В соответствии с распоряжением правительства Еврейской автономной области от 03.09.2024 N 372-рп "О корректировке Стратегии социально-экономического развития Еврейской автономной области на период до 2030 года, утвержденной постановлением правительства Еврейской автономной области от 15.11.2018 N 419-пп" правительство Еврейской автономной области
постановляет:
1. Внести в Стратегию социально-экономического развития Еврейской автономной области на период до 2030 года, утвержденную постановлением правительства Еврейской автономной области от 15.11.2018 N 419-пп "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Еврейской автономной области на период до 2030 года", следующие изменения:
1.1. Подраздел 3.10 "Кадровая политика и производительность труда" раздела 3 "Приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития Еврейской автономной области" изложить в следующей редакции:
"Подраздел 3.10. Кадровая политика и производительность труда
На состояние рынка труда и занятость населения прежде всего оказывают влияние демографические и социально-экономические процессы, происходящие в регионе.
В ЕАО наблюдается ежегодное сокращение численности населения, миграционный отток, а также усиливается процесс старения населения. По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу (далее - Хабаровскстат), за период 2015 - 2019 годов численность населения области сократилась на 4,9 процента, или на 8,1 тыс. человек, и по состоянию на 01.01.2020 составила 158,4 тыс. человек.
Миграционная убыль населения ЕАО за 2015 - 2019 годы составила 8,4 тыс. человек (за 2019 год - 1,0 тыс. человек).
Одновременно с этим анализ возрастного состава населения ЕАО свидетельствует о снижении численности трудоспособного населения и увеличении численности лиц старше трудоспособного возраста.
По данным Хабаровскстата, за 2019 год численность лиц трудоспособного возраста в ЕАО составила 81,4 тыс. человек (51,1 процента от общей численности населения региона), что на 6,8 процента, или 5,9 тыс. человек, меньше по сравнению с 2015 годом (87,3 тыс. человек, или 52,2 процента от общей численности населения региона), численность лиц старше трудоспособного возраста составила 8,8 тыс. человек (5,5 процента от общей численности населения региона), что на 6,0 процента, или 0,5 тыс. человек, больше по сравнению с 2015 годом (8,3 тыс. человек, или 5,0 процента).
В связи с этим численность трудовых ресурсов в 2019 году относительно 2015 года снизилась на 7,0 процента, или на 7,0 тыс. человек, что в значительной степени обусловлено миграционным оттоком населения и снижением численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте.
Эффективность кадровой политики в регионе обусловлена главным образом региональными приоритетами развития экономики и социальной сферы, а также взаимосвязью системы образования и рынка труда.
Дальнейшее развитие социальной сферы, рост промышленного и сельскохозяйственного производства, развитие приоритетных отраслей экономики в значительной степени зависят от того, насколько успешно будут решены проблемы кадрового обеспечения организаций региона.
В результате работы, организованной правительством области, показатели регистрируемого рынка труда ЕАО в последние годы демонстрируют его стабильность.
Уровень регистрируемой безработицы на 01.01.2020 составил 1,0 процента, что на 0,3 процентных пункта ниже уровня 2015 года, численность зарегистрированных безработных составила 0,8 тыс. человек, что на 27,3 процента меньше численности безработных на начало 2016 года (1,1 тыс. человек). По данным Хабаровскстата, уровень общей безработицы, рассчитанный по методологии Международной организации труда, также снижается и в 2019 году составил 6,2 процента от численности рабочей силы (в 2015 году - 7,9 процента).
Количество вакансий, представленных на рынке труда, постоянно увеличивается, и для трудоустройства граждан по состоянию на 01.01.2020 имелось 8,8 тыс. вакансий. Из них вакансий с оплатой труда выше прожиточного минимума - 98,8 процента, вакансий по рабочим профессиям - 66,3 процента. Коэффициент напряженности на рынке труда составляет 0,1 человека, не занятого трудовой деятельностью, в расчете на одну заявленную в органы занятости вакансию, что на 0,1 процента ниже чем в 2015 году.
Также значительное влияние на социально-экономическое развитие ЕАО и кадровое обеспечение отраслей экономики региона оказывает уровень заработной платы работников организаций, которая является основным источником доходов трудоспособного населения, влияющим на уровень жизни.
Драйвером роста средней заработной платы в ЕАО в 2019 году стал рост оплаты труда как в реальном секторе экономики, так и в бюджетной сфере. Рост оплаты труда в промышленном секторе региона составил 11,7 процента к уровню предыдущего года.
В промышленном секторе основным фактором роста является рост среднемесячной заработной платы работников в сфере добычи полезных ископаемых, которая за 2019 год составила 51140 рублей (122,0 процента к среднеобластному уровню) при росте относительно аналогичного периода 2018 года на 5,5 процента.
В обрабатывающих отраслях заработная плата увеличилась на 18,7 процента и составила 31852,80 рубля, хотя еще отстает от среднеобластного уровня на 24,0 процента. Также значительный рост среднемесячной заработной платы (выше среднеобластного значения в 8,0 процента по отношению к 2018 году) отмечен в гостиничной сфере и сфере общественного питания (на 16,1 процента), в сфере оптовой и розничной торговли (на 13,9 процента), в сфере профессиональной, научной и технической деятельности (на 13,2 процента), в административной деятельности и сопутствующих дополнительных услугах (на 10,1 процента).
Рост заработной платы в отраслях, где основную долю составляют учреждения социальной сферы (учреждения образования, здравоохранения, культуры, включая федеральные, областные, муниципальные учреждения и негосударственные учреждения), за 2019 год отмечен в пределах от 4,2 процента до 7,9 процента и главным образом обусловлен работой по увеличению заработной платы, проводимой в рамках исполнения "майских" Указов Президента Российской Федерации 2012 года.
В современных условиях особое социально-экономическое значение приобретает охрана труда, что, в свою очередь, обусловлено необходимостью содействия росту эффективности производства путем непрерывного совершенствования и улучшения условий труда, повышения его безопасности, снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
В ЕАО сложилась устойчивая тенденция снижения уровня производственного травматизма. В 2019 году по сравнению с 2015 годом общее количество несчастных случаев на производстве сократилось на 25,9 процента (с 54 случаев в 2015 году до 40 случаев в 2019 году).
В профилактических целях вопросы снижения травматизма ежегодно рассматриваются на межведомственных заседаниях и совещаниях, проводятся отраслевые совещания по вопросам охраны труда с изучением и использованием опыта передовых предприятий, совещания на крупных предприятиях региона и другое. Ежегодно на территории области проводится областной конкурс по охране труда и месячник по охране труда. С 2014 года организовано участие организаций области во Всероссийском конкурсе "Успех и безопасность". За эти годы от ЕАО в конкурсе приняли участие более 500 организаций.
Большое внимание в регионе уделяется снижению неформальной занятости населения. Проводится организационная работа по снижению неформальной занятости (осуществляются межведомственное взаимодействие, освещение вопроса в средствах массовой информации, заслушивание работодателей на заседаниях муниципальных межведомственных комиссий по легализации трудовых отношений и другое). За 2019 год в ЕАО выявлено 929 неформально занятых работников, с 831 работником заключены трудовые договоры, зарегистрировано 212 индивидуальных предпринимателей.
Актуальным останется вопрос качества трудовых ресурсов, так как профессиональный состав ищущих работу граждан не отвечает требованиям работодателей. Сохранится дефицит ищущих работу граждан, имеющих высокую квалификацию и владеющих профессиями, пользующимися повышенным спросом на рынке труда. Дефицит кадров обусловлен старением и сокращением кадрового состава высококвалифицированных работников.
Структурный состав безработных граждан останется прежним: граждане, уволенные по причине текучести кадров; длительное время не работающие граждане; выпускники учебных заведений; граждане, впервые ищущие работу.
Улучшению ситуации будет способствовать реализация мер по снижению напряженности на рынке труда, предусмотренных государственной программой области "Содействие занятости населения и обеспечение безопасности труда" на 2020 - 2025 годы, а также создание новых рабочих мест в процессе реализации инвестиционных проектов и модернизации предприятий реального сектора экономики, принятие мер по стимулированию работодателей к формированию новых и модернизации существующих рабочих мест, в том числе для инвалидов, и другое.
Несмотря на значительную потребность в работниках, сохраняется структурный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. В то время как на регистрируемом региональном рынке труда преобладает спрос на рабочие профессии (76,2 процента заявленных вакансий), лишь 52 процента обратившихся в органы службы занятости имеют соответствующие рабочие профессии. В соответствии с данными прогноза потребностей в кадрах организаций области на период до 2028 года, сформированного управлением трудовой занятости населения правительства области, наибольшую долю от общей потребности в кадрах составляет потребность в работниках со средним профессиональным образованием - 64,9 процента, потребность в работниках с высшим образованием составила 25,2 процента, потребность в работниках без предъявления требований к образованию - 5,5 процента, потребность в работниках, прошедших профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки, - 4,4 процента.
В настоящее время при поступлении в образовательные организации абитуриенты недостаточно ориентированы на востребованные специальности, потребности экономики и рынка труда. Около 50 процентов выпускников 11-х классов общеобразовательных организаций области выбирают высшее образование, вместе с тем на рынке труда пользуются спросом специалисты со средним профессиональным образованием.
В результате происходит перераспределение абитуриентов на получение высшего образования при отсутствии достаточного количества соответствующих рабочих мест. При выходе на рынок труда часть выпускников образовательных организаций высшего образования вынуждена трудоустраиваться на рабочие места, требующие квалификации специалиста среднего звена, при этом не применяя знания и компетенции, полученные в рамках образовательного процесса. Одновременно с этим структура подготовки специалистов с высшим образованием также не соответствует требованиям рынка труда. В структуре выпуска специалистов с высшим образованием наибольший удельный вес имеет укрупненная группа направлений подготовки "экономика и управление" - 27,3 процента от общей численности студентов, по группе "юриспруденция" - 14,7 процента. При этом рынку труда ЕАО из работников с высшим образованием в большей степени требуются специалисты в сфере образования и педагогики (32,2 процента), а также инженерные и технические кадры (22,9 процента).
Таким образом, при значительной потребности в кадрах технической и социальной направленности сохраняется избыток специалистов других направлений. Превышение объема специалистов отдельной специализации на региональном рынке труда над объемом потребности в специалистах может свидетельствовать о неэффективном расходовании бюджетных средств (в случае специалистов, получивших образование за счет бюджетных средств), что приводит к затратам финансовых ресурсов на выплату пособий и переобучение безработных, к работе выпускников не по специальности без реализации их профессионального потенциала. Для экономики и социальной сферы такая диспропорция приводит к нехватке специалистов, необходимых для обеспечения стабильного функционирования данных сфер и реализации новых инвестиционных и социальных проектов на территории региона.
Одновременно с этим наблюдается территориальный дисбаланс как результат неравномерного размещения населения по территории области и распределения на ней производственных ресурсов, различных уровней развития муниципальных образований, наличия в них потенциальных работодателей и трудовых ресурсов. Остается актуальным вопрос привлечения и закрепления специалистов в сельской местности.
Кроме того, имеется так называемая социально-демографическая диспропорция рынка труда, которая возникает вследствие пониженной конкурентоспособности отдельных групп населения: молодежи, инвалидов, женщин с малолетними детьми.
В период до 2024 года государственная политика в сфере кадрового обеспечения социальной сферы и отраслей экономики, занятости населения и обеспечения государственных гарантий в сфере труда формировалась с учетом Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в рамках национального проекта Российской Федерации "Производительность труда и поддержка занятости".
В целях внедрения единых принципов и стандартизации кадровой системы в субъектах Российской Федерации проводится работа по внедрению в регионе элементов национальной системы квалификаций Российской Федерации, включающей в себя внедрение системы профессиональных стандартов в деятельность организаций, независимую оценку квалификации работников и выпускников образовательных организаций, профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ.
Также в рамках разработанного АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" стандарта кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста в субъектах Российской Федерации предусмотрен механизм формирования системы кадрового обеспечения реального сектора экономики посредством обеспечения взаимодействия работодателей и сферы профессионального образования.
С целью развития кадрового потенциала промышленности региона планируется проведение ряда мероприятий:
- выявление промышленных предприятий, готовых осуществлять подготовку специалистов в рамках практикоориентированного обучения;
- выявление потребности действующих промышленных предприятий в специалистах в процессе их подготовки или переподготовки;
- разработка прогноза потребности в инвесторах при реализации инвестиционных проектов на срок реализации инвестиционных проектов;
- организация мероприятий по профессиональной ориентации школьников, в том числе проведение экскурсий на ведущих промышленных предприятиях области;
- развитие взаимодействия предприятий с профессиональными образовательными организациями, повышение престижа рабочих специальностей в промышленных отраслях;
- популяризация рабочих профессий в средствах массовой информации.
Для предприятий горнодобывающей сферы области квалифицированные кадры готовятся на базе ФГБОУ ВО "Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема" за счет собственных средств предприятия по следующим специальностям:
- "Обогащение полезных ископаемых";
- "Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования";
- "Электротехника и электроника".
С целью обеспечения кадровой потребности экономики и социальной сферы в ЕАО ежегодно разрабатывается прогноз рынка труда. Прогнозная кадровая потребность определяется на основе информации, полученной с помощью опроса работодателей региона. Прогнозирование кадровой потребности способствует выработке и принятию стратегических оперативных мер в сфере регулирования рынка труда и рынка образовательных услуг, развитию кадрового потенциала в отраслях экономики и социальной сфере. Прогнозирование кадровой потребности позволяет определить объем и структуру подготовки кадров, которые соответствуют потребностям региональной экономики, способствует решению стратегических задач социально-экономического развития региона. На основе прогноза потребности экономики в специалистах с различным уровнем профессионального образования формируется прогноз выпуска специалистов среднего профессионального и высшего образования. Данные прогнозной кадровой потребности становятся основными при формировании контрольных цифр приема в образовательные организации области. Прогнозирование кадровой потребности помогает определить и обеспечить источники ее закрытия.
Для привлечения рабочей силы на территории ЕАО реализуется подпрограмма "Повышение мобильности трудовых ресурсов в Еврейской автономной области" на 2020, 2024 - 2025 годы государственной программы Еврейской автономной области "Содействие занятости населения и обеспечение безопасности труда" на 2020 - 2025 годы, основной задачей которой является поддержка работника и его семьи при переезде на территорию области, оказание содействия их трудоустройству и адаптации в регионе.
Формированию кадрового потенциала в регионе будут способствовать и меры государственной поддержки, оказываемые в рамках реализации национального проекта "Кадры". Среди основных направлений национального проекта: создание системы подготовки кадров для приоритетных отраслей экономики, помощь выпускникам в трудоустройстве по специальности, организация профессиональной переподготовки, поддержка молодежного предпринимательства.
Реализация механизмов обеспечения рынка труда необходимыми кадрами осуществляется путем внедрения механизма целевого обучения специалистов за счет средств областного бюджета для социальной сферы и за счет средств организаций реального сектора экономики для восполнения кадровой потребности предприятий; обеспечения соответствия рынка образовательных услуг, предоставляемых системой профессионального образования, потребностям рынка труда региона; развития системы профессиональных квалификаций на территории области, обеспечивающей внедрение профессиональных стандартов в организациях региона, оценку квалификации работников предприятий и выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ.
В области осуществляется содействие повышению профессиональной и территориальной мобильности работников в целях обеспечения доступности трудовых ресурсов для социальной сферы и реализации инвестиционных проектов.
Задачами по обеспечению закрепления специалистов на территории региона являются: улучшение жилищных условий работников предприятий и учреждений социальной сферы в целях привлечения и закрепления специалистов на территории ЕАО; повышение оплаты труда работников как один из стимулов к осуществлению трудовой деятельности; оказание дополнительных мер поддержки работникам государственных и муниципальных учреждений области в целях популяризации социально значимых профессий и повышения профессиональной мотивации работников; расширение возможностей трудоустройства молодежи в ЕАО, в том числе организация стажировок выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях приобретения ими опыта работы в ЕАО; реализация закона области от 30.10.2013 N 391-ОЗ "О дополнительных мерах по привлечению и закреплению молодых специалистов для работы в Еврейской автономной области"; вовлечение молодежи в деятельность студенческих отрядов, волонтерское движение и предпринимательскую деятельность.
С целью повышения производительности труда и поддержки занятости населения планируется реализация таких системных мер по повышению производительности труда, как адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях ЕАО; осуществление обучения инструментам повышения производительности труда, что позволит внедрить бережливое производство, усовершенствовать управление, логистику и сбыт продукции, сформировать команду из сотрудников для внедрения изменений в производстве и последующей самостоятельной работы; развитие инфраструктуры занятости и внедрение организационных и технологических инноваций с использованием цифровых и платформенных решений в целях поддержки уровня занятости населения ЕАО.
Для обеспечения соблюдения законных прав и государственных гарантий граждан в сфере труда и занятости в регионе запланированы: проведение мероприятий по обеспечению конституционных прав граждан на труд и защиту от безработицы, недопущению роста безработицы и напряженности на рынке труда; реализация мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда и поддержку занятости населения; создание эффективной системы взаимодействия органов службы занятости и работодателей, направленной на обеспечение занятости безработных граждан, обеспечение легализации трудовых отношений; формирование эффективной региональной политики в сфере оплаты труда работников бюджетной сферы; развитие гибкого и эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего содействовать вовлечению в эффективную занятость граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью; расширение практики применения различных форм занятости, ориентированных на стимулирование использования трудового потенциала работников старшего возраста, инвалидов, женщин, имеющих малолетних детей, выпускников и ряда других категорий граждан; а также повышение доступности и качества государственных услуг в сфере труда и занятости.
С целью улучшения условий и охраны труда на производстве в регионе будут реализовываться мероприятия по содействию снижению общего производственного травматизма и травматизма со смертельным исходом за счет реализации превентивных мер, направленных на улучшение условий труда, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, обеспечение проведения специальной оценки условий труда работников и получение работниками объективной информации о состоянии условий труда на рабочих местах.
Для повышения уровня развития социального партнерства, институциональной среды и инфраструктуры рынка труда в ЕАО необходимо проведение активной работы по развитию социального партнерства за счет создания эффективной системы участия работодателей, профсоюзов и институтов гражданского общества в процессах регулирования социально-трудовых отношений.".
1.2. Приложение N 2 изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Исполняющий обязанности |
Д.Ф. Братыненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сведения о статусе документа, его связях с информационным банком и другая полезная аналитическая информация о данном документе будут представлены в одном из ближайших выпусков системы ГАРАНТ
Постановление Правительства Еврейской автономной области от 19 декабря 2024 г. N 509-пп "О внесении изменений в Стратегию социально-экономического развития Еврейской автономной области на период до 2030 года, утвержденную постановлением правительства Еврейской автономной области от 15.11.2018 N 419-пп"
Вступает в силу с 19 декабря 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 23 декабря 2024 г. N 7900202412230011
сетевое издание "Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации" (http://npa79.eao.ru) 23 декабря 2024 г.