Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Кузнецовой Н.Г., Ломакина С.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "СЗ Инвестмент" Оборотова П.Б. (доверенность от 10.02.2011 б/н), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу Дмитриевой О.С. (доверенность от 11.01.2011 N 05-06/00007),
рассмотрев 02.11.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.04.2011 (судья Васильева Е.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2011 (судьи Дмитриева И.А., Несмиян С.И., Третьякова Н.О.) по делу N А56-66090/2010,
установил
Общество с ограниченной ответственностью "СЗ Инвестмент" (место нахождения: 191015, Санкт-Петербург, ул. Шпалерная, д. 51, литер "А", ОГРН 1069847511304, далее - ООО "СЗ Инвестмент", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция), выразившихся в принятии и регистрации уточненной налоговой декларации за четвертый квартал 2009 года, поступившей от имени ООО "СЗ Инвестмент", проведении камеральной налоговой проверки этой налоговой декларации, неправомерном уклонении от проведения экспертизы подписи и печати на сфальсифицированной декларации, неправомерном приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банковских организациях и списании по инкассовому поручению от 26.08.2010 N 10538 денежных средств в размере 111 857 руб., в вынесении решения от 16.09.2010 N 193 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и о признании недействительным решения Инспекции от 16.09.2010 N 193 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда первой инстанции от 11.04.2011 признаны незаконными действия Инспекции, выразившиеся в принятии и регистрации уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за четвертый квартал 2009 года, проведении камеральной проверки на основании спорной уточненной налоговой декларации за четвертый квартал 2009 года по НДС, в вынесении решения от 16.09.2010 N 193 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", неправомерном приостановлении операций по счетам ООО "СЗ Инвестмент" в банковских организациях, списании денежных средств ООО "СЗ Инвестмент" в размере 111 857 руб. по инкассовому поручению от 26.08.2010 N 10538. Суд признал недействительным решение Инспекции от 16.09.2010 N 193 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Постановлением апелляционного суда от 13.07.2011 решение суда от 11.04.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить судебные акты.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка по представленной 08.07.2010 Обществом уточненной налоговой декларации по НДС за четвертый квартал 2009 года, в соответствии с которой сумма НДС, исчисленная к уплате составила 122 034 руб.
В адрес Общества направлено требование от 14.07.2010 N 21923 об уплате НДС за четвертый квартал 2009 года в размере 111 857 руб.
По результатам проверки Инспекцией 19.08.2010 составлен акт N 2119 и принято решение от 16.09.2010 N 193 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 22 371 руб. 40 коп.
В порядке статьи 46 НК РФ Инспекцией принято решение от 26.08.2010 N 6508 и направлено инкассовое поручение от 26.08.2010 N 10538 на списание 11 857 руб., которые списаны с расчетного счета 07.09.2010 и решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.
Не согласившись с названными решениями Инспекции, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды удовлетворили требования Общества.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 3 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде. Налогоплательщик (его представитель) подписывает налоговую декларацию, подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (пункт 5 статьи 80 НК РФ).
Формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Минфином России (пункт 7 статьи 80 НК РФ).
Письмом МНС России от 01.04.2004 N 18-0-09/000042@ "Об использовании факсимиле подписи" разъяснено, что факсимиле не допускается использовать на доверенностях, платежных документах и других документах, имеющих финансовые последствия.
Минфин России в письме от 26.10.2005 N 03-01-10/8-404 отметил, что налоговым законодательством допускается возможность представления налоговых деклараций в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи". Однако действие данного Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при использовании иных аналогов собственноручной подписи. Также было отмечено, что законодательство о бухгалтерском учете и законодательство о налогах и сборах не предусматривают использование факсимильного воспроизведения подписи при оформлении первичных документов и счетов-фактур.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном данной статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.
Положениями статей 38 и 146 НК РФ определен объект обложения налогом на добавленную стоимость. Этот объект определяется на основании первичных бухгалтерских документов, а не налоговой декларации, равно как определяется и сумма налога в порядке, установленном статьями 171 - 173 НК РФ к уплате или к возмещению.
В данном случае Инспекция не провела соответствующую проверку доводов Общества о непредставлении им уточненной декларации за четвертый квартал 2009 года, не установила соответствует ли уточненная налоговая декларация по НДС действительной обязанности налогоплательщика.
Судами при рассмотрении дела приведены правовые нормы, истолковав которые, они пришли к правильному выводу, что воспроизведение подписи на налоговой декларации при помощи факсимиле не подтверждает сведения, указанные в ней. Налогоплательщик (его представитель) подписывая налоговую декларацию, подтверждает достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации, вызывая этим действием соответствующие правовые последствия.
Истолкование абзаца 2 пункта 5 статьи 80 НК РФ, в том смысле, что он позволяет подписывать налоговую декларацию посредством проставления оттиска факсимильного клише оригинальной подписи, привело бы к возникновению в налоговых отношениях неоправданно высоких рисков подтверждения полноты и достоверности сведений, указанных в налоговых декларациях, ненадлежащими лицами. Причем негативные имущественные последствия в связи с этим могли бы возникать как у государства, так и у самих налогоплательщиков.
Согласно пунктам 128, 129 и 132 приказа Минфина Российской Федерации от 18.01.2008 N 9н, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации 14.04.2008 N 11521 "Об утверждении административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения".
Налоговая декларация (расчет) может быть представлена в инспекцию ФНС России, исполняющую государственную функцию, на бумажном носителе налогоплательщиком (его представителем) лично или в виде почтового отправления с описью вложения, заверенной должностным лицом отделения связи, либо передана в электронном виде по ТКС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Прием налоговых деклараций (расчетов) осуществляют должностные лица структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за исполнение государственной функции, в обязанности которых входит прием налоговых деклараций (расчетов).
Должностные лица, ответственные за исполнение государственной функции, обязаны:
1) проверить у налогоплательщика (его представителя), представившего налоговую декларацию (расчет) лично, документы, подтверждающие личность и соответствующее полномочие уполномоченного представителя налогоплательщика;
2) проверить, соответствует ли налоговая декларация (расчет) установленной форме (установленному формату);
3) зарегистрировать налоговую декларацию (расчет), представленную по установленной форме (установленному формату), в информационном ресурсе инспекции ФНС России "Реестр регистрации налоговых деклараций (расчетов), иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов (сборов), и бухгалтерской отчетности" (приложение N 12 к настоящему Административному регламенту);
4) по просьбе налогоплательщика (его представителя) проставить на представленной им копии налоговой декларации (расчета) отметку о принятии налоговой декларации (расчета) и дату ее приема.
В силу пунктов 133 и 134 Регламента налоговая декларация (расчет) не принимается у налогоплательщика (его представителя) по следующим основаниям:
1) отсутствие документов, подтверждающих личность налогоплательщика, или отказ налогоплательщика предъявить должностному лицу, исполняющему государственную функцию, такие документы в случае представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) лично;
2) отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке личность и полномочия уполномоченного представителя налогоплательщика на представление им налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ уполномоченного представителя налогоплательщика предъявить такие документы;
3) представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату) и не в установленном порядке;
4) отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя организации-налогоплательщика (физического лица - налогоплательщика) или представителя налогоплательщика, уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), и (или) печати;
5) отсутствие в налоговой декларации (расчете) ЭЦП руководителя организации-налогоплательщика (физического лица - налогоплательщика), уполномоченного представителя налогоплательщика или несоответствие ЭЦП подписи руководителя организации-налогоплательщика (физического лица - налогоплательщика), уполномоченного представителя налогоплательщика в случае представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде по ТКС;
6) представление налогоплательщиком (его представителем) налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).
При наличии оснований, предусмотренных пунктом 133 настоящего Административного регламента, должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, информирует налогоплательщика (его представителя) о том, что налоговая декларация (расчет) не принята, с указанием причины в устной форме в случае, если налоговая декларация (расчет) представлена налогоплательщиком лично или через представителя, либо соответствующим уведомлением, направленным налогоплательщику (его представителю) почтовым отправлением заказным письмом.
Поэтому удовлетворяя заявленные Обществом требования, суды исходили из несоответствия налоговой декларации, в которой подпись руководителя общества проставлена посредством факсимиле, требованиям налогового законодательства и отсутствии обязанности у налогового органа ее принять и производить проверку и такая налоговая декларация не подтверждает действительного заявления налогоплательщиком указанных в ней сведений.
Указанный вывод подтвержден результатами прокурорской проверки и вынесенным в адрес Инспекции предписанием об устранении нарушений налогового законодательства.
Кроме того, апелляционный суд обоснованно указал, что ООО "СЗ Инвестмент" обращалось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу от 11.08.2010 N 3490/11-241 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и N 96-11/241 об отказе в возмещении НДС в сумме 82 010 464 руб. за четвертый квартал 2009 года. Решением суда первой инстанции от 09.03.2011, оставленным апелляционной инстанцией от 15.06.2011 без изменения, установлено право Общества на возмещение 82 010 464 руб. НДС за четвертый квартал 2009 года и у Общества не имелось оснований для подачи уточненной декларации за этот же период.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций дана оценка всем доводам налогового органа по рассматриваемым вопросам, в том числе по изложенным в кассационной жалобе, дело рассмотрено ими полно и всесторонне с соблюдением норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.04.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2011 по делу N А56-66090/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Судьи |
Н.Г. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
На налоговой декларации не допускается использовать факсимильное воспроизведение подписи.
К такому выводу пришел суд округа и разъяснил следующее.
В силу НК РФ декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по определенным форматам в электронном виде.
Налогоплательщик (его представитель) подписывает декларацию, подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в ней.
Истолкование этих положений в том смысле, что они позволяют подписывать декларацию посредством проставления оттиска факсимильного клише оригинальной подписи, привело бы к определенным последствиям.
В налоговых отношениях возникали бы неоправданно высокие риски подтверждения полноты и достоверности сведений, указанных в налоговых декларациях, ненадлежащими лицами.
Причем негативные имущественные последствия в связи с этим могли бы возникать как у государства, так и у самих налогоплательщиков.
Как подчеркнул окружной суд, ранее МНС России отмечало, что факсимиле не допускается использовать на доверенностях, платежных и других документах, имеющих финансовые последствия.
Также Минфин России разъяснял, что налоговым законодательством допускается возможность представить декларации в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи. Однако в отношении иных аналогов собственноручной подписи такое не предполагается.
Законодательством о бухгалтерском учете и о налогах и сборах не предусмотрено использование факсимильного воспроизведения подписи при оформлении первичных документов и счетов-фактур.
С учетом этого налоговый орган не обязан принимать и проводить проверку декларации, в которой подпись руководителя юрлица проставлена посредством факсимиле.
Воспроизведение подписи на декларации при помощи факсимиле не подтверждает сведения, указанные в ней.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 ноября 2011 г. N Ф07-9558/11 по делу N А56-66090/2010