Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 2 декабря 2024 г. N 03-07-07/120926 Об освобождении от налогообложения НДС медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 2 декабря 2024 г. N 03-07-07/120926

 

Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью - далее Исполнитель, осуществляет медицинскую деятельность по проведению предварительных и периодических осмотров на основании соответствующей лицензии путем заключения договоров с физическими и юридическими лицами. В рамках выданной лицензии заключаются договоры:

1. По оказанию первичной доврачебной медико-санитарной помощи работникам Заказчика - юридического лица в фельдшерском здравпункте Заказчика - юридического лица. Договор на оказание услуг заключается непосредственно с работодателем. Услуги оказываются на территории работодателя, в соответствии с лицензией Исполнителя, непосредственно работникам Заказчика - юридического лица (работодатель). В отношении каждого работника договор не заключается.

2. По оказанию услуг по проведению периодических и предварительных медицинских осмотров работников Заказчика - юридического лица. Договор на оказание услуг заключается непосредственно с работодателем. Услуги оказываются на территории Исполнителя, в соответствии с лицензией Исполнителя, непосредственно работникам Заказчика - юридического лица (работодатель). В отношении каждого работника договор не заключается.

Являются ли виды деятельности, поименованные в п. 1 и п. 2 настоящего обращения, деятельностью, которая освобождается от уплаты НДС на основании пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ (услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации)?

3. Вопросы по нюансам медицинской деятельности в сегменте медосмотров.

а) В рамках услуг, поименованных в п. 2 настоящего обращения, Исполнитель ещё осуществляет услуги по проведению психиатрического освидетельствования путем привлечения соисполнителя, у которого имеется лицензия на данный вид деятельности (у Исполнителя она отсутствует). Облагается ли данный вид услуг НДС у Исполнителя при выставлении акта выполненных услуг Заказчику.

б) Кроме того Исполнитель производит забор анализов, необходимых для целостности медосмотра (в рамках обязательных исследований по медосмотру), определяемых по факторам, определённым в спец# оценкой труда работников Заказчика. Эти анализы передаются впоследствии для исследования в лабораторию (другую организацию) с соответствующей лицензией, так как у Исполнителя отсутствует лицензия на проведение данного рода исследования. Результаты анализов от соисполнителя выставляются Исполнителем Заказчику с наценкой - но в сумме единого целостного медосмотра, составляют часть цены медосмотра). Облагается ли данный вид услуг НДС у Исполнителя при выставлении акта выполненных услуг Заказчику, если у Исполнителя нет лицензии на данный вид услуг, он закупает услуги у другого юридического лица (соисполнителя), имеющего права проводить данного рода исследования, а Заказчику лишь продает результат услуг в отношении его работников в рамках целостного медосмотра?

в) Облагается ли НДС услуги по забору и исследованию других анализов, если Исполнитель имеет лицензию на предоставление данного рода услуг, но привлекает соисполнителя для их оказания, также имеющего право проводить данного рода исследования, а Заказчику лишь продает результат услуг в отношении его работников в составе целого медосмотра, а не отдельной этой услуги?

 

Ответ: В связи с обращением по вопросам применения налога на добавленную стоимость в ситуации и при условиях, изложенных в письме, Департамент налоговой политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.

Одновременно сообщаем, что на основании абзаца третьего подпункта 2 пункта 2 статьи 149 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются оказываемые населению медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, медицинские услуги по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2001 г. N 132 (далее - Перечень).

Перечнем предусмотрены медицинские услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, стационарной медицинской помощи, в дневных стационарах и службами врачей общей (семейной) практики, включая проведение медицинской экспертизы, услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в санаторно-курортных учреждениях, услуги по санитарному просвещению, непосредственно оказываемые населению.

Пунктом 6 статьи 149 Кодекса установлено, что перечисленные в данной статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определено, что медицинская деятельность (за исключением медицинской деятельности, осуществляемой медицинскими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") включена в перечень лицензируемых видов деятельности.

Согласно пункту 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением медицинской деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. N 852 (далее - Положение), медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению к Положению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Требования к организации и выполнению медицинских работ (услуг) в целях лицензирования установлены приказом Минздрава России от 19 августа 2021 г. N 866н (далее - Требования).

Таким образом, на основании вышеуказанного абзаца третьего подпункта 2 пункта 2 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются поименованные в Перечне медицинские услуги по диагностике, профилактике и лечению, оказываемые населению медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, при наличии соответствующей лицензии. При этом следует отметить, что конкретные виды услуг, относящиеся к услугам по диагностике, профилактике и лечению, предусмотрены Положением и Требованиями.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора Департамента

В.А. Прокаев

 

От НДС освобождаются поименованные в правительственном перечне медуслуги по диагностике, профилактике и лечению, оказываемые населению медорганизациями, ИП, осуществляющими медицинскую деятельность по лицензии. Конкретные виды услуг, относящихся к услугам по диагностике, профилактике и лечению, предусмотрены Положением о лицензировании и Требованиями к организации и выполнению медицинских работ (услуг) в целях лицензирования.

 

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 2 декабря 2024 г. N 03-07-07/120926

 

Опубликование:

журнал "Нормативные акты для бухгалтера", 17 февраля 2025 г. N 4