023 года |
ранг |
на 01 января 2023 года |
ранг |
|
Сургутский район |
127 611 |
7,37% |
2 |
7,1 |
2 |
1458 |
33,6 |
1 |
619,6 |
3 |
Нижневартовский район |
38 507 |
2,23% |
12 |
0,5 |
5 |
167 |
36,2 |
5 |
669,7 |
5 |
Нефтеюганский район |
47 014 |
2,72% |
11 |
0,8 |
4 |
434 |
36,1 |
4 |
574,9 |
2 |
Ханты-Мансийский район |
18 866 |
1,09% |
17 |
0,2 |
6 |
152 |
39,0 |
11 |
706,5 |
6 |
Октябрьский район |
32 050 |
1,85% |
13 |
-0,6 |
8 |
91 |
37,9 |
9 |
717,5 |
7 |
Уватский район |
18 622 |
1,16% |
16 |
-0,5 |
7 |
69 |
36,9 |
6 |
794,2 |
15 |
Тобольский район |
21 864 |
1,36% |
15 |
-4,5 |
10 |
-114 |
39,3 |
12 |
849,7 |
18 |
Пуровский район |
36 552 |
7,13% |
4 |
10 |
1 |
-244 |
33,7 |
2 |
621,9 |
4 |
Кольский район |
33 510 |
5,09% |
7 |
-7,2 |
14 |
-69 |
40,6 |
15 |
720,4 |
8 |
Выборгский район |
195374 |
9,65% |
1 |
-6,2 |
12 |
515 |
43,4 |
18 |
730,6 |
9 |
Прионежский район |
21994 |
4,17% |
8 |
-6,7 |
13 |
123 |
40,5 |
14 |
783,2 |
14 |
Печора |
42796 |
5,89% |
6 |
-9,8 |
15 |
-213 |
42,7 |
16 |
767,8 |
13 |
Сыктывдинский район |
21432 |
2,95% |
9 |
-5 |
11 |
118 |
39,8 |
13 |
819,2 |
16 |
Заполярный район (Ненецкий АО) |
17804 |
1,77% |
14 |
-34 |
16 |
188 |
37,3 |
8 |
745,1 |
10 |
Приморский район |
28793 |
2,86% |
10 |
-166 |
18 |
281 |
43,1 |
17 |
763,6 |
12 |
Туруханский район |
12491 |
0,44% |
18 |
-3 |
9 |
231 |
37,1 |
7 |
849,7 |
17 |
Мирнинский район |
71308 |
7,15% |
3 |
3,4 |
3 |
241 |
35,4 |
3 |
507,0 |
1 |
Ольский муниципальный округ |
8502 |
6,33% |
5 |
-75 |
17 |
234 |
38,4 |
10 |
761,7 |
11 |
-------------------------------------------
1 Данные Росстат на 01 января 2024 года https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/1-adm_2024.xlsx
2 Расчёт произведен по данным Росстата о половозрастной структуре
Уровень доходов населения района один из самых высоких в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (таблица N 6).
Таблица N 6
Муниципальный район |
Среднемесячная заработная плата работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) за 2023 год, руб. |
ранг |
Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг в субъекте за 2023 год, руб. |
Индекс социального благополучия |
ранг |
Сургутский район |
123 374,8 |
4 |
23 356 |
5,28 |
4 |
Нижневартовский район |
107 537,9 |
10 |
23 356 |
4,60 |
11 |
Нефтеюганский район |
117 502,3 |
8 |
23 356 |
5,03 |
7 |
Ханты-Мансийский район |
119 745,6 |
7 |
23 356 |
5,13 |
6 |
Октябрьский район |
113 393,5 |
9 |
23 356 |
4,86 |
9 |
Уватский район |
102 425,7 |
11 |
22 006,9 |
4,65 |
10 |
Тобольский район |
65 028,8 |
17 |
22 006,9 |
2,95 |
17 |
Пуровский район |
156 232,9 |
1 |
25 024,7 |
6,24 |
1 |
Кольский район |
120 926,2 |
6 |
24 597,1 |
4,92 |
8 |
Выборгский район |
77 711,2 |
14 |
20 910,2 |
3,72 |
13 |
Прионежский район |
72 012,5 |
16 |
22 494,6 |
3,20 |
16 |
Печора |
91 678,1 |
13 |
22 797,2 |
4,02 |
12 |
Сыктывдинский район |
57 602,3 |
18 |
22 797,2 |
2,53 |
18 |
Заполярный район (Ненецкий АО) |
135 956,6 |
3 |
26 051,1 |
5,22 |
5 |
Приморский район |
76 505,2 |
15 |
23 637 |
3,24 |
15 |
Туруханский район |
121 725,1 |
5 |
21 999,1 |
5,53 |
3 |
Мирнинский район |
151 605,3 |
2 |
27 298,7 |
5,55 |
2 |
Ольский муниципальный округ |
99 260,3 |
12 |
29 627,8 |
3,35 |
14 |
Историческое наследие территории, освоение которой происходило преимущественно во второй половине ХХ века, - относительно компактное жильё с малой площадью и наличие ветхого и аварийного жилищного фонда. Тем не менее, на территории района ежегодно вводится от 80 до 120 тыс. кв. м благоустроенного жилья, способствуя увеличению площадей жилых помещений из расчета на одного жителя. Важно отметить, что практически все жилые помещения в районе оборудованы централизованными коммунальными услугами, что обеспечивает комфортность и безопасность жизни населения (таблица N 7).
Таблица N 7
Муниципальный район |
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя - всего за 2023 год, кв. м |
ранг |
Общая площадь жилых помещений, введенная в действие за 2023 год, приходящаяся в среднем на одного жителя, кв. м |
ранг |
Доля площади жилых помещений в общей площади жилых помещений, оборудованной одновременно водопроводом, водоотведением (канализацией), отоплением, горячим водоснабжением, газом или электрическими плитами за 2023 год, коэффициент |
ранг |
Сургутский район |
21,8 |
15 |
0,90 |
8 |
0,93 |
2 |
Нижневартовский район |
17,5 |
17 |
0,40 |
12 |
0,57 |
10 |
Нефтеюганский район |
16,3 |
18 |
1,30 |
5 |
0,94 |
1 |
Ханты-Мансийский район |
23,5 |
14 |
1,00 |
6 |
0,39 |
12 |
Октябрьский район |
27,4 |
12 |
0,30 |
13 |
0,28 |
13 |
Уватский район |
29,6 |
8 |
0,50 |
10 |
0,58 |
9 |
Тобольский район |
36,16 |
3 |
0,40 |
12 |
0,04 |
18 |
Пуровский район |
23,55 |
13 |
0,48 |
11 |
0,93 |
3 |
Кольский район |
33,3 |
5 |
1,00 |
6 |
0,81 |
5 |
Выборгский район |
29,11 |
10 |
1,50 |
4 |
0,53 |
11 |
Прионежский район |
29,2 |
9 |
2,20 |
1 |
0,21 |
16 |
Печора |
34,41 |
4 |
0,02 |
16 |
0,61 |
8 |
Сыктывдинский район |
38,78 |
2 |
1,90 |
2 |
0,09 |
17 |
Заполярный район (Ненецкий АО) |
27,58 |
11 |
0,75 |
9 |
0,25 |
14 |
Приморский район |
44,15 |
1 |
1,57 |
3 |
0,25 |
15 |
Туруханский район |
33 |
6 |
0,21 |
14 |
0,70 |
7 |
Мирнинский район |
20,7 |
16 |
0,06 |
15 |
0,85 |
4 |
Ольский муниципальный округ |
30,46 |
7 |
0,01 |
17 |
0,74 |
6 |
Важными показателями являются темпы улучшения жилищных условий нуждающихся семей. Несмотря на высокое значение числа нуждающихся, при поддержке Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры район ведет активное переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, ежегодно переселяя до 80% нуждающихся, состоящих в списках на улучшение жилищных условий (таблица N 8).
Таблица N 8
Муниципальный район |
Число семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на конец 2023 года, единица |
ранг |
Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия в 2023 году, в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, % |
ранг |
Сургутский район |
1 527 |
18 |
80,3 |
2 |
Нижневартовский район |
367 |
10 |
81,7 |
1 |
Нефтеюганский район |
1 268 |
16 |
29,8 |
5 |
Ханты-Мансийский район |
321 |
7 |
15,8 |
6 |
Октябрьский район |
335 |
8 |
38,6 |
4 |
Уватский район |
196 |
4 |
9,7 |
10 |
Тобольский район |
155 |
2 |
3,8 |
16 |
Пуровский район |
1 336 |
17 |
13,72 |
8 |
Кольский район |
208 |
5 |
8 |
12 |
Выборгский район |
663 |
14 |
8,91 |
11 |
Прионежский район |
635 |
12 |
1,1 |
18 |
Печора |
651 |
13 |
2,08 |
17 |
Сыктывдинский район |
579 |
11 |
4,99 |
15 |
Заполярный район (Ненецкий АО) |
821 |
15 |
6,1 |
14 |
Приморский район |
195 |
3 |
46,43 |
3 |
Туруханский район |
290 |
6 |
13,39 |
9 |
Мирнинский район |
362 |
9 |
14,05 |
7 |
Ольский муниципальный округ |
74 |
1 |
7,17 |
13 |
Экономическую основу развития района составляет нефтегазодобывающая отрасль. Район является одним из лидеров по объёму инвестиций в основной капитал (таблица N 9).
Таблица N 9
Муниципальный район |
Преобладающая в промышленности отрасль |
Инвестиции в основной капитал, осуществляемые организациями, находящимися на территории муниципального образования (без субъектов малого предпринимательства) за 2023 год, млн. руб. |
ранг |
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя за 2023 год, руб. |
ранг |
Сургутский район |
нефтегазодобыча |
342 916,044 |
2 |
2 641 589 |
7 |
Нижневартовский район |
нефтегазодобыча |
186 230,321 |
5 |
4 817 543 |
4 |
Нефтеюганский район |
нефтегазодобыча |
223 134,75 |
4 |
4 693 088 |
5 |
Ханты-Мансийский район |
нефтегазодобыча |
282 956,594 |
3 |
14 899 381 |
1 |
Октябрьский район |
нефтегазодобыча |
19 600,309 |
11 |
584 671 |
11 |
Уватский район |
нефтегазодобыча |
50 686,981 |
8 |
2 577 449 |
8 |
Тобольский район |
сельское хозяйство |
1764,489 |
16 |
200 989 |
13 |
Пуровский район |
нефтегазодобыча |
343 816,155 |
1 |
9 169 667 |
2 |
Кольский район |
добыча фосфатных руд |
39 460,266 |
9 |
1 043 751 |
9 |
Выборгский район |
целлюлозно-бумажная промышленность, судостроение, добыча полезных ископаемых, переработка грузов в портовых комплексах |
33 316,321 |
10 |
153 590,1 |
14 |
Прионежский район |
лесозаготовка, деревообработка |
2 366,69 |
15 |
51 975 |
16 |
Печора |
добыча, транспортировка углеводородов |
10 554,459 |
12 |
224 761 |
12 |
Сыктывдинский район |
лесозаготовка, деревообработка, сельское хозяйство |
1 101,179 |
17 |
34 980 |
17 |
Заполярный район (Ненецкий АО) |
нефтегазодобыча |
62 183,453 |
7 |
3 584 616 |
6 |
Приморский район |
рыболовство, рыбопереработка |
46 22,262 |
13 |
150 977,5 |
15 |
Туруханский район |
нефтегазодобыча |
86 271,542 |
6 |
6 798 361 |
3 |
Мирнинский район |
добыча алмазов |
н/д |
- |
727 405,2 |
10 |
Ольский муниципальный округ |
добыча золота, самоцветов, рыболовство |
3 534,818 |
14 |
20 704 |
18 |
Преобладание нефтегазодобывающей отрасли в структуре экономики сказывается не только на высоких объёмах промышленного производства, но и на распределении трудовых ресурсов и занятости населения. В районе развивается малое и среднее предпринимательство, а показатель безработицы - один из самых низких (таблица N 10).
Таблица N 10
Муниципальный район |
Объем промышленного производства за 2023 год, млн. рублей |
ранг |
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций за 2023 год, % |
ранг |
Уровень регистрируемой безработицы на конец периода на 01 января 2024 года, % |
ранг |
Сургутский район |
1 840 796,0 |
2 |
13,7 |
7 |
0,11 |
3 |
Нижневартовский район |
1 378 434,7 |
3 |
12,3 |
8 |
0,03 |
1 |
Нефтеюганский район |
150 930,4 |
10 |
18,1 |
5 |
0,06 |
2 |
Ханты-Мансийский район |
803 581,5 |
4 |
8,2 |
13 |
0,25 |
5 |
Октябрьский район |
332 858,4 |
7 |
8,5 |
11 |
1,61 |
13 |
Уватский район |
280 356,5 |
8 |
7,7 |
14 |
0,2 |
4 |
Тобольский район |
764,4 |
13 |
20,71 |
4 |
0,4 |
7 |
Пуровский район |
2 283 660 |
1 |
4,36 |
17 |
0,58 |
9 |
Кольский район |
- |
- |
7,63 |
15 |
0,9 |
11 |
Выборгский район |
188 484,7 |
9 |
44,61 |
1 |
0,27 |
6 |
Прионежский район |
- |
- |
31,56 |
2 |
- |
- |
Печора |
3 602,078 |
12 |
8,3 |
12 |
0,48 |
8 |
Сыктывдинский район |
- |
- |
11 |
9 |
- |
- |
Заполярный район (Ненецкий АО) |
- |
- |
10,6 |
10 |
- |
- |
Приморский район |
13 579,91 |
11 |
17,7 |
6 |
1,1 |
12 |
Туруханский район |
783 909 |
5 |
6,28 |
16 |
0,8 |
10 |
Мирнинский район |
613 422,6 |
6 |
2,5 |
18 |
- |
- |
Ольский муниципальный округ |
- |
- |
21,4 |
3 |
- |
- |
Социальная инфраструктура района развита: все дети дошкольного возраста обеспечены местами в детских дошкольных образовательных учреждениях, численность обучающихся во вторую смену снижается за счет ввода в эксплуатацию новых школ.
Район является лидером в округе по доле населения, систематически занимающегося спортом, что стало результатом активной политики по развитию спортивной инфраструктуры во всех поселениях района и вовлечению жителей в занятия спортом (таблица N 11).
Таблица N 11
Муниципальный район |
Доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся во вторую (третью) смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях за 2023 год, % |
ранг |
Доля детей в возрасте 1 - 6 лет, стоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет за 2023 год, % |
ранг |
Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом за 2023 год, % |
ранг |
Сургутский район |
7,9 |
14 |
0 |
1 |
74,4 |
1 |
Нижневартовский район |
0 |
1 |
0 |
1 |
71,7 |
2 |
Нефтеюганский район |
11,4 |
15 |
0 |
1 |
55,5 |
12 |
Ханты-Мансийский район |
0 |
1 |
0 |
1 |
64,2 |
6 |
Октябрьский район |
3,9 |
11 |
0 |
1 |
65,1 |
5 |
Уватский район |
0 |
1 |
0 |
1 |
61,8 |
7 |
Тобольский район |
1,47 |
9 |
0 |
1 |
60,8 |
8 |
Пуровский район |
0 |
1 |
7,24 |
14 |
65,12 |
4 |
Кольский район |
0 |
1 |
9,6 |
16 |
55 |
13 |
Выборгский район |
0 |
1 |
0,1 |
10 |
54 |
15 |
Прионежский район |
18,24 |
17 |
6,78 |
13 |
54,2 |
14 |
Печора |
3,75 |
10 |
6,18 |
12 |
56,47 |
9 |
Сыктывдинский район |
0 |
1 |
9,24 |
15 |
46,29 |
17 |
Заполярный район (Ненецкий АО) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Приморский район |
7,5 |
13 |
4,52 |
11 |
55,7 |
11 |
Туруханский район |
5,6 |
12 |
0 |
1 |
55,83 |
10 |
Мирнинский район |
14,09 |
16 |
15,43 |
17 |
49,2 |
16 |
Ольский муниципальный округ |
0 |
1 |
0 |
1 |
70,3 |
3 |
Ранжирование показателей по основным направлениям социально-экономического развития схожих муниципальных районов позволяет сделать следующие выводы по преимуществам Сургутского района:
Сургутский район - один из крупнейших по площади муниципальных районов России, с молодым, постоянно прирастающим населением.
В районе один из самых высоких уровней заработной платы, обеспечивающий высокую покупательскую способность населения.
Обеспеченность жилья коммунальными услугами, высокие темпы ввода жилья и активное переселение нуждающихся в улучшении жилищных условий гарантируют комфортность и безопасность жизни населения.
Несмотря на преобладание сырьевого сектора в экономике в районе активно развивается малое и среднее предпринимательство на фоне почти 100%-ной занятости населения.
Сургутский район - в числе общероссийских лидеров по уровню показателей промышленного производства.
Район является транспортным коридором, соединяющим Тюменскую область с Ямало-Ненецким автономным округом, имеет развитую сеть автомобильных и железнодорожных путей сообщения.
Район развивает и совершенствует социальную инфраструктуру для повышения качества жизни и здоровья своих жителей.
Анализ внешних и внутренних возможностей и ограничений проведен на основе сбора информации о текущем положении и достигнутых результатах в следующих направлениях развития: здравоохранение, физическая культура и спорт, жилищные условия и коммунальные услуги, общественная безопасность, экология, экономика района (в том числе развитие предпринимательства, потребительский рынок и сельское хозяйство), муниципальное управление (муниципальные финансы, закупки, предоставление муниципальных услуг, управление имуществом и землей), дороги и транспортное обслуживание, благоустройство, общественно-политическая обстановка, информационные технологии, образование, культура, туризм, молодежная политика.
Направление: Жизнеобеспечение
Сильные стороны |
Слабые стороны |
высокий уровень профессионализма кадрового обеспечения отрасли здравоохранения, наличие системы подготовки, повышения квалификации медицинских кадров, работа в соответствии со стандартами и развитие инновационных процессов в сфере оказания медицинских услуг, а также наличие частных медицинских организаций в области стоматологии, косметологии, профмедосмотров; высокая доля населения Сургутского района, систематически занимающегося физической культурой и спортом, активно развивающаяся спортивная инфраструктура, на базе которой осуществляется физкультурно-оздоровительная и спортивная работа, наличие мер социальной и финансовой поддержки кадров - молодых и приглашённых специалистов в сфере физической культуры и спорта, наличие муниципальной системы стимулирования спортсменов, тренеров, руководителей, спортивных команд, лиц, осуществляющих наставничество, тренерскую, тренерско-педагогическую, методическую деятельность и иных работников сферы физической культуры и спорта Сургутского района, городских и сельских поселений Сургутского района, высокий уровень квалификации тренерского, методического состава; высокая обеспеченность населения централизованными коммунальными услугами, достаточная материально-техническая обеспеченность организаций коммунального комплекса, позволяющая бесперебойно оказывать коммунальные услуги, в кратчайшие сроки устранять инциденты, наличие муниципальных программ, направленных на капитальные вложения в объекты коммунальной инфраструктуры, высокая квалификация работников организаций коммунального комплекса; высокая обеспеченность населения качественными жилищными услугами, развитый рынок жилищных услуг, характеризуемый высокой конкуренцией, наличие муниципальной системы поддерживающих ремонтов и субсидирования, ежегодный рост темпов ввода жилья, реализация программ по переселению граждан из аварийного и фенольного жилищного фонда; активная муниципальная политика, направленная на рост объемов строительных работ и объема инвестиций в строительство |
высокая капиталоёмкость программ развития отрасли здравоохранения, отсутствие полномочий у органов местного самоуправления, низкая конкуренция на рынке лечебных услуг, низкое техническое состояние существенной части лечебно-профилактических учреждений, нехватка площадей поликлиник для приёма амбулаторных больных, существенная доля населения со специфическими, хроническими и приобретаемыми в связи с климатическими условиями заболеваниями; недостаточная оснащенность спортивных объектов спортивными залами для развития игровых видов спорта, боевых видов спорта, низкая обеспеченность бассейнами, незначительная доля жителей района, готовых к удовлетворению физкультурно-спортивных потребностей за собственные средства, территориальная удалённость от административных центров учреждений, спортивных объектов, объектов социальной сферы, на базе которых осуществляется физкультурно-оздоровительная и спортивная работа; миграция населения из отдельных малонаселённых и удалённых сельских поселений района; нехватка квалифицированных кадров в социальной сфере; недостаточное материально-техническое оснащение спортивных объектов городских и сельских поселений, осуществляющих самостоятельно полномочия в сфере физической культуры и спорта; низкая собираемость платежей за коммунальные услуги и, как следствие, отсутствие собственных капиталовложений ресурсоснабжающих организаций в объекты коммунальной инфраструктуры; высокая степень износа объектов коммунальной инфраструктуры; нехватка квалифицированных кадров в области жилищно-коммунального хозяйства, низкоконкурентная заработная плата рабочего технического персонала в сфере производства и предоставления коммунальных ресурсов; высокий процент ветхого, аварийного и фенольного жилья; низкая собираемость платы за жилищные услуги и взносов на капитальный ремонт; дефицит земельных участков под жилищное строительство; высокие капиталовложения в новые участки для жилищного и промышленного строительства, связанные с требуемой подготовкой земельных участков (выторфовка и обратная засыпка) и необходимостью обеспечения транспортной и коммунальной инфраструктурой; удаленность и труднодоступность отдельных территорий, существенно влияющая на конечную стоимость вводимого жилья; зависимость финансирования мероприятий по переселению граждан из ветхого, аварийного и фенольного жилищного фонда от вышестоящих бюджетов; |
Возможности |
Угрозы |
реализация национальных проектов, обеспечивающих дополнительные государственные финансовые ресурсы для развития района; развитие частной медицины, использование опыта других регионов и развитых стран и внедрение инноваций в сфере оказания медицинских услуг; приоритетность развития физической культуры и спорта на федеральном и региональном уровнях (Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации и Концепция развития физической культуры и спорта в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2030 года), наличие государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие физической культуры и спорта", обеспечивающей дополнительные государственные финансовые ресурсы для развития отрасли; наличие различных внешних источников финансирования развития социальной сферы района: бюджет автономного округа, государственные программы, средства депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, средства недропользователей, средства федерального бюджета и т.д.; развитие жилищного строительства в целях повышения деловой активности и вовлечения средств населения в инвестиционный процесс; развитие бережного отношения жителей к общедомовому имуществу |
сохранение значительной доли производств с опасными и неблагоприятными условиями труда; отсутствие отечественных аналогов некоторых жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, снижение их доступности ввиду санкций и нестабильного курса валют; возникновение новых (мутировавших) высокопатогенных инфекционных и вирусных заболеваний; изменение нормативных и законодательных требований к обеспечению функционирования учреждений физической культуры и спорта; существенное ограничение стоимости квадратного метра жилья, выкупаемого в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда; высокая стоимость строительства, резкое удорожание строительных материалов, дефицит квалифицированных кадров в строительной отрасли; снижение объёмов финансирования переселения из ветхого, аварийного жилищного фонда |
Направление: Обеспечение безопасности
Сильные стороны |
Слабые стороны |
высокий уровень межнационального единства и толерантности, сравнительно низкий уровень преступности, планомерная работа органов местного самоуправления по профилактике преступности, девиантного поведения, межнациональных конфликтов, высокий уровень антикоррупционной работы в органах местного самоуправления; активная политика нефтегазодобывающих предприятий, направленная на сохранение экологии и восстановление причинённого ущерба, планомерная работа органов местного самоуправления по экологическому просвещению граждан и организаций, а также экологическому образованию подрастающего поколения; организованная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных обстоятельств, техногенных и иных инцидентов |
вовлеченность части мигрантов в нелегальный рынок труда; затруднённость в организации сбора отходов потребления ввиду территориальной разноудалённости поселений, отсутствие системы раздельного транспортирования отходов, отсутствие мощностей для их переработки, наличие несанкционированных свалок, недостаточный уровень экологической культуры у населения; отсутствие полномочий у муниципалитета в части привлечения к ответственности за причинение вреда окружающей среде, минимальные штрафы для физических лиц за причинение вреда окружающей среде, невозможность идентификации лица, причинившего вред окружающей среде; высокий уровень негативного техногенного воздействия на природные комплексы; обширная территория, требующая больших затрат для мониторинга, выявления и устранения чрезвычайных ситуаций, инцидентов техногенного характера |
Возможности |
Угрозы |
реализация национальных проектов, обеспечивающих дополнительные государственные финансовые ресурсы для развития района; наличие различных внешних источников финансирования развития района: бюджет автономного округа, государственные программы, средства депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, средства недропользователей, средства федерального бюджета и т.д.; внедрение энергосберегающих технологий, композитных материалов, использование вторсырья, в том числе биотоплива; участие органов местного самоуправления, федеральных структур и общественности в профилактике правонарушений, наркомании, терроризма, расширение просветительской работы по гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений, сведению к минимуму условий для проявлений экстремизма, развитию системы мер профилактики и предупреждения межэтнических, межконфессиональных конфликтов; строительство комплексного межмуниципального полигона ТКО для городов Сургут, Когалым, поселений Сургутского района с системами переработки вторсырья; инвестиции крупных недропользователей в экологическое благополучие района, привлечение средств частных инвесторов |
снижение уверенности населения в защищенности от противоправных посягательств; ухудшение условий антитеррористической защищенности; возникновение факторов, способных спровоцировать межэтнические и межконфессиональные конфликты; снижение уровня финансового обеспечения экологических мероприятий, развития отрасли сбора и переработки отходов; техногенные аварии, сопровождающиеся загрязнением окружающей среды, гибелью людей, разрушением инфраструктуры; увеличение частоты и интенсивности природных пожаров; обострение геополитической обстановки |
Направление: Экономическое развитие
Сильные стороны |
Слабые стороны |
высокий уровень доходов населения; промышленное производство района на 31,2% формирует объём промышленного производства Югры, высокий уровень развития нефтегазодобывающей промышленности и сопутствующих технологических производств, на 94% формирующих промышленное производство района; наличие утверждённой градостроительной документации и административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг в области градостроительной деятельности; наличие крестьянско-фермерских хозяйств, организаций в сфере производства сельскохозяйственной продукции (животноводство, птицеводство, вылов и переработка водных биоресурсов, овощеводство, сбор и переработка дикоросов); развитая сеть торговых объектов и объектов бытовых услуг и общественного питания (закрытой и открытой сети), системная работа органов местного самоуправления по обеспечению отдалённых и труднодоступных поселений товарами первой необходимости и продуктами питания, развивающаяся сеть логистики по снабжению торговых объектов товарами; богатейший природно-ресурсный потенциал, включающий крупнейшие в мире месторождения углеводородов, прежде всего нефти и газового конденсата, обилие биологических и растительных ресурсов, наличие значительных лесных массивов и водных ресурсов. Сургутский район - первый муниципалитет в Югре по объемам добычи нефти и второй - по объемам добычи газа; активная муниципальная политика, направленная на рост объемов строительных работ и объема инвестиций в строительство (реконструкция и строительство объектов образования и культуры, объектов жилищно-коммунального хозяйства, жилья); положительная динамика увеличения численности занятых в экономике района; устойчиво высокий уровень инвестиционной привлекательности экономики района для частных инвесторов, наличие современной развитой нормативной правовой базы по вопросам оказания мер поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности в различных сферах, использование механизмов государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства для строительства социальных объектов; функционирование инфраструктуры, стимулирующей развитие и укрепление деятельности малого предпринимательства, сложившееся конструктивное взаимодействие органов местного самоуправления, органов исполнительной власти автономного округа и бизнеса; высокие темпы роста числа субъектов малого и среднего предпринимательства с учётом самозанятых, ежегодный рост налоговых поступлений от деятельности субъектов малого и среднего бизнеса; высокий уровень квалификации предпринимателей и персонала малых форм хозяйствования; активная работа органов местного самоуправления по просвещению граждан в вопросах защиты своих потребительских прав, субсидирование из средств бюджета района части платы граждан за коммунальные услуги в целях снижения расходов домохозяйств; высокий уровень собственных доходов в консолидированном бюджете, социальная направленность местного бюджета: формирование "бюджета развития", непосредственно направленного на качественное улучшение жизни граждан; отсутствие муниципального долга, стабильная работа на территории района крупных налогоплательщиков (недропользователей); высокая доля муниципальных закупок, осуществляемая с использованием конкурсных процедур, высокий уровень конкуренции среди потенциальных поставщиков и активная поддержка малого и среднего бизнеса, социально-ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНКО) через размещение закупок среди данных категорий поставщиков; наличие земельных участков в собственности органов местного самоуправления района, в том числе свободных от прав третьих лиц, большое количество объектов, находящихся в муниципальной собственности, наличие утверждённых административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг в области предоставления имущества в аренду или передачи в собственность; высокий уровень компетентности руководителей органов местного самоуправления, вовлечённость муниципальных служащих администрации района в процессы достижения целей социально-экономического развития района через системы оценки деятельности (KPI); вовлечение поселений в процессы достижения целей социально-экономического развития района через системы оценки достижения показателей социально-экономического развития органами местного самоуправления городских и сельских поселений района (предоставление межбюджетных трансфертов и грантов) |
4,2% населения, получающего государственную социальную помощь; низкий уровень диверсификации экономики с явным доминированием в ней нефтегазодобычи, зависимость уровня занятости населения от отрасли добычи полезных ископаемых, снижение объемов добычи нефти на территории района; суровые природно-климатические условия, предопределяющие высокие издержки производства, ограничивающие возможности внешнего и внутреннего импортозамещения, особенно в сфере АПК; высокая изношенность основных фондов во многих отраслях экономики и социальной сферы, а также высокий уровень износа инженерной инфраструктуры; совмещение территорий поселений с границами зон минимальных расстояний трубопроводов; ограниченный ассортимент товаров в торговых объектах в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, высокие торговые надбавки, связанные с отдаленностью населенных пунктов и низкой покупательской активностью, поглощение мелких торговых объектов объектами федеральных сетей; рост доли трудноизвлекаемых запасов нефти; сложные условия нефтегазодобычи; географическая удаленность от центров потребления и переработки нефти и газа; низкая инвестиционная привлекательность несырьевых секторов экономики, слабая собственная база производства строительных материалов, отсутствие объектов транспортно-логистической инфраструктуры - мультимодальных транспортно-логистических центров; относительная удаленность территории поселений района от основных межрегиональных транспортных магистралей и международных транспортных коридоров, неустойчивое транспортное сообщение между поселениями, связанное с большими расстояниями и сезонными явлениями; низкий уровень развития информационно-коммуникационной инфраструктуры, недостаточный для компенсации низкой коммуникационной связности территории; низкий уровень инновационной активности хозяйствующих субъектов в отраслях экономики; недостаточное количество инвестиционных площадок, обеспеченных необходимой транспортной, энергетической, инженерной и иной инфраструктурой; высокие издержки при производстве и оказании услуг, в особенности на отдаленных территориях, что снижает конкурентоспособность товаров и услуг, производимых в районе, дефицит квалифицированных сотрудников, отток кадров в крупные города; неравномерный уровень потребительской культуры населения и бизнеса, высокая нагрузка на бюджет в связи с компенсацией высоких тарифов на коммунальные услуги, оказываемые населению, относительно высокий уровень цен на продукты питания и товары первой необходимости ввиду высокой доли транспортных расходов; ограниченные возможности увеличения неналоговых доходов, ограниченные условия для развития малого и среднего предпринимательства как источника налоговых доходов, зависимость доходов бюджета от федерального и регионального регулирования; наличие ограничений в использовании земельных участков (зоны с особыми условиями использования территории, зоны охраны объектов культурного наследия), отсутствие полномочий по распоряжению большей части территории района (лесной фонд, водный фонд); нехватка высококвалифицированных специалистов в небольших и отдаленных поселениях |
Возможности |
Угрозы |
реализация национальных проектов, обеспечивающих дополнительные государственные финансовые ресурсы для развития района; повышение инвестиционной привлекательности за счет инфраструктурного обустройства, создание и развитие инфраструктурно-обеспеченных инвестиционных площадок; реализация проектов по импортозамещению в нефтедобыче трудноизвлекаемых запасов; развитие жилищного строительства в целях повышения деловой активности и вовлечения средств населения в инвестиционный процесс; перевод земель лесного фонда в земли промышленного и сельскохозяйственного назначения; строительство объектов жилищного, социально-культурного и промышленного назначения; государственная поддержка сельских территорий, в том числе сельхозпроизводителей; развитие нестационарной торговли, организация ярмарочных мероприятий с привлечением производителей из соседних муниципалитетов и других регионов и стран; повышение уровня деловой и инвестиционной активности на основе поддержки развития малого предпринимательства путем оказания информационной, финансовой, имущественной и образовательной поддержки; обеспечение защищенности бизнеса, последовательное снижение административного давления, повышение эффективности организационных механизмов и информационной поддержки бизнеса; создание условий для развития малого и среднего бизнеса в этнической экономике в связи с развитием туризма; создание и выпуск инновационной продукции; рациональное использование природных ресурсов на основе внедрения инновационных технологий; создание индустриальных и промышленных парков; повышение уровня правовой грамотности населения в части защиты своих потребительских прав с использованием современных коммуникационных технологий; повышение надежности систем тепло-, водоснабжения и водоотведения с целью сокращения убытков ресурсоснабжающих организаций и сдерживания роста тарифов на коммунальные услуги; реализация крупных проектов в рамках агломераций (при наличии механизмов взаимодействия между муниципалитетами в части их финансирования); развитие неосвоенных территорий, вовлечение в оборот земельных участков, развитие отдаленных территорий |
сокращение объемов промышленного производства; снижение экспорта продукции нефтегазоперерабатывающих предприятий; повышение риска ухода из региона нефтегазодобывающих компаний в связи со снижением уровня рентабельности освоения запасов углеводородов и переориентации крупнейших инвесторов на освоение ресурсов за пределами региона; низкие темпы импортозамещения в сфере промышленного оборудования и расходных материалов; снижение объёмов финансирования переселения из ветхого, аварийного жилищного фонда; прекращение/приостановка торговой деятельности, деятельности общепита; резкий рост стоимости товаров; отсутствие/ограничение доставки товаров в регион; уход из района нефтегазодобывающих компаний в связи со снижением уровня рентабельности; недостаточное развитие инновационно-ориентированных производств и сектора услуг; сокращение бюджетных возможностей района, имеющее следствием ограничения для проведения эффективной политики по обеспечению устойчивого и сбалансированного развития в поселениях района (создания объектов культуры, спорта, образования и жилищно-коммунального хозяйства за счет бюджетных средств); резкий рост стоимости жилищно-коммунальных услуг; снижение объемов социальной поддержки; снижение числа налогоплательщиков; изменение законодательства в части распределения доходов между бюджетами бюджетной системы; сокращение числа потенциальных участников закупок - поставщиков товаров, работ, услуг; введение существенных ограничений по номенклатуре и техническим характеристикам закупаемых товаров, работ, услуг; изменение кадастровой стоимости земельных участков в сторону снижения; обострение геополитической обстановки; перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти автономного округа |
Направление: Комфортная среда
Сильные стороны |
Слабые стороны |
разветвленная сеть автомобильных дорог, наличие транспортного сообщения с административными центрами поселений, аэропорта (г. Сургут) и ж/д станций (г. Сургут, п. Ульт-Ягун), сети вертолетных площадок в отдаленных поселениях, водных путей сообщения с наиболее удаленными населенными пунктами; наличие сети общественного транспорта в крупных поселениях и на межмуниципальных маршрутах перевозок; высокий процент благоустроенных общественных и придомовых территорий в поселениях района, участие жителей в выборе формирования облика общественных пространств; требования по организации безбарьерной среды включены в градостроительные нормы муниципального района, наличие в районе комплексного плана по созданию безбарьерной среды; налаженная работа общественных коллегиальных органов при администрации Сургутского района, администрациях городских и сельских поселений района, развитая сеть некоммерческих организаций в сфере оказания социально значимых услуг; высокая социальная ответственность коммерческих организаций, ведущих деятельность на территории района; все населенные пункты Сургутского района находятся в зоне устойчивого покрытия мобильной связью и приема телевизионного сигнала, 21 населенный пункт обеспечен услугами Интернет со скоростью не менее 512 Кбит/сек.; удовлетворительный уровень информатизации муниципального управления и бизнес-процессов в части эксплуатации информационных систем типового назначения; оптимальные сроки предоставления муниципальных услуг, налаженное межведомственное взаимодействие, минимизированные требования |
высокая степень износа дорожного покрытия; высокая стоимость проезда на межпоселенческих маршрутах, речных и вертолетных перевозок; недостаточная техническая оснащенность общественного транспорта, осуществляющего перевозки на межпоселенческих маршрутах; недостаточная заинтересованность жителей в процессах формирования планов по обустройству общественных пространств; низкая доля населения, готового вкладывать финансовое и трудовое участие в формирование благоустройства придомовых территорий; недостаточная активность жителей в вопросах местного самоуправления, недостаточный уровень правовой грамотности; высокая ресурсозатратность развития ИТ-инфраструктуры; необеспеченность отдаленных поселений высокоскоростным интернетом; узкий спектр организаций ИТ-сферы на территории Сургутского района и прилегающих муниципальных образований, выполняющих разработки программного обеспечения, информационных систем, низкая конкуренция; отток перспективных студентов и высококвалифицированных специалистов в сфере ИТ в крупные города и другие регионы; отсутствие общей базы данных (с некоторыми государственными учреждениями) для организации эффективного взаимодействия в решении вопросов местного значения, оказания муниципальных услуг |
Возможности |
Угрозы |
содействие исполнительным органам государственной власти, инвесторам в реализации проектов по созданию / реконструкции объектов дорожного хозяйства и транспортного сообщения; развитие конкуренции на рынке перевозок общественным транспортом; участие недропользователей в развитии транспортной сети района; действующие механизмы инициативного бюджетирования; расширение спектра информационно-коммуникационных услуг, предоставляемых населению и бизнесу; финансовая привлекательность информационно-коммуникационной отрасли |
рост транзитного грузооборота (в тонно-километрах), приходящийся в среднем на 1 км автомобильных дорог, что приводит к быстрому износу дорожного полотна; рост стоимости топлива, критический износ автопарка; снижение количества рейсов по межпоселенческим маршрутам, повышение стоимости проезда и провоза багажа; критические сбои информационно-коммуникационной инфраструктуры; увеличение оттока ИТ-специалистов из района |
Направление: Развитие человеческого потенциала
Сильные стороны |
Слабые стороны |
полная обеспеченность дошкольным образованием детей от 1,5 до 7 лет, сформированное единое образовательное пространство, низкая доля обучающихся во вторую смену; высокий уровень финансирования сферы образования и развивающийся негосударственный сектор по оказанию образовательных услуг; высокий профессионализм и компетентность сотрудников социальной сферы района; развитая сеть учреждений культуры, охватывающая все поселения и высокий уровень финансирования сферы культуры; сохранившаяся традиционная культура коренных жителей северного края - ханты (этнотуризм), богатейшие коллекции этнографии и таксидермии, расположенные в стационарных музеях (в г.п. Лянтор, с.п. Русскинская, с.п. Угут), наличие природных и археологических памятников (природный заповедник Юганский, Урочище "Тундринский Бор", достопримечательное место - археологический комплекс "Барсова Гора"); традиции проведения массовых разноплановых событийных мероприятий (слёт оленеводов, рыбаков и охотников в д. Русскинская, фестиваль бардовской песни "Высокий Мыс", "День обласа", "Сытоминские берега" и другие), наличие мест активного отдыха; активное развитие инфраструктуры для досуга, самореализации и развития молодёжи, креативный подход к реализации молодёжных проектов |
низкая активность общественности в части развития образовательной среды, в организационных вопросах по воспитанию и обучению детей; высокая интенсивность изнашивания основных фондов образовательных организаций; недостаточный уровень развития информационно-технологических компетенций, в том числе по вопросам кибербезопасности, среди педагогических работников; нехватка площадей для развития дополнительного образования; отсутствие сети профессионального, среднеспециального образования для обеспечения потребностей населения района; недостаточный уровень кадрового обеспечения учреждений культуры, высокая степень износа основных фондов ряда учреждений культуры, неготовность жителей небольших поселений платить за услуги в сфере культуры; недостаточный уровень развития туристической инфраструктуры и качества сервиса, нехватка гостиниц, туристических баз (мест для размещения), объектов общественного питания; некомфортные природно-климатические условия - суровый климат, небольшое количество солнечных, теплых дней, наличие гнуса; низкая доля социально активной молодёжи, "переток" молодёжи из района в ближайшие города и другие регионы |
Возможности |
Угрозы |
возможность взаимодействия с российскими фондами, организациями других регионов для повышения качества образовательного процесса; покрытие дефицита кадров специалистами из других регионов; наличие грантовых конкурсов, позволяющих привлекать дополнительные ресурсы на развитие сферы культуры; наличие в округе законодательства о креативных индустриях; реализация совместных проектов по культуре в рамках агломерации; государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие промышленности и туризма" как источник финансирования развития туристической индустрии; поощрение национальных и иностранных инвестиций в сфере туризма (на федеральном и региональном уровне); стимулирование туризма для детей, молодежи, пожилых людей, инвалидов и малообеспеченных семей путем предоставления льгот; участие в государственных программах с целью финансового обеспечения развития отрасли молодежной политики, наличие на федеральном и региональном уровнях конкурсов в сфере молодежной политики, в том числе грантовых |
перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти автономного округа; отток высококвалифицированных специалистов социальной сферы |
".
2. Главу 6 раздела 2 приложения к решению изложить в следующей редакции:
"Глава 6. PEST-анализ
Политические факторы |
Экономические факторы |
Внешние: изменение законодательства в сторону ужесточения требований к организации процессов, перераспределение полномочий и налоговых доходов; геополитическая обстановка, влияющая на деятельность основных налогоплательщиков; реализация региональных стратегических документов, государственных программ и региональных составляющих федеральных проектов; зависимость органов местного самоуправления от федеральных и региональных органов власти при необходимости решения отдельных вопросов жизнеобеспечения граждан
Внутренние (позитивные): развитый уровень клиентоцентричности в органах местного самоуправления; налаженная система стратегического планирования и контроля хода исполнения мероприятий; высокая мотивация муниципальных служащих на участие в развитии района, рост благосостояния жителей, повышение инвестиционной привлекательности; стабильная общественно-политическая обстановка, характеризуемая высоким уровнем межнационального и межконфессионального согласия; низкий уровень бюрократизации процессов: минимизированы сроки и требования при оказании муниципальных услуг; сложившиеся конструктивные взаимоотношения органов местного самоуправления и институтов гражданского общества, бизнеса и региональных органов государственной власти; сформированная кадровая политика в органах местного самоуправления.
Внутренние (негативные): недостаточная общественно-политическая активность жителей, не способствующая принятию решений в интересах граждан. |
Внешние: сбалансированная система социальной поддержки граждан на региональном уровне; переориентация товарных рынков на новые источники сырья, материалов, оборудования и комплектующих и новые рынки сбыта ввиду санкционного давления; регулирование отдельных цен, тарифов на товары, услуги, размеров заработной платы работников бюджетных учреждений; реализация приоритетных проектов Российской Федерации; нестабильность внешней экономической среды, в том числе усиливающиеся объемы внешнего санкционного давления на Российскую Федерацию; изменение ключевой ставки Банка России
Внутренние (позитивные): высокая бюджетная обеспеченность; гибкая доходная политика; сформированная система защиты экономических интересов граждан в части полномочий органов местного самоуправления; высокая инвестиционная привлекательность территории, развитие малого и среднего бизнеса; налаженная система поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, инвесторов; налаженная система поддержки развития конкуренции; развитие негосударственного сектора оказания социально значимых услуг; стабильный рынок труда, нехватка квалифицированных кадров в отдельных отраслях; один из самых высоких уровней доходов населения в автономном округе; наличие в составе земель Сургутского района земель в федеральной и региональной собственности; развитие креативных индустрий.
Внутренние (негативные): переход значительной части разрабатываемых месторождений нефти и попутного газа в стадию падающей добычи (снижение объемов добычи нефти; смещение нефтяных запасов в сторону трудноизвлекаемых); низкий уровень диверсификации экономики (высокая доля добычи, недостаточная доля обработки, наукоемких и высокотехнологичных секторов и т.д.); суровые природно-климатические условия, предопределяющие высокие издержки производства, ограничивающие возможности внешнего и внутреннего импортозамещения, особенно в сфере АПК; относительная удаленность от основных межрегиональных транспортных магистралей и международных транспортных коридоров, низкая инфраструктурная обеспеченность, в том числе неразвитая сеть автомобильных дорог отдельных населенных пунктов; снижение в последние годы численности трудоспособного населения - вызов для интенсификации экономического роста; высокая маятниковая миграция. |
Социокультурные факторы |
Технологические факторы |
Внешние: распространение высокопатогенных инфекционных и вирусных заболеваний; предоставление большинства социально значимых услуг населению на бесплатной основе; сохранение и укрепление традиций российских духовно-нравственных ценностей; неразвитость системы раздельного вывоза и переработки отходов; труднодоступность территории, сильная удаленность малочисленных населенных пунктов друг от друга и от основных транспортных путей; отток трудоспособного населения и молодежи в иные регионы России в целях обучения и трудоустройства.
Внутренние (позитивные): стабильный рост численности населения за счет естественного прироста с сохранением умеренного миграционного притока; расширение спектра общественных движений; высокий уровень вовлеченности жителей района в систематические занятия физической культурой и спортом; высокий уровень доходов населения и, как следствие, высокий платёжеспособный спрос, возможности к инвестициям и сбережению. Внутренние (негативные): недостаточная развитость туристической инфраструктуры; дисбалансы пространственного развития; высокая доля ветхого, аварийного и фенольного жилья; наличие фактов образования мест несанкционированного накопления отходов; отток молодёжи в иные регионы в целях обучения и трудоустройства; рост демографической нагрузки на трудоспособное население; дефицит высококвалифицированных кадров. |
Внешние: развитие дистанционных технологий, в том числе платформенных решений; развитие государственных информационных систем, интеграция федеральных баз данных; создание цифровой платформы Югры, обеспечивающей обмен данными между различными информационными системами; повышение значимости новых источников энергии; развитие сети связи.
Внутренние (позитивные): налаженная практика дистанционного взаимодействия с жителями района, предоставления муниципальных услуг, в том числе с использованием мессенджеров и мобильных приложений; высокий уровень открытости органов местного самоуправления; высокий уровень развития предоставления муниципальных услуг в электронном виде.
Внутренние (негативные): недостаточная автоматизация процессов производства, оказания и реализации жилищно-коммунальных услуг; недостаточный уровень информированности отдельных групп населения о возможностях использования информационных технологий в повседневной жизни, в получении государственных и муниципальных услуг, во взаимодействии с органами власти; низкий уровень инновационной активности хозяйствующих субъектов; недостаточный уровень цифровизации и материального обеспечения развития цифровых технологий. |
".
3. Главу 7 раздела 3 приложения к решению изложить в следующей редакции:
"Глава 7. Точки роста
Для развития муниципалитета требуются качественные изменения основных процессов функционирования на базе современных трендов, которые должны стать "точками роста" по основным направлениям. Главными движущими силами развития станут повышение производительности труда, модернизация производства, совершенствование методов нефтегазодобычи, цифровые технологии, креативные индустрии, волонтерское движение и реализация флагманских проектов.
Основным видом производственной деятельности в районе остается нефтегазодобывающий комплекс, развитие которого связано с использованием ресурсов попутного нефтяного газа на всех этапах производственной цепочки от его добычи, транспортировки, осушки до нефтехимической переработки содержащихся в нем углеводородных фракций и максимально эффективное с социально-экономической точки зрения использование ограниченных ресурсов углеводородного сырья. В основе развития нефтегазодобывающей отрасли автономного остается:
бережное (неистощительное) освоение недр и обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, способствующее снижению негативного воздействия на окружающую среду и улучшению экологической ситуации;
освоение трудноизвлекаемых запасов, в том числе за счет совершенствования технологий добычи углеводородного сырья и изучения недр.
Стратегией Югры - 2050 району отведена роль одного из центров нефтегазохимического комплекса, которая предусматривает формирование кластера инновационных нефтесервисных производств, ориентированных на интенсификацию добычи, развитие альтернативных сегментов экономики: лесопромышленного комплекса, агропромышленного комплекса, туризма, ориентированного на жителей близлежащих городов, логистических комплексов и индустриальных парков. Это позволит увеличить долю продукции (работ, услуг) с добавленной стоимостью, произведенных организациями района, в общем объёме промышленного производства, а также продолжать обеспечивать собственные нужны района в моторных топливах, продукции лесопромышленного и агропромышленного комплекса.
Развитие цифровых технологий будет основано на совершенствовании существующих и внедрении новых цифровых технологий, включая системы искусственного интеллекта (сервисы для граждан, базы данных, автоматизация процессов), в том числе:
автоматизация учета и мониторинга расходов на коммунальные услуги, что позволит управляющим компаниям оперативно определять и устранять проблемы, связанные с использованием ресурсов, тем самым снижая затраты;
управление энергосбережением: возможности автоматизации управления освещением, системами отопления и кондиционирования воздуха в жилых домах, а также предупреждения аварийных ситуаций, что позволит снизить затраты на коммунальные услуги и повысить комфортность жизни граждан;
развитие систем управления электронными платежами за жилищно-коммунальные услуги;
внедрение государственных информационных систем и автоматизированных информационных систем в сфере ЖКХ (АИС "Реформа ЖКХ", ГИС "ЖКХ", ГИС "Энергоэффективность");
развитие сервисов общественной безопасности: сервисы для мигрантов, для взаимодействия с жителями района по вопросам предупреждения преступлений, в том числе на национальной и религиозной почве, противодействию коррупции;
внедрение систем мониторинга и предупреждения формирования несанкционированных свалок в лесном фонде;
расширение функционала государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в Российской Федерации (далее - ГИСОГД), в том числе за счет внесения сведений о дислокации объектов потребительского рынка, расширение информационного наполнения справочных систем, использующих геолокационные данные (по примеру 2ГИС, Яндекс карты и т.п.) для удобства жителей и представителей бизнеса;
расширение взаимодействия органов местного самоуправления с гражданами и субъектами бизнеса с использованием интерактивных способов взаимодействия в режиме реального времени (использование социальных сетей, прямых каналов связи - "горячих линий" и т.д.);
развитие процессов автоматизации функций финансовых органов местного самоуправления района;
расширение возможностей для граждан и бизнеса в использовании данных градостроительных и земельных документов с использованием сервисов ГИСОГД Югры, публичной кадастровой карты Росреестра;
совершенствование механизмов предоставления муниципальных услуг через Единый портал государственных услуг;
дальнейшее совершенствование электронных механизмов взаимодействия в рамках кадрового обеспечения муниципальной службы (электронное резюме, дистанционные способы повышения квалификации и прочее);
внедрение и развитие цифровых технологий в сфере транспортного обслуживания;
внедрение и развитие цифровых технологий в сфере подготовки населения в области пожарной безопасности и защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
внедрение "умных" технологий в системы управления объектами жилищного фонда и общего пользования, в том числе с использованием голосового управления, дистанционной передачи данных и других;
развитие сети проводного и мобильного интернета на межселенной территории и в отдаленных населенных пунктах;
расширение использования мобильных приложений, объединяющих общественно значимые услуги с коммуникационными площадками, расчетно-кассовыми услугами и иными информационными базами, для удобства жителей и гостей района.
Креативная составляющая направлена на развитие инноваций, изобретений, патентов в отраслях, в том числе за счет роста капитализации интеллектуальной собственности и получения дохода от продуктов интеллектуального труда, реализуемых на территории района, в том числе за счет:
привлечения творческих жителей к созданию концептов благоустройства общественных пространств и придомовых территорий;
развития сети технопарков, кванториумов в целях развития и поддержки креативно мыслящих жителей района;
создания и развитие креативного кластера, включающего в себя площадки для обучения кадров креативного сектора, поддержку креативных предпринимателей и инструментов продвижения продукции креативного сектора;
расширения числа нестандартных форм проведения культурных мероприятий, в том числе позиционирования таких мероприятий на окружном и федеральном уровнях;
развития регулярных событийных мероприятий под брендом Сургутского района;
расширения числа товаропроизводителей, реализующих собственную продукцию под брендом "Сделано в Югре";
роста числа субъектов креативных индустрий;
расширения сети молодёжных пространств в Сургутском районе с целью развития креативных индустрий;
открытия молодёжного центра по направлению "Урбанистика" (индустрии, основанные на использовании историко-культурного наследия; в искусстве; современные медиа и производство цифрового контента; прикладные творческие (креативные) индустрии).
Добровольчество (волонтёрство) - это важный инструмент социального, культурного, экономического и экологического развития территории. Расширение волонтерского движения возможно за счет реализации следующих направлений:
поддержание и развитие социально-ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих общественно значимые функции;
расширение участия волонтёров в оказании помощи маломобильным гражданам, гражданам с ограниченными возможностями здоровья, пожилым жителям района;
поддержание и развитие социально-ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих содействие по обеспечению пожарной безопасности, профилактике тушения пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, осуществлении противопожарной пропаганды, в подготовке населения к необходимым действиям в условиях пожаров и стихийных бедствий, к преодолению их последствий и предотвращению несчастных случаев, в гражданско-патриотическом воспитании, в формировании культуры безопасного и ответственного поведения населения в сфере пожарной безопасности;
расширение участия волонтёров и неравнодушных жителей района в экологических акциях, проведении опросов общественного мнения по выбору объектов благоустройства;
развитие волонтёрской деятельности в рамках реализации проектов инициативного бюджетирования;
развитие участия волонтёров в мероприятиях, направленных на предотвращение правонарушений, в том числе противоправного контента;
развитие деятельности кибердружины и добровольческого антинаркотического отряда, деятельность которых направлена на выявление противоправного контента в сети Интернет, а также рекламы запрещённых веществ и листовок экстремистского характера;
расширение участия граждан в проекте "Волонтеры культуры";
развитие Центра добровольческих инициатив и функционала мобильного приложения "Добрый район", обеспечивающего повышение уровня гражданской активности с целью привлечения жителей к осуществлению добровольческой деятельности;
развитие и внедрение программы повышения мобильности добровольцев Сургутского района в границах муниципального образования с целью обмена социальными практиками;
открытие "ДоброЦентра" в Сургутском районе позволит внедрять технологии "Обучение служением", стандарты Ассоциации волонтёрских центров, развитие "pro bono" волонтёрства, реализовывать программы в области корпоративной социальной ответственности и корпоративного волонтёрства;
развитие муниципального центра "серебряного" волонтёрства обеспечит реализацию и поддержку социальных проектов, проведения обучения волонтёров старшего возраста, а также руководителей волонтёрских центров и некоммерческих организаций.
Флагманские проекты.
В рамках достижения стратегических целей будет продолжена работа по реализации флагманских проектов - проектов-Локомотивов.
Проект-Локомотив "Обеспечение спортивной инфраструктурой" обеспечит развитие материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом во всех поселениях района, увеличение доли граждан, систематически занимающихся спортом, в том числе граждан с ограниченными возможностями здоровья, а также развитие профессионального и любительского спорта.
Проект-Локомотив "Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг" обеспечит увеличение доли жителей района, обеспеченных качественными централизованными жилищно-коммунальными услугами, повышение надежности систем коммунальной инфраструктуры.
Проект-Локомотив "Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей Сургутского района" позволит продолжить работу по расселению аварийного, ветхого и фенольного жилищного фонда, тем самым позволив жителям района улучшить жилищные условия, обновить жилищный фонд, обеспечить сохранение темпов роста строительного рынка и рынка бытовых услуг.
Проект-Локомотив "Инвестиционная стратегия муниципального образования Сургутский район Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года "От прожектов к проектам" продолжит реализацию комплекса мероприятий по увеличению инвестиционной привлекательности Сургутского района, развитию сферы малого и среднего бизнеса, росту объёмов инвестиций в экономику района.
Проект-Локомотив "Формирование комфортной городской среды" обеспечит формирование комфортных условий для жителей населенных пунктов в части создания объектов благоустройства общественных пространств и придомовых территорий, развития безбарьерной среды.
Проект-Локомотив "Создание объектов общего и дошкольного образования" призван обеспечить доступность образования для жителей района с учетом динамики роста рождаемости и создание комфортных условий для получения качественного дошкольного и общего образования.
Проект-Локомотив "Создание культурно досуговых учреждений" обеспечит жителей района возможностями для развития и реализации творческих способностей, обмена опытом и качественного досуга.
Участие муниципального образования Сургутский район в достижении стратегических целей развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В реализации полномочий органов местного самоуправления Сургутского района, а также отдельных переданных государственных полномочий главными ориентирами являются основные векторы развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, достижение показателей стратегических документов, показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (далее - показатели ВДЛ), реализация мероприятий государственных программ.".
4. В главе 8 раздела 3 приложения к решению слова "(таблица N 4)" заменить словами "(таблица N 12)", слова "Таблица N 4" заменить словами "Таблица N 12".
5. В главе 9 раздела 3 приложения к решению слова "(таблица N 5)" заменить словами "(таблица N 13)", слова "Таблица N 5" заменить словами "Таблица N 13".
6. В разделе 4 приложения к решению слова "(таблица N 6)" заменить словами "(таблица N 14)", слова "Таблица N 6" заменить словами "Таблица N 14", слова "(таблица N 7)" заменить словами "(таблица N 15)", слова "Таблица N 7" заменить словами "Таблица N 15".
7. В главе 10 раздела 5 приложения к решению слова "(таблица N 8)" заменить словами "(таблица N 16)", слова "Таблица N 8" заменить словами "Таблица N 16", слова "в таблице N 9" заменить словами "в таблице N 17", слова "Таблица N 9" заменить словами "Таблица N 17", слова "(таблица N 10)" заменить словами "(таблица N 18)", слова "Таблица N 10" заменить словами "Таблица N 18", слова "в таблице N 11" заменить словами "в таблице N 19", слова "Таблица N 11" заменить словами "Таблица N 19", слова "(таблица N 12)" заменить словами "(таблица N 20)", слова "Таблица N 12" заменить словами "Таблица N 20", слова "в таблице N 13" заменить словами "в таблице N 21", слова "Таблица N 13" заменить словами "Таблица N 21".
8. В главе 11 раздела 5 приложения к решению слова "(таблица N 14)" заменить словами "(таблица N 22)", слова "Таблица N 14" заменить словами "Таблица N 22", слова "в таблице N 15" заменить словами "в таблице N 23", слова "Таблица N 15" заменить словами "Таблица N 23", слова "(таблица N 16)" заменить словами "(таблица N 24)", слова "Таблица N 16" заменить словами "Таблица N 24", слова "в таблице N 17" заменить словами "в таблице N 25", слова "Таблица N 17" заменить словами "Таблица N 25", слова "(таблица N 18)" заменить словами "(таблица N 26)", слова "Таблица N 18" заменить словами "Таблица N 26", слова "в таблице N 19" заменить словами "в таблице N 27", слова "Таблица N 19" заменить словами "Таблица N 27".
9. В главе 12 раздела 5 приложения к решению слова "(таблица N 20)" заменить словами "(таблица N 28)", слова "Таблица N 20" заменить словами "Таблица N 28", слова "в таблице N 21" заменить словами "в таблице N 29", слова "Таблица N 21" заменить словами "Таблица N 29", слова "(таблица N 22)" заменить словами "(таблица N 30)", слова "Таблица N 22" заменить словами "Таблица N 30", слова "в таблице N 23" заменить словами "в таблице N 31", слова "Таблица N 23" заменить словами "Таблица N 31", слова "(таблица N 24)" заменить словами "(таблица N 32)", слова "Таблица N 24" заменить словами "Таблица N 32", слова "в таблице N 25" заменить словами "в таблице N 33".
10. В главе 12 раздела 5 приложения к решению таблицу N 25 изложить в следующей редакции:
"Таблица N 33
Ключевые показатели
стратегической цели "Эффективное муниципальное управление"
N п/п |
Показатель |
Базовый 2017 |
2020 |
2024 |
2030 |
2036 |
3.3.1. |
Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления, % от числа опрошенных |
60,4 |
63 |
65 |
70 |
75 |
3.3.2. |
Цифровая зрелость органов местного самоуправления Сургутского района, % |
- |
- |
50 |
100 |
100 |
3.3.3. |
Доходы бюджета Сургутского района в расчёте на 1 жителя, тыс. руб. |
89,4 |
90,6 |
97,5 |
113,6 |
118,1 |
".
11. В главе 13 раздела 5 приложения к решению слова "(таблица N 26)" заменить словами "(таблица N 34)", слова "Таблица N 26" заменить словами "Таблица N 34", слова "в таблице N 27" заменить словами "в таблице N 35", слова "Таблица N 27" заменить словами "Таблица N 35", слова "(таблица N 28)" заменить словами "(таблица N 36)", слова "Таблица N 28" заменить словами "Таблица N 36", слова "в таблице N 29" заменить словами "в таблице N 37", слова "Таблица N 29" заменить словами "Таблица N 37", слова "(таблица N 30)" заменить словами "(таблица N 38)", слова "Таблица N 30" заменить словами "Таблица N 38", слова "в таблице N 31" заменить словами "в таблице N 39", слова "Таблица N 31" заменить словами "Таблица N 39".
12. В главе 14 раздела 5 приложения к решению слова "(таблица N 32)" заменить словами "(таблица N 40)", слова "Таблица N 32" заменить словами "Таблица N 40", слова "в таблице N 33" заменить словами "в таблице N 41", слова "Таблица N 33" заменить словами "Таблица N 41", слова "(таблица N 34)" заменить словами "(таблица N 42)", слова "Таблица N 34" заменить словами "Таблица N 42", слова "в таблице N 35" заменить словами "в таблице N 43", слова "Таблица N 35" заменить словами "Таблица N 43", слова "(таблица N 36)" заменить словами "(таблица N 44)", слова "Таблица N 36" заменить словами "Таблица N 44", слова "в таблице N 37" заменить словами "в таблице N 45", слова "Таблица N 37" заменить словами "Таблица N 45".
13. В главе 15 раздела 6 приложения к решению слова "(таблица N 38)" заменить словами "(таблица N 46)", слова "Таблица N 38" заменить словами "Таблица N 46".
14. Главу 16 раздела 6 приложения к решению изложить в следующей редакции:
"Глава 16. Финансовые механизмы
Финансовые ресурсы на реализацию Стратегии предполагается привлекать из различных источников:
1) внутренние:
средства муниципального бюджета, субъектов управления и хозяйствования;
кредитные ресурсы банков;
денежные доходы населения, используемые на накопления;
2) внешние:
средства, имеющиеся в распоряжении инвесторов за пределами территории района;
средства федерального и регионального бюджетов и иных финансовых организаций.
Всего за период с 2019 по 2036 год на реализацию Стратегии объём располагаемых финансовых ресурсов оценивается в 334 896 млн. рублей, в том числе по периодам реализации (таблица N 47):
Таблица N 47
Общий объём располагаемых финансовых ресурсов на реализацию Стратегии в 2019 - 2036 годах (млн. рублей) |
2019 - 2024 годы (млн. рублей) |
2025 - 2030 годы (млн. рублей) |
2031 - 2036 годы (млн. рублей) |
334 896 |
97 098 |
123 072 |
114 726 |
Система управления реализацией Стратегии предполагает рациональное использование бюджетных средств и максимальное привлечение средств частных инвесторов, а также подход к планированию финансовых ресурсов в Сургутском районе на основе "бюджета развития", который базируется на следующих принципах:
внесение изменений в текущий бюджет Сургутского района и формирование бюджета на очередной финансовый год и плановый период с точки зрения приоритетности реализации мероприятий Стратегии;
приоритетное использование механизмов привлечения инвестиций, в том числе в рамках договорных отношений социально-экономического сотрудничества с крупными промышленными предприятиями, работающими на территории Сургутского района, и государственно-частного партнерства;
использование механизмов проектного управления;
подконтрольность эффективности использования финансовых ресурсов;
совершенствование механизма выравнивания уровня экономического развития и бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав Сургутского района, в направлении преодоления.
Реализация мероприятий Стратегии будет осуществляться в рамках муниципальных программ, перечень которых утверждается распоряжением администрации Сургутского района.".
15. В приложении к Стратегии слова "3.3.2. Цифровая зрелость органов местного самоуправления Сургутского района в сфере городского хозяйства и строительства, %" заменить словами "3.3.2. Цифровая зрелость органов местного самоуправления Сургутского района, %".
<< Назад |
||
Содержание Решение Думы Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 декабря 2024 г. N 835 "О внесении изменений... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.