Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу ФАС России
от 10.09.2024 N 624/24
Порядок
формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации
1. Сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России (далее - ЕЭС России) по субъектам Российской Федерации (далее - сводный прогнозный баланс) формируется ФАС России на основании информации и предложений участников формирования сводного прогнозного баланса, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 2 настоящего Порядка (далее - участники формирования сводного прогнозного баланса), исполнительных органов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - исполнительные органы), коммерческого оператора оптового рынка (далее - Коммерческий оператор), системного оператора электроэнергетических систем России (далее - Системный оператор), советом рынка.
Балансовые решения на очередной год принимаются до 15 октября текущего периода регулирования 1.
Сводный прогнозный баланс ежегодно формируется на расчетный период регулирования, равный календарному году, с помесячной детализацией показателей и плановый период сроком до 4 лет с указанием показателей в целом по году с определением прогнозных объемов продажи (покупки) электрической энергии и мощности субъектов оптового рынка электрической энергии и мощности (далее - ОРЭМ) в зарегистрированных в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172 (далее - Правила оптового рынка), группах точек поставки (далее - ГТП), по которым осуществляется продажа (покупка) электрической энергии и мощности на оптовом рынке электрической энергии и мощности (далее - ОРЭМ), а также объемов продажи (покупки) электрической энергии и мощности субъектов технологически изолированных энергетических систем, условных ГТП, и объемов продажи (покупки) электрической энергии и мощности субъектов технологически изолированных территориальных энергетических систем и зон децентрализованного электроснабжения Российской Федерации.
В случае, если ГТП зарегистрирована в отношении субъекта оптового рынка - гарантирующего поставщика электрической энергии на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, объемы продажи (покупки) электрической энергии и мощности в отношении такой ГТП в сводном прогнозном балансе утверждаются отдельно по каждому субъекту Российской Федерации.
2. Сводный прогнозный баланс формируется на основании информации и предложений, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящего Порядка, разрабатываемых участниками формирования сводного прогнозного баланса:
1) участниками ОРЭМ 2 - поставщиками электрической энергии и мощности и покупателями электрической энергии и мощности, получившими статус субъектов оптового рынка, заключившими обязательные для участников ОРЭМ договоры и совершившими иные необходимые для осуществления торговли электрической энергией и мощностью на ОРЭМ действия в соответствии с договором о присоединении к торговой системе ОРЭМ, гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими и энергосбытовыми организациями на изолированных территориях;
2) организациями, осуществляющими экспортно-импортные операции;
3) производителями (поставщиками) электрической энергии розничного рынка;
4) сетевыми организациями, в том числе организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (далее - ФСК), оказывающими услуги по передаче электрической энергии (мощности), в части объемов электрической энергии (мощности) на компенсацию технологического расхода электрической энергии (мощности) при ее передаче (далее - потери), включая экспортно-импортные операции и объемы межгосударственной передачи электрической энергии и мощности, а также величины заявленной мощности потребителей услуг сетевых организаций;
5) производителями тепловой энергии (мощности), функционирующими в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
3. Информация и предложения, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящего Порядка, в том числе включает в себя (при наличии):
1) перетоки электрической энергии и мощности между ценовой зоной оптового рынка и территориями неценовых зон оптового рынка, между территориями субъектов Российской Федерации и энергосистемами иностранных государств, между неценовыми зонами оптового рынка;
2) ограничения установленной мощности, зафиксированные Системным оператором в отношении генерирующего оборудования участников ОРЭМ - поставщиков электрической мощности ценовых зон в соответствующем месяце года, по состоянию на дату формирования проекта сводного прогнозного баланса;
3) ограничения установленной мощности, согласованные Системным оператором в отношении генерирующего оборудования участников ОРЭМ - поставщиков электрической мощности неценовых зон на соответствующий месяц года;
4) сводный годовой график ремонтов объектов диспетчеризации, утвержденный Системным оператором в соответствии с Правилами вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 г. N 86;
5) объемы отпуска тепловой энергии с коллекторов источников тепловой энергии, осуществляющих производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, сформированные на основании утвержденных схем теплоснабжения субъектов Российской Федерации, величина расходов тепловой энергии на хозяйственные нужды;
6) объемы производства (потребления) электрической энергии (мощности) поставщиков розничного рынка, в том числе в соответствии с объемами, определенными в заключенных двусторонних договорах 3;
7) изменения величины заявленной мощности потребителей услуг по передаче электрической энергии оказываемых ФСК;
8) сведения о полезном отпуске (продаже) электрической энергии и мощности отдельным категориям потребителей, сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей, сведения об отпуске (передаче) электроэнергии распределительными сетевыми организациями отдельным категориям потребителей, представляемые по формам государственной статистической отчетности;
9) результаты анализа помесячных фактических объемов потребления электрической энергии и мощности суммарно по субъекту Российской Федерации и по каждому из субъектов электроэнергетики за предыдущие 3 года, а также за текущий период регулирования;
10) объемы производства электрической энергии (мощности) объектами розничной генерации в целях поставки потребителям субъекта Российской Федерации;
11) объемы потребления населением в субъекте Российской Федерации;
12) объемы потерь электрической энергии, отраженные по каждой сетевой организации;
13) прогнозные объемы потребления электрической энергии, сформированные на основании договоров о технологическом присоединении к электрическим сетям 4.
4. Отдельной строкой в сводном прогнозном балансе отражаются объемы производства электрической энергии (мощности), осуществляемые следующими генерирующими объектами:
1) введенными (вводимыми) в эксплуатацию после 1 января 2008 года, в том числе:
включенными в перечень генерирующих объектов, с использованием которых будет осуществляться поставка мощности по договорам о предоставлении мощности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2010 г. N 1334-р, в соответствии со сроками начала исполнения обязательств по поставке мощности;
строящимися в соответствии с Программой деятельности Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" на долгосрочный период (2009 - 2015 годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2008 г. N 705, или строящимися в соответствии с программой строительства гидроэлектростанций (в том числе гидроаккумулирующих электростанций), реализуемой оптовой генерирующей компанией, созданной на основании решений Правительства Российской Федерации путем реорганизации дочерних и зависимых акционерных обществ Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России", в уставный капитал которой переданы генерирующие объекты гидроэлектростанций с датой ввода в эксплуатацию не позднее 31 декабря 2024 г., а также строящиеся объекты атомных электростанций, предусмотренные в инвестиционных программах субъектов электроэнергетики и (или) изменениях, вносимых в инвестиционные программы субъектов электроэнергетики, утвержденные в порядке, установленном Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики", с датой ввода в эксплуатацию начиная с 1 января 2025 года;
2) относящимися к новым атомным электростанциям (далее - АЭС) и гидроэлектростанциям, в том числе гидроаккумулирующим электростанциям (далее - ГЭС), определенным по результатам отбора инвестиционных проектов, проводимого более чем за 5 лет до планируемого ввода в эксплуатацию таких объектов;
3) относящимися к зарегистрированным условным ГТП;
4) относящимися к гидроаккумулирующим электростанциям;
5) относящимися к станциям розничного рынка, величина установленной мощности которых равна или превышает 25 МВт;
6) относящимися к тепловым электростанциям (далее - ТЭС) в неценовых зонах ОРЭМ, дополнительная загрузка которых обеспечивает экспорт электрической энергии в энергосистемы иностранных государств;
7) относящимися к электрическим станциям, объемы производства электрической энергии которых поставляются по долгосрочным двусторонним договорам в неценовых зонах ОРЭМ;
8) относящимися к генерирующим объектам, осуществляющим поставку мощности в вынужденном режиме на соответствующий период регулирования;
9) функционирующими в ценовых зонах ОРЭМ, к цене на мощность которых применяется надбавка в целях частичной компенсации стоимости мощности, поставленной с использованием генерирующих объектов тепловых электростанций, модернизированных, реконструированных и (или) построенных на территориях неценовых зон оптового рынка;
10) включенными в перечень подлежащих модернизации, реконструкции и (или) строительству генерирующих объектов тепловых электростанций, утвержденный Правительством Российской Федерации на основании результатов отбора проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций 5.
5. Отдельной строкой в сводном прогнозном балансе отражаются:
1) объемы потребления и производства электрической энергии (мощности) в отношении покупателей, владеющих на праве собственности или ином законном основании генерирующими объектами (отражаются отдельно в полном объеме);
2) объемы тепловой энергии (мощности), производимые источниками тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, определенные на основании долгосрочных договоров по соглашению сторон в целях обеспечения потребления тепловой энергии объектами, введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 года;
3) объемы потребления электрической энергии (мощности) населением и приравненными к нему категориями потребителей, в том числе с разделением в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) в отношении субъектов Российской Федерации, в которых в предыдущем периоде регулирования принято решение об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. N 614 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)";
4) с 2028 года объемы потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям по каждой сетевой организации в соответствующем субъекте Российской Федерации в размере уровня потерь, определенного согласно пункту 40(1) Основ ценообразования по каждому гарантирующему поставщику, энергосбытовой (энергоснабжающей) организации, производителю электрической энергии (мощности) на розничном рынке, с которыми у территориальной сетевой организации заключены договоры купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии 6;
5) с 2028 года объемы потерь электрической энергии, реализуемые каждым гарантирующим поставщиком, энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, с которыми у территориальных сетевых организаций заключены договоры купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии (мощности), определяемые исходя из динамики фактических потерь электрической энергии 6.
До 2028 года информация об объемах потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, указанная в подпунктах 4 и 5 настоящего пункта может быть отражена отдельной строкой в сводном прогнозном балансе на очередной год в случае ее представления в ФАС России в соответствии с абзацем двенадцатым пункта 21 настоящего Порядка.
6. При формировании информации и предложений, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящего Порядка, объем производства электрической энергии определяются:
1) для действующих ГЭС с водохранилищами сезонного регулирования речного стока, в том числе на основании величины среднемноголетней выработки. Для электростанций с водохранилищами многолетнего регулирования речного стока объем производства электрической энергии определяется по величине гарантированной выработки электроэнергии, в том числе на основании складывающейся водохозяйственной обстановки и запасов гидроресурсов в водохранилищах на начало регулируемого периода;
2) для вновь вводимых гидроагрегатов ГЭС, в том числе на основании сроков ввода в действие агрегатов, сроков реализации технических решений, обеспечивающих создание технической возможности технологического присоединения электростанций к электрическим сетям (далее - технические решения по выдаче мощности электростанций), а также графиков начального наполнения водохранилищ;
3) для действующих солнечных электростанций (далее - СЭС) и ветровых электростанций (далее - ВЭС), в том числе на основании фактической среднемноголетней величины выработки. Объем производства электрической энергии для вновь вводимых СЭС и ВЭС определяется, в том числе на основании сроков ввода таких электростанций;
4) для вновь вводимого генерирующего оборудования ТЭС, в том числе на основании сроков ввода в эксплуатацию агрегатов, сроков реализации технических решений по выдаче мощности электростанций, а также прогнозируемых тепловых нагрузок;
5) для вновь вводимых энергоблоков АЭС, в том числе на основании сроков ввода в эксплуатацию агрегатов и сроков реализации технических решений по выдаче мощности электростанций.
7. Прогнозные объемы поставки электрической энергии и (или) мощности в ценовых зонах оптового рынка по регулируемым ценам (тарифам) для производителя из числа определенных ФАС России в сводном прогнозном балансе в соответствии с критериями, установленными правилами оптового рынка и настоящим Порядком, не могут превышать 35 процентов суммарного прогнозного объема поставки электрической энергии и (или) мощности на оптовый рынок, определяемого для указанного поставщика при формировании сводного прогнозного баланса 7.
При формировании сводного прогнозного баланса ФАС России определяет для организаций, являющихся субъектами оптового рынка и осуществляющих поставку (покупку) электрической энергии и (или) мощности на оптовый рынок по регулируемым ценам (тарифам), прогнозные объемы поставки (покупки) электрической энергии и (или) мощности на оптовый рынок с выделением объемов поставки (покупки) электрической энергии и (или) мощности по регулируемым ценам (тарифам) в отношении зарегистрированных за этими организациями ГТП, в том числе поставляемых по долгосрочным двусторонним договорам в неценовых зонах оптового рынка 8.
8. В сводном прогнозном балансе отражаются объемы производства тепловой энергии, в том числе производимой в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более.
9. Совет рынка вправе представить сводную по субъекту Российской Федерации информацию о планируемых объемах потребления электрической энергии (мощности) населением с разделением объемов потребления с оптового и розничного рынков на очередной регулируемый период в ФАС России с разбивкой по гарантирующим поставщикам в срок до 10 мая.
Прогнозные объемы покупки электрической энергии и мощности на оптовом рынке для поставки населению и приравненным к нему категориям потребителей определяются таким образом, чтобы отношение ежемесячного прогнозного объема потребления электрической энергии населением и приравненными к нему категориями потребителей к объему электрической энергии, соответствующему среднему за данный месяц значению прогнозного объема мощности, определенного в отношении указанных категорий потребителей, не было ниже 500 и не превышало 625 9.
Прогнозные объемы электрической энергии (мощности), поставляемые населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяются в сводном прогнозном балансе ФАС России отдельно в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) на основании информации, полученной от исполнительных органов.
В случае если покупатель электрической энергии и мощности - участник оптового рынка осуществляет свою деятельность в субъекте Российской Федерации, части территории которого отнесены к различным зонам (ценовым, неценовым или технологически изолированным территориальным энергетическим системам и зонам децентрализованного электроснабжения), при формировании сводного прогнозного баланса в отношении такого участника оптового рынка выделяются объемы производства (потребления, в том числе потребления населением и приравненными к нему категориями потребителей) электрической энергии (мощности) по каждой такой территории отдельно с разделением объемов в пределах и сверх социальной нормы потребления в отношении субъектов Российской Федерации, в которых в предыдущем периоде регулирования принято решение об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. N 614 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)".
10. Участники ОРЭМ, производители (поставщики) электрической энергии розничного рынка, организации, осуществляющие экспортно-импортные операции, энергоснабжающие и энергосбытовые организации на изолированных территориях, сетевые организации, в том числе и ФСК, разрабатывают предложения по формированию сводного прогнозного баланса и направляют их в диспетчерские центры Системного оператора (далее - ДЦСО), совету рынка и исполнительным органам.
Организации, осуществляющие экспортно-импортные операции, разрабатывают предложения по формированию сводного прогнозного баланса и направляют их в ФАС России и Системному оператору до 1 мая.
Участники ОРЭМ представляют Системному оператору предложения по прогнозным среднемесячным допустимым минимальным величинам электрической нагрузки ТЭС, обусловленным прогнозируемыми режимами тепловых нагрузок, а также сведения о минимальном составе генерирующего оборудования, соответствующем указанным нагрузкам.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
13. При формировании предложений к сводному прогнозному балансу:
производители электрической энергии (мощности) определяют электрические мощности электростанций, принадлежащих им на праве собственности или иных законных основаниях, подлежащие выводу из эксплуатации в соответствии с требованиями Правил вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 г. N 86;
покупатели электрической энергии (мощности) определяют уровни потребности собственных потребителей в электрической энергии и мощности на основании заявок указанных потребителей, обоснованных темпами экономического развития, анализом динамики фактического потребления и внедрением энергосберегающих технологий.
14. Выработка электрической энергии ТЭС, включаемая в сводный прогнозный баланс, определяется исходя из необходимости обеспечения технологического минимума нагрузки ТЭС, в том числе нагрузки, определенной теплофикационным режимом.
Определение величины выработки ТЭС по конденсационному циклу, включаемой в сводный прогнозный баланс, производится на основе стоимостных оценок исходя из пропускной способности электрических сетей и надежности электроэнергетических режимов работы ЕЭС России и отдельных энергоузлов.
Выработка электрической энергии АЭС, включаемая в сводный прогнозный баланс, определяется исходя из пропускной способности электрических сетей и надежности электроэнергетических режимов работы ЕЭС России и отдельных энергоузлов.
15. Формирование прогнозных объемов поставки электрической энергии на ОРЭМ осуществляется исходя из предложений, полученных от поставщиков ОРЭМ, по критерию минимизации суммарных затрат по ЕЭС России на производство электрической энергии, поставляемой на ОРЭМ.
16. Формирование прогнозных объемов отпуска тепловой энергии (мощности) от источников тепловой энергии, осуществляющих производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, осуществляется на основании актуализированной на очередной год схемы теплоснабжения 10, а в ее отсутствие - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.
При отсутствии актуализированной на очередной год схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах соответствующей информации прогнозные объемы отпуска тепловой энергии от источников тепловой энергии, осуществляющих производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, формируются исходя из фактического отпуска тепловой энергии, среднегодового фактического потребления тепловой энергии за 3 периода регулирования, предшествующие расчетному, с учетом:
снижения объема тепловой энергии (мощности) в связи с расторжением (прекращением) договоров теплоснабжения (поставки тепловой энергии) в последнем отчетном году;
увеличения объема тепловой энергии (мощности) в связи с подключением новых потребителей.
17. Поставщики электрической энергии - участники ОРЭМ формируют прогнозы объемов производства и поставок электрической энергии и мощности в постанционной (поагрегатной) разбивке.
В срок до 5 сентября Системный оператор представляет в ФАС России информацию по генерирующему оборудованию, в отношении которого согласован (приостановлен) вывод из эксплуатации, с приложением копии решения о согласовании вывода из эксплуатации объектов электроэнергетики или о направлении собственнику требования о приостановлении такого вывода, принятого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление согласования вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации 11.
18. Коммерческий оператор не позднее 1 мая года, предшествующего году поставки электрической энергии и (или) мощности, представляет в ФАС России информацию о субъектах оптового рынка, выполнивших требования Правил оптового рынка и осуществляющих куплю-продажу электрической энергии и мощности на оптовом рынке на указанную дату, с указанием их полных наименований, присвоенных им в реестре субъектов оптового рынка номеров, реквизитов договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, перечня зарегистрированных ГТП с указанием их наименования, типа и идентификационных кодов.
Не позднее 1 сентября года, предшествующего году поставки электрической энергии и (или) мощности, Коммерческий оператор представляет в ФАС России информацию, указанную в абзаце первом настоящего пункта, актуализированную на дату ее представления, а также информацию о субъектах оптового рынка, которым для участия в торговле электрической энергией и (или) мощностью на оптовом рынке требуется балансовое решение, выполнивших требования Правил оптового рынка, зарегистрировавших ГТП (в том числе условные) и выразивших намерение осуществлять поставку (покупку) электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке в очередном периоде регулирования.
Коммерческий оператор не позднее даты окончания сбора заявок для участия в конкурентном отборе мощности (далее - КОМ) представляет в ФАС России реестр поставщиков и генерирующих объектов, допущенных к участию в КОМ.
19. Коммерческий оператор не позднее 5 рабочих дней начиная с 1-го числа очередного месяца уведомляет ФАС России и исполнительные органы о субъектах оптового рынка, получивших пр
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.