Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 16 декабря 2024 г. N 03-07-07/126792
Вопрос: Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 утвержден перечень медицинских товаров, реализация которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость.
Согласно п. 27 данного постановления перечислены такие товары как специальные средства для обмена информацией, получения и передачи информации для инвалидов с нарушениями зрения, слуха и голосообразования, которые могут быть использованы только для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов (в том числе вибротактильные устройства, специальные телефонные аппараты, звукоусиливающая аппаратура индивидуального и коллективного пользования, декодеры телетекста для приема телепередач со скрытыми субтитрами, дисплеи, видеосистемы с увеличителем изображения индивидуального и коллективного пользования, оптические средства (лупы), системы чтения и трансформации текста в другие формы воспроизведения, устройства "говорящая книга", кино- и видеофильмы с субтитрами, рельефно-графические пособия, включая атласы, карты, глобусы, акустические маяки, локаторы, голосообразующие аппараты, коммуникаторы для слепоглухих, переговорные устройства, устройства синтезированной речи, средства для письма рельефно-точечным и плоскопечатным шрифтом).
При этом данное постановление не содержит какой-либо конкретизации относительно приведенных технических устройств, и не дает четкого определения критериев, исходя из которых необходимо отнести конкретное устройство к льготируемым товарам.
Также принят и введен в действие "ГОСТ Р 54736-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Реабилитация инвалидов. Специальное техническое оснащение учреждений реабилитации и абилитации инвалидов" (утвержден Приказом Росстандарта от 21.04.2021 г. N 247-ст).
Данным ГОСТом предусмотрен перечень средств, применяемых при предоставлении услуг по социальной реабилитации, таких, как например:
п. 4.2.3.3 "средства для обмена информацией, получения и передачи информации для инвалидов с нарушениями зрения, слуха и голосообразования: специальные телефонные аппараты":
- громкоговорящие телефонные аппараты для слабослышащих;
- телефонные устройства с усилением звука для слабослышащих.
п. 4.3.6 "средства для обмена информацией, получения и передачи информации для инвалидов с нарушениями зрения, слуха и голосообразования":
- телефонные устройства с текстовым выходом, в том числе сотовый телефон, смартфон;
- телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами.
п. 4.2.2.5 "средства, применяемые при предоставлении услуг по профессиональной реабилитации", включающие компьютер, основное программное обеспечение к нему, модем, сканер, устройство, печатающее шрифтом Брайля, стандартный принтер и компьютерные тифлотехнические средства универсального назначения (адаптированный видеодисплей, тактильный дисплей, специальное программное обеспечение).
То есть действующий ГОСТ фактически дает более полное определение того, каким критериям должны соответствовать технические средства.
- например телевизор должен иметь возможность вывода телетекста для приема программ со скрытыми субтитрами или телефон должен иметь текстовый выход (при этом как реализован текстовый выход - программно или иным способом в рамках действующего ГОСТа не конкретизировано).
Планируем заключать государственные контракты с Социальным Фондом России в целях социального обеспечения инвалидов по слуху на поставку телевизоров для приема программ со скрытыми субтитрами и телефонов с функцией видеосвязи, навигации и текстовым выходом.
По факту товары общегражданского назначения поставляются организацией инвалидам. Поэтому возникает вопрос: может ли организация применять льготу при уплате НДС (то есть не облагать реализацию таких товаров (рассматриваемых телевизоров и телефонов) налогом)?
Также планируется поставка инвалидам по зрению компьютеров с предустановленным программным обеспечением, позволяющим озвучивать все то, что происходит на экране (программа экранного доступа). Основным покупателем таких компьютеров будет Министерство труда, занятости и социальной защиты РФ. Применима ли льгота по НДС при уплате НДС при реализации этих компьютеров?
Относительно реализуемой бумаги (соответствующей критериям плотности 160 г/кв. м и размерам 250/380 мм) для письма рельефно-точечным средствами (по системе Брайля), используемой инвалидами по зрению, считаем, что реализация такой бумаги также не должна облагаться НДС. Поскольку бумага является средством для письма, и она четко определена в Постановлении N 1042, будет ли операции по реализации именно такой бумаги освобождаться от уплаты НДС?
Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении планируемой деятельности в ситуации и при условиях, изложенных в письме, Департамент налоговой политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.
Одновременно сообщаем, в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 и пунктом 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации освобождение от налога на добавленную стоимость осуществляется в отношении технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 г. N 1042 "Об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость" утвержден перечень кодов вышеуказанных товаров, освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) и единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) (далее - перечень), который применяется с учетом примечаний.
Так, примечанием 2 к перечню определено, что для целей применения разделов II-IV перечня необходимо руководствоваться кодом ТН ВЭД ЕАЭС, наименованием товара с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции ОК 005-93 (ОКП) или ОК 034-2014 (ОКПД 2) (в случае, если коды указаны).
Таким образом, оборудование, реализуемое в Российской Федерации или ввозимое на территорию Российской Федерации, освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость только в случае, если такое оборудование используется как техническое средство для самообслуживания и ухода за инвалидами.
Одновременно сообщаем, что в компетенцию Минфина России не входит определение принадлежности товаров к тому или иному виду медицинского изделия.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Оборудование, реализуемое в России или ввозимое в нее, освобождается от НДС только в случае, если оно используется как техсредство для самообслуживания и ухода за инвалидами.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 16 декабря 2024 г. N 03-07-07/126792
Опубликование:
-