Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 2 декабря 2024 г. N 03-07-07/120716
Вопрос: Налогоплательщик согласно ч. 2 гл. 39 Гражданского кодекса Российской Федерации оказывает услуги по предоставлению доступа через сеть Интернет по модели SaaS (Software as a Service, программное обеспечение как услуга) к программе для ЭВМ, зарегистрированной в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных; программное обеспечение установлено на серверах налогоплательщика, доступ других лиц (далее - Пользователей) через сеть "Интернет" производится только удалённо. Экономическая ценность для пользователей возникает по мере использования функционала программы для ЭВМ (например, по мере выгрузки изображений и получения прав на их использование и т.п.).
Согласно абз. 1 пп. 26 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (с учетом внесенных изменений Федеральным законом от 14.07.2022 N 321-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации") "... не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации: исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и (или) единый реестр результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального или двойного назначения, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".
С точки зрения принципов справедливости и равенства налогообложения налоговые последствия схожих операций не должны различаться в зависимости от способа предоставления доступа к программному обеспечению в виде услуги через сеть "Интернет" или на материальном носителе в виде передачи прав пользования.
В абз. 1 пп. 26 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствует ссылка на характер договорных отношений сторон. По нашему мнению, услуги по модели SaaS не являются предоставлением прав на использование программного обеспечения в объеме, предусмотренном ст. 1280 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Соответственно, услуги по модели SaaS не подпадают под действие абз. 1 пп. 26 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации и, как следствие, должны облагаться налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке, как услуги с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
С учетом изложенного, просим подтвердить, что услуги по предоставлению доступа через сеть Интернет по модели SaaS (Software as a Service, программное обеспечение как услуга) к программе для ЭВМ, зарегистрированной в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, согласно пп. 26 п. 2 ст. 149 Налогового Кодекса Российской Федерации не могут быть освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Ответ: В связи с указанными обращениями о порядке применения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в отношении услуг удаленного доступа к программному обеспечению (SaaS) Департамент налоговой политики сообщает.
В соответствии с подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) освобождение от налогообложения НДС применяется при передаче исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин (далее - ЭВМ) и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных (далее - Реестр), прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".
При этом абзацем вторым подпункта 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса предусмотрено, что положения указанного подпункта не применяются, если передаваемые права состоят в получении возможности распространять рекламную информацию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) получать доступ к такой информации, размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.
Таким образом, в настоящее время условиями для освобождения от НДС операций по передаче прав на программы для ЭВМ и баз данных являются включение таких программ и баз данных в Реестр и соблюдение ограничений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса.
При этом согласно выработанной Минфином России и ФНС России позиции, организация-разработчик программ для ЭВМ, баз данных, осуществляющая предоставление прав использования на них по модели SaaS (Software as a Service) посредством получения пользователями удаленного доступа к этим программам для ЭВМ, базам данных через интернет на основании договора на предоставление доступа, применяет освобождение по НДС.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отвечая на вопрос о порядке применения НДС в отношении услуг удаленного доступа к программному обеспечению, Минфин разъяснил следующее.
Условиями для освобождения от НДС операций по передаче прав на программы для ЭВМ и баз данных являются включение в российский реестр программ и соблюдение ограничений по рекламному контенту.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 2 декабря 2024 г. N 03-07-07/120716
Опубликование:
-