Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 3 декабря 2024 г. N 03-07-11/121488
Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью (далее - налогоплательщик), руководствуясь пунктом 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), просит дать разъяснение по следующей ситуации.
В качестве основного вида деятельности налогоплательщик осуществляет деятельность, связанную с организацией детского и молодежного отдыха. Возможность осуществления данной деятельности подтверждается уставом налогоплательщика.
Налогоплательщик применяет упрощенную систему налогообложения (далее - УСН). Следует учитывать, что с 01.01.2025 с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 12.07.2024 N 176-ФЗ в пункты 2 и 3 статьи 346.11 НК РФ, все организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН), становятся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Приказом Минфина РФ от 10.12.1999 N 90н "Об утверждении бланков строгой отчетности" утверждена форма N 1 "Путевка в детское оздоровительное учреждение".
С учетом всего вышеизложенного прошу пояснить:
1. Может ли налогоплательщик при осуществлении своей основной деятельности по организации детского и молодежного отдыха использовать вышеуказанную форму N 1 ("Путевка в детское оздоровительное учреждение") - каким способом должна быть составлена данная форма - отпечатана типографским способом или на принтере путевка (абонемент)?
2. С учетом того, что на налогоплательщиков УСН с 01.01.2025 распространяются все нормы главы 21 НК РФ, включая льготы, установленные статьей 149 НК РФ, вправе ли налогоплательщик применять в отношении своей основной деятельности по организации детского и молодежного отдыха освобождение от налогообложения НДС в соответствии с подпунктом 18 пункта 3 статьи 149 НК РФ?
Ответ: В связи с обращением о налоговых ставках по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в отношении услуг санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории Российской Федерации, оказываемых организациями, применяющими с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения, Департамент налоговой политики сообщает.
Согласно положениям Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость с 1 января 2025 года.
При этом подпунктом "а" пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 176-ФЗ предусмотрено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, если за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, у организации сумма доходов, определяемых в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), не превысила в совокупности 60 миллионов рублей.
В связи с этим, если организация, применяющая с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения, оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость не имеет, то операции по реализации товаров (работ, услуг), осуществляемые такой организацией, будут подлежать налогообложению налогом на добавленную стоимость по налоговым ставкам, установленным статьей 164 Кодекса, либо не облагаться данным налогом на основании пункта 2 статьи 146 и статьи 149 Кодекса.
Согласно подпункту 18 пункта 3 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории Российской Федерации, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности.
Обращаем внимание, что формы путевок (курсовок) в санаторно-курортные организации (учреждения), оздоровительные учреждения утверждены в качестве документов строгой отчетности Приказом Минфина России от 10 декабря 1999 г. N 90н "Об утверждении бланков строгой отчетности".
При этом отпечатанная типографским способом или на принтере путевка (курсовка) не является бланком строгой отчетности в целях Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации".
Учитывая изложенное, при расчетах за услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций в целях соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники и подтверждения факта расчета:
1) бланк строгой отчетности может быть сформирован с применением контрольно-кассовой техники и содержать дополнительные реквизиты с учетом сферы деятельности, в которой ведутся расчеты;
2) путевка (курсовка) может быть оформлена одновременно с выдачей кассового чека (бланка строгой отчетности);
3) путевка (курсовка) может быть оформлена с нанесением на нее реквизитов кассового чека (бланка строгой отчетности), позволяющих идентифицировать этот кассовый чек (бланк строгой отчетности) (QR-код и (или) дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа).
Таким образом, организация, применяющая с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения, и не имеющая оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, в отношении оказываемых услуг санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории Российской Федерации применяет освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренное подпунктом 18 пункта 3 статьи 149 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
От НДС освобождаются услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и детских лагерей, расположенных в России.
С 1 января 2025 г. при применении УСН нужно платить НДС, за исключением случаев, когда есть основания для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика. Если таких оснований нет, то при реализации вышеупомянутых услуг можно воспользоваться указанным освобождением.
Разъяснены требования к путевкам, курсовкам.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 3 декабря 2024 г. N 03-07-11/121488
Опубликование:
бюллетень "Официальные документы в образовании", январь 2025 г. N 1